Напоминание

"Система упражнений для чтения"

Автор: Максимова Луиза Егоровна

Должность: учитель

Учебное заведение: МБОУ ЧСОШ имени С.А.Новгородова

Населённый пункт: с.Чурапча

Наименование материала: статья

Тема: "Система упражнений для чтения"

Описание:

Почему одни люди легко решают сложные, запутанные проблемы, а других даже простая житейская задачка ставит в тупик ? Как научиться правильно оценить ситуацию, чтобы всегда принимать верное решение ?

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=4853

Опубликовано 22.11.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Система упражнений по формированию навыка чтения целыми

словами
Необходимость овладения детьми навыка оптимального чтения, как залогом успеха всего дальнейшего обучения, понятна каждому учителю. Как же помочь детям ? Для решения этой задачи можно вести работу в следующих направлениях: отработка навыка чтения целыми словами; сведение к минимуму ошибок при чтении; осознанность чтения; выразительность чтения. 1. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса. 2. Чтение блоков. 3. Отработка дикции. 4. Развитие оперативной памяти. 5. Интонационная разминка.
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу. Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов. Обрызгайте бельё водой (в один приём, три, пять). Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё. Выдох со счётом. Сделайте вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух. Использование скороговорки (хором): Как на горке на пригорке Стоят тридцать три Егорки (глубокий вдох) Раз Егорка, два Егорка… (и т.д. до полного выдоха) Необходимо отметить, что уже после нескольких занятий воздуха хватает на большое количество Егорок.
Чтение блоков.

Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребёнка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений- это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределён по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объём материала к уроку составляет 20- 25 буквосочетаний и увеличивается соответственно возрастанию размеру самих буквосочетаний (2, 3, 4, 5 букв). Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания. Запись блока производится непосредственно во время урока с требованием к учащимся читать их про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором. Слитное прочтение двух рядом стоящих букв (первая группа блоков) Аа уа ау иа ея АО яя яю ее ею Еу ад аж ай ам ап ар ах!ей ел ем Ед еж ек иж из ик ил им ИФ их ой! Ом он ос от ох Ош уж ум ус ух!эй! Эх!юг юз Юм юн яд як ял ям Ян яр Ба бы бэ-э-э во!вы га да до же за Ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э на Не ни но ну по Ра ре си су та те То ту ты тю!фа фу!ха!хе!че чу ша! Щи бр-р-р кшш… тшш… тсс… Ай-ай ей-ей ек-ек ой-ой!во-во! Га-га-га!да-да-да!эй-эй! Ну-ну то-то хе-хе-хе ха-ха-ха! Ба-ба дя-дя па-па ма-ма
Чтение трёхбуквенных сочетаний и слов.
При отработке чтения слов этой группы полезно использовать приём наращивания: сначала детям предлагается хором прочитать слияние, а затем буквосочетание, например: га- ага, ба- бай, са- сам. Ага бай сам шар пах Аут баз бык бэр вон Выя дар дом бей ели Ему Зея сею уже зал Ива тик хил зим лиф
Тих бия кар лих люк Ляп миф мул мыс мэр Нас нет нищ нот гну Бой лом сон ост лот Мох бош пол Юра рек Оси суп эта тел тот Эту тыл тюз ума муж Кум рус дух Уфа Уфу Уха ухе чек чуб шаг Щит эхо юга тюз юму Дюн яды яку мял яма Аа- ага- яга- Яна Ли- лих- тих- тех- мех- Ад- сад- суд- сед- мох дед- бед Му- мул- нул- луг- луч- Ай- бай- рай- лай- куч лей- лес На- нас- сан- сап- нес- Бэ- бэр- бор- бур- сел бут- бус Ос- ост- сто- дос- дом- Во- вон- вот- воз- ома вол- Эол По- пол- пал- мал- Га- газ- гаи- уаз- азы дал- жал азу Ре- рек- век- вак- ваз- До- дом- дон- док- воз око- мод Су- суп- сук- сок- ток- Ем- ему- тем- там- так том- сом То- тут- тот- аут- кут- Же- уже- ежу- еду- кум ежи- жив Уж- муж- луж- лыж- За- зал- зав- зам- пыж- паж зад- зуд Фа- Уфа- фат- фар- Им- зим- ими- иди- фал- Фил или- ила Ха- уха- хам- рам- Ка- кар- жар-жир- Рим- ран жор- гор Че- чек- кэч- кож- жек-жук Фразы для чтения: Морж мёрз, но полз. Майкл ел борщ и торт. На борт жал болт.
Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова.

