Напоминание

"Семейный образ жизни в современном обществе"

Автор: Гущин Юрий Иванович

Должность: учитель химии

Учебное заведение: МБОУ В(С)ОШ №1

Населённый пункт: г.Альметьевск

Наименование материала: реферат

Тема: "Семейный образ жизни в современном обществе"

Описание:

Реферат по предмету "Семьеведение". В содержании раскрыты следующие вопросы: - Семья и функции семьи в современном обществе. - Быт семьи. -Дом как взаимоотношение противоположных полов, поиск компромисов. - Воспитательная роль семьи в становлении личности ребёнка. - Проблемы в семье. - Кризис семьи. - Решение проблемы семейного неблагополучия. - Принципы формирования современной семьи. -

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=696

Опубликовано 27.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "В ечерняя ( сменная) общеобразовательная школа № 1"
Семейный образ жизни в

современном обществе
Реферат по курсу "Семьеведение" Выполнен Гущиным Ю.И. Научный руководитель- д.соц.н.проф. Карцева Л.В. Альметьевск 201
Содержание
1
Введение. 3 1. Семья и функции семьи в современном обществе. 5 2. Быт семьи. 5 2.1 Дом как взаимоотношение противоположных полов, поиск компромиссов. 7 2.2 Воспитательная роль семьи в становлении личности ребенка. 8 3.Проблемы в семье. 8 4. Кризис семьи. 9 5. Решение проблем семейного неблагополучия. 10 6. Принципы формирования современной семьи.11 Вывод. 12 Список литературы. 13
Введение.
Семья во все времена переживала кризис и неблагополучие, счастье и процветание. По своей природе семья наиболее инертный из всех социальных институтов, менее всего склонный к радикальными изменениям и переменам, поэтому дестабилизация обстановки заметнее всего на его функционировании.
Актуальность:
Каждая семья имеет свои, свойственные только ей порядки и моральные устои. Ценности семьи во многом зависят от бытовых условий проживания. Ведение семейного быта супругами это очень хлопотное и тяжелое дело, но в жизни любой семьи настают и светлые полосы. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более, чем наполовину сформировался как личность. 2
Современная семья конца второго, начала третьего тысячелетия характеризуется процессами и проблемами, сущность которых, а следовательно, и судьба самой семьи оцениваются специалистами далеко не однозначно. Одни из них констатируют «кризис и разрушение» семьи, другие обнаруживают в ней признаки «плавной трансформации и модернизма». Семья как один из наиболее древних и устойчивых социальных институтов фокусирует все кардинальные изменения, происходящие в обществе. В настоящий момент в образе жизни российских семей закрепились ценностные ориентиры, присущие многим западным странам: нуклеарные семьи, малодетность, демократический тип главенства, повышенная социальная и миграционная мобильность, высокие показатели разводимости и др. Все эти факторы и условия в разной степени влияют на устойчивость семьи. Таким образом, состояние брачно-семейных отношений в современном российском обществе характеризуется обострением некоторых проблем и противоречий: нестабильность семьи, которая выражается в высоком уровне разводимости; низкая рождаемость, не обеспечивающая простое воспроизводство населения; разрыв между возросшими требованиями к качеству отношений в браке и семье и степенью их удовлетворения; противоречие между семейными и профессиональными ролями супругов; рассогласование требований, предъявляемых обществом к личности, и социализирующих возможностей семьи и др. Сложившийся высокий уровень разводимости, а также низкий уровень рождаемости - следствие общих причин. К ним мы относим процесс перенесения акцента в общественных интересах с семьи на личность, изменение положения женщины в обществе и семье, нахождение детей в противостоянии удовлетворению многих потребностей семьи и личности, снижение значимости родства и родительства в обществе в целом. Сейчас самоутверждение и автономность становятся важнейшими принципами современной жизни. Это приводит к изменению социально-психологического климата в обществе, распаду традиционных устоев жизни, опорой которых служила семья, перераспределению ролей в семье, и не столько по половому признаку, сколько по социальным возможностям и способностям личности, а также существенному изменению социальных ролей женщины-матери и мужчины-отца. Поэтому разводимость и малодетность - характерные черты, указывающие на трансформацию семьи как социального института. Общественная ценность семьи, обусловленная производством и воспроизводством непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания, позволяет ученым и специалистам судить о состоянии института семьи и его перспективах на 3
будущее. По словам П. Сорокина, дети являются «цементом, скрепляющим семью». В современных условиях социально-экономической трансформации в российском обществе чрезвычайное значение приобрела проблема появления в семье детей. Сложившаяся ситуация сказывается в первую очередь на решении супругов родить ребёнка, а также и последующих детей. В современной России не только снизилась рождаемость, но и существенно упал уровень физического и психологического здоровья детей. Существенно понижается их интеллектуально-образовательный потенциал, изменились культурно-нравственные ценности. Эти процессы говорят, прежде всего, о невысоком статусе детей как социальной группы и об определённом отношении к ним со стороны общества и семьи. Сорокин П.А. Кризис современной семьи (социологический очерк) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18, Социология. Политология. - 1997. - № 3. - С. 68. Рождение и воспитание новых поколений тесно связаны с проблемами устойчивости семьи. Стабильность семьи в современных условиях зависит не только от формально выделяемых показателей, но и от характера межличностного общения. Устойчивость семьи — это устойчивость жизненных условий как для супругов, так и для их детей. Рождение двоих, троих детей возможно только в семье, где супруги уверены в устойчивости брака.
1. Семья и функции семьи в современном обществе
Понятие семьи в разных источниках сформулировано по разному, но суть у этого понятия одна. Так ,например, словарь Ожегова дает такое понятие слову «семья»: семья – это группа живущих вместе близких родственников. Еще одно более развернутое понятие дает современный Интернет источник – Wikipedia: Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.
Функции семьи и их взаимосвязь
4
Семья осуществляет ряд функции как общественного, так и индивидуального характера. Я их назову:
Сфера семейной

