Напоминание

Тема гражданской войны в "Донских рассказах" М. Шолохова

Автор: Попова Алена Ивановна

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МБОУ "Верховажская средняя школа имени Я.Я. Кремлева"

Населённый пункт: с. Верховажье, Вологодская область

Наименование материала: конспект урока

Тема: Тема гражданской войны в "Донских рассказах" М. Шолохова

Описание:

Урок литературы в 11 классе проводится после изучения поэмы С.А. Есенина "Анна Снегина" и продолжает разговор об изображении темы Гражданской войны в художественных произведениях.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=5176

Опубликовано 29.01.2017




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Урок литературы в 11 классе

Тема
: Тема гражданской войны в «Донских рассказах» Шолохова.
Цель
: 1) проанализировать рассказы Шолохова, посвященные гражданской войне, 2) выявить авторскую позицию, 3) развивать умение грамотно и аргументировано выражать собственную точку зрения. Ни отчества, ни отечества… Кто в этой схватке прав? Новое человечество Растет из кровавых трав. Костью под шашкой хрустнувшей, Звучание новых легенд. Ты узнаешь свое будущее По родинке на ноге.
1.

Вступительное слово учителя.
Человек приходит в мир… Что ждет его? Каким он станет? Добрым или злым, милосердным или жестоким? Самое первое зло, поразившее человека, - война. Она заставляет одни народы истреблять другие. Гражданская война требовала жертв, разделяя жен и мужей, отцов и детей. Демокрид утверждал: «Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна».
2.

Актуализация знаний
На предыдущих уроках мы говорили об особенностях изображения гражданской войны в поэме С. Есенина «Анна Снегина».
Вопрос
: В чем, на ваш взгляд, заключается главная беда гражданской войны?
3.

Объявление темы, постановка целей урока
.
Вопрос
: Какие цели мы сегодня для себя на уроке поставим? А еще мне бы хотелось. Чтобы мы на примере рассказов Шолохова осознали и прочувствовали общечеловеческий смысл трагедии, которая потрясает душу бессмысленностью братоубийства, трагедии разрушения традиций и евангельских заповедей.
4. Беседа по вопросам

- Где происходят события, изображенные в рассказах? Дон батюшка… Это не просто российская провинция, а место, где население было против причисления своих областей (территорий) к России, видя в себе особенный народ с собственной исторической судьбой. Я предлагаю вам прослушать сообщение на тему : « Что такое казачество? Как складывалась жизнь казаков в начале 20 века?» и ответить на вопрос «В чем заключаются особенности казачьей жизни? (стремление к независимости, они были привилегированным сословием, достаточно зажиточным, поэтому расставаться с тем, что было, с тем, что они имели, было невыносимо.)
5.

Проверка домашнего задания
: Дома вам было предложено провести исследование, выявив в рассказе Шолохова «Родинка» изображение жизни, быта, нравов казаков. Выступления учащихся, работа с текстом стр. 25, 27(образ Дона, герб) Итак, мы увидели, что автор сосредотачивает наше внимание только на самых ярких моментах из жизни казаков.
6.

