Напоминание

"За и против подросткового возраста".

Автор: Чиркунова Людмила Васильевна

Должность: учитель английского языка

Учебное заведение: МБОУСОШ №2

Населённый пункт: РБ с. Федоровка

Наименование материала: Разработка родительского собрания

Тема: "За и против подросткового возраста".

Описание:

Материал содержит разработку родительского собрания, где говорится об основных проблемах подросткового возраста и даются практические советы родителям, как помочь детям преодолеть этот сложный возраст.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=576

Опубликовано 19.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Родительское собрание-студия
«За и против подросткового возраста».

«Педагогика должна стать наукой для всех –

и для учителя и для родителей»

В.А. Сухомлинский
Каждый педагог заинтересован в том, чтобы родители были увлечены вопросами воспитания детей. Тем более, что без родительского участия процесс воспитания невозможен. Работа с коллективом родителей – это широкая педагогическая и психологическая информация, обмен опытом, привлечение родителей к участию в жизни класса. Эта работа должна вестись в двух направлениях:  повышение педагогической культуры родителей и более совершенное в связи с этим выполнение ими обязанностей в воспитании своих детей,  объединение родителей в коллектив, деятельность которых направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы со всеми учащимися класса. Основная задача этой работы – активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно-значимый характер, осуществить взаимодействие семьи и школы по оказанию психолого-педагогической помощи детям.
Формы взаимодействия школы и семьи.
а) групповые формы работы: - классное родительское собрание (текущее, тематическое, итоговое) - родительское собрание – студия (групповая дискуссия, «круглый стол», ролевая игра), - клубные дни - «Семейные традиции», «Семейный концерт» - родительские университеты б) индивидуальная работа: - индивидуальные консультации. - беседы Родительские собрания сближают учителя и родителей, сближают семью и школу. Помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. На классных родительских собраниях заслушиваются сообщения по какому-то вопросу воспитания, это может быть лекция, доклад или информация учителя, психолога, врача или сообщение родителей об опыте воспитания ребенка в семье, подводятся итоги работы с учащимися за четверь, полугодие, год; решаются организационные вопросы. Родительское собрание-студия
«За и против подросткового возраста».

Участники:
родители, классный руководитель, психолог, социальный педагог и учителя, ведущие уроки в классе.
Цель:
создать условия для правильной оценки родителями трудностей подросткового возраста, расширить круг педагогических знаний родителей о подростковом периоде, необходимых и значимых для воспитания детей старшего школьного возраста.
Задачи:
 определить актуальные проблемы подросткового возраста;  оценить позитивные стороны особенностей подростков  обсудить причины возникновения проблем во взаимоотношениях детей со взрослыми и наметить пути их решения;  предложить практические рекомендации родителям по разрешению конфликтных ситуаций, связанных с агрессивными, спонтанными реакциями подростков.
Ход собрания

1.
Вступительное слово классного руководителя
Многие дети в подростковом возрасте сильно меняются. Ласковые, спокойные, послушные вдруг превращаются в неуправляемых и грубых. Грубость, непослушание сильнее всего ранят и обижают родителей. Враждебность, замкнутость подростков пугают и настораживают. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах его возникновения. Ребенок - зеркало, и в нем отражаются все видимые и скрытые недостатки родителей, так что причины родители должны искать, прежде всего, в себе. Дух противоречия - это естественный этап развития человека. Ни игнорировать эту ступень, ни бороться с ее симптомами не имеет смысла. Главное, чтобы родители были рядом в этот сложный период в жизни ребенка. За любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение может быть вызвано и стремлением к лидерству, и компенсацией повышенной тревожности. Следовательно, воспитательные методы в каждом случае будут индивидуальны. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить мотивы поведения, проблемы ребенка. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт для общения и пожелает изменить свое негативное поведение. Каковы же причины вызывающего поведения школьника? На этот вопрос мы попросили ответить школьного психолога, который сообщает результаты тестирования.
2. выступление школьного психолога который заранее работал с классом, выясняя

