Напоминание

"Развитие учебной мотивации при обучении математике"

Автор: Нагаева Алевтина Николаевна

Должность: учитель математики

Учебное заведение: МКОУ "СОШ №1" с.Бабынино

Населённый пункт: Калужская область с.Бабынино

Наименование материала: Статья

Тема: "Развитие учебной мотивации при обучении математике"

Описание:

Развитие учебной мотивации и творческих способностей на уроках математики, повышение качества знаний учащихся.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=632

Опубликовано 23.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

1
Тема: «Развитие учебной мотивации при обучении математике»

Автор:
Нагаева Алевтина Николаевна Учитель математики МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» с.Бабынино
Эпиграф: «Возбудите в человеке искренний интерес ко всему полезному,

высшему и нравственному, - и вы можете быть спокойны,

что он сохранит всегда человеческое достоинство».

К.Д. Ушинский

Основная идея:
развитие учебной мотивации и творческих способностей на уроках математики, повышение качества знаний учащихся.
Цель:
воспитание высоконравственного образованного человека, обладающего навыками исследователя, способного максимально реализовать свой личностный потенциал, показать значимость формирования и развития учебной мотивации и творческого мышления у школьников в современном обществе.
Задачи:
-Показать результативность использования развивающих заданий в формировании и развитии творческого мышления у школьников.
-
Изучить виды и способы мотивации на различных этапах урока
.
- Показать осуществление формирования и развития творческого мышления через проблемное обучение, использование информационно-коммуникационных технологий, внеклассную работу, исследовательскую деятельность школьников. - Применять интерактивные формы и методы при работе с детьми.
Актуальность темы.
«Школа должна дать учащимся не только определенную сумму знаний, но и привить умение самостоятельно пополнять свой запас знаний, чтобы ориентироваться в стремительном потоке современной научно – технической информации»
Академик А. Александров.
В силу высокого научного уровня подготовки по естественно-математическим дисциплинам в большинстве рабочих профессий, связанных с ростом высокотехнологических производств, развития экономических теорий, проблема качества математического образования остаётся приоритетной для каждой страны. Учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. И родители учащихся в этом заинтересованы. Но иногда и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет», «не хочет учиться». У ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Как пробудить у ученика желание учиться, а если оно у него есть, то как его сберечь? Как говорил Д.Пойа
«Где есть желание, найдётся путь».
Желания
2 определены потребностями, а потребности отражаются в конкретных мотивах. Поэтому проблема мотивации поведения и деятельности человека является одной из наиболее актуальных и в то же время сложных в настоящий период.
О понятии мотивации.
С.Л.Рубинштейн писал «Мышление, как и всякая деятельность человека, всегда исходит из каких-то побуждений: где их нет, нет и деятельности, которую они могли бы вызвать» - и относительно мыслительного процесса продолжал: «Для того чтобы он вообще совершался, нужны какие-то мотивы, побуждающие человека думать». Мотив - побуждение к достижению цели. Не зная мотивов, нельзя понять подлинный смысл его действий, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели. Несколько функций выполняет мотивация: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Под мотивом учебной деятельности понимают все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы. Ученик понимает, почему надо учиться, но это не побуждает его заниматься учебной деятельностью. Учебная деятельность – деятельность школьника по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку; деятельность по решению учебных задач. Различают две большие группы учебных мотивов: познавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее познания) и социальные (связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми).
Познавательные мотивы