Влип враз врач вред все втуз Где глуп граф грач грех гриф Джаз дни дней дров друг ждал Жрец звон злой знак зной клёв

Фразы для чтения: Класс встал у парт. Мой друг щедр.
Чтение наиболее трудных однослоговых слов.
Вверх взмах взнос взмыл вклад Гвалт тракт Днепр Днестр дрозд Монстр перст пестр пункт склад смысл спорт столб страж треск
Чтение двуслоговых слов.
Аббат бедных браво велю Абсурд без фар брикет венки Аган белый бронза верни Ажур бизон бронхит верхи Фразы для чтения: Жнец ждал. Я вверх вёз хлеб.
Чтение слов с твёрдыми и мягкими согласными.
Сели- съели, семка- съёмка, приезд- съезд, приём- объём, взял- изъял, веду- въеду. Фразы для чтения: Он вёл коня, потом въехал во дворец. Наша съёмка объекта была изъята. Быт- быть, ест- есть, вон- вонь, гость- гост, мел- мель, даль- дал, пусть- пуст, кровь- кров, плот- плоть, Коля- колья, дарю- Дарью, семя- семья, браня- вранья.

Чтение слов, словосочетаний и фраз без ограничения возможных речевых

трудностей.
апрельская Ломоносов полширины базальтовый обыкновенная эссенция зеркальный падчерица фамилия знаменитая недобропорядочность
Учись читать правильно.
1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке. 2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова , если понял его. 3. При чтении будь внимателен к каждому слову. 4. Старайся понять, о чём читаешь. 5. Читай ежедневно вслух и «про себя». Упражнения для развития чёткости произношения. Чтение скороговорок, чистоговорок, упражнений в чётком чтении абзаца, строфы. И швец, и жнец, и на дуде игрец. и т.п
Произноси чётко, внятно, соблюдая знаки препинания.
Книга в суме / - в пути тягость, Книга в уме / - в пути облегчение. Испокон века / - книга красит человека.
Читай правильно диалог.
- Собака,/ что ты делаешь ? - Волков пугаю. - А что хвост поджала ? - Волков боюсь.
Покажи повышение и понижение голоса.
- Что ж ты, Ёж, такой колючий ? (в) - Это я на всякий случай. (н) - Знаешь, кто мои соседи ? (в) - лисы, волки и медведи. (н)
Произноси правильно.
ща, ще ручища, ножища, тараканище чудище, хвостище
Щёткой чищу я щенка. ого, его У синего моря. Пустите отдохнуть дорожного человека. Эта страниц зелёного цвета. р грохот грома родимая сторонка режу резеду Карл у Клары украл кораллы. сш Шапкой Саша сшиб шишку.
Читай скороговорку сначала медленно, затем быстрее, и совсем быстро без

ошибок.
Сыворотка из- под простокваши. Добрый разум не наживёшь сразу. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения. Слова с общим корнем: вода, водный, белый, бельё; Родина, родной. Сочетания слов: чистого берега, у дальнего леса. Корень слова: чистота- частота, девушка- дедушка, булка- белка. Связный текст для безошибочного восприятия: абзац, строфа, или «спрашивают- спрашивали, расспрашивать- расспрашивали». Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память. Ученье въюга, метель, поземка, буря Учёный Чтение- вот лучшее умение. Ученик Бури Ветры Ураганы Разыграйся Заморозить выхолаживая Дети запоминают и повторяют. Также здесь используются зрительные диктанты по И.Т Федоренко и В.Н Зайцеву.
Проверка зрительной памяти. Рассмотреть таблицу рисунков в течение 30 секунд. Закрыть её и посмотреть на рисунки справа. Отметьте те из них, которые вы запомнили из левой таблицы. Проверка результата: 7 элементов- средний уровень, 12- хорошая зрительная память, 17- прекрасно. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча. «Губы». Для чёткого разграничения чтения молча и вслух. К плотно сжатым губам по команде читать «про себя» дети прикладывают палец левой руки- этим подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение. «Угадай». Алёнка вылез_ _ из луж_ и сказа_ _: - А вода до чего тёпл_ _ ! И побеж_ _ _ по ули_ _, по всем лужи_ _ _ и калужинк_ _. Таня бросил_ _ за ней. Они догон_ _ _ друг друга, шлёп_ _ _ босы_ _ ног_ _ _ по воде, подним_ _ весёл_ _ брыз_ _, и смеял_ _ _. Упражнения на антиципацию отдельных слов на основе входящих в их состав согласных. Примеры: буквы Ц-Л могут дать слова цель, целый и др.; буквы С-Л сало, соль, соло, сила, осёл.
Таблица комбинаций согласных букв
А Б В 1 с д б г р т р с р в к з н д н п ж р в р ж л в л г г л г м л л п р з н з л т м т г д р ж р л к с д м б х р к д р д м р к г л б к м ж с ф л м т з д к ж 2 к б т н с ш к с л ж т м р з м п н в н т п с к р д л д н ш г т м б к п л м к л г б р б л з т н ж р в р с п т р м т р с 3 з в д л п ц р т м с п с п л б б р з м ж щ к в щ л г т н к р з р г з м в т р т м з р ж б р л д к р т н б л с р н с п р к
Найти буквы по координатам: 3- В- 2- 1 2- А- 2- 2 1- В- 5- 3 Тренировка происходит в парах. Обучаемый, найдя заданную партнёром согласную, комбинирует её с рядом стоящей, произвольно добавляя гласные. Упражнения на антиципацию частей диалога. - Ты уже читал эту книгу ? (Нет, не читал.) - Я её тебе дам прочитать. (Спасибо. Но я её тебе не скоро верну). - Ты что, медленно читаешь ? (Да. И читать некогда) Упражнения на понимание прочитанного. 1.Назови одним словом: Чиж, грач, сова, ласточка, стриж- … 2.Раздели слова на группы: А) заяц, горох, волк, огурец, ёжик, медведь. Б) радость, апельсин, яблоко, грусть, любовь, абрикос. 3. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова: Травы: (клевер, щавель, подорожник, кедр, лиственница). 4. Пятый –лишний. Шляпа, волосы, глаза, нос, уши. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, молниеносно. 6. К слову, стоящему за скобками, из слов, стоящих в скобках, подобрать два слова, ближе всего по смыслу подходящих к первому слову: Пение (звон, мелодия, искусство, аплодисменты, голос).
Виды чтения