причины такого поведения.
1. Детям
не хватает внимания взрослых,
которые вечно заняты. "Отстань!", "Не лезь!", "Не приставай!", "Надоел!" - часто слышит подросток. Семья не обеспечивает психологического комфорта, любви, поддержки, и подростки стремятся к лидерству среди своих сверстников. 2.
Высокий уровень тревожности.
В семье неправильно оценивают возможности ребенка: либо занижают возможности и способности ("Ничего хорошего из тебя не получится!», либо завышают, когда родители ожидают очень высоких результатов, а подросток не может соответствовать их ожиданиям. 3. Многим подросткам трудно совладать со своим
холерическим темпераментом.
Такие дети нарушают дисциплину несознательно. 4.
Отсутствие душевной близости
с родителями гонит подростка из дома во двор, заставляет искать понимания с другими подростками или взрослыми. Затем школьный психолог дает характеристику основным видам поведения подростка в ответ на отсутствие взаимопонимания с родителями.
Реакция группирования.
Подросткам свойственно почти инстинктивное влечение друг к другу. Так реализуется стремление к неформальному, общению, удовлетворяется чувство причастности к своей возрастной группе, решается вопрос о своем месте в ней. Сама по себе такая реакция нейтральна. Как поведет себя группа в обществе, зависит от
нравственных установок ее лидера. Запрет же взрослых дружить с тем или иным товарищем ведет к протесту со стороны подростка. Поэтому важнее найти пути взаимодействия с группой и позитивного влияния на нее.
Реакция эмансипации.
Подросток может, а значит, и должен проявлять самостоятельность. Если мы будем все время стараться водить его за руку, вовлекать лишь в строго регламентированные мероприятия, то встретимся с другой характерной реакцией подросткового возраста - с реакцией эмансипации. Она вытекает из стремления подростка утвердить себя как самостоятельную личность и неизбежна там, где существует мелочная опека старших, чрезмерный контроль, пренебрежительное отношение к интересам и желаниям подростка. Чем сильнее зажат подросток, тем острее его стремление всегда и везде поступать по-своему. Необычные прически, одежда, "своя" музыка - это вызов взрослым, протест.
Реакция увлечения.
Подросткам свойственны увлечения (хобби-реакции). Эти интересы во многом обслуживают потребность в общении со сверстниками. Подобно тому, как детям для своего развития необходимы игры, подросток для становления личности нуждается в увлечениях. Родителям эти занятия могут представляться бесполезными, и с объективной точки зрения это может соответствовать истине. Но для подростка увлечение всегда вызывает положительную эмоциональную окраску, дает чувство удовлетворения. Нередки случаи, когда мода перерастает в подлинное, устойчивое увлечение и важно, чтобы родители и педагоги были рядом и помогали ребенку в его делах. Отношение взрослых к увлечениям тинэйджеров может стать причиной обострения реакции эмансипации. Смена увлечений не должна вызывать протест у родителей - это естественное явление. Чтобы узнать свои способности, надо испытать себя в различных видах деятельности.
Реакция протеста.
У незрелых подростков встречаются поведенческие реакции, более характерные для детского возраста. Эти реакции протеста разнообразны: отказ от еды, общения, посещения школы, побеги из дома, агрессия к обидчику, порча его вещей. В таком случае важно понять причины протеста и устранить их.
Реакция имитации (подражания).
Для подростка объектом имитации часто становятся кумиры молодежной моды, звезды шоу-бизнеса и спорта. Подростки подражают их стилю одежды, прическам, манерам, суждениям, вкусам. Реакция имитации становится опасной, когда подражают антигерою. Поэтому вполне оправдан запрет на литературу и фильмы, которые пропагандируют жестокость, секс, порнографию.
Реакция сверхкомпенсации.
Одной из форм психологической защиты является реакция компенсации, когда слабость и неустойчивость в одной области компенсируется успехами в другой. Это позволяет сохранить душевное, психологическое равновесие. Нередко слабый в учебе подросток компенсируется успехами в спорте, лидерством в неформальной обстановке среди своих сверстников.
Слово классного руководителя.
Родители должны помнить, что ребенок воспитывается не только и не столько в процессе проводимых специально занятий, сколько всем укладом жизни семьи, той нравственной, духовной, социальной атмосферой, которая царит в ней, характером и системой взаимоотношений между родителями, между родителями и детьми. Здесь все имеет значение: как разговаривают отец с матерью, что и как они говорят об окружающих, своей
работе и сослуживцах, родственниках и знакомых, какой порядок поддерживается в доме, как относятся к своим обязанностям и многое другое, из чего состоит жизнь семьи. Дух семьи воспитывает ребенка в первую очередь, а потом уже специальные занятия родителей с ним. Но и эти занятия необходимы для полноценного развития ребенка как форма поддержания, развития и укрепления эмоциональных связей, духовного контакта и строящегося на этой основе взаимоотношения между ним и родителями. Что делать, если ребенок упрямится и не выполняет ваших просьб? Как действовать, если ребенок ушел из дома? (дискуссия). В таких ситуациях Вам поможет памятка (Приложение № 1), в которой даны рекомендации для общения с подростками. Как найти правильную линию поведения по отношению к подростку? Принять правильное решение в той или иной ситуации? Об этом расскажет социальный педагог.
5. Выступление социального педагога. Педагогический практикум.
Попробуйте на минуту почувствовать себя подростком и старшеклассником. Какие слова они чаще всего слышат в школе и дома? От учителей и от родителей они слышат примерно следующее: "Ты должен хорошо учиться!", "Ты должен думать о будущем!", "Ты должен уважать старших!", "Ты должен слушаться учителей и родителей!". Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: "Ты можешь:"; "Ты имеешь право...", "Тебе интересно..." А теперь перейдите в позицию учителя или родителя. Что они говорят о себе, обращаясь к подростку или юноше? А говорят они следующее: "Я знаю, что говорю…...", "У меня есть полное право...", "Я старше и умнее..." Что же получается в результате? Происходит отчетливо выраженное противоречие в модальности обращения к ученику. Ребята понимают, что они "не могут ничего" для них - одни запреты, а взрослые - "могут все", у них - полная свобода действий. Эта очевидная несправедливость обостряет взаимодействия их со взрослыми и в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Слова "должен", "обязан" вызывают у подростков тревожные стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не "вытянуть" возложенной на них ноши долга. Поэтому такие заявления необходимо свести к минимуму. Давайте потренируемся!
Типичная фраза