Социальные мотивы

Внешние
Общественное поощрение творческой активности Признание авторства изобретений Учиться, чтобы получать вознаграждение Учиться, чтобы не наказывали Мотивация престижа – быть первым, лучшим Мотивация благополучия – стремление получить одобрение родителей товарищей Позиционная мотивация – стремление занять определенное место в отношениях с окружающими
Внутренние
Ориентация на овладения новыми знаниями разного уровня Творческий познавательный интерес Ориентация на усвоение способов добывания знаний, интерес к процессу самостоятельного приобретения знаний Мотивы самообразования, самопознания, Желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности Желание получить хорошую подготовку к избранной профессии Мотивы социального сотрудничества, связанные с потребностью ученика в
3 раскрытия своих возможностей Учиться, чтобы удовлетворить свое любопытство Внутреннее удовлетворение творческой деятельностью, положительные эмоции общении, стремлением получить удовольствие от самого процесса общения и сопутствующих ему эмоций Хорошо учиться, чтобы уважать себя, чувствовать себя компетентным
Как изучить мотивацию учеников?
Методами изучения мотивации являются: • использование ряда специально подобранных ситуаций, которые можно включить в естественный ход учебного процесса в виде контрольной работы, заданий классного руководителя на классном часе; • наблюдение за поведением учеников во время урока и вне его, за учебной, общественно полезной, организационной и другими видами деятельности, характером общения школьников; • результаты этих наблюдений фиксируются в дневниках учителя, в педагогических характеристиках • анкетирование, помогающее довольно быстро собрать массовый материал в нескольких классах, школах об отношении школьников к учению. • индивидуальная беседа с учеником предполагающая прямые и косвенные вопросы учителя о мотивах, смысле, целях учения для данного ученика; • об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обычные показатели школьной успеваемости, посещаемости и главное - показатели сформированности учебной деятельности школьников.
Способы повышения мотивации:
Положительную мотивацию учения можно сформировать, используя следующие воздействия: 1. современные информационно-коммуникационные технологии; 2. содержание обучения; 3. игровые формы организации обучения; 4. собственное отношение к обучающимся (требовательное, доверительное, дружеское и так далее); 1. В наше время, время вхождения в жизнь информационных и коммуникационных технологий, просто необходимо использование новых технологий в обучении, ориентированных на развитие творческих способностей учащихся. Использование новых технологий в обучении математике - способствует повышению у ребят интереса к предмету, - развивает мышление, - формирует коммуникативные навыки, - готовит к самостоятельной исследовательской работе, - создаёт оптимальные условия учащимся для развития потенциальных возможностей, духовного начала, - воспитывает самостоятельность, способность к самообразованию, самореализации. Компьютерные технологии – это новые дополнительные источники информации, новые виды наглядных пособий – ярких и красочных, новый способ обработки
4 информации, новые формы проверки знаний учащихся. Необходимо использовать технологии так, чтобы они могли решать образовательные, воспитательные, развивающие задачи обучения математике. Используя все возможности компьютера в современной школе, мы приобщаем детей к творчеству и познанию, тем самым переводя образовательный процесс на более высокий уровень. Компьютер является как помощником, так и контролером на стадии тренировочных упражнений. Огромное разнообразие ролей компьютера в учебном процессе в своей основе является сочетанием трех главных функций: - компьютер как орудие, - компьютер как партнер, - компьютер как источник формирования обстановки
2.

Содержание обучения
В своей преподавательской деятельности я стараюсь дополнить урок интересными фактами из истории математики, из современных исследований и достижений человечества. В большинстве случаев вызывает у ребят удивление и восхищение, это очень увлекает их. Такое содержание урока пробуждает в них исследовательский порыв, приводящий к интересным находкам и их реализациям в программе Power Point. Материал интересен всем, но особенно тем, кто увлекается не только математикой, но и историей, им любопытно, что у них есть возможность решать те задачи и доказывать те теоремы, которыми занимались люди много лет назад, реализовывать их современными способами.
I. Новизна содержания
1.Получение или показ через задачу новых для учащихся математических сведений; сведения, отражающие жизнь страны, города, школы, класса. 2. Включение в содержание задачи сведений, связанных с жизнью животного и растительного мира; факты, позволяющие отразить межпредметные связи и др. Важно новые знания не предлагать учащимся в готовом виде, а создавать такие проблемные ситуации, при которых ученик ставится в положение исследователя, заинтересованного в решении проблемы, и стремится самостоятельно найти решение, сделать «открытие».
Пример:
при изучении темы «Четыре замечательные точки треугольника» учащимся предлагается проверить верно ли утверждение: «Три замечательные точки треугольника лежат на одной прямой». Учащиеся могут это проверить опытным путем, выдвинув гипотезу, что точка пересечения медиан, точка пересечения высот и точка пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника лежат на одной прямой. Данную гипотезу нужно доказать. В конце решения задачи учитель может сообщить, что эта прямая называется прямой Эйлера. Формируя, таким образом, содержание обучения, мне удалось заинтересовать обучающихся в изучении тем математики: «Теорема Пифагора», «Натуральные, десятичные, рациональные числа» «Стандарткый вид числа», « Движение», « Обьем конуса» и т.д. Умело подобранный материал к уроку усиливает интерес учащихся к занятиям, то есть способствует формированию положительной мотивации учения.
II.Отражение связи с практикой

