Напоминание

"Самостоятельная работа на уроках географии, и роль в развитии познавательной активности учащихся".

Автор: Щенова Елена Владимировна

Должность: учитель

Учебное заведение: МБОУ "Алмалинская СОШ"

Населённый пункт: с.Алмала

Наименование материала: статья

Тема: "Самостоятельная работа на уроках географии, и роль в развитии познавательной активности учащихся".

Описание:

Статья посвящёна организации самостоятельной работы на уроках для овладения учащимися знаниями, умениями навыками, а также позволяющая изменить не только содержание деятельности учителя в учебном процессе, но и систему взаимоотношений учителя с учащимися. В статье представлены виды, методы и приёмы самостоятельной работы и может представлять интерес для учителей и для обобщения опыта.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=51

Опубликовано 22.07.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Щенова Елена Владимировна, учитель географии, МБОУ «Алмалинская СОШ» с. Алмала, Тюльганского района Оренбургской области. Статья посвящёна организации самостоятельной работы на уроках для овладения учащимися знаниями, умениями навыками, а также позволяющая изменить не только содержание деятельности учителя в учебном процессе, но и систему взаимоотношений учителя с учащимися. В статье представлены виды, методы и приёмы самостоятельной работы и может представлять интерес для учителей и для обобщения опыта.
Самостоятельная работа на уроках географии, и роль в развитии

