Кейс – технология – эффективное средство организации обучения в ходе
подготовки к реализации ФГОС ООО.
Сегодня, в период перехода от индустриальной к информационной культуре,
отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость,
подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация
на всех уровнях, перед образованием стоит задача – подготовить человека,
соответствующего этой новой культуре.
Современная школа должна воспитывать готовность человека к
«инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию
приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и
самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и
профессиональной.
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго
поколения является их ориентации на результаты образования как
системообразующий компонент конструкции стандартов». «Процесс учения
понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков,
составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как
процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального
опыта»,
На современном этапе изменилась не только сумма знаний, необходимых
современному человеку, - еще большие перемены произошли в способах изучения
нового. Знаний - море, но способы получения их кардинально улучшились.
Используя компьютеры с выходом в Интернет, учащиеся могут получить более
эффективный доступ к источникам знаний.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования,
ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот
процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и
практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация
образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение,
педагогический менталитет.
В этих условиях учителю
необходимо ориентироваться в широком спектре
современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить
время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского
педагогического опыта.
Сегодня быть педагогически грамотным специалистом
нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.
Поиски ответов не только на вопросы "
чему учить ?", " зачем учить ?", " как
учить? ", но и на вопрос "
как учить результативно
?" привели ученых и
практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение
в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным
результатом. И в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические
технологии.
Вопросы педагогических технологий помогают учителям отвечать на извечные
вопросы:
какая цель должна быть достигнута, и какова
последовательность ее реализации?
В результате рождаются вариативные
способы решения педагогических задач и разнообразные педагогические системы, в
основе которых функционирует технологический инвариант:
цель – средства –
правила и последовательность их использования – результат.
Наша задача состоит в применении технологий обучения, ориентированных на
личностно-деятельностный подход в образовании. Выбор технологии преподавания
конкретной дисциплины осуществляется учителем на основе его личных убеждений
и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Технология
обучения должна быть направлена на эффективное достижение поставленной цели
и следовательно порядок разработки можно представить в виде следующей
структуры:
Необходимо помнить, что выбор технологии зависит от ряда факторов:
приоритетности целей образования;
специфики содержания обучения;
состава детей и их количества;
уровня технической оснащенности учебного процесса, создания единой
образовательной среды.
В качестве примера современных эффективных образовательных технологий
назовем следующие:
технология критического мышления (
Американские педагоги Чарльз Темпл,
Джинни Стил,
Куртис Мередит);
технология «Case-Study» (Метод кейсов или кейс-технологии -
Школа бизнеса
Гарвардского университета США)
технология учебного диалога (советская психолого-педагогическая школа)
Сегодня хотелось бы остановиться на одной из
современных эффективных
образовательных технологий - кейс-технологии.
Кейс-технологии в современном образовании:
В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный
поиск эффективных методов обучения , одним из них являются так называемые
кейс-технологии.
Изначально кейс-технологии разрабатывались для обучения юристов и
менеджеров, когда студенты активно обсуждали конкретную экономическую или
юридическую ситуацию, что и служило основой для их дальнейшей
профессиональной деятельности. На сегодняшний день данные технологи широко
используются в средних школах, а в начальной школе делаются первые попытки.
Название произошло от латинского термина «casus» — запутанный или необычный
случай.
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод
проектов, и ситуативный анализ .
Кейс технологии противопоставлены таким видам работы, как повторение за
учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от
обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один
правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и
множество альтернативных путей, приводящих к нему).
В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных
данных) описание которой одновременно отражает не только какую-либо
практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который
необходимо усвоить при разрешении данной проблемы
Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа
или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной
ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и
применить их на практике.
Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету,
развивает у школьников такие качества, как социальная активность,
коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
При использовании кейс –технологий на уроках у детей происходит
Развитие навыков анализа и критического мышления
Соединение теории и практики
Представление примеров принимаемых решений
Демонстрация различных позиций и точек зрения
Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях
неопределенности
Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в
составе группы:
анализировать информацию,
сортировать ее для решения заданной задачи,
выявлять ключевые проблемы,
генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.
Кроме того, дети:
Получают коммуникативные навыки
Развивают презентационные умения
Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно
взаимодействовать и принимать коллективные решения
Приобретают экспертные умения и навыки
Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для
решения ситуационной проблемы
Изменяют мотивацию к обучению
При активном ситуационном обучении участникам анализа предъявляются факты
(события), связанные с некоторой ситуацией по ее состоянию на определенный
момент времени . Задачей учащихся является принятие рационального решения,
действуя в рамках коллективного обсуждения возможных решений, т.е. игрового
взаимодействия.
К методам кейс - технологий, активизирующим учебный процесс, относятся:
метод ситуационного анализа (Метод анализа конкретных ситуаций,
ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии)
метод инцидента;
метод ситуационно-ролевых игр;
метод разбора деловой корреспонденции;
игровое проектирование;
метод дискуссии.
Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе
реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение
знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.
Одной из важнейших характеристик кейс-метода является умение
воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу по любому
предмету.