деятельности

Общественные функции

Индивидуальные функции
Репродуктивная Биологическое воспроизводство общества Удовлетворение потребности в детях Воспитательная Социализация молодого поколения Удовлетворение потребности в родительстве. Хозяйственно- бытовая Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми Получение хозяйственно- бытовых услуг одними членами семьи от других Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособные членов общества Получение материальных средств одними членами семьи от других Сфера первичного социального контроля Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах, ответственность и обязательства родителей перед детьми Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за нарушение социальных норм в общественной жизни и семейных отношениях Сфера духовного общения Развитие личности членов семьи Духовное взаимообогащение членов семьи Социально- статусная Предоставление социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры Удовлетворение потребности в социальном продвижении Досуговая Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга Эмоциональная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребности в личном счастье и любви Сексуальная Сексуальный контроль Удовлетворение сексуальных потребностей В полноценной нормальной семье все эти функции взаимосвязаны между собой. 5
Выполнение всех функций сохраняет семью как целостную систему. У семьи, кроме репродуктивной функции, решающей проблему воспроизводства нового поколения, удовлетворения сексуально эротических потребностей, существуют многие другие. Одной из важнейших является функция социализации личности. Она включает многие аспекты: · Воспитание (сохранение, развитие и передача следующим поколениям ценностей, традиций общества, аккумулирование и реализация социально- воспитательного потенциала). · Создание психологического комфорта и эмоциональной поддержки, чувства любви, безопасности, ощущения ценности и значимости своего «Я». · Создание условий для развития личности всех членов семьи. · Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга. · Хозяйственные функции (организация совместного владения домашним хозяйством, разделение труда, взаимопомощь). · Коммуникативные функции (необходимость научить общаться с членами семьи и окружающим социумом). · Удовлетворение индивидуальных потребностей в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. · Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи. · Рекреативная функция — охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие стрессов.
2. Быт семьи.
Быт - сфера внепроизводственной социальной жизни, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении и поддержании здоровья, так и освоение человеком духовных благ, культуры, человеческое общение, отдых, развлечения. В широком смысле Быт — уклад повседневной жизни. Быт оказывает огромное влияние на др. области социальной жизни и, прежде всего, на труд, настроение и поведение людей.
2.1 Дом, как взаимоотношение противоположных полов, поиск