5 Стремление связать усваиваемый материал с собственным практическим опытом - это основной мотивационный фактор. Если учащийся видит в решаемой задаче возможность применить полученные знания на практике, то появляется и интерес к её решению.
Пример
. Один банк обещает вкладчику прибыль 2% в месяц, а другой - 25% годовых. Куда выгоднее вложить деньги? Полученные знания необходимо применять на практике и этим повышается мотивационный уровень учения математики. Любую задачу можно ориентировать на повышение творческих способностей .
III. Отражение исторического аспекта
Задачи с «исторической» фабулой могут носить чье-то имя, отражать факты из жизни конкретных исторических личностей, содержать сведения из истории страны, науки, техники и др.
Пример.
Задача из трактата Архимеда «О шаре и цилиндре». Эта задача пользовалась у самого Архимеда особым вниманием и любовью. Согласно легенде он даже завещал начертить шар, вписанный в цилиндр, на камне своего могильного памятника. «Цилиндр, в основании которого большой круг шара, а высота - диаметр этого шара, имеет объем, равный 3 2 объема, и поверхность, равную 3 2 поверхности шара» Проверьте правильность утверждения. Решение: получим для объема цилиндра V R R R R V ц ш                2 3 3 2 2 3 2 4 3 3 2 ; для площади поверхности цилиндра   S R R R R R S ц ш       2 2 2 6 3 2 4 3 2 2 2 2    
IV. Занимательность
В изучении математики интерес во многом зависит от того, как проходят уроки. На уроках я стараюсь, как можно шире применять нетрадиционные формы. Интерес к предмету можно повышать, используя разные методы, но самым привлекательным для детей является занимательность. Например,
Буквенный диктант:
Его можно использовать перед объяснением новой темы. Не учитель называет тему, а ученики. Смысл диктанта в следующем: учащиеся отвечают про себя на вопрос, а записывают лишь первую букву ответа. Затем из выделенных слов учащиеся составляют слово. Игровые приемы: «Вопросы - ответы», «Угадай-ка», «Ролевая игра». Также я часто планирую изложение материала урока в сказочной форме. Считаю целесообразно использовать дидактические игры, в ходе которых у детей вырабатывается привычка развивать внимание, мыслить самостоятельно, сосредотачиваться. Формированию мотивации способствуют: ситуации спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной значимости учения и использование школьных знаний в будущей жизни; необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, умелое применение учителя поощрения и порицания. В своей практике использую групповую работу и работу в паре. В условиях групповой работы осуществляется позитивная зависимость группы учащихся друг от
6 друга, т.к. члены группы рассматривают успех (неуспех) как результат их коллективной деятельности. Работа в паре «ученик - ученик» особенно важна в сфере самоконтроля и самооценки. Нравится мне проводить уроки-семинары. На которых ученики обмениваются информацией по заданной теме, доказывают свою правоту, спорят, и в этих спорах рождается истина. Большую роль в повышении положительной мотивации учения играет применение на уроках компьютеров. Компьютерные технологии улучшают качество восприятия учащимися нового материала, позволяют вызвать заинтересованность учащихся в познании той или иной темы, способствуют лучшему пониманию и запоминанию пройденного материала, прививают интерес к предмету. Интерактивные доски существенно упрощают подачу и восприятие материала, позволяют реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала. Большой иллюстративный материал, представленный в галерее интерактивной доски, позволяет осуществлять введение новой лексики, наработку слов для лексических минимумов. Удобным является структурирование по темам. Схемы, графики, таблицы можно демонстрировать на слайдах, предварительно подготовив их дома. Причем составление таблиц и схем не требует особых навыков, достаточно использовать инструменты «линия», «фигуры» и набор объектов из галереи.
3.