познавательной активности учащихся.
Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. Самостоятельная работа, наиболее полно определяется А.И. Зимней. По её определению самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания. Школьник должен хотеть и уметь развивать себя. Основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются потребности социальные и духовные-потребности улучшать себя. В основе развития познавательных потребностей лежат любопытство, любознательность, интерес, творческий поиск, стремление к истине, рефлексия. Ставка делается на самостоятельную творческую деятельность учащихся, рефлексию деятельности и своей позиции. Наиболее эффективным в формировании мотиваций учебной деятельности школьников является обучение, не ограничивающееся сообщением знаний и многократным повторением учебного материала, а направленное на развитие у них познавательных процессов и творческой активности. Самостоятельная работа учащихся является неотъемлемым элементом процесса обучения. В действительности в процессе организации самостоятельной познавательной деятельности детей учитель нередко сталкивается с несформированностью у них навыка самостоятельно учиться. Наблюдая за самостоятельной работой, учитель будет выявлять типичные затруднения учеников в усвоении текстов учебников, проводить затем дополнительное разъяснения при закреплении и повторении пройденного в конце урока или на следующем уроке. На самостоятельную работу необходимо выносить не только упражнения, работы с картой в ходе урока, но и изучение целых параграфов, если их содержание вполне доступно для учеников данного класса. После прочтения текста и ответов на контрольные вопросы организуется заключительная беседа, учитель ставит дополнительные контрольные вопросы и обобщает изученное на уроке с помощью учеников. При этом самостоятельные работы должны преследовать следующие цели:  Формировать и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения и т.д.,  Развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности,  Поддерживание интереса к деятельности учащихся,  Развитие качеств творческой личности, таких как познавательная активность, упорство в достижении цели, самостоятельность,  Регулярный контроль успеваемости учащихся по предметам.
Психологи выделяют четыре разновидности самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Каждая из них отличается спецификой целеполагания и планирования:  Постановку цели и планирование предстоящей деятельности ученик осуществляет с помощью учителя,  Только постановка цели осуществляется с помощью учителя, а планирование предстоящей работы выполняется учеником самостоятельно,  Постановка цели и планирование предстоящей работы осуществляется учеником самостоятельно в рамках предъявленного учителем задания,  Работа осуществляется учеником по собственной инициативе; он без помощи учителя, сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно ее выполняет. Самостоятельность учащихся развивается и тогда, когда им разрешается спорить, предлагать свои оригинальные решения. Науку двигает борьба различных направлений, теорий и мнений. Чтобы преподаватель мог активно вмешиваться в процесс учебного познания и управлять им, необходимо: Разнообразить методы обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроке, Совершенствовать формы и методы контроля и оценки знаний, умений, навыков учащихся, Осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Виды самостоятельной работы: Самостоятельные работы учащихся. Структурно- логические связи По образцу Реконструктивно -вариативные Частично- поисковые Исследовательск ие Внутрипред метные Самостоятельные работы, которые требуют переноса известного способа в аналогичную или отдаленно аналогичную внутри - предметную ситуацию. Самостоятельны е работы, которые требуют переноса известного способа с некоторой его модификацией в необычную внутрипредметн ую ситуацию. Самостоятельны е работы, которые требуют переноса нескольких известных способов в необычную внутрипредметн ую ситуацию и их комбинирования для решения новой задачи Самостоятельны е работы, которые требуют создания нового способа, метода решения внутрипредметн ой проблемной задачи. Межпредмет ные Самостоятельные работы, которые требуют переноса известного способа в аналогичную или отдаленно аналогичную межпредметную ситуацию. Самостоятельны е работы, которые требуют переноса известного способа с некоторой его модификацией в необычную межпредметную ситуацию. Самостоятельны е работы, которые требуют переноса нескольких известных способов в необычную межпредметную ситуацию и их комбинирования для решения новой задачи Самостоятельны е работы, которые требуют создания нового способа, метода решения межпредметной проблемной задачи.
Методы самостоятельной работы выделяются на основании степени самостоятельности учеников в приобретении новых знаний и умений. Характерной особенностью методов самостоятельной работы является выполнение учебных заданий учеником без непосредственного управления этим процессом со стороны учителя. Методы самостоятельной работы:  Работа с учебником, книгой, картой;  Самостоятельное выполнение письменных упражнений, задач, таблиц, схем, диаграмм, творческих проектов; Методы самостоятельной работы должны применяться в процессе осознанно, в тех ситуациях, когда они могут принести максимальную пользу в решении задач образования, воспитания и развития. Ситуации, в которых применение методов самостоятельной работы наиболее рационально:  Для развития самостоятельности, творческого мышления в учебной деятельности,  Когда материал доступен для самостоятельного изучения,  Когда ученики готовы к самостоятельному изучению данной темы,  Когда имеются дидактические материалы для самостоятельной работы учеников и достаточно времени, чтобы ее организовать на уроке. Эффективность самостоятельной работы зависит от организации, от умелого продумывания сочетания методов самостоятельной работы с другими методами обучения. На уроках географии важно использовать различные элементы самостоятельной работы учащихся. Необходимо ориентироваться на всех учащихся, имея ввиду общие знания в целом и на каждого учащегося в отдельности. Такой подход побуждает к работе сильного ученика и двигает к работе слабого. Для большей эффективности самостоятельной работы учащихся в процессе обучения применяют тесты с выбором ответа и карточки- задания. В таких работах надо стараться включать вопросы, которые устанавливают связь между новым материалом и ранее изученным. Можно используют географические диктанты, позволяющие ученику самостоятельно, правильно, четко давать определения и пользоваться обозначениями. При изучении географии учащиеся должны знать и понимать географические обозначения, термины и понятия. На уроках должна быть видна картина подготовленности класса и должна осуществляться обратная связь (учащиеся - учитель). Учащихся следует обучать умениям и навыкам самостоятельного учебного труда, среди которых одним из основных является умение работать с учебной, справочной и периодической литературой. Для обучения учащихся внимательному и целенаправленному чтению на уроке вначале излагается новый материал, а затем предлагается учащимся самостоятельно прочитать соответствующий параграф, обращая особое внимание на основные положения. После изучения определенного раздела, темы учащимся предлагается подготовить сообщения, доклады, рефераты для выступления на уроке, занятиях, кружках. Темы выбираются заранее. К этой работе привлекают всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и способностей. Написание докладов и рефератов - высшая ступень самостоятельной работы с книгой, так как она связана с чтением нескольких литературных источников, использование первоисточников, выборкой и систематизацией материала. В процессе подготовки учащиеся используют учебник, научно- популярную литературу, журналы. Навыки, полученные учащимися в процессе самостоятельной работы, используются ими в работе с учебником, картой, дополнительной литературой в классе и дома. Культура мыслительной деятельности учащихся значительно повышается, они успешно овладевают теоретическими знаниями, более умело применяют их в своей практической работе. Как правило, однообразие любой работы снижает у учеников интерес к ней. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой
ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть. Учащиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления. Самостоятельные работы могут быть чрезвычайно разнообразны и в отношении источников, и в отношении характера и степени сложности задания (работа только над картами, или только над таблицами, или только над текстом, или же сразу над тем, другим, и третьим); задания могут быть и очень простым: «прочитать и рассказать», и довольно сложным: « из рассмотрения данных карт, таблиц и текста составить характеристику района или страны». Главное методическое исскуство при составлении заданий для самостоятельной работы должно заключаться в проведении неуклонного, но постепенного усложнения заданий по линии навыков – картографического, статистического и навыка географического мышления. Форма выполнения задания может быть устная или письменная. Ряд заданий по самой формулировке («отметь на контуре», «составь таблицу», «составь схему», «составь картосхему») требует письменного выполнения; другие допускают и устное выполнение. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся. Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений можно свести до минимума. Другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило или новый закон и научились самостоятельно применять его к решению учебных задач. Перевод такой группы учащихся на выполнение более сложных заданий должен быть своевременным. Здесь вредна излишняя торопливость, как и чрезмерно продолжительное «топтание на месте», не продвигающее учащихся вперед в познании нового, в овладении умениями и навыками. Для проведения текущего контроля на уроках географии можно использовать приём «Ассоциативная схема». При их составлении следует учитывать уровневую дифференциацию. Ее основная особенность состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям учащихся.
Тема Земля на плане и карте.