компромиссов
6
Дом — это, прежде всего, населяющие его люди, семья. Семья является важной частью общественного бытия и развития. Семья образуется по признаку пола. Половой диморфизм женщины и мужчины составляет основу гентильного воспроизводства человеческой жизни. Именно в семье человек получает реальную возможность обрести былую целостность. Совершенно очевидно, что продуктивная социальная диагностика состояния семьи, а тем более обозначение и оценка ее перспектив возможны лишь при всестороннем анализе исторических этапов, типологизации становления и развития института семьи в общемировом, глобальном и региональном контекстах человеческой цивилизации, а также при выявлении характера и вектора эволюции статуса семьи, соотнесении его с тенденциями укрепления государства, с одновременным процессом возрастания прав и свобод личности (особенно женщин). Исторический опыт свидетельствует: человечество еще не выработало универсального механизма, обеспечивающего оптимальное соотношение прав личности и статуса семьи. Обозначенная дилемма «или свобода личности, или семья» со всей остротой встала и перед российским обществом, взявшим курс на модернизацию, демократизацию и либерализацию всех сфер общественной и личной жизни. Но решение этой проблемы в российских условиях сопровождается несравнимо большими потерями. Если в развитых западных странах поиск компромиссной модели достижения социального гомеостаза (равновесия) интересов государства и личности (а значит — семьи) имел «разбег» в сто— двести лет и в конечном итоге с середины XX века воплотился в концепции социально ориентированной экономики и государства социального благоденствия то в России дело обстоит иначе. Одной из предпосылок нормального существования семьи является экономическая общность. Чтобы жить, нужно удовлетворить витальные потребности. Психологи установили, что для нормальной, спокойной семейной жизни важно сбалансированное умелое ведение домашнего хозяйства, совпадение взглядов супругов на то, как вести хозяйство, тратить деньги, как экономить. Каждая семья осуществляет хозяйственную функцию, это: Покупка продуктов, приготовление пищи, уход за детьми, престарелыми, больными членами семьи, уборка помещений, ремонт, содержание в порядке одежды и т.п. 7
Семейная экономика требует планирования, учёта, бережливости, экономии, контроля. Каждая семья создаёт свой самостоятельный семейный бюджет, в котором сбалансированы доходы и расходы, потребности и возможности их удовлетворения. Бюджет лежит в основе ведения домашнего хозяйства, он диктует стиль жизни, содержание хозяйственной деятельности.
2.2 Воспитательная роль семьи в становлении личности ребенка
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более, чем наполовину сформировался как личность. Если обратиться к рассмотрению проблем нетипичных семей, а также проанализировать опыт их становления, то можно обнаружить, что у них много общего с семьями, имеющими приемных детей. В неполных и смешанных семьях, как и в семьях, воспитывающих приемных детей, дети изолированы от родных матери или отца, а в смешанных семьях им, кроме того, приходится еще и приспосабливаться к новой семье и ее членам. Зачастую новые воспитатели ребенка вынуждены делить свои обязанности с его родителями. Очень часто родителям и детям из нетипичных семей нелегко преодолеть стереотипы, сложившиеся в той или иной общине, С которой они связаны по месту жительства. Главное в воспитании маленького человека — достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Хотя родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными. От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. 8
Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка — то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.
3. Проблемы в семье
На уровне обыденного сознания происходящие в семье перемены вызывают в умах одних граждан шок и отчаяние, других -терпимое и снисходительное отношение к «неизбежной плате» за обновление семейно-брачной сферы жизнедеятельности людей в условиях техногенной, информационной цивилизации. В самом деле, в большинстве стран мира (особенно в странах с развитой рыночной экономикой) регистрируемый брак заметно потеснен «фактическим» - без юридического его оформления; с традиционной моногамной семьей смело соперничают немоногамные, альтернативные формы частной жизни; возрастает число бездетных браков при одновременно увеличивающемся количестве родителей, отказавшихся от своих детей. Семью захлестнула волна насилия, преступности, конфликтов на этнокультурной, расово-религиозной и психологической почве. Российский социум также характеризуется нарастанием нестабильности семьи и брака: наблюдается рост числа разводов при сокращении численности регистрируемых браков; доля семей с нерегистрируемым браком составляет 14%; 22,5% детей рождаются вне брака; свыше 50% детей какую-то часть детства проводят в неполных семьях; уровень добровольного безбрачия составляет среди мужчин 17% и 18,7% среди женщин; каждая восьмая молодая семья не планирует детей или откладывает решение вопроса о родительстве на неопределенный срок, увязывая его с достижением желаемого уровня материального благополучия профессиональной самореализацией.
Современная демографическая ситуация. Кризис семьи
Демографическая ситуация – самая острая проблема современной России. Неслучайно этой проблеме уделил значительное внимание в своём Послании Федеральному собранию Президент России Владимир Владимирович Путин.
«В среднем число жителей нашей страны ежегодно

