Должность: руководитель школьного краеведческого музея
Учебное заведение: МКОО "Серпомолотская СОШ" Новониколаевского района Волгоградской области
Населённый пункт: поселок "Серп и молот"
Наименование материала: Статья
Тема: "Наши земляки"
Описание:
Самый большой миф, который мешает начать писать о человеке, звучит так: "В его жизни нет ничего особенного. Он совершенно обыкновенный человек. Кому это интересно?"
Я поставила перед собой вопрос: "Есть ли кто-то из моих знакомых, о ком, если бы была такая возможность, я бы хотела узнать больше - почитать его воспоминания, узнать о его детстве, юности, о важных событиях и людях в его жизни? Кто этот человек? Что именно я хотела бы узнать о нём, почему мне он интересен?"
Воспоминания о себе, о жизни. Мысли, взгляды, чувства.
(«Наши земляки»)
Самый большой миф, который мешает начать писать о человеке, звучит так:
"В его жизни
нет ничего особенного. Он совершенно обыкновенный человек. Кому это интересно?"
Я поставила перед собой вопрос: «Есть ли кто-то из моих знакомых, о ком, если бы была
такая возможность, я бы хотела узнать больше - почитать его воспоминания, узнать о его
детстве, юности, о важных событиях и людях в его жизни? Кто этот человек? Что именно я
хотела бы узнать о нём, почему мне он интересен?»
Причин несколько. Нам интересно, как люди жили раньше, когда всё было по-другому.
Также есть какие-то семейные истории, о которых мы слышали краем уха, но хотим узнать
детали и подробности.
Истории из семейного прошлого привлекают нас. Как жили наши предки? О чём они
мечтали? Как справлялись с проблемами, как проводили свободное время, чему радовались и
из-за чего переживали? Но мы знаем, что без прошлого нет будущего. Наше прошлое
принадлежит будущему.
Сегодня мы поговорим о Кушкове Владимире Константиновиче, о нашем земляке
и выпускнике семилетней школы совхоза «Серп и молот». Кушков Владимир Константинович
родился 4 марта 1939 года в городе Троицк Челябинской области.
Отец Кушков Константин Андреевич родился в 1907 году в станице Кособродская
(ныне Кособродка) Троицкого района в семье Кушкова Андрея Дмитриевича, служившего
казаком, женатого на батрачке Руськовой Ульяне Андреевне.
Станица была основана, как
казачье поселение. Такие станицы создавались на юге Челябинской губернии для защиты
России от южных и восточных её врагов. Сюда поселялись казаки после походов и участия в
войнах в Европе и давали название поселениям по тому месту, где они воевали: Париж, Берлин,
Варна, Фершампенауз, Гусары.
Мать Кушкова (девичья Малышева) Евгения Степановна
родилась в 1909 году в хуторе Новинский Новониколаевского района Сталинградской (ныне
Волгоградской) области в многодетной семье швейного мастера Малышева Степана
Андреевича, пришедшего из Рязанской губернии на подработку, женатого на местной девушке
Матяровой Прасковье Ивановне. В их семье было 8 детей: сёстры Марфа, Татьяна, Евгения,
Нюся; братья: Яков, Иван, Кузьма, Василий (все братья воевали, Василий погиб под
Сталинградом, трое вернулись с ранениями). Дедушка умер в 1933 г., похоронен в х. Грачи
Новониколаевского района. Бабушка умерла в 1964 г., похоронена там же в х. Грачи.
У родителей в городе жизнь по жилищным условиям не сложилась, и они в этом же
1939 году с детьми переехали в Сталинградскую область в совхоз «Комсомольский», а затем в
1940 году в совхоз «Серп и молот». Сначала жили в саманном бараке. А когда отец окончил
училище механизации и стал в нём работать, то семья поселилась в кирпичном доме. Мама
была домохозяйкой, вязала постоянно пуховые платки. В семье были корова, козы. Поэтому
большой заботой была заготовка сена на зиму. В совхозе сенокосных участков было мало, они
делились по домам и каждый косил траву, где ему положено. Жили бедно, отец зарабатывал
мало, семья существовала, в основном, на доход от продажи платков. К тому же надо было
помогать сестре Лиде, которая работала старшей пионервожатой в школе совхоза и поступила в
педагогическое училище в Урюпинске.
Соседями были Паршины. С их старшим сыном Володей Владимир Константинович
дружил, а с младшим Виктором дружил его брат Саша (род. 1946 г), который с ним
переписывался и получил от него в подарок две книги его стихов.
В школу Владимир Константинович пошёл в 1946 году. Школа располагалась
в деревянном бараке. Такой школа была до 4 класса, а в 5 класс (1950 г.) дети пошли
в новую 2-х этажную школу (1-ый этаж был кирпичный, а 2-ой деревянный). Учился
старательно, самостоятельно, но оценки были поровну 3-4-5.
Дружил в те годы с Геной Александровским, Витей Макаровым, Витей и Вовой Пастуховыми,
Юрой Хаустовым. Играли в «войну», в «чижа», в лапту, в прятки. Много времени проводили на
пруду. Ловили сусликов (заливая норы водой), сдавали сырьёвщикам за копейки, чтобы сходить
в кино. Но обязательно помогали по дому по хозяйским делам: встречали летом коров, зимой
их кормили сеном, водили на пруд к проруби и т.д. Было голодно, поэтому летом, играя,
старались добывать пищу в травах. Ели «пышки», кугу (от камыша), сурепку, стебли колючек,
рвали домой молодую лебеду для оладьев, в балках Паники рвали дикий чеснок, ели цветки
жёлтой и белой акаций, в пруду ловили руками и варили на костре раков, в лесопосадках
собирали маслины (звали их паслёнами). Ходили на рыбалку на Кирхину, там водились щуки.
