Должность: учитель якутского языка как государственного
Учебное заведение: Муниципальное образовательное бюджетное учреждение Мархинская средняя общеобразовательная школа №2
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: статья
Тема: "Из опыта работы с одаренными детьми"
Описание:
КАКОГО РЕБЕНКА МОЖНО НАЗВАТЬ ОДАРЕННЫМ? На этот вопрос существуют различные ответы. Одни исследователи выделяют как признак одаренности
высокие интеллектуальные способности,
раннее проявление познавательной активности,
выраженную критичность мышления.
Но их объединяет одно – одаренный ребенок не такой, как все. Специальные исследования по работе с одаренными детьми в нашей стране проводились еще с конца 19 века. Это работы П.Каптерева,
Л. Выготского.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С
ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.
«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне- и я запомню,
Вовлеки меня в процесс – и я пойму,
Отойди - и я буду действовать».
Конфуций.
Борисова Раиса Николаевна
учительница якутского языка
как государственного и КНРС(Я).
КАКОГО РЕБЕНКА МОЖНО НАЗВАТЬ ОДАРЕННЫМ? На этот вопрос существуют
различные ответы. Одни исследователи выделяют как признак одаренности
высокие интеллектуальные способности,
раннее проявление познавательной активности,
выраженную критичность мышления.
Но их объединяет одно – одаренный ребенок не такой, как все. Специальные
исследования по работе с одаренными детьми в нашей стране проводились еще с конца
19 века. Это работы П.Каптерева,
Л. Выготского.
Однако широкомасштабное деятельность в данном направлении началась в 1996 году.
В связи с принятием Федеральной целевой программы «Одаренные дети».Сегодня
подобные программы приняты и на уровне субъектов РФ.
Бесспорно, одаренные дети –гордость и достояние любой школы. Употребляя термин
«одаренность» , мы в большинстве ведем речь о высоком интеллекте, реже – об
одаренности творческой, спортивной.
Одаренный ребенок сегодня – это тот , в котором одаренность органично сочетается
с творческим подходом в любом виде деятельности, творческим отношением к жизни и
т.д.
Существуют разные пути, способы работы с одаренными детьми. Перед
нами стояла задача, как «заразить творчеством», творчески развить каждого.
Как это сделать на практике?
Одним из главных направлений работы школы было создание условий для
поддержания интереса обучающихся к творческой учебно-исследовательской
деятельности. Была разработана мониторинг развития ребенка «учебно-
воспитательный маршрут», в основе которой лежала «Я- концепции» Г.К.
Селевко. Ведущим принципом является самоорганизация, саморазвитие.
Самоорганизация, саморазвитие осуществляется на основе постоянного и
активного взаимодействия школы с внешней средой. Интеграция основного и
дополнительного образования как необходимое условия для формирования
творчески одаренной личности дает конкретные результаты .
Первые наши работы с детьми были изучения истории образования своего
наслега. Участвовали с докладами НПК «Тюркский мир», «Шаг в будущее».
Неоднократно учащиеся становились призерами, победителями предметных
олимпиад республиканского, всероссийского уровня. Участие , активная
позиция , дала толчок , путевку в профессию многим выпускникам. Николаева
Руслана «Сэьэн Аржаков и современность», Залалова Зульфия «Сыппаха
эмээхсин билгэлэрэ», Яковлев Спартак «Торуттэрим алаастарыгар» и т.д.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Мархинская средняя общеобразовательная школа №2»
Год открытия школы: 1976 год старое здание, 2007г запуск нового
здания.
Количество русских классов, изучающих якутский язык как
государственный: 11 (5а,5б,6а,6б,7а,7б,8а,8б,9,9б, 10,11 классы). В них
обучается 235 учащихся.
Количество русских классов, изучающих культуру народов
Республики Саха (Якутия): 2 (10,11 классы). В них обучается 47
учащихся.
Урочная деятельность.
Введены уроки якутского языка с русским языком обучения в 5-11
классах, в 10-11 классах уроки КНРС(Я) с русским языком обучения.
Отрадно было бы, если в содержание учебно-воспитательном
процессе школы внести национально-региональный блок. Что
позволило бы, обучение и воспитание детей саха на родном языке.
.
Внеурочная деятельность. В поисках результативности работы учителя и
ученика, помимо уроков, очень важную роль играет внеурочное время.
Внеурочная, или внеклассная работа объединяет все виды деятельности
учащихся.Эта работа ориентируется не на обязательные стандарты-
минимумы, не на программы учебных предметов, а на интересы самих детей.
