Тема гражданской войны в "Донских рассказах" М. Шолохова
Автор: Попова Алена Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Верховажская средняя школа имени Я.Я. Кремлева"
Населённый пункт: с. Верховажье, Вологодская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: Тема гражданской войны в "Донских рассказах" М. Шолохова
Описание:
Урок литературы в 11 классе проводится после изучения поэмы С.А. Есенина "Анна Снегина" и продолжает разговор об изображении темы Гражданской войны в художественных произведениях.
Тема : Тема гражданской войны в «Донских рассказах» Шолохова.
Цель : 1) проанализировать рассказы Шолохова, посвященные гражданской войне,
2) выявить авторскую позицию,
3) развивать умение грамотно и аргументировано выражать собственную точку
зрения.
Ни отчества, ни отечества…
Кто в этой схватке прав?
Новое человечество
Растет из кровавых трав.
Костью под шашкой хрустнувшей,
Звучание новых легенд.
Ты узнаешь свое будущее
По родинке на ноге.
1.
Вступительное слово учителя.
Человек приходит в мир… Что ждет его? Каким он станет? Добрым или злым,
милосердным или жестоким?
Самое первое зло, поразившее человека, - война. Она заставляет одни народы
истреблять другие. Гражданская война требовала жертв, разделяя жен и мужей, отцов и
детей.
Демокрид утверждал: «Гражданская война есть бедствие для той и другой
враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна».
2.
Актуализация знаний
На предыдущих уроках мы говорили об особенностях изображения гражданской
войны в поэме С. Есенина «Анна Снегина».
Вопрос : В чем, на ваш взгляд, заключается главная беда гражданской войны?
3.
Объявление темы, постановка целей урока .
Вопрос : Какие цели мы сегодня для себя на уроке поставим?
А еще мне бы хотелось. Чтобы мы на примере рассказов Шолохова осознали и
прочувствовали общечеловеческий смысл трагедии, которая потрясает душу
бессмысленностью братоубийства, трагедии разрушения традиций и евангельских
заповедей.
4. Беседа по вопросам
- Где происходят события, изображенные в рассказах?
Дон батюшка… Это не просто российская провинция, а место, где население было
против причисления своих областей (территорий) к России, видя в себе особенный
народ с собственной исторической судьбой.
Я предлагаю вам прослушать сообщение на тему : « Что такое казачество? Как
складывалась жизнь казаков в начале 20 века?» и ответить на вопрос «В чем
заключаются особенности казачьей жизни?
(стремление к независимости, они были привилегированным сословием, достаточно
зажиточным, поэтому расставаться с тем, что было, с тем, что они имели, было
невыносимо.)
5.
Проверка домашнего задания :
Дома вам было предложено провести исследование, выявив в рассказе Шолохова
«Родинка» изображение жизни, быта, нравов казаков.
Выступления учащихся, работа с текстом стр. 25, 27(образ Дона, герб)
Итак, мы увидели, что автор сосредотачивает наше внимание только на самых ярких
моментах из жизни казаков.
6.
Анализ рассказа «Родинка»
1-ый рассказ Шолохова, входящий в «Донские рассказы», увидел свет в 1924г.
Впервые автор подписался полной фамилией. Это рассказ «Родинка»
Обратимся к рассказу.
- О чем говорит вступление?
- Почему Шолохов использует назывные предложения в экспозиции рассказа?
(автор очень точно и лаконично назвал предметы, принадлежащие Николке. Не
до сентиментов! Назывные предложения характеризуют героя, которому всего
лишь 18 лет. Даже имя указывает на возраст. Не Николай, а Николка.)
Но Шолохов указывает на противоречие во внешности героя.
- В чем это противоречие заключается?
(выглядит не по летам стр. 25)
Даже в эскадроне восхищались его мудростью. Докажите примером из текста.
- Перечитайте запись в анкете, о чем она говорит? Каких слов нет? Чего не знает
Николка?
(в анкете нет имен матери и отца, нет указания родины, мы видим раскол,
Потерю чего-то очень важного.)
Анкета словно подтверждает слова «Ни отчества, ни отечества»
(обращение к эпиграфу)
Николка – это и есть новое человечество.
- Знает ли Николка, сын казака, что такое любовь?
