Напоминание

"Образ автора "Слова о полку Игореве". Художественные особенности произведения.

Автор: Алексеева Ирина Алексеевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МКОУ Языковская СШ им. Н. М. Языкова

Населённый пункт: р.п. Языково, Ульяновская область, Карсунский район

Наименование материала: Конспект урока литературы в 9 классе

Тема: "Образ автора "Слова о полку Игореве". Художественные особенности произведения.

Описание:

В конспекте урока рассматриваются художественные особенности произведения: композиция, язык. Наглядно в виде схем представлено строение "Слова о полку Игореве".

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=4975

Опубликовано 11.12.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


«Образ автора «Слова…». Художественные особенности произведения.

I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
II. Формулирование темы урока.
Ребята, тема нашего урока «Образ автора «Слова…». Художественные особенности произведения.
III. Урок.

1. Образ автора «Слова…». Работа в парах.
Мы начнем изучение этой темы с задания. Вспомните все, что мы говорили об авторе на предыдущих уроках. Составьте письменный портрет автора произведения. Каким вы себе его представляете? (5-7 предложений) Попробуйте нарисовать в тетрадях. Сколько время вам понадобится? Нескольких учеников просим зачитать, что у них получилось.
2. Художественные особенности произведения.

А) Композиция
Ребята, кто знает, что такое композиция?
Композиция
- взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств в словесно-художественном произведении. Структура, план выражения литературного произведения. Построение художественного произведения. Давайте разберемся в композиции «Слова..». «Слово о полку Игореве» — произведение сложно организованное, в котором описание событий чередуется с авторскими размышлениями, экскурсами в прошлое, лирические страницы сменяются широким эпическим описанием. Композиция «Слова...» четкая и продуманная, она отступает от последовательного рассказа о походе Игоря, но нацелена на раскрытие основной идеи произведения. Потому повествование часто прерывается разнообразными авторскими отступлениями. Открывает «Слово...» вступление, в котором автор определяет свою задачу: в отличие от легендарного древнерусского певца-сказителя Бояна он не собирается восхвалять подвиги князей, а хочет «по былинам сего времени», то есть, следуя исторической правде, рассказать о подлинных событиях недавнего прошлого. Основная часть включает в себя три внутренне взаимосвязанных раздела. В первом повествуется о сборах Игоря и других князей в поход и зловещих предзнаменованиях, сопровождающих продвижение войска по половецкой степи («Солнце ему тьмою путь заступало»). Далее показан первый успешный бой с половцами передового отряда и сокрушительное поражение русских войск в битве на Каяле, гибель и пленение дружинников и князей. Центральный эпизод второго раздела — вещий сон о поражении войска Игоря, который видит киевский князь Святослав, и его «золотое слово», содержащее важнейшие для автора мысли о
необходимости объединения русских земель. Третий, самый небольшой по объему, раздел включает два основных эпизода. Это плач Ярославны, удивительное по красоте и выразительности символическое олицетворение плача всей земли Русской о погибших и плененных своих защитниках; и описание побега Игоря из плена. Заключительная часть «Слова...» — своеобразный эпилог, в котором рассказывается о возвращении князя Игоря, осознавшего свою вину, и его торжественной встрече в Киеве. Завершается все повествование радостным приветствием не только ему, но и всем князьям и дружинам, сражающимся за Русскую землю. В основе композиции лежит принцип переплетения триад. Использование этого принципа говорит о высокой литературной культуре автора. Внешнюю триаду составляют зачин, основная часть и концовка. Внутри основной части выделяют, в свою очередь, три части: повествование о походе Игоря и его последствиях для Руси, прерываемое тремя авторскими отступлениями; центральный фрагмент, посвященный Святославу (сон Святослава, его толкование боярами, "золотое слово", сливающееся с авторскими обращениями к князьям); заключительный фрагмент, связанный с возвращением Игоря из плена (плач-заклинание Ярославны, бегство Игоря, погоня Гзака и Кончака).