Собственное отношение к обучающимся
Важен такой фактор формирования положительной мотивации, о котором нельзя не сказать, это доброжелательный настрой урока. Чтобы создать на уроке хороший микроклимат, дающий возможность каждому ученику участвовать в его процессе, получать удовлетворение от своего труда, организую обучение на уроках с учётом индивидуальных способностей учащихся. Для создания благоприятного и продуктивного микроклимата на уроке может стать: - создание нестандартных ситуаций на уроке - создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса - умение создать ситуацию для каждого учащегося, проявить себя - демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке - умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи. Учитель должен вести себя корректно и приходить на помощь к ребенку.
Условия возникновения и развития интереса к математике
1. Развитию мотивации учебной деятельности, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и "открытия" новых знаний, решает вопросы проблемного характера. 2. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий очень быстро вызывают скуку. 3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
7 4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу. 5. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным. 6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать. 7. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.
РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

Цель:
создать условия для того, чтобы ученик был постоянно мотивирован к действиям.
Содержание деятельности
:
В начале урока
создать условия для осознания учеником того, что полезного и нового он узнает на уроке, где сможет применить усвоенное, какие преимущества ему даст усвоение материала на уроке.
В ходе урока
создать условия для сохранения и усиления исходной мотивации для возникновения новых дополнительных мотивов. Для этого вызвать ориентацию на осознание и понимание способов действий, их оценке, сравнения, получения удовлетворения от самого процесса учения.
В конце урока
создать условия для оценки достижения задач, поставленных в начале урока, определения причины удачи или неудачи, постановке задач для дальнейшей деятельности. Главная задача конца урока состоит в том, чтобы каждый ученик осознал приобретенный положительный опыт.
Результат:
мотивация учения в рамках урока представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и т.д.)
Трудоемкость опыта
Трудоемкость данного опыта заключается в следующем: 1. Отбор содержания материала 2. В классе установлен только один компьютер, что не позволяет проводить индивидуализацию процесса обучения. 3. Компьютер не подключен к сети Интернет, что затрудняет доступ к информации. 4. Недостаточная подборка методической литературы по формированию и развитию учебной мотивации на уроках математики. 5. Подготовка к уроку или внеклассному мероприятию занимает много времени и сил 6. В ходе дидактической игры создать условия для проявления личностных функций учащихся.
8 Рекомендации для учителей, которые будут использовать мой опыт, будут заключаться в следующем: быть неравнодушным к детям и своему предмету, искать и широко применять методы и формы повышения учебной мотивации, учитель должен быть уверенным пользователем, это облегчит поиск необходимой информации, снизит время подготовки к урокам, использовать ценный опыт работы в преподавании предмета.
В заключение
хотелось сказать: в последнее время очень часто говорят о том, что
ученик

