Напоминание

"Организационная модель внеурочной деятельности по предмету в аспекте ФГОС"

Автор: Голова Елена Вячеславовна

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МБОУ СОШ № 17

Населённый пункт: город Новочеркасск

Наименование материала: статья

Тема: "Организационная модель внеурочной деятельности по предмету в аспекте ФГОС"

Описание:

Описание модели: Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Организация занятий по направлениям раздела "Внеурочная деятельность" является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=4997

Опубликовано 13.12.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Голова Е.В. «Организационная модель внеурочной деятельности по предмету в аспекте ФГОС» Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
Цель внеурочной деятельности:

создание условий для

проявления и развития ребенком своих интересов на основе

свободного выбора, постижения духовно-нравственных

ценностей и культурных традиций.

Основные задачи:
 выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;  создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;  формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;  развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
 создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;  развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;  расширение рамок общения с социумом.
Принципы организации внеурочной деятельности:
 соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;  опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности школы;  опора на ценности воспитательной системы школы;  свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.


Описание модели
Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в нашем образовательном учреждении. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования.
Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
-приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе ), понимание социальной реальности и повседневной жизни; -сформированность позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); -освоение опыта по получению социальной, гражданской коммуникативной компетенций школьника; -увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; -воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни. Программа внеурочной деятельности «Азбука общения» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5-7 классов, воспитание личности подростков посредством межличностного общения. Содержание программы раскрывается в аспекте требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Под коммуникативной компетентностью понимаем следующее – это умение ставить и решать определенные типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации собеседника (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.).
В ходе выполнения программы используется вид внеурочной деятельности – проблемно-ценностное общение, которое формирует и развивает эмоциональный мир школьника, учит грамотному восприятию жизненных проблем, ценностей и смысла жизни. Основные мотивы общения:  потребность во впечатлениях (познавательный мотив);  потребность в активной деятельности;  потребность в признании и поддержке (личностный мотив). Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
Цель и задачи курса:
1. Познание и воспитание собственной личности подростка посредством межличностного общения. 2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. 3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия. 4. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
Формы занятий:
 тренинги (коммуникативные, поведенческие),  этические беседы,  ролевые игры: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные,  дебаты,  тематические диспуты,  проблемно-ценностные дискуссии,
Методы:
 проигрывание и анализ жизненных ситуаций,  упражнения творческого характера (рисование, импровизации и т.п.).  поведенческий тренинг,  лекции с обратной связью,
 психологические игры,  решение коммуникативных речевых задач,  работа в парах,  метод интервью, Внеклассная работа позволяет ученикам общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом лингвистических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений. Движущей силой внеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке регламентирована единой и обязательной для всех программой, то внеклассная работа импонирует школьнику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора лингвистического материала, форм общения с искусством слова, способов творческого самовыражения – возможностью делать то, что хочешь и можешь: попробовать себя в роли корреспондента, оратора, исследователя и т.п. Это “зона свободного поиска”. Особый интерес к внеклассной работе в современной школе объясняется еще и тем, что она задает тон ломке методических стереотипов, рождению новых подходов к преподаванию русского языка, привносит дух живого диалога, откровения, раскрепощенности. Внеклассная работа становится своеобразной лабораторией творчества преподавателя, в которой модернизируются нетрадиционные для учебного процесса формы общения с миром слов, адекватные нынешней социокультурной ситуации. Внеклассную работу по русскому языку нельзя смешивать с особым видом работы школы по выполнению ею учебно-воспитательных задач, известных в школьной практике под названием “дополнительных занятий” или “работы с отстающими”, организуемых для оказания помощи ученикам, которые по той или иной причине не усвоили программный материал и должны восполнить пробелы в знаниях). Внеклассная работа по русскому языку, как правило, ведется в учебном году параллельно с классными занятиями. Обычно она тесно связана с уроком, но, тем не менее, постоянно стремится к некоторой автономности: к расширению и углублению знаний учащихся по предмету, к поискам форм, наиболее адекватно отражающих специфику занятий по интересам. Это кажущееся противоречие – тесная связь с обязательной программой и в то же время выход за ее пределы –