Володя был уверен, что его мозги были способны к учёбе, а характер позволял быть
увлечённым к знаниям. Хватало трудолюбия, усидчивости не только для усвоения текущей
школьной программы, но и дополнительно самостоятельно читать книги в библиотеке совхоза
по изучаемым темам.
В летние каникулы работал на всех полевых работах: сгребал вилами или копнил на
лошади сено, работал с зерном на току и в зернохранилище, полол поля со свеклой и
подсолнухами, принимал от жатки и возил на траншею силос на тракторной тележке, работал
копнильщиком на прицепном комбайне у дяди Кости Беспалова. Работать было тяжело. Как же
удавалось ребятишкам восстанавливать свои силы за ночь, да при скромной еде. Утром,
провожая на работу, мама наливала в бутылку молоко, давала кусочки сала, два яйца, кусок
хлеба. Правда, работая на комбайне, в обед привозили горячий обед. Но в конце лета было
приятно, а для родителей радостью получать заработанное натурой зерно в мешках и деньги.
Зерно возили на мельницу в Ярыжки, муки хватало на зиму. Это была большая помощь для
семьи.
Школа в совхозе в то время была семилетней, поэтому 8, 9 и 10 классы пришлось
обучаться в Куликовской средней школе за 4 км от совхоза. Приходилось вставать пораньше,
приходить из школы позднее, на домашние задания времени было меньше. Ходили в хорошую
погоду по косенкой дорожке (сейчас её нет) через поле напрямик; в весеннее половодье, слякоть
и грязь ходили через питомник и по железной дороге; зимой после большого снегопада и пурги
добирались по грейдеру, ориентируясь по столбам с проводами. Экзамены за 10 класс сдал в
школе на «5». Поступил в Новочеркасский политехнический институт на химико-
технологический факультет по специальности химика-механика. В институте была военная
кафедра, на которой ребята со 2-ого курса по субботам, каждую неделю учились на военную
специальность.. На военной кафедре открылся штурманский факультет. Володя прошёл по
здоровью лётную комиссию и попал на ВУС «Штурман на бомбардировщик ИЛ-28». После
института присвоили звание младший лейтенант.
Предложили вначале место преподавателя по технологии металлов в техникуме в городе
Электросталь. Но внутренний голос недавнего студента отговорил от этого предложения.
Володя заявил, что рано ему учить кого-то, надо пока самому поработать на производстве.
Тогда ему предложили Сибирь или Урал. Выбрал Урал, родину своих предков. Направили в
неизвестный Челябинск-40 механиком цеха на предприятие п/я 21. Отношение к работе, как и
в годы учёбы, было у него ответственным, был интерес узнать всё новое. А нового было,
действительно, много. Пришлось изучать более подробно атомную физику. В 1964 году ему
одному из первых в ПКО присвоили звание «Ударник коммунистического труда». В 1976 году
направили работать в КБ реакторного завода (условно завод №23) старшим инженером-
конструктором, а с 1983 по 2006 годы доверили руководить этим заводским КБ. В 2009 году 2
февраля Владимир Константинович уволился с «МАЯК»-а, проработав в итоге на «МАЯК»-е с
1961 по 2009 годы (48 лет), а на реакторном заводе с 1976 по 2009 годы (33 года).
Владимир Константинович пишет стихи.
Юбилейная повесть
(На мотив песни «Не прямое русло выткала к морю вольная река»)
Не прямое русло ткёт
К морю вольная река,
А по тропе крутой несёт
Конь удалый казака
.
И мы, как речка, как седок,
Дорожку в жизни выбираем,
Грустим, что пролетел годок,
А мы за ним не успеваем.
И вдруг нагрянул этот миг,
Вот Юбилей твой объявляют,
И «Шестьдесят» в душе, как крик,
Тех птиц, что вволю не летают.
Мы знаем мудрость человека:
Добром о прошлом вспоминать,
И ждём в словах друзей ответа
О том, что ты успел создать.
В школе знал на пять все книжки,
Играл в оркестре на трубе,
И мечтал, как все мальчишки,
Летать на быстром «ястребке».
Но штурманом летал стажёром
На тихоходном «ТУ-4»,
Служил с любовью, не пижоном,
За что бумагой наградили.
Крутил педали, лез на подъём,
Споря с ветром, потел до соли,
А красный вузовский диплом
Испортил очень много крови.
Вела тропинка меня в НИИ,
Мечтал до «доктора» добраться,
Но был «запрятан вглубь тайги»:
Пришлось конструктором назваться.
Мой первый босс, юнца лелея,
В КБ заводов посылал,
И здесь, над кульманом потея,
В проектах «Атом» изучал.
Все знают сказку про Данилу,
Как в камне он творил цветок,
А те «цветы», что мы чертили,
Вплетались в атомный венок.
Мы верить в лучшее хотели,
И вкалывать могли сполна,
И посвятили «светлой» цели
Все невозвратные года.
Мне частью жизни поделиться
Пришлось с «реакторным заводом»:
За четверть века с ним сроднился,
«Руслан» с «Людмилой» стали домом.
«Людмилу» долго наряжали,
Чтобы с «Русланом» обвенчать,
Мне в этой свадьбе доверяли
Наряды даме создавать.
В Обнинске «трубы контура» варили,
В Электростали делали « петлю»,
«ТК» в Верх-Нейвинске точили,
В дорогах я забыл родню.
«Сильфон» смудрили в «Гидропрессе»,
Томск дал нам «кальки» на «ЦН»-ы,
«Захваты» Рыбинск дарил невесте:
Решать пришлось у всех проблемы.
Проходят годы, летят, как пули,
Успехи в стрессах достаются,
Но в трудный час со мною люди,
Что злой судьбