Напоминание

"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"

Автор: Михеева Любовь Павловна

Должность: учитель математики

Учебное заведение: МКОУ СОШ №1

Населённый пункт: г.Михайловка Волгоградской обл.

Наименование материала: статья

Тема: "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"

Описание:

В настоящее время все больше внимания уделяется повышению эффективности и качества учебного процесса. В этой связи особую значимость приобретает оптимизация учебно-воспитательного процесса, то есть достижение наилучшего результата с наименьшей затратой времени.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=563

Опубликовано 18.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время» В настоящее время все больше внимания уделяется повышению эффективности и качества учебного процесса. В этой связи особую значимость приобретает оптимизация учебно-воспитательного процесса, то есть достижение наилучшего результата с наименьшей затратой времени. Школьникам надо дать не просто сумму знаний по предмету, но и сформировать у них логическое мышление, стойкость убеждений, умение творчески применять знания и использовать их в новой ситуации, привлечь интерес к предмету, научить думать, анализировать, сравнивать, обобщать. Научить каждого - это не просто. Но нужно к этому стремиться. Если ученик на уроке будет мыслить плодотворно и творчески, то у него обязательно будут знания. А будить мысль ученика, побуждать к действию помогают индивидуальные разноуровневые задания, практические работы, задания занимательного и творческого характера. Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новым знанием. Работать над активизацией познавательной деятельности – это, значит, формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов. Основная задача учителя – повышение мотивации учащихся к учению. Учитель должен уважать своих учащихся, доверять и понимать их. Ведь учитель - это человек, у которого в душе живёт ребёнок с открытым сердцем. Помня это всегда, учитель сможет быть своим ученикам хорошим другом, помощником и наставником. Чтобы уроки были новыми - и по форме, и по содержанию, необходимо умело организовать свой труд и труд школьников, воспитывать интерес к своему предмету и любовь к интересной, но сложной науке – математике. Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, поэтому в своей практике использую активные методы обучения. Это система методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Наиболее остро проблема активизации познавательной деятельности учащихся встает при обучении детей подросткового возраста. Это связано с тем, что в 13-14 лет начинается интенсивное нравственное и социальное формирование личности, наблюдается стремление ребенка к «взрослости», главной проблемой становится общение со сверстниками, желание подростка найти себя, самоопределиться. Интерес к учебе ослабевает, снижается работоспособность, следовательно, качество знаний ухудшается. Между тем подростковый возраст является важным в становлении личности ребенка, именно в этот период закладывается фундамент ценностей и знаний, полезных и необходимых для жизни. Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Познавательная активность возможна при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Интересный учебный предмет – это предмет, ставший «сферой целей» учащихся в
связи с тем или иным побуждающим его мотивом в воспитании у детей глубокого интереса к знаниям и потребности в самообразовании. Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребёнка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своём развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твёрдый характер и целеустремлённость при решении сложных заданий. Всё это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Применяя в течение ряда лет в своей практике нетрадиционные уроки, я сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения. Дидактическая игра, игровой компонент, соревнование, дух творчества и игры должны, я думаю, присутствовать почти на всех уроках, тогда урок вызовет интерес, желание работать и знать предмет. Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении. Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путём определенной организации познавательной деятельности учащихся. Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению. Чтобы разбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе её школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. Каким же образом можно заинтересовать учащихся? Я на своих уроках использую следующий материал: 1. Исторические задачи, легенды, сведения из истории по данной теме. 2. Решение задач с практическим содержанием, с использованием межпредметных связей. 3. Проведение исследовательских, лабораторных и практических работ с использованием моделей, чертежей, таблиц и т.п. 4. Решение задач, требующих расширение знаний по теме. 5. Математические фокусы, задачи занимательного характера. Таким образом, этап мотивации деятельности раскрывает значимость изучения данного материала, привлекает внимание учащихся, пробуждает их интерес, желание узнать, понять, применить. Таким образом важным средством активизации мыслительной деятельности учащихся является “обучение через открытие”, в результате чего ученики испытывают удовольствие от деятельности, переживание учеником субъективного открытия (“Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, сам вывел закон …”).
На своих уроках я стараюсь показать, что знания математики необходимы во всех областях, а также знания других предметов можно использовать в математике. В 5 классе в задачах использую материал природоохранительного характера. Например в 5 классе при изучении темы “Деление” урок начинаю так: “На земном шаре обитают птицы - безошибочные составители прогноза погоды на лето. Если вы правильно решите примеры, записанные на доске, то вы узнаете одну из них”. 450; 18; 315; 15; 420; 28; 360; 8; 2100; 15; 600; 25; 425; 25; 490; 14. 35 12 25 24 45 21 140 15 О Г Ф Н М Л И А "Замените частные буквами и вы узнаете такую птицу. Фламинго из песка строят гнёзда в форме усеченного конуса, в верхнем основании делают углубления, в которые откладывают яйца. Высота гнезда зависит от того, каким будет лето: сухим или дождливым. Если лето ожидается дождливым, то гнёзда строятся высокими, чтобы их не могла затопить вода, если засушливое, то более низкими". Использование на своих уроках информации по другим предметам позволяет мне осуществлять межпредметные связи, воспитывать у учащихся любознательность, стремление познавать новое, расширять их кругозор. Поэтому подобные фрагменты я включаю во многие уроки. Приведу ещё один пример - начало урока в 5 классе. Считаю, что удачно выбранный вид деятельности в начале урока, как правило, позволяет учителю владеть вниманием ребят на протяжении всего урока. В своей работе я применяю урок-соревнование; урок-игра; урок-путешествие; урок-практикум; урок- лекция; урок-консультация. Игровые моменты на уроке делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у детей доброе, рабочее настроение. Примеры могут быть оформлены в виде индивидуального лото («Действия с натуральными числами», «Действия с десятичными дробями», «Признаки равенства треугольников» и другие). Всевозможные формы кодированных ответов, ребусов привлекают внимание ребят. Для упражнения в вычислениях можно предложить ребятам поиграть в такие игры как, «Собери цветы», «Собери грибы», «Поймай рыбку» и т. д. на обратной стороне цветов, грибов, рыбок написаны примеры, которые им предстоит решить (такие игры я провожу не только на этапе устного счета, но и на уроках закрепления материала). Для устного счета я также использую такие игры: «Лесенка», «Молчанка», «Удивительная цепочка» (решение уравнений: в каждое уравнение, начиная со второго, вставляется корень предыдущего уравнения). Урок-путешествие – это игра, но игра, решающая целый ряд познавательных и воспитательных задач. Урок-путешествие можно отнести именно к такому виду. В течение ряда лет я применяю такие уроки в 5 – 8-х классах, в основном, для обобщения тем. Включая в такие уроки-путешествия станции «Историческая», «Ботаническая», «Зоологическая», «Физическая», «Химическая», я учу детей мыслить широко, осуществляют связь с другими учебными предметами. Интересны уроки- путешествия по темам «Десятичные дроби», «Обыкновенные дроби», «Сложение, вычитание, округление десятичных дробей». А по темам 8-го класса алгебры разработаны следующие уроки- путешествия: в страну «Квадратные корни», «Квадратные уравнения», «Квадратные неравенства», «Алгебра, 8». При решении задач на сравнение, рассматриваются различные ситуации: «В магазине», «На рынке», «В библиотеке» и другие, позволяющие учащимся не только самостоятельно представить ситуацию, но и активизировать мыслительную деятельность.
Индивидуальная работа с учащимися является необходимым условием развития личности школьника. Я считаю, что этот вид работы с учащимися должен присутствовать в каждом моменте урока. В своей работе я использую элементы проблемного обучения с целью обнаружения нового свойства математического объекта. Опыт лишний раз подтверждает, что при проблемном обучении на всех его этапах, отмечается активная познавательная деятельность учащихся. Но нужно быть хорошим стратегом и вовремя создавать для интеллекта детей посильные трудности. В этом и заключается наша работа: не ликвидировать все преграды на пути ребят к вершине знания, а планомерно создавать их. Это позволит детям не только осознанно владеть школьной программой, но и продвинуться на пути формирования своей личности. Чтобы детям в современной школе интересна была математика, можно использовать на уроках и дополнительных занятиях элементы информационных технологий. Информационные технологии способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Использование информационных технологий на уроках позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся. Позволяет создавать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка. Кроме презентаций, я на многих своих уроках использую интерактивную доску. Огромная помощь при проверке домашних заданий, объяснении нового материала, первичном закреплении. Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет преподавателю в определённой степени добиться следующих целей: � представить на уроках математики максимальную наглядность (благодаря настройки изображений, анимации и др);  повысить мотивацию обучения (в связи с развитием информатизации);  использование на уроках разнообразных форм и методов работы с целью максимальной эффективности урока;  вовлечение учащихся в сознательную деятельность;  использование тестовых программ с моментальной проверкой и выставлением компьютером отметки за выполненную работу. Использование Интернет – ресурсов позволяет мне, как преподавателю, пополнять банк материалов для проведения уроков. Для этой цели я посещаю следующие образовательные сайты: В классах при прохождении нового материала по некоторым темам ученики сами заранее готовят к уроку презентации, для чего самостоятельно ведут поиск в сети Интернет, сканируют необходимые рисунки и схемы. На уроке они выступают с этими презентациями, объясняя новый материал. У учащихся есть возможность работать в компьютерном классе, где есть выход в Интернет, интерактивная доска, что повышает познавательную активность учащихся и способствует рационализации учебного времени. Во время выполнения такой работы учащиеся показывают не только основной усвоенный материал, но и сведения из дополнительной литературы, связь с другими