составляет одну из особенностей внеклассной работы, которая призвана, развивая познавательные интересы ученика, учитывать эти интересы и опираться на них. Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяет ответить на многие вопросы, интересующие детей. И в этом случае на помощь приходят внеклассные занятия. Несмотря на то, что конечная цель уроков и внеклассных занятий по русскому языку – подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, – совпадает, неурочная работа имеет свои, важные для обучения и воспитания цели и задачи. Таким образом, внеклассная работа по русскому языку является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. Успех решения этих целей и задач во многом зависит от умения правильно организовывать внеурочные занятия с детьми. Особый интерес вызывают у наших воспитанников нестандартные, нетрадиционные формы деятельности, которую психологи называют продуктивной, творческой. Основополагающая задача её – развитие интеллекта, личностных, коммуникативных качеств ученика, его саморазвитие, самообразование, самовоспитание. Это и определяет моделирование среды для раскрытия творческого потенциала личности, индивидуальных способностей каждого ученика, для познания им своих творческих возможностей, для формирования культурологической компетенции. Нетрадиционные формы деятельности должны превосходить качественный потенциал обычных уроков, содержать многоплановый педагогический “стереоэффект”, возможности интеграции многих составляющих.
Цели
, которые мы преследуем: – осознание эстетической ценности русского языка; – формирование уважительного отношения к родному языку, гордость за него (воспитание патриотизма); – развитие креативности учащихся; – воспитание стремления к речевому самосовершенствованию; – закрепление практических навыков устной и письменной речи.
Творческий подход в организации всех мероприятий – обязательное условие, неукоснительно выполняемое всеми педагогами МО. Неделя русского языка и литературы традиционно открывается конкурсом агитплакатов “За чистоту русского языка” или конкурсом на лучший плакат с использованием афоризмов, крылатых выражений, высказываний о русском языке. В течение недели проводятся и ставшие традиционными конкурсы: – конкурс каллиграфии; – конкурс словарных диктантов; – конкурс на лучшую тетрадь по русскому языку; – конкурс лингвистических сказок (театр лингвистических миниатюр (5–6-е классы) – литературное кафе; Большой интерес всегда вызывает у ребят и конкурс каллиграфии, в котором традиционно могут принять участие все желающие. Каллиграфия может быть доведена до уровня искусства. Неизменный интерес вызывают у наших воспитанников дистанционные мини-олимпиады “Коэффициент эрудиции”, цель которых – развитие общего кругозора учащихся. Обязательно учитываем возрастные особенности детей. Задания готовим для 3-х групп: 5-6 кл.; 7-8 кл.; 9-11 кл. Обязательно награждаем победителей, делаем это в торжественной обстановке. Олимпиада включает задания по русскому языку, литературе, живописи, истории, географии. Так, в течение 2-х лет группа творческих ребят 6 “Б” класса работала с “Языковым портфелем”. Это одна из современных технологий, успешно используемая в работе с одарёнными детьми, учениками, проявляющими интерес к лингвистике. “Языковой портфель” – это комплект документов и самостоятельных работ ученика по русскому языку, которые ученик собирает, руководствуясь собственным желанием или заданием учителя. “Языковой портфель” призван способствовать осознанию учащимся собственной познавательной деятельности, направленной на овладение русским языком. Вот отдельные темы, избранные учащимися для самостоятельного изучения: “Как возникла русская письменность” “Что такое фразеография?
фразеологизм?”), “Кирилл и Мефодий – создатели первой славянской азбуки” (“Писатели о русском языке), “Происхождение буквы Ё” Ценно и то, что ребята не разочаровались в данной технологии. Особое внимание уделять сознательному развитию у школьников самостоятельного критического мышления. Рабочая творческая группа состояла из учащихся 5-7-х классов. Занятия с детьми проводили по очереди все словесники школы. Тематика занятий самая разнообразная: “Лингвистические парадоксы”, “Исторические изменения морфемного состава слова (опрощение, переразложение, усложнение). Такая работа необходима и для выявления и развития лингвистических наклонностей у отдельных учащихся, которые по окончании школы посвятят себя изучению филологических наук. Театр лингвистических миниатюр. Театр, посвящённый сценарному воплощению языковой тематики, – явление, безусловно, сложное. Почти нет для такого театра и сценариев. Мы создаём сценарии, используя различные рассказы о языке, в частности опубликованные в предметных журналах, в научно-популярной литературе “ Проекты (презентации): “Защита части речи: существительного, глагола, причастия”, “Защита цвета”, “Биография слова”. Выполнение проектов, разнообразных по тематике, формирует у учащихся навыки самообразования, активизирует их умственный и творческий потенциал. Нетрадиционные формы работы открывают для ребят возможность распознать в себе талант и, может быть, понять самого себя. Как результат разнообразной внеклассной работы по русскому языку можно рассматривать и умение наших воспитанников выполнять домашние задания в творческой, оригинальной форме (стихи, репортажи). Внеклассная работа по предмету – важнейшее средство комплексного подхода к обучению и воспитанию учащихся. Здесь у нас ещё много неиспользованных возможностей. Нужно только быть открытым к новому, стремиться к творчеству, совершенствоваться…



Яндекс.Метрика