Как необходимо говорить
"Ты должен учиться!" "Я уверен (-а), что ты можешь хорошо учиться" "Ты должен думать о будущем!" "Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?" "Ты должен уважать старших!" "Ты знаешь: уважение к старшим - это элемент общей культуры человека" "Ты должен слушаться учителей и родителей!" "Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться"
Теперь поупражняйтесь самостоятельно. Даны типичные фразы, которые учителя и родители часто говорят подросткам и юношам. А вы предложите другие, более мягкие и позитивные формулировки, при сохранении общего смысла высказывания. "Мы в твои годы были намного ответственнее!" "Сколько можно сидеть за компьютером! Ты должен, наконец, заняться учебой!" "Ты постоянно нарушаешь дисциплину! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!" "Давай дневник, проверим, что у тебя там! Ты должен всегда показывать мне дневник!" (Родители предлагают свои варианты.) Теперь предлагаю вашему вниманию
упражнение "Стоп!".
Часто споры и ссоры возникают из пустяка: не вымыл посуду, порвал джинсы и т. д. Круговорот повседневных дел затягивает человека, все дневные отрицательные эмоции родители нередко выплескивают на детей. Первый шаг - научиться останавливать момент перед мысленным взором. Замолчите на мгновение, скажите "Стоп!" и задайте себе вопрос: "Зачем?". Взглянув на себя со стороны, вы поймете, что немытая посуда или порванные джинсы, гнев начальника или ссора с сослуживцем не стоят любви и доверия вашего ребенка, мира в вашей семье.
Личная территория: дать или отнять?
Для подростка чрезвычайно важна личная территория, где можно побыть одному. Эти потребности естественны, и родители должны уважать их. У подростка должно быть свое собственное пространство, которое он может обустроить по своему вкусу. В этом возрасте особенно важно признавать право ребенка на свою личную жизнь, на тайну. Это период мечтаний, очарований и разочарований. Не всегда и не всем подросток может и хочет делиться с родителями.
Общая территория
Необходимо собираться всем вместе за столом, вести интересные разговоры. Это сближает детей и родителей. Даже если вам не всегда хочется, сделайте ваш дом открытым для друзей вашего сына или дочери. Ведь со временем через друзей своего ребенка вы сможете влиять на него самого. Известно, что кроме потребности в самоутверждении у подростков есть потребность в общении. Они много говорят друг с другом, причем предметом их коммуникаций зачастую выступает их собственное "Я": как я выгляжу и т. п. Происходит рождение личности подростка, возникновение его индивидуальности. Не обвиняйте подростка в эгоизме! Помогите ему успешно пройти сложный путь личностного самоопределения и вы увидите, как назревающий между вами конфликт сменится сердечной дружбой и взаимопониманием. Заведите правило регулярно разговаривать с сыном или дочкой. Ваша беседа может длиться 40-50 мин. Предметом разговора выбирайте темы, интересные для подростка, его переживания, характер, привычки, желания, потребности. Говорите спокойно, мягко, ровным, умиротворяющим голосом. Не читайте морали, не учите жизни, общайтесь на равных. Звук вашего голоса, ваше доброжелательное открытое лицо выступят эффективными психотерапевтическими средствами.