Задание: составьте план «Слова..».
План Вступление 1. Воспоминание о Бояне. 2. Зачин. Основная часть.
1. Поход Игоря.
• Соединение с Всеволодом и его дружиной. • Вступление русских в половецкую степь. • Первая встреча с половцами. • Вторая встреча с половцами: а) грозные знамения природы; б) героизм Всеволода; в) песнь о временах старого Владимира; г) роковая битва. • «Трудная» песнь об Игоревом походе, то есть песнь о печали и беде на Русской земле.
2. Песнь о великом Святославе.
• Похвала великому князю Киевскому Святославу. • Сон Святослава. • «Золотое слово» Святослава: а) укор Игорю и Всеволоду; б) воззвание к князьям о помощи. • Скорбь о гибели славы прадедов. • Песнь о Всеславе. • Заключительная песнь.
3. Возвращение Игоря.
• Плач Ярославны. • Освобождение Игоря: а) побег Игоря из плена; б) встреча с Донцом; в) неудачная погоня.
Заключение
1. Величание князей. 2. Концовка.
Б) Особенности языка поэмы.
Автор обращается к фольклору, поэтому, опираясь на фольклор, он поднимается до своего индивидуального видения мира, и потому рождается своеобразный, небывалый художественный стиль. По словам В.Г.Белинского, поэма «Слово о полку Игореве» - «прекрасный благоухающий цветок славянской народной поэзии».  Каким жанрам устного народного творчества близка Игорева песня? Былине: эпический сюжет, образы русских князей восходят к образам богатырей - традиционные для былины повторы, финальная слава князьям и дружине. Народной песне: в плаче Ярославны прослеживается структурный параллелизм с образами природы, в расшифровке сна Святослава - метафорический пейзаж.
В тексте произведения неоднократно встречаются народно-поэтические сравнения : например, битвы - с посевом , который печалью всходит по Русской земле, или со свадебным пиром, где воинам - сватам недостает кровавого вина. Из народного творчества поэт заимствовал уподобление людей и явлений человеческой жизни явлениям природы . Так, картина бури в степи незаметно переходит в изображение грозного наступающего половецкого войска. В языке произведения много постоянных эпитетов, характерных для устного народного творчества : "серый волк", "сизый орел", "борзые кони", "чистое поле", "черная земля", "зеленая трава", "светлое солнце". Старинные народно-поэтические эпитеты ,в основном, верно характеризуют изображаемый предмет (или явление), но всегда приписывают ему одно и то же свойство. Автор «Слова» уже не довольствуется только постоянными эпитетами. В предметах и явлениях он умеет подмечать различные свойства и выражать их разнообразными художественными определениями. Не случайно мы встречаем в поэме такие эпитеты, как " вспугнутые лебеди" (в старинной народной поэзии обычно употреблялось определение "белые лебеди"), "серебряные берега" (в творчестве народных сказителей - "крутые берега") и т.п.  Важно отметить, что именно в эпизоде плача Ярославны отчетливо заметна связь произведения с устно-поэтическими традициями Руси. Яркий, лиричный образ Ярославны помогает автору «Слова...» усилить эмоциональность поэмы, выразить отношение всей русской земли к произошедшей трагедии. Свойственные народной поэзии плачи проходят через всю поэму. Когда князь Игорь терпит поражение, плачет природа («Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось»), плачет родная земля. И застонал, братья, Киев от горя, А Чернигов от напастей. Тоска разлилась по Русской земле. Плачут русские жёны: «Уж нам своих милых лад ни мыслью не осмыслить, ни думою не сдумать, ни глазами не повидать...» А на самом Дунае слышится плач жены Игоря — княгини Ефросинии Ярославны, обращённый и к Ветру, и к Днепру Славутичу, и к светлому Солнцу.
IV. Синтез

1. Подведение итогов. Обобщение.
 Что такое композиция? Каковы ее особенности?  Каковы особенности языка поэмы?  Каким жанрам УНТ близко «Слово»?
2.Рефлексия.
 Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?  Что осталось непонятным?
3. Домашнее задание.

Мини – сочинение « Образ автора в поэме « Слово о полку Игореве»



Яндекс.Метрика