Анализ рассказа «Родинка»
1-ый рассказ Шолохова, входящий в «Донские рассказы», увидел свет в 1924г. Впервые автор подписался полной фамилией. Это рассказ «Родинка» Обратимся к рассказу. - О чем говорит вступление? - Почему Шолохов использует назывные предложения в экспозиции рассказа? (автор очень точно и лаконично назвал предметы, принадлежащие Николке. Не до сентиментов! Назывные предложения характеризуют героя, которому всего лишь 18 лет. Даже имя указывает на возраст. Не Николай, а Николка.) Но Шолохов указывает на противоречие во внешности героя. - В чем это противоречие заключается? (выглядит не по летам стр. 25) Даже в эскадроне восхищались его мудростью. Докажите примером из текста. - Перечитайте запись в анкете, о чем она говорит? Каких слов нет? Чего не знает Николка? (в анкете нет имен матери и отца, нет указания родины, мы видим раскол, Потерю чего-то очень важного.) Анкета словно подтверждает слова «Ни отчества, ни отечества»
(обращение к эпиграфу) Николка – это и есть новое человечество. - Знает ли Николка, сын казака, что такое любовь? (после смерти матери в работниках всю жизнь гибнул. Значит, в школу ходить Николке не довелось. Зато ему хорошо знакомо чувство ненависти. Он умел только убивать) -Каково психологическое состояние героя? Счастлив ли он? (стр. 26 зачитать, мы видим боль души, уставшей от убийств) - О чем свидетельствует многоточие в данном отрывке? Прочитайте его с правильной интонацией. (многоточие словно указывает на ту борьбу, которая происходит в душе юноши) Мир, который противостоит Николке, эскадрону, представлен образами атамана и банды.
Задания в группах:
1-я к. Почему описание жизни банды и атамана начинается и заканчивается описанием природы? 2-я к. Охарактеризуйте банду (ее состав, причина, по которой принимает участие в войне) 3-я к. С кем и почему сравнивает Шолохов атамана? Всю банду? 4-я к. Что узнаем о прошлом атамана? С какой целью вводит Шолохов рассказ о прошлом героя? Задание для всех: Выслушать ответы, сформулировать ответ на вопрос: « Что сближает атамана и Николку?» Записать в тетрадь. - описание природы: казак был связан с природой, с родной землей крепкими узами... - волк – хищный зверь, убивающий свою добычу, часто волк – одиночка - прошлое – понять причины его внутреннего состояния И Николка и атаман оказались втянуты в братоубийственную войну, они оба (и это подчеркивает автор) безмерно устали, устали не от не устройства жизни, а от убийств, крови, ненависти. Они устали убивать. Главная сцена рассказа – столкновение Николки и атамана. Это кульминация рассказа.
Задание
: Выпишите в тетрадь слова, словосочетания, сравнивая поведение атамана и
Николки в бою Николка Атаман «от ночей бессоных зелененький» «кричал атаман», крикнул: «Щенок «скачет один и шашкой белогубый… Я тебе намахаю!... помахивает» «выстрелил в бурку» «молодое безусое лицо, «налетел коршуном» злобой перекошенное»
Вопрос
: Почему Николка скачет один? Это и отвага, и пример (настоящий командир всегда впереди), и казацкое лихачество с ощущением свободы и воли. Но это и дикая ненависть, желание одержать победу любой ценой, и страшное одиночество человека в этом мире.
Вопрос
: Почему атаман сравнивается с коршуном? Хищническое, звериное, жестокое начало обещает атаману победу, да и солнце скрылось из-за туч)
Вопрос:
В какой момент в атамане-звере проснулся человек? - выразительное чтение заключительного эпизода
Вопрос:
Почему атаман убивает себя? Никто не вернет ему сына, нельзя жить сыноубийце: горит душа и мертвеет сердце)
Вопрос
: Как проявляется единственная и последняя забота атамана о сыне? Зачитать последний абзац. Атаман упал, прикрыв тело сына, т. к. хищные птицы клюют у мертвецов глаза)
Вопрос:
Что самое страшное для Шолохова в гражданской войне? Мир раскололся на «красных» и «белых», чувство ненависти захлестнуло людей, Брат пошел на брата, сын на отца, отец на сына, разрушались семейные традиции: нарушались евангельские заповеди («не убий», «возлюби ближнего, как самого себя») , нет уже крепких родственных уз, люди разобщены, мир «ощетинился» в ожидании новых жертв во имя «светлого завтра» ( зачитать 2 четверостишие эпиграфа) Вывод: Что же происходит с нами , если мы готовы убивать, ненавидеть ближнего. Может быть, пора остановиться, чтобы не погрязла наша земля в крови (обращение к картине), чтобы не нарушались христианские заповеди, чтобы не
проносились тучи черные над Доном, над родной землей, чтобы не стали реки синие красными от крови, а вода горькой от слез. Кровь, ненависть, родня – это главные образы, объединяющие три рассказа Шолохова: «Родинка», «Червоточина», «Чужая кровь». Как развиваются эти образы? Как изображается гражданская война? Как раскрывается острота классовой борьбы в рассказах? Об этом разговор мы продолжим на следующем уроке. Домашнее задание. 1) Прочитать рассказы «Червоточина» и «Чужая кровь» 2) ответить на вопросы



Яндекс.Метрика