Жужжащее чтение.
Все ученики в течение 5 минут читают одновременно вслух вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью.
Ежеурочные пятиминутки чтения (монгольский метод).
Любой урок начинается с того, что дети 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, каждый свою любимую книгу.
Чтение перед сном.
Именно последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
Режим щадящего чтения.
Ребёнок читает одну- две строки и отдыхает, затем повторяется такое же чтение (диафильмы).
Орфографическое чтение.
Дети проговаривают всё как написано.
Чтение- канон.
Дети читают за хорошо читающим учеником.
Чтение по ролям.

Чтение цепочкой.
Прерывать нельзя.
Чтение на время.
Самозамер скорости чтения. В конце каждого урока оставляем 3- 4 минуты, чтобы произвести самозамер. Результат записывается в дневник. Уже через неделю можно получить результат, который свидетельствует об увеличении скорости чтения.
Многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым

заданием.
Этот приём обеспечивает развитие навыка чтения. Вот тогда- то ребёнок открывает в нём что- то новое, чего не заметил при первом чтении.
Чтение «спотыкаясь о камушки».
Задача- при чтении обращать внимание на знаки препинания (камушки). Ввод в игру. Представьте себе- течёт ручеёк. На его пути встречается камушек. Что делает ручеёк ? Приостанавливается, огибает камушек и течёт дальше. А теперь представьте, что наш голос- это ручеёк. Что же будет тогда камушками ? Камушки- это все знаки препинания, которые встречаются в тексте.
Виды работ над текстом.

Работа с текстом не должна быть однообразной. Ниже приведены виды заданий, которые помогут создать процесс чтения занимательным. 1. Чтение самого красивого места в рассказе. 2. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. 3. Чтение «выше нормы» (это домашнее чтение, поэтому ученик набирает 10- 15 слов выше нормы). 4. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа. 5. Чтение и установление что правда, что вымысел ( для сказки). 6. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу или поговорку. 7. Чтение, рассказ о том, что понравилось, что запомнилось. 8. Установление путём чтения причинно- следственных связей. 9. Чтение названия рассказа. (как ещё можно назвать). 10.Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы. 11.«Живая картинка» (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное). 12.Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов. 13.Чтение, пометка непонятных слов. 14.Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: а ) сущ +прил. б ) сущ.+ гл. в ) мест.+ гл. 15. Чтение с выписыванием слов для цитат и словаря. 16. Комбинированное чтение (учитель- ученики). 17. Нахождение отрывка, который нужно прочесть презрительно, строго, с мольбой, досадой, радостно, печально… 18. Нахождение и чтение предложений с восклицательным знаком, вопросительным знаком, и др. 19. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно. 20.Нахождение в рассказе самого длинного слова.
Список использованной литературы:

1. Популярная психология для родителей «Если ребёнок не любит читать»; М. Кравцова, М.: «Эксмо», 2003. 2. Резервы обучения чтению; В.Н Зайцев, М.: «Просвещение», 1991. 3. Чтение как психологическая проблема учащихся 1- 6 классов; М.В. Гушенец, Томск: «Пеленг», 1999. 4. Практическая методика обучения русскому языку в начальных классах; С.И. Поздеева, Томск: «Пеленг», 2000. 5. Сборник текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения; Т. И. Кондранина, М.: 1998. 6. Совершенствование чтения младших школьников; М. И. Оморокова, М.: 1999. 7. Читать меньше, чтобы читать больше; И. Куликова, газета «Начальная школа» (еженедельное приложение к газете «1 сентября»), № 21, 1995. МОУ Чурапчинская средняя общеобразовательная школа им.С. А Новгородова

Тема:

«Система упражнений по формированию навыка чтения

целыми словами»
Максимова Луиза Егоровна учитель начальных классов Чурапча 2012


Яндекс.Метрика