Напоминание

"Русской речи государь по прозванию словарь…" Подготовка к сочинению на морально-этическую тему "Что такое толерантность?"

Автор: Токмалаева Надежда Геннадьевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №27"

Населённый пункт: г.Чебоксары Чувашской Республики

Наименование материала: план-конспект

Тема: "Русской речи государь по прозванию словарь…" Подготовка к сочинению на морально-этическую тему "Что такое толерантность?"

Описание:

Технологическая карта урока по русскому языку для учащихся 8 класса составлена с учётом требований ФГОС. Деятельностная цель: формирование способности обучающихся писать сочинения в форме рассуждения, обращаясь при работе над ним к различного рода словарям. Образовательная цель: научиться писать сочинение рассуждение на морально-этическую тему

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=709

Опубликовано 27.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


ПЛАН-КОНСПЕКТ

Предмет:
русский язык
Класс:
8
Тема урока:
«Русской речи государь по прозванию словарь…» Подготовка к сочинению на морально-этическую тему «Что такое толерантность?»
Деятельностная цель:
формирование способности обучающихся писать сочинения в форме рассуждения, обращаясь при работе над ним к различного рода словарям.
Образовательная цель:
научиться писать сочинение рассуждение на морально-этическую тему
Формирование УУД:

Личностные действия:
 воспитание у учащихся чувство доброты и ответственности, самоуважения и уважения окружающих.  воспитание терпимости к чужому мнению.  приобщение к культуре общения.
Регулятивные действия:
 развитие связанной речи обучающихся;  повышение уровня самостоятельности и творческой активности обучающихся;  формировать умение определять значения слов тематической группы “толерантность”;  развитие способности к анализу и синтезу понятий через сочинение синквейна;  закрепить умение строить текст рассуждения;  развитие умения пользоваться словарями;  развитие проектной деятельности и коммуникативной активности.
Познавательные действия:
 повторение видов словарей, истории возникновения русского алфавита, принципа построения некоторых словарных статей;  знать историю возникновения словарей;  уметь пользоваться словарями при подготовке и непосредственном написании сочинений.  знать, что обозначают такие понятия как доброта, толерантность, основные черты толерантной и интолерантной личности;  уточнение значения слов тематической группы “ добро” с помощью словаря.  знать, чем отличается сочинение-рассуждение от других типов сочинения.  повторение материал о сочинении- рассуждении.
Коммуникативные действия:
 планирование учебного сотрудничества;  формирование умения с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование
: выставка книг справочной литературы (энциклопедии, справочники словари), фильм «Словари», музыкальное сопровождение, презентация к уроку, раздаточный материал по развитию речи.
Технологическая карта урока:

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые


результаты (УУД)
1.Организационный Организовать готовность уч-ся к работе на уроке, создание психологической, положительной атмосферы, обеспечение комфортной обстановки на уроке. Приветствие обучающихся. Поверка готовности к уроку.
Приветственное

слово учителя:
- Добрый день, ребята! Начинаем нетрадиционный урок русского языка, который, надеюсь, поможет нам подготовиться к сочинению на морально- этическую тему. А что именно нам может помочь нам в таком непростом деле, как написание сочинений вы узнаете чуть попозже. А сейчас улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. -А с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Давайте, мы тоже улыбнёмся друг другу и порадуемся началу нового дня. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. Приветствие учителя. Проверка наличия письменных принадлежностей, тетрадей, учебников, дневников учащихся. Дети предлагают всевозможные варианты ответов.
1.Личностные

