Напоминание

"ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ"

Автор: Лузенина Елена Павловна

Должность: учитель физики

Учебное заведение: МКОУ СОШ №7

Населённый пункт: г.Михайловка Волгоградской обл.

Наименование материала: статья

Тема: "ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ"

Описание:

В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников.. Накопленный мною опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение информационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по информатике, что, в итоге, ведет к интенсификации процесса обучения.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=508

Опубликовано 15.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОМПЬЮТЕРНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

Лузенина Елена Павловна

(МКОУ СОШ№7 г. Михайловка Волгоградской обл.)
В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников. Опыт показывает, что овладение этими навыками протекает гораздо эффективней, если происходит не только на уроках информатики, а находит свое продолжение и развитие на уроках учителей-предметников. Этот подход выдвигает новые требования к подготовке учителя-предметника, ставит перед ним новые проблемы, заставляет осваивать новую технику и создавать новые методики преподавания, основанные на использовании современной информационной среды обучения. Так как 21 век называют веком информационной цивилизации, то любой учитель, в том числе и учитель физики, должен формировать информационно- коммуникативную компетенцию, а значит, надо учить ребят умению получать информацию из различных источников, и из электронных тоже. А к услугам современного учителя множество информационных порталов, образовательных сайтов и мультимедийных курсов. МКОУ «СОШ №7» предоставляет широкие возможности для организации этого процесса. В школе имеется 2 кабинета информатики с выходом в Интернет, компьютеры установлены в кабинетах учителей–предметников, на рабочих местах администрации. В кабинете физики имеется ноутбук, интерактивная доска, мультимедийный проектор. Применение информационных технологий позволяет индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения. Компьютер позволяет каждому обучающемуся работать самостоятельно, уровень обученности слабых школьников при этом поднимается, не оказываются запущенными и сильные ученики. Вторая возможность, которая появляется при использовании информационных технологий – развитие самостоятельности учащихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно, осознанно (не копируя решения на доске или у товарища), при этом повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет. Третья возможность – использование компьютера для освобождения учащихся от рутинных операций при решении задач или выполнении лабораторных работ (вычислений, перевода величин в одну систему единиц и т. п.). Четвертая возможность – моделирование на компьютере некоторых физических процессов и явлений, например свободного падения тел, поведение газа при изменении давления, температуры и т. д. Такие модели помогают глубже осознать физическую сущность явления. Применение информационных технологий повышает качество наглядности в учебном процессе (презентации, выполнение сложных графиков, таблиц и т. д.). Информационные технологии – это и
 реализация межпредметных связей физики с другими учебными предметами;  проведение предметных тестирований и диагностик;  выполнение реферативных, творческих и других работ с использованием информационных технологий;  поиск и обработка информации в рамках изучаемого материала с использованием Интернет;  использование электронных таблиц для решения задач;  проведение научных конференций, презентаций;  проектно – исследовательская деятельность.  использование мультимедийных технологий при изучении учебного материала;  проведение виртуальных практикумов и лабораторных работ. Без компьютера теперь обходится редкий урок физики, потому что это одновременно и телевизор, и магнитофон, и экспериментальная установка, и справочник, и задачник, и средство контроля знаний. Использование информационных технологий способствует:  повышению уровня профессиональной культуры;  снижению трудоемкости процесса контроля и консультирования;  повышению уровня функциональной грамотности в сфере информационных технологий;  переходу от роли учителя-транслятора знаний к роли учителя-тьютора;  получению возможности самореализации и самоутверждения;  повышению авторитета среди учащихся, коллег. Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность. Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения 25%. А если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажутся около 65% информации. Преподавание физики , в силу особенностей самого предмета, представляет собой наиболее благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Проводимая мною работа в этом направлении содержит как чисто демонстрационную составляющую, дающую ученикам расширенные представления о возможностях использования информационных технологий, так и составляющую, требующую активного применения учениками знаний, полученных на уроках информатики. В процессе преподавания физики, информационные технологии использую в различных формах. Используемые мною направления можно представить в виде следующих основных блоков:  мультимедийные сценарии уроков;  проверка знаний на уроке;  внеурочная деятельность.
Мультимедийные сценарии уроков

Сценарий урока представляет собой его мультимедийный конспект, содержащий краткий текст, основные формулы, чертежи, рисунки, видеофрагменты, анимации. Обычно такие сценарии подготавливаю в форме мультимедийных презентаций с использованием программы Power Point. Презентации демонстрирую непосредственно в кабинете физики, с помощью переносного мультимедийного проектора, подключенного к персональному компьютеру. Изображение проецируется на интерактивную доску. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. Сценарии применяются как при изложении нового материала, так и при повторении пройденного. Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет, где в свободном доступе находится большое количество фотографий и фрагментов видеофильмов различных физических явлений. Число сайтов, содержащих такие материалы, постоянно растет, поэтому я перечислю здесь только некоторые из наиболее интересных ресурсов. Среди них - сайт "Физика в анимациях" ( infolineg23/5495 ), на котором можно найти анимационные схемы многих физических процессов. Много интересных материалов и ссылок на полезные ресурсы можно найти на сайте физического факультета Московского университета ( phys.web ). Здесь можно найти самые свежие астрономические данные, красивые фотографии физических явлений, анимации. Актуальные фото и видео материалы, пригодные для использования на уроке, можно найти на сайте "Вестей" ( vesti ). Интересные материалы к урокам находятся на сайте (class-fizika.narod8_class.htm). Значительная часть демонстрационных материалов готовится мною самостоятельно при активном участии учеников. Среди этих материалов есть цифровые фотографии и видеозаписи физических явлений, фрагменты художественных фильмов, иллюстрирующие различные физические законы. Компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение.