Для своей работы выбрала не очень распространенный вид деятельности
внеурочной работы - это работа в
домашней атмосфере, в которой ребенок
работает
самостоятельно. Последние годы наблюдается повышение роли
семьи в общем развитии детей. Как показывает опыт, что способности,
одаренность детей пробуждается в семье, дома, в той атмосфере культуры,
которые создают родители, родные. И об этом свидетельствуют следующие
результаты, достижения учащихся.
Достижения учащихся.
o
1997 -1998 г.- Баянаев Коля победитель номинации в фольклорном фестивале;
o
1997- 1998 г.- Николаева Руслана 3 место НПК «Тюркский мир» с докладом «Семен Аржаков
и современность».
o
1998-1999 г.- Андреева Куннэй , Саввинов Владик дипломанты НПК «Тюркский мир».
o
1998-1999 г.- Яковлева Саргы 3 место в конкурсе «Осуохай»;
o
1998-1999 г. – ансамбль хомусистов 1 место;
o
1998-1999 г.- ансамбль с композицией «Уьуктуу» 1 место;
o
1999-2000 г.- 1 место в номинации «Чабыр5ах»;
o
1999-2000 г.- Залалова Галя «Сыппаха эмээхсин ото коруулэрэ» дипломант НПК «Тюркский
мир».
o
2004-2005 г.- ансамбль «Айхал»
лауреаты 2 степени
фестиваля –конкурса «Ытыьым
ымыыта – ыллаа-туой хомуьум»;
o
2005 г. – ансамбль «Айхал»
лауреаты фольклорного фестиваля
«Э5эрдэ сандал саас»,
победители в номинации «Лучший чтец чабыр5ах»
o
2005г.- дипломанты 1,2 степени ансамбль
«Айхал» республиканском телевизионном конкурсе
«Полярная звезда».
o
2006 г.- Охлопкова Зоя 2 место на конкурсе хомусистов.
o
2007 г.- Аталларова Аина
2 место
на международном конкурсе новые таланты «Мальта-
2007».
o
2011 г.- Николаев Вася
3 место
в гуманитарной олимпиаде специализированного учебно-
научного центра Новосибирского государственного университета по истории;
o
2011 г.- Николаев Вася 3 место на олимпиаде сети президентских школ по истории.
o
2010-2011 г.г.- Николаев Вася 2 место в чемпионате Вилюйского региона по истории.
o
2012-2013 г.г. - Карандейкина Соня сертификат участника НПК «Шаг в будущее».
o
2012-2013 г.г- Афанасьева Кристина 2 место по якутскому языку как государственному.
o
2013г.- Афанасьева Кристина сертификат первого республиканского конкурса-фестиваля
«Новое течение-2013».
2013 г.- Винокуров Гаврил сертификат научно-исследовательского института Олонхо СВФУ
Артем 8 класс, Глушаков Алеша 8 класс, Яковлева Настя 8 класс диплом и сертификаты
общегородского конкурса «Мин Ойуунускайым», «Мин аатым ааттаныа, мин ырыам
ылланыа».
2013-2014 г.г. - Афанасьева Кристина
2 место
ко второму муниципальному этапу по
якутскому языку как государственный.
o
2013-2014гг. - Пахомова Намыйа
1 место ко второму муниципальному этапу по якутскому
языку как государственному.
o
2013-2014 гг.- Прокопьева Василиса 1 место ко второму муниципальному этапу по якутскому
языку как государственному.
o
2013-2014 гг. - Еремеева Юлиана
2 место
ко второму этапу муниципальному этапу по
якутскому языку как государственный.
o
2014 г.- Еремеева Юлиана призер общегородской олимпиады «Тииц мэйии».
o
2014-2015 г.г.- Григорьев Владик
1 место
ко второму муниципальному этапу по якутскому
языку как государственному.
o
2015 г.- Турантаев Алексей призер общегородской олимпиады «Тииц мэйии».
o
2015 г.- Пахомова Намыйа призер общегородской олимпиады «Тииц мэйии».
o
2014-2015гг. - Борисова Оля 1 место ко второму муниципальному этапу по якутскому языку
как государственному.
o
2014-2015 гг. - Пермяков Егор 3 место по якутскому языку как государственному.
o
2014-2015 гг.- Григорьев Владик 2 место республиканской олимпиаде по якутскому языку как
государственному.
o
2015 -2016 г.г. - Григорьев Владик
2 место ко второму муниципальному этапу по якутскому
языку как государственному
o
2015-2016 гг. - Назаров Михаил
3 место ко второму муниципальному этапу по якутскому
языку как государственному.
o
2015-2016 гг. - Костицына Мария 4 место по якутскому языку как государственному.