предметами, применение к решению практических задач в физике, химии. Учатся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. И что немаловажно, грамотно и красиво оформлять свою работу. У некоторых учеников есть дома компьютер. Поэтому они проявили интерес к самостоятельному созданию презентаций. Планируется проведение конкурса презентаций. Лучшие работы будут продемонстрированы на уроке. Сам факт создания презентации способствует повышению мотивации учения. Теперь ученики спрашивают: “Какую презентацию еще будем делать?” Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль. Творческая деятельность учащихся не ограничивается приобретением нового. Работа будет творческой, познавательной, когда в ней проявляется замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретенных знаний. Работа в кружках, решение интересных, занимательных задач воспитывает устойчивый интерес к изучению математики. Большинство учащихся 5 класса с удовольствием посещают математический кружок. Учащиеся 5-7 классов участвовали в международных дистанционных олимпиадах по математике и занимали призовые места. Активизация внеклассной работы по математике признана не только возбуждать и поддерживать у учеников интерес к математике, но и желание заниматься ею дополнительно. Как под руководством учителя во внеурочное время, так и при целенаправленной самостоятельной деятельности по приобретению новых знаний, т.е. путём самообучения. Приёмы и методы активизации познавательной деятельности учащихся, которые я использую. Некоторые способы организации начала урока. Цель: создать с первых минут урока необходимые условия для успешной совместной деятельности преподавателя и учащихся по достижению намеченной цели. 1) устный счёт с включением задач, которые решаются с опорой на их жизненный опыт, на их смекалку; 2) решение игровых и занимательных задач, 3) даются задания и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Предлагается проверить их. 4) традиционным способом записано на доске решение задачи. Предлагается найти более короткое решение. 5) перед учащимися ставится математическая проблема, которая ещё не обсуждалась в группе. Учащиеся намечают план поиска её решения. Результативность: нетрадиционное начало урока позволяет учащимся с первых минут урока включиться в работу по развитию мыслительной деятельности, а это даёт успех всему уроку. Приёмы развития познавательной активности учащихся при изучении нового материала: 1) Постановка проблемной задачи перед учащимися и её решение на уроке.
Цель: дать учащимся возможность получить новые знания на уроке самостоятельно, в ходе анализа проблемной ситуации, вспомнив и применив ранее изученное и развить у учащихся логическое мышление. Существует два способа создания проблемных ситуаций:  логическая – более краткая, отражающая результат исследования;  историческая – более естественная, отражающая реальный процесс решения проблемы. Результативность: организация проблемной задачи позволяет учащимся работать творчески и повысить познавательный интерес. 2) Решение нескольких подзадач для решения важной задачи. Цель: обеспечить изучение нового материала предварительным выделением подзадач, решение которых рассматривалось ранее. 3) Интригующее описание преподавателем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса. Цель: активизация мыслительной деятельности, мотивация учебной деятельности учащихся. Описание приёма: а) ознакомление учащихся с условием интересной практической или исторической задачи; б) изучение содержания задачи; в) проведение анализа – поиска решения; г) формулировка вывода о невозможности решения данной задачи известными способами: д) постановка вопроса о поиске нового способа решения. Результативность: данные приёмы способствуют более успешному восприятию, пониманию и запоминанию нового материала. Развитие познавательной активности учащихся во внеурочной работе Цель: углубить знания учащихся по предмету, показать важность изучения предмета, воспитать интерес учащихся к математике и развить их математические способности. Формы внеклассной работы 1. Математические олимпиады. 2. Математические вечера 3. Математические часы. 4. Математические ролевые игры («Счастливый случай», «Звёздный час», КВН).
Результативность: учащиеся проявляют больший интерес к изучению предмета, получают углубленные знания по предмету и развивают свои математические способности. Разнообразная внеурочная деятельность, наряду с учебной, способствует повышению мотивации к изучению математики. Работа над данной темой самообразования продолжается и можно сказать, что за время работы над темой были выявлены наиболее эффективные способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математике, применение ИКТ, игровых технологий, занимательных логических задач, кроссвордов, опорных конспектов и др.
Заключение.
Важным элементом грамотного, полноценного математического воспитания и развития учеников является не только формальная передача знаний и умений от педагога, но и воспитание творческой активности учащихся, развитие их самостоятельной познавательной деятельности, стремление к познанию и поиску чего-то нового. Одной из основных задач педагога является организация такого процесса обучения, при котором школьники получат максимальное количество знаний и умений применить свои знания на практике, т. е. у них будет сформировано понимание того, как обобщать полученные знания, как анализировать, синтезировать и выделять главное, как можно применить полученные ранее знания для решения новой, на первый взгляд непохожей на все предыдущие задачи. Школьников необходимо учить вести самостоятельные наблюдения, не стесняться высказывать свои гипотезы и догадки, а затем проверять и обосновывать корректность озвученных предположений. Преподавателю важно суметь помочь ребенку обобщить все изучаемые на уроках факты, научиться творчески применять приобретенные знания в новых проблемных ситуациях, увлечь ученика процессом поиска решения поставленных задач. Учеба должна раскрывать творческий и научный потенциал ребенка, его индивидуальность и самостоятельность, концентрируя его интерес и желание достичь успеха в той или иной области деятельности. Одним из условий успеха процесса обучения является глубокое понимание учителем эстетической составляющей своей науки, его влюбленности в преподаваемый предмет.


Яндекс.Метрика