у
меть мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала деятельности».
2.Коммуникативные:
умение выражать свои мысли
Технологии:
дифференцированного похода, индивидуально-личностного обучения, проблемного обучения, анализ систем знаний, здоровьесбережения. 2.Актуализация знаний. Мотивационно- организующий этап. Обеспечить мотивацию учения, Совместно сформулировать цели урока Актуализировать знания учащихся по изучаемой теме.
Слово учителя:
Вокруг нас так много интересного. Трудно всё перечислить. Далеко-далеко протянулись шоссейные и железнодорожные пути, плывут в далёких морях и океанах современные корабли, стартуют в космос новейшие ракеты, да мало ли ёщё интересного в этой жизни. А люди? Они же говорят на сотнях разных языков, они создали тысячи томов научной, художественной, публицистической литературы, они постоянно совершенствуют свои языки, добавляя тысячи новых слов. Всё, что может видеть глаз,- Над нами и под нами,- И всё, что в памяти у нас Работают над постановкой темы и целей урока. 1
.Личностные:
Создание уверенности, что четко поставленная цель даст возможность эффективно получить знания 2.
Регулятивные:
1. Формулировать тему урока, пути ее достижения. 2. Определять характер деятельности. 3.Познавательные: Владеть приёмами продуктивного чтения. 4.
Коммуникативные:
Владеть монологической речью.
Означено словами. Они слышны и здесь, и там, На улице и дома: Одни – давно привычны нам, Другие – незнакомы… Язык – и стар, и вечно нов, И это так прекрасно – В огромном море – море слов – Купаться ежечасно! Действительно, ребята, все явления, все предметы, которые нас окружают, имеют свои названия. И всё это огромное море слов собрано в одной книге. Как она называется? Дети вовлекаются в постановку темы урока. Словари помогают нам, в том числе, писать сочинения, обогащая наш словарный запас, делая нашу речь более выразительной. Формулируется тема урока: «Русской речи государь по прозванию словарь…» Подготовка к сочинению на морально- этическую тему «Что такое толерантность?»
Технологии:
анализа результатов поэтапного формирования умственных действий, развивающего обучения, дифференцированного похода, индивидуально-личностного обучения, здоровьесбережения. 3
.
Актуализация знаний. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное 1.Обращение к высказываниям, цитатам о словарях. Запись предложения: «Словарь-это вся вселенная в алфавитном Повторение постановки тире между подлежащим и сказуемым Повторение видов словарей, Работать в парах. Уметь применять ранее полученные знания.
запоминание материала учащимися. порядке» (французский писатель Анатоль Франс). 2.Повторение видов словарей, выполнение задания «Угадай, из какого словаря взята статья» 3.Фронтальный опрос: Известный французский писатель Анатоль Франс сказал: «Словарь-это вся вселенная в алфавитном порядке». -Сколько букв в русском алфавите? -Сколько гласных и сколько согласных? -Какие две буквы не обозначают звуков? -А кто может рассказать о возникновении письменности на Руси? 4.Просмотр фильма «Словари». 5.Учитель в качестве вывода к фильму читает стихотворение: Есть волшебная страна Что распахнута, пред вами Та, которая словами Как людьми населена, Правит ими ГОСУДАРЬ По прозванию СЛОВАРЬ И относится он к ним Словно к подданным своим Утверждать ему не ново Как писать такое слово Как писать и как читать Как с другими сочетать? Разве это не помощь при написании сочинения? выполнение задания «Угадай, из какого словаря взята статья» Отвечают на вопрос связным ответом. Развивают связную речь, память. Сообщения обучающихся об истории возникновения русского алфавита и словарей. Запись предложения: Словари – незаменимые помощники (определение грамматической основы)
1.Регулятивные:
формирование навыков решения практической работы индивидуально
2.Личностные:
уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их.
3.Познавательные:
уметь обобщать информацию и делать выводы.
6.Учитель в качестве фона включает классическую музыку 7.Чтение текста и работа с ним (текст размножен и лежит у каждого на партах), заключительную фразу должен прочитать учитель. Затем, после обсуждения предложенных учениками, заключительная фраза записывается обучающимся под диктовку в розданных карточках. - А кого выбрали бы вы? Почему? ( Доброту, так как без нее нельзя прожить на свете. ) Звучит музыка и продолжение сказки: Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку. В. Гюго писал: “Во внутреннем мире человека доброта - это солнце”. (определите грамматическую основу). - Каким делает человека доброта? ( доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах. ) - Какой человек может быть добрым? ( добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто Чтение текста обучающимся и его обсуждение Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь. Подумал волшебник и сказал: - Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет. . . Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. - Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта. - Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать. . . - Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а
думает не только о себе, но и о других) может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет твоей подружкой на всю твою жизнь. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь. 4. Физкультминутка. Руки на пояс поставьте вначале, Влево и вправо качните плечами, Вы дотянитесь мизинцем до пятки, Если достали, все в полном порядке.
Личностные УУД:
ценностное отношение к здоровому образу жизни. Организация и проведение «физминутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений (ценностное отношение к здоровому образу жизни). Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнение на внимание.
Технологии:
индивидуально-личностного обучения, дифференцированного похода, анализа результатов поэтапного формирования умственных действий, развивающего обучения, здоровьесбережения. 5.Открытие нового знания. Обеспечить закрепление знаний и способов действий. Обеспечить в ходе закрепления повышенного уровня осмысления материала, глубины его понимания. Коррекция пробелов 1.Работа с тематической группой к слову «добро» (2 человека). - Какие однокоренные слова можно подобрать к слову «добро» с помощью словаря. - Какие из них даны с пометой устаревшие? Работают в группах, делают вывод, Составляют предложения, формируют навыки работы со словарями Составление синквейна
1.Коммуникативные
планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов
2.Познавательные,