Задача 1.
Создайте схему терминов, связанных с понятием «карта». Учитывайте, что эти связи могут быть разного уровня. Пример возможного ответа ученика Ниже приведён пример одного из возможных вариантов готовой схемы, построенной на ассоциативных рядах составляющих карты по принципу «целое-часть», т.е. что отличает карту от любого изображения земной поверхности. Схема построена на основе опорного понятия.
Возможны и другие цепи ассоциативных связей, например: теодолит — съёмка — реперные точки привязка — географическая сетка — условные обозначения — КАРТА.
Задача 2.
Из предоставленных понятий создать схему, которая будет охватывать наибольшее их количество. Понятия: план, нивелир, географические координаты, западная долгота, восточная долгота, северная и южная широта, 0-180 градусов, 0-90 градусов, меридианы, параллели, экватор, нулевой меридиан, абсолютная высота, условные знаки, масштаб.
Задача 3
Создать такую схему, которая по определённому принципу включит в себя все предложенные понятия. Понятия: географические координаты, западная долгота, восточная долгота, северная и южная широта, 0-180 градусов, 0-90 градусов, меридианы, параллели, экватор, нулевой меридиан. Пример (возможный вариант ответа): схема отсчета географических координат, построенная по принципу «целое — часть» Именованный Графический Числовой Меридианы Параллели Масштабные Внемасштабные Линейные
Карта
Градусная сетка Условные обозначения Масштаб Долгота Широта
Географические

координаты
Меридианы Отсчёт от нулевого меридиана Восточное и Западное полушарие Восточная и западная долгота Измеряется от 0º до 180º Параллели Отсчёт от экватора Северное и Южное полушарие Северная и южная широта Измеряется от 0º до 90º

Тема. Атмосфера.

Задача 1
Создайте схему понятий, связанных понятием «параметры погоды». Учитывайте, что эти связи могут быть разноуровневыми. Пример 1 (возможный вариант ответа) Схема создана по принципу «причина следствие»
Задача 2
Из предоставленных понятий создайте схему, которая будет охватывать наибольшее их количество. Понятия: флюгер, климатические пояса, азот, тепловые пояса, солнечные лучи, мезосфера, угол падения солнечных лучей, температура, солнечные лучи, шарообразная форма Земли. Пример (возможен вариант ответа) Схема построена по принципу «причина — следствие».
Задача 3
Создайте схему, которая по определённому принципу включит в себя все предложенные понятия. Понятия: определяется барометром, температура, определяется флюгером, ветер, низкое атмосферное давление, высокое атмосферное давление. Пример (возможный вариант ответа) Схема построена по принципу «причина — следствие» с использованием измерительных приборов во время наблюдения. Перемещение воздушных масс (ветер) Разница атмосферного давления Неравномерное прогревание поверхности Определяется анемометром Определяется флюгером Определяется термометром Определяется барометром
Параметры

погоды
Признаки климата Шарообразна я форма Земли Солнечные лучи Угол падения солнечных лучей Температура Тепловые пояса Климатические пояса
Важным условием эффективности самостоятельной работы является умение преподавателя руководить познавательной деятельностью учащихся. Познавательный интерес носит избирательный характер. Большой интерес можно развить к тому, что имеет жизненно важное значение, тогда и обучение нужно строить, связывая его с жизнью, чтобы перед учащимися вставали значимые задачи. Самостоятельность развивает творческую активность и творческую личность, которая может адаптироваться к современным условиям. Литература. 1. Баранский Н.Н. «Методика преподавания географии». - М.: Просвещение, 1990г. 2. Горностаева З.Я “Проблема самостоятельной познавательной деятельности” //Открыт. школа. – 1998. - №2 3. Жарова Л.В. “Управление самостоятельной деятельностью учащихся” - Л., - 1982 . 4. Орлов В.Н. “Активность и самостоятельность учащихся” - 1998. 5. Научно-методический журнал «География. Всё для учителя!» - М.: «ИГ «Основа»» №7 2012, №1 2014г Высокое атмосферное давление Низкое атмосферное давление Определяется барометром Определяется флюгером Ветер Температур а


Яндекс.Метрика