6. Слово учителя. Психолого-педагогические советы.
Дорогие родители, при общении с подростками применяйте 5 приемов, которые позволят установить контакт с ребенком и лучше его понять.
Прием
1. Постарайтесь показать вашему ребенку, что вы его понимаете. Иногда этот прием называют "отраженным выслушиванием". Он состоит из трех частей. -Демонстрируйте ребенку, что вы слышите то, что он говорит (например, словами "да", "угу", вопросами "а что потом?", "и что же?" и т. д.). -Позволяйте ребенку выражать его собственные чувства. -Докажите ребенку, что правильно поняли его рассказ или сообщение (например, коротко пересказав суть).
Прием 2.
Внимательно следите за лицом ребенка и его "языком тела". Часто ребенок уверен, что успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение и прочее). Но дрожащий подбородок или блеск глаз скажут вам иное. Всегда полагайтесь на "язык тела". Но постарайтесь не вызвать излишний интерес. Не забывайте, что в подростковом возрасте преобладает "потребность в эксперименте
".

Прием
3. Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это могут быть ваши улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к детской руке.
Прием 4.
Выбирайте правильный тон для ваших ответов. Помните, что тон голоса связан со смыслом ваших слов. Выбирайте верный тон и не отвечайте безапелляционно или саркастично - дети могут расценивать это как пренебрежение к своей личности.
Прием 5.
Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, показывающие ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: "Вот это да!", "Да ну, не может быть!" и т. п.
7. Заключительное слово учителя.
Мы рассмотрели модели проблемного поведения подростков, проанализировали причины такого поведения, нашли пути решения данной проблемы. Но много вопросов остается без ответов, найти которые можно в литературе, рекомендованной психологами и педагогами. Но "только не надо думать, что правильное воспитание столь трудно, что большинству людей совершенно недоступно. По своей трудности это дело доступно каждому человеку. Хорошо воспитать ребёнка может каждый, если он этого действительно хочет, кроме того, это дело приятное, радостное счастливое:"


Яндекс.Метрика