Современные педагогические технологии в системе школьного образования
Ребенок воспитывается разными случайностями,
его окружающими. Педагогика должна дать
направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский
В педагогике понятие "технология обучения" можно рассмотреть в
узком и широком смысле.
Поскольку понятие является весьма многогранным и затрагивающим
ряд немаловажных аспектов.
В широком смысле под технологией обучения понимается
совокупность методов создания, применения и определения всего процесса
преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих
ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм
образования
В узком смысле под технологией обучения подразумевают науку о
способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с
использованием необходимых технических или информационных средств.
В технологии обучения содержание, методы и средства обучения
находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое
мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание,
применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с
программой и поставленными образовательными задачами.
Технология обучения - системная категория, структурными
составляющими которой являются: цели, содержание , средства
педагогического взаимодействия, организация учебного процесса, ученик,
учитель и в целом результат деятельности.
Актуальность «технологии обучения» находит свое отражения не
только в современном мире. Долгие годы различные деятели науки
представляли и толковали данное понятие по-своему. Таким образом, Б. Т.
Лихачев утверждал, что педагогическая технология – это совокупность
психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и
компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных
средств; она есть инструментарий педагогического процесса. В то время как
И. П. Волков, представлял педагогическую технологию, основой описания
процесса достижения планируемых результатов обучения.
Последнее десятилетие XX в. внесло в историю российского
образования трагические страницы: появился новый термин - "децелерация",
означающий массовую задержку детей в физическом и психическом
развитии. Что же повлияло на формирование данного понятия?
Причины децелерации были многочисленны: некачественное питание
беременных, последствия Чернобыльской катастрофы, телефония (решающее
влияние на потомство женщины первого в ее жизни мужчины - часто по
генофонду не лучшего), "афганский" и "чеченский" синдромы, социальная
фрустрация. Все это неблагоприятно повлияло на развитие детей. На тот
момент, поступающие в первый класс дети имели ограниченный словарный
запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические
дефекты. Исследования, проведенные в ряде школ показывали, что картина,
характеризующая готовность детей к обучению на весьма низком уровне, а
подготовка детей к начальному обучению достигала только 25 %. Где в
последствии индекс интеллекта старшеклассников и выпускников школ
ежегодно снижался на 1,5- 3,0 %.
По официальным данным ЮНЕСКО, российская молодежь за
последние 40 лет по уровню интеллектуализации переместилась среди стран
- членов ООН со 2-3 на 52- 55-е места.
Все это повлияло на то, чтобы в корне пересмотреть свое отношение к
педагогическим технологиям как инструментарию учебного процесса и
актуализировать их изучение. Многочисленными исследованиями доказано,
что от выбранной педагогической технологии и степени ее адекватности
ситуации, и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения.
Именно проектирование педагогической технологии предполагает
выбор оптимальной для конкретных условий системы педагогических
технологий. Оно требует изучения индивидуальных особенностей личности и
отбора видов деятельности, адекватных возрастному этапу развития
обучающихся и уровню их подготовленности.
Стратегической целью образовательной политики государства в ХХI
веке обозначен переход к устойчивому инновационному развитию системы
образования. Девиз национальной образовательной инициативы «Наша новая
школа» - «Общее образование для всех и каждого».
На современном этапе система педагогических технологий сводится к
выделению различных форм взаимовлияния учителя и ученика. Что в свою
очередь касается основных вопросов школьного образования. Такими
формами являются :
-
Разноуровневое обучение.
У учителя появляется возможность
помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных
учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся
утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность
испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
-
Проектные методы обучения.
Работа по данной методике дает
возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся,
более осознанно подходить к профессиональному и социальному
самоопределению.
- Исследовательские методы в обучении. Дает возможность учащимся
самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую
проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании
мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории
развития каждого школьника.
-Проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных
ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся
по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение
знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
-
Лекционно-семинарско-зачетная система.
Данная система
используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся
подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать
материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить
по предварительной подготовке учащихся
-
Технология использования в обучении игровых методов:
ролевых,
деловых, и других видов обучающих игр. Расширение кругозора, развитие
познавательной деятельности, формирование определенных умений и
навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных
умений и навыков.
-
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности
взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от
учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей,
которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические
диагностики личности.
-
Информационно-коммуникационные технологии.
Изменение и
неограниченное обогащение содержания образования, использование
интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
-
Здоровье сберегающие технологии.
Использование данных
технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные
виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками,
определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на
проведение самостоятельных работ, что дает положительные результаты в
обучении.
-
Систему инновационной оценки «портфолио»
. Формирование
персонифицированного учета достижений ученика как инструмента
педагогической поддержки социального самоопределения, определения
траектории индивидуального развития личности.
Хотелось бы по подробней остановиться на информационно-
коммуникационной технологии (ИКТ), которая заслуживает особого
внимания.
Целью технологии, включают в себя формирование умений работать с
информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся,
подготовка личности «информированного общества», формирование
исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью
«откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Их
можно использовать на всех этапах процесса обучения, и воспитания.
Базовыми компонентами для реализации системы электронного обучения
является качественная сетевая инфраструктура, современные аппаратно-
программные платформы, соответствующие задачам организации,
содержание учебных курсов и система управления учебным процессом.
Очевидно, что образование будущего тесно связано с развитием
компьютерных технологий. Электронное обучение обеспечивает единый
стандарт знаний для всех сотрудников организации. Использование
технологий электронного обучения в учебном процессе школы является
актуальной проблемой современного обучения.
Использование технологий электронного обучения в учебном процессе
школы является актуальной проблемой современного обучения.
Результаты использования инноваций, которые сейчас внедряются, мы
ощутим через 10-20 лет, но это не значит, что учителя может полностью
заменить электроника. Учитель был и остается главной фигурой в школе.
Процесс перехода на новую систему ни в коем случае не отменяет
сложившуюся традиционную классно-урочную систему обучения. Тем более
никто не устраняет учителя от образовательного процесса. Детям всегда
нужны мудрые глаза учителей, но система электронного обучения призвана
помочь учителю работать по-современному, ориентируясь на потребности
нового поколения. Предлагаемая система устраняет рутинную работу
учителей, т.к. учитель в традиционной системе должен многое делать
собственными руками: искать, создавать, рисовать, писать, иллюстрировать,
сочинять и даже музицировать. Хорошо, если он это умеет делать, тем более
профессионально, а если нет? И это вечная проблема, которая из года в год
поднимается на августовских конференциях учителей. В условиях
информатизации образования решается именно эта проблема. Все это делают
разработчики, профессионалы своего дела. Очень хорошо оценивается
учителями эта помощь: работа по электронным учебникам или цифровым
образовательным ресурсам. Главное в работе учителя – грамотно их
использовать, продумать все педагогические установки. Школьники должны
осознавать, зачем это они изучают, видеть, как они должны этим материалом
владеть. Им – будущим профессионалам 21 века – уже со школьной скамьи
необходимо набирать опыт дистанционного интерактивного взаимодействия.