становится меньше на 700 тысяч человек»
, - сказал он. Для решения этой проблемы предложено следующее: 9
1) снижение смертности за счёт - усиление контроля безопасности дорожного движения; - пресечение ввоза в страну суррогатной алкогольной продукции; - выявление, профилактика и лечение сердечно-сосудистых заболеваний 2) осуществление эффективной миграционной политики за счёт: - привлечение из-за рубежа наших соотечественников, лучше, если это будут квалифицированные, образованные и законопослушные граждане; 3) повышение рождаемости за счёт: - увеличение размера денежных пособий матерям до достижения ребёнком возраста до полутора лет, причём размер пособия увеличивается при увеличении числа детей; - компенсация затрат на детское дошкольное воспитание, причём также, как и в первом случае размер компенсации увеличивается при увеличении числа детей; - материальная поддержка семей, берущих на воспитание детей-сирот; - увеличение стоимости родовых сертификатов; - выплата единовременного пособия матерям в размере 250 тыс. руб Для реализации всего вышесказанного потребуется большая работа и большие деньги. В современных условиях все заметнее становится кризис семьи как социального института общества, пути выхода из которого пока неясны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свои основные функции: организацию супружеской жизни, рождение и воспитание детей, воспроизводство населения и рабочей силы. Причины такого кризиса имеют общий характер для всех индустриальных государств, есть порождением индустриальной цивилизации. Семья особо чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, например безработице, росту цен и т. д.
4. Решение проблем семейного неблагополучия
10
Семейное неблагополучие сегодня бывает двух видов: экономическое; нравственное, моральное. Причем второе — не менее важное, потому что поражает сами семейные устои, разрушает внутрисемейные отношения, отдаляет на непреодолимое расстояние детей от родителей и наоборот. С целью более детального изучения проблем, существующих сегодня в семьях, и последующей разработки подходов к их решению необходимо через отдел социальной защиты населения участвовать в проведении социологических исследований департамента социальной защиты. Ведь именно результаты подобных исследований и создание на этой основе банка данных по семьям с детьми позволят корректировать планы работы, высвечивать наиболее острые проблемы.
Принципы формирования современной семьи
. Родительская семья является первичной социальной средой индивида, средой социализации. С точки зрения А. Адлера, семейная атмосфера, взаимоотношения в семье, ценностные ориентации и установки родителей являются первым фактором в развитии личности. Дети учатся нормам общежития в обществе и воспринимают культуру через своих родителей. Именно в семье человек получает первый социальный опыт, усваивает правила и нормы поведения. Родительская семья является наиболее доступным образцом наблюдения, который при определенных условиях становится образцом для подражания. Л.С.Выготский считал подражание источником возникновения всех специфических человеческих свойств сознания и видов деятельности. Содержание подражания, начиная с трехлетнего возраста, представляет собой моделирование поведения взрослого. Психоаналитики утверждают, что развитие сверх-Я происходит в процессе идентификации с родителями и интериоризации родительского авторитета. Ребенок в своем развитии движется от принципа удовольствия к принципу реальности, и образование сверх-Я считается решающим прогрессом социализации. Родители, как правило, являются для индивида значимыми людьми, поэтому осуществление ими родительской роли частично осознанно, а частично 11
неосознанно, впоследствии копируется в собственной семье: «какими мы стали родителями, в значительной степени зависит от того, что мы видели, пережили, ощутили в поведении собственных родителей»; «между структурами супружеских и родительских семей наблюдается прямая зависимость супружеские семьи в подавляющем большинстве аналогичны родительским, особенности родительской семьи неосознанно воспринимаются детьми в их семьях» (Т.И. Дымнова, 1996). Подытоживая опыт разных исследователей, С.В. Ковалев (1988) выделяет три группы факторов, влияющих на личность ребенка в семье: 1) социальная микросреда семьи, где происходит приобщение ребенка к социальным ценностям и ролям; 2) внутрисемейная и внесемейная деятельность, где происходит приобщение к будущей жизнедеятельности; 3) семейное воспитание, представляющее собой некий комплекс целенаправленных педагогических воздействий.
Вывод
Данная работа рассказывает о семейно-бытовых проблемах семьи и о взаимоотношениях в целом, то есть о семейном образе жизни в современном обществе. Социальные проблемы проявляются в семье достаточно многосторонне. В значительной степени основные трудности и потребность в профессиональной помощи семьи зависят от ее типа.
В социально-философском плане семья может рассматриваться как