не сосуд
, который нужно наполнить, а
факел
, который нужно зажечь. Но часто на практике мы сталкиваемся с тем, что факелы только тлеют, а сосуды упорно наполняются. Чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель должен очень много придумывать, изобретать и открывать. Факелы зажигаются только при условии активной творческой деятельности самого учителя.
Библиография
1. Аристова, Л.П. Воспитание познавательной самостоятельности школьников в процессе обучения основам наук / Л.П. Аристова. - Казань: Таткнигиздат, 2005. - 198с. 2. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение / А.В. Брушлинский. - М.: Знание, 2003. - 96с. 3. Васильева Г. Н. Развитие познавательной самостоятельности учащихся в процессе решения математических задач, Дисс-канд. пед. наук, М., 2006. - 246с. 4. Вяткин, Л.Г. Опыт развития познавательной самостоятельности /Л.Г. Вяткин, Г.И. Железовская // Педагогика, 2002. - №1. - С.61. 5. Громов Г.Р., Агапова О.И., Шолохович В.Ф. Компьютерные технологии обучения / Г.Р. Громов. - М: Просвещение, 2005. - 258с. 6. Гриценко В.И. Сущность информационных технологий / В.И. Гриценко. - М: Просвещение, 2006.- 354c. 7. Данилов, М.А. Теоретические основы обучения и проблемы воспитания познавательной активности и самостоятельности / М.А. Данилов. - Казань, 2005. - 163с. 8. Ершова Ф.П., Роберт И.В. Дидактические проблемы компьютеризации. - М: Просвещение, 2005. - 465с. 9. Ильницкая, И.А. Проблемные ситуации на уроке / И.А. Ильницкая. - М.: Знание, 2004. - 213с. 10. Курашов, И.В. Познавательная самостоятельность учащихся в процессе изучения новых знаний как результат организации их деятельности учителем / И.В. Курашов // Об условиях развития познавательной самостоятельности активности учащихся на уроке / Под ред. М.А. Данилова. - Казань: Таткнигиздат, 2003. - 198с. 11. Кривошеев О.А. Информационные технологии / О.А. Кривошеев. - М: Просвещение, 2006. - 259с. 12. Клейман Г. Возможности использования информационных технологий / Г. Клейман. - М: Просвещение,2006. - 398с. 13. Лернер, И.Я. Проблемное обучение / И.Я. Лернер. - М.: Просвещение, 2006. - 267с. 14. Кузнецов А.А. Проблемы компьютеризации / А.А. Кузнецов. - М: Просвещение, 2005. - 217с. 15. Ситников А.Н. Психология мышления и проблемное обучение / А.Н. Ситников. - М.: Знание, 2003. - 96с.
9 16. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. - М.: Прометей; Юрайт, 2004. - 464 с. 17. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И. Махмутов. - М., 2002. - 215с. 18. Машбиц Е.И., Гершунский Б.С., Талызина Н.Ф. Методические проблемы компьютеризации / Е.И. Машбиц. - М: Просвещение, 2005. - 456с. 19. Мордкович А.Г. учебник «Алгебра. 9 класс» / А.Г. Мордкович. - М: Просвещение, 2008. - 179с. 20. Наумчик В. Н. Педагогический словарь / В. Н. Наумчик, М. А. Праздников. - М.: Вече, 2006. - 279 с. 21. Петунин, О. В. Формирование познавательной самостоятельности старших школьников в процессе углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла: монография / О. В. Петунин. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - 124 с. 22. Пейперт С. Основы использования информационных технологий / С. Пейперт. - М: Просвещение, 2006.- 369с. 23. Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый. -- М.: Юрайт, 2007. - 540 с. 24. Рубцова В.В., Тихомиров В.В. Психологические проблемы компьютеризации / В.В. Рубцова. - М: Просвещение, 2005. - 286с. 25. Самостоятельность. - В кн.: Психологический словарь - Магадан,1996.-с. 292. 26. Сластёнин В. А. Общая педагогика. Ч. 2 / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Владос, 2003. - 252 с. 27. Сергеева Т.А. Компьютерные технологии / Т.А. Сергеева. - М: Просвещение, 20006. - 248с. 28. Хантер Б. Рекомендации по использованию информационных технологий / Б. Хантер. - М: Просвещение,2006. - 145с. 29. Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: книга для учителя / Г. И. Щукина. - М.: Просвещение, 2005. - 144 с. 30. Ясвин, В. А. Образовательная среда / В. А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с. 31. Шилина М.Н. Формирование познавательной самостоятельности школьников / М.Н. Шилина. - М: Просвещение, 2005. - 245c. 32.Праздникова Г.З.. «Педагогический опыт: проблемы изучения и обобщения». ТОИПКРО 2004г. 33.Журналы « Математика в школе». 34.Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». 35.Мантуленко В.Г. « Кроссворды для школьников». 1998г. 36.Аруткинян Е.Б.. «Математические диктанты». 2000г. 37.Борчугова З.Н. « Организация контроля знаний учащихся в обучении математики.». 1998г. 38.Черемисина Л.Д. «Иду на урок». ТОИПКРО. 2005г. 39.Черемисина Л.Д. «Развитие творческого и познавательного интереса школьников на уроках математики».ТОИПКРО. 2003г. 40.Агапова Н.В. Перспективы развития новых технологий обучения. – М.: ТК Велби, 2005. – 247 с. 41.Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994. 42.Выготский, Л.С. Педагогическая психология – М. Педагогика, 1991.
10 43.Желдаков М. И. Внедрения информационных технологий в учебный процесс. – Мн. Новое знание, 2003. - 152 с. 44.Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М.. 1990. 45.Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. М.2002. 46.Моисеев В.Б. Организация ученого процесса при использовании дистанционного обучения. // Информатика и образование, 2002, № 12. 47.Никифорова М. А. Преподавание математики и новые информационные технологии. // Математика в школе, 2005, № 6. 49.Никифорова М. А. Преподавание математики и новые информационные технологии. // Математика в школе, 2005, № 7. 49.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М: Омега-Л, 2004. - 215 с.


Яндекс.Метрика