регулятивные
(развитие внимания учащихся, монологической речи, работа над формированием логических умений, анализ, сравнение,
В это время остальные записывают синквейн к слову «доброта». На свете много не менее важных слов. 2. Обращение к проекту, выполненному обучающимся «Словарь главных слов» 3.Слово учителя: Я хотела бы вас еще с одним словом «толерантность». Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Послушайте, как слово “толерантность” определяется на разных языках земного шара. Представление проекта «Словарь главных слов» группой учащихся. Чтение информации с подготовленных учителем слайдов: В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идей или мнения; Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; В английском – готовность быть терпимым, снисходительным; В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть обобщение).
выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого- либо).
Технологии:
анализа результатов реализации проекта, дифференцированного подхода, индивидуально-личностного обучения, здоровьесбережения. 6. Первичное закрепление. 1.Беседа: -Какое из определений импонирует вам более всего? -Запишите лексическое значение этого слова, принятое в русском языке. (Терпение). 2.Разбор по составу: 3.Учитель предлагает ученикам записать в тетрадях слово толерантность и объясненить это слово: -К какому словарю стоит нам обратиться? Устные ответы обучающихся Учащиеся записывают определение понятия «Толерантность» ТОЛЕРАНТНОСТЬ (в переводе с латинского языка) - терпимость, терпение к чужому мнению, культуре, религии. Один обучающийся у доски разбирает слово «Толерантность»
1.Познавательные
постановка и решение проблемы
2. Регулятивные
Прогнозирование результатов учебной деятельности
7.
Самоанализ и самоконтроль. 1.Учитель предлагает работа с карточками: Итак, есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный. Давайте уточним понятие “интолерантная личность”. Это человек, который думает только о себе, равнодушен к окружающим. Укажите стрелочками черты толерантной и интолерантной личности. Работа с карточками: (самопроверка, ответ на слайде) Толерантная личность : Уважение мнения других Доброжелательность Желание что-либо делать вместе Понимание и принятие Чуткость, любознательность Снисходительность Доверие Гуманизм
1.Регулятивные
контроль, коррекция, оценка полученных знаний, саморегуляция
2.Личностные:
формирование умений к самоанализу результатов
Вывод: Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций, обычаев. Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям. Интолерантная личность: Непонимание Игнорирование Эгоизм Нетерпимость Пренебрежение Раздражительность Равнодушие Цинизм. 8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Повторение схемы сочинения- рассуждения (на слайде). Наш урок предполагает написание сочинения-рассуждения. Вспомните композицию такого сочинения. I. Основная мысль (тезис). II. Доказательства: а)… б)… в)… III. Вывод. 3. Рекомендации к сочинению- рассуждению. Обращение к памятке к плану? (на слайдах). Составляется план сочинения- рассуждения. Читается памятка.
1.Регулятивные:
-формирование и реализация умения включаться в разные виды учебной деятельности, -применение знаний, полученных на уроке в рамках созданной учителем учебной ситуации, реализация навыков решения практической задачи индивидуальным образом.
2.Познавательные:
Уметь обобщать, систематизировать информацию и делать выводы. 1. Итоги урока. Рефлексия Выявить качество усвоения учащимися Подведение итогов урока. Выставление Обучающиеся озвучивают слова, которые описывают настроение
1.Регулятивные:
рефлексия деятельности.
знаний и способов действий. Определить недостатки в знаниях и умениях. Дать оценку работы класса и отдельных учащихся оценок. Мнения. 1.-Если бы вам предложено было составить словарь настроения после нашего урока, то какие слова вы бы включили? 2.Заключительное слово учителя. Цель - создать «эффект края», эмоциональный настрой. В заключение послушайте китайскую притчу “Ладная семья”: Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. после урока. На индивидуальных карточках ученики оценивают своё участие в уроке и уровень усвоения материала по 3-бальной системе. - я участвовал в проведении урока, материал урока понял; 3б - я не участвовал в проведении урока, но материал понял; 2б - я участвовал в проведении урока, но материал не понял; 1б − - я не участвовал в проведении урока, материал урока не понял.0б
2.Личностные:
формирование умений к самоанализу результатов и самооценке готовности к выполнению заданий разного уровня сложности.
Коммуникативные:
умение анализировать свои действия и выражать мысли
Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И всё? Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже. - Я думаю, что вы со мной согласитесь, что ваш класс – это маленькая семья. И поэтому старайтесь, чтобы в ней всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание. Всем спасибо за урок. Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам, на основе самооценки ставятся баллы за урок. Выставить оценки в дневник.
- Какую цели мы ставили в начале

урока? Достигли ли цели урока? Что

мешало и что помогало достичь цели?

- Как оцениваете свою работу на

уроке?

Технологии:
анализа результатов поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода, развивающего обучения, здоровьесбережения.
2. Домашнее задание Обеспечить понимание цели содержания и способов выполнения задания Домашнее задание. Написать сочинение- рассуждение «Что такое толерантность?» Записывают д/з в дневники. Выставляют оценки в дневник.
1.Регулятивные:
выработка учащимися индивидуального маршрута преодоления зон затруднения.


Яндекс.Метрика