(после смерти матери в работниках всю жизнь гибнул. Значит, в школу ходить
Николке не довелось. Зато ему хорошо знакомо чувство ненависти. Он умел
только убивать)
-Каково психологическое состояние героя? Счастлив ли он?
(стр. 26 зачитать, мы видим боль души, уставшей от убийств)
- О чем свидетельствует многоточие в данном отрывке? Прочитайте его с правильной
интонацией.
(многоточие словно указывает на ту борьбу, которая происходит в душе юноши)
Мир, который противостоит Николке, эскадрону, представлен образами атамана и
банды.
Задания в группах:
1-я к. Почему описание жизни банды и атамана начинается и заканчивается описанием
природы?
2-я к. Охарактеризуйте банду (ее состав, причина, по которой принимает участие в
войне)
3-я к. С кем и почему сравнивает Шолохов атамана? Всю банду?
4-я к. Что узнаем о прошлом атамана? С какой целью вводит Шолохов рассказ о
прошлом героя?
Задание для всех: Выслушать ответы, сформулировать ответ на вопрос: « Что сближает
атамана и Николку?» Записать в тетрадь.
- описание природы: казак был связан с природой, с родной землей крепкими
узами...
- волк – хищный зверь, убивающий свою добычу, часто волк – одиночка
- прошлое – понять причины его внутреннего состояния
И Николка и атаман оказались втянуты в братоубийственную войну, они оба (и это
подчеркивает автор) безмерно устали, устали не от не устройства жизни, а от убийств,
крови, ненависти. Они устали убивать.
Главная сцена рассказа – столкновение Николки и атамана. Это кульминация
рассказа.
Задание : Выпишите в тетрадь слова, словосочетания, сравнивая поведение атамана и
Николки в бою
Николка Атаман
«от ночей бессоных зелененький» «кричал атаман», крикнул: «Щенок
«скачет один и шашкой белогубый… Я тебе намахаю!...
помахивает» «выстрелил в бурку»
«молодое безусое лицо, «налетел коршуном»
злобой перекошенное»
Вопрос : Почему Николка скачет один?
Это и отвага, и пример (настоящий командир всегда впереди), и казацкое лихачество с
ощущением свободы и воли. Но это и дикая ненависть, желание одержать победу
любой ценой, и страшное одиночество человека в этом мире.
Вопрос : Почему атаман сравнивается с коршуном?
Хищническое, звериное, жестокое начало обещает атаману победу, да и солнце
скрылось из-за туч)
Вопрос: В какой момент в атамане-звере проснулся человек?
- выразительное чтение заключительного эпизода
Вопрос: Почему атаман убивает себя?
Никто не вернет ему сына, нельзя жить сыноубийце: горит душа и мертвеет сердце)
Вопрос : Как проявляется единственная и последняя забота атамана о сыне?
Зачитать последний абзац. Атаман упал, прикрыв тело сына, т. к.
хищные птицы клюют у мертвецов глаза)
Вопрос: Что самое страшное для Шолохова в гражданской войне?
Мир раскололся на «красных» и «белых», чувство ненависти захлестнуло людей,
Брат пошел на брата, сын на отца, отец на сына, разрушались семейные традиции:
нарушались евангельские заповеди («не убий», «возлюби ближнего, как самого себя») ,
нет уже крепких родственных уз, люди разобщены, мир «ощетинился» в ожидании
новых жертв во имя «светлого завтра» ( зачитать 2 четверостишие эпиграфа)
Вывод: Что же происходит с нами , если мы готовы убивать, ненавидеть ближнего.
Может быть, пора остановиться, чтобы не погрязла наша земля в крови
(обращение к картине), чтобы не нарушались христианские заповеди, чтобы не
проносились тучи черные над Доном, над родной землей, чтобы не стали реки
синие красными от крови, а вода горькой от слез.
Кровь, ненависть, родня – это главные образы, объединяющие три рассказа Шолохова:
«Родинка», «Червоточина», «Чужая кровь».
Как развиваются эти образы? Как изображается гражданская война? Как раскрывается
острота классовой борьбы в рассказах? Об этом разговор мы продолжим на
следующем уроке.
Домашнее задание.
1) Прочитать рассказы «Червоточина» и «Чужая кровь»
2) ответить на вопросы