малая социальная группа и как социальный институт. Как малая

социальная группа семья объединяет целый спектр различных

отношений: сексуальных, эмоциональных, духовных и др. Как

социальный институт она включает в себя системы норм, ценностей,

образцов поведения и деятельности в рамках социокультурного

процесса. Они реализуются в социальных ролях и статусах. Семья - это

исторически изменяющаяся форма организации совместной жизни

людей обоего пола, группа из двух или нескольких лиц, связанных

браком, кровным родством и живущих вместе. Если брак — институт,

регулирующий отношения между полами, то семья - институт,

регулирующий отношения между супругами, родителями и детьми.

Благодаря выполнению комплекса социальных функций, которые, в

свою очередь, менялись на протяжении человеческой истории, семья

обеспечивала относительную устойчивость социальных связей и
12

отношений в рамках всей социальной организации общества. Семья как

социальный институт является основой для формирования других

социальных институтов. Многие из них образуются на базе выполнения

отдельных функций семьи, выделившихся из нее в ходе развития

общества. Прежде это были экономические связи, а позднее —

политические институты.

Исторические тенденции, присущие процессу модернизации общества,

привели к отмиранию в современном обществе расширенной

стабильной многодетной семьи, ее ритуалов и традиций. Рыночный

капитализм и коммерческая цивилизация, ориентированные на

благополучие и комфорт, на извлечение максимально возможных благ в

жизни, оказались в противостоянии и противоборстве с институтом

семьи. Однако в последние десятилетия в развитии социального

института семьи вновь появились тревожные признаки,

свидетельствующие о том, что и современная нуклеарная семья

находится в кризисном состоянии.

Семьи уменьшаются в размере, лишаются стабильности, срок их

существования сокращается. Растущий процент разводов, падение числа

браков, увеличение количества одиноко живущих людей и подобных

браку сожительств сигнализируют о тенденции, которая в

предварительном порядке, с осторожностью, может быть оценена как

утрата законным браком его значения.

С увеличением числа женщин на рынке рабочей силы экономическое

единство супругов ослабло. Это приводит в целом к ослаблению, если не

сказать ненужности, супружеских союзов, измеряемому ростом разводов

и числом одиноко живущих людей.

Разрушаются узы не только между супругами, но и между родителями и

детьми. В XX в. происходило снижение возможностей матерей и отцов

воспитания своих детей, упадок родительского влияния и авторитета.

Ежедневное пребывание всех членов семьи вне дома крайне сужает

совместное бытовое самообслуживание, оставляет мало времени на

воспитание детей, воздействие родителей на них. Внесемейная работа

родителей вынуждает их передоверять уход за детьми и их воспитание

общественным учреждениям (детским садам, школам). В связи с этим

воспитательный процесс в нуклеарной семье нарушается: родители все

больше отстраняются от своего потомства.

Список литературы
1. Меренков А.В., Мустаева Ф.А. Самоопределение российской семьи в условиях трансформирующегося общества: Манография.- Магнитогорск: МаГУ, 2013,-221с. 2. Тараданов А.А. Семейное благополучие: от теории к практике.- Челябинск,2002.-153с. 13
3. Сорокин П.А. Кризис современной семьи (социологический очерк). Вестн.Моск.ун-та. Сер.18, Социология. Политология.-1997.-№ 3.-с.68 4. Черняк Е.М. Социология семьи/ Е.М.Черняк.-М.: Издат.-торг. корпорация "Дашков и Ко", 2003.-238с. 5. Савинов Л.И. Семьеведение: уч. пособие.- Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000.-196с. Семейные отношения в полиэтническом социуме: Материалы Всероссийского конгресса (7-8 июня 2007 г.).- Уфа: Изд-во РГСУ, 2007.-242с. 14


Яндекс.Метрика