Контроль знаний на уроке
Для контроля знаний на уроке помимо традиционных контрольно- измерительных материалов мною используются специально составленные мультимедийные презентации. Презентации, посвященные проверке знаний учеников, содержат материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Разработаны также презентации-опросы для входного тестирования на первом уроке нового учебного года. Как правило, в такие опросы включаются слайды презентаций, использованных в прошлом учебном году при объяснении нового материала. Одно из основных направлений деятельности учителя физики - научить детей решать задачи. Эффективным помощником в этой работе являются компьютерные ресурсы, предлагающие ученикам для решения большое количество разнообразных задач, отвечающих требованиям школьной программы, и снабженные лаконичным и удобным справочным материалом.

Физика в школе. Электронные уроки и тесты (М.: Просвещение –

МЕДИА,2005) – серия из четырёх частей (в каждом по 2 СД):
«Движение и силы» и «Движение и взаимодействие тел»; «Работа. Мощность. Энергия» и «Гравитация. Закон сохранения энергии»; «Электрический ток» и «Получение и передача электроэнергии»; «Электрические поля» и «Магнитные поля»; «Свет. Оптические явления» и «Колебания и волны». Это серия электронных учебных пособий, которая отличается наглядностью и интерактивностью, включающая в себя: - интерактивные упражнения, в которые по ходу текста надо вставлять слова, формулы, проводить расчеты; - контрольные тесты (около 20 заданий в каждом) представлены отдельным блоком и не имеют подсказок, результат фиксируется.
Внеурочная деятельность детей
Использование компьютерных технологий для организации внеурочной деятельности учеников ведется по нескольким направлениям. Большой популярностью у детей пользуются домашние лабораторные работы, которые можно разделить на исследовательские и работы по созданию самодельных физических приборов. Описания работ и рекомендации по их выполнению ученики, как правило, получают от учителя в электронном виде. Результаты обсуждаются на уроке, в случае необходимости проводятся измерения параметров созданных устройств. В случае исследовательских работ отчеты могут быть выполнены в виде гипертекстовых документов или презентаций Power Point. Допускается и обычный текст, набранный в редакторе Microsoft Word. Надо отметить, что наблюдается опережающее освоение учениками довольно серьезных тем по информатике именно при выполнении таких заданий. В старших классах при прохождении нового материала по некоторым темам ученики по заданию учителя заранее готовят к уроку презентации, для чего самостоятельно ведут поиск в сети Интернет, сканируют необходимые рисунки и схемы. На уроке они выступают с этими презентациями. Учитель при этом дает необходимые пояснения и комментарии. В качестве примера можно привести несколько таких тем: генератор переменного тока, магнитная запись информации, устройство масс-спектрометра, устройство атомного реактора, электрические двигатели и т.д. Надо отметить, что самостоятельный поиск в сети Интернет расширяет представления учеников о свойствах и возможностях глобальной сети. Для учителя безусловная польза от таких презентаций заключается еще и в возможности более быстрого накопления иллюстративного материала, необходимого для создания собственных разработок. Следующим важным направлением организации внеурочной деятельности является проектная деятельность учеников , т.е. выполнение долговременных трудоемких творческих заданий, требующих от учеников самостоятельной и глубокой проработки материала. Использование информационных технологий создает самые благоприятные условия для организации такой деятельности. Над проектом работает обычно один ученик или небольшая группа (2-3 человека), конечным результатом проекта является создание презентации и буклета. Это
направление широко представлено в нашей школе, тематика выполняемых проектов затрагивает физику, химию, историю, литературу и другие школьные дисциплины, руководят проектами один или несколько учителей-предметников. Особенно интересны для детей научно-исторические темы и темы, активно реализуемые на современном этапе в науке и технике. Для поиска интересных тем я сама активно слежу за новостями науки и техники, регулярно просматриваю сайты, посвященные этому направлению. При использовании информационных технологий при проектной деятельности значительно возрастает не только скорость разработки проекта, но и, что более важно, возрастает качество готового проекта. Проект, разработанный при помощи информационных технологий, приобретает новую сущность - становится мультимедийным. При этом, работая над проектом, как ученики, так и учителя овладевают новыми, ранее не изученными навыками, которые сегодня крайне востребованы. При подготовке учащихся к сдаче Единого Государственного Экзамена использование информационных технологий определяю в следующих направлениях:  проведение локального тестирования и диагностики;  поиск и обработка информации в рамках подготовки к ЕГЭ с использованием сети Интернет. В результате использования информационных технологий повышается интерес к физике, растет качество образования, активизируется познавательная деятельность, формируется научное мышление, осуществляется индивидуальный дифференцированный подход, творческое развитие личности, учащиеся глубже овладевают информационными технологиями. Накопленный мною опыт , частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение информационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по информатике, что, в итоге, ведет к интенсификации процесса обучения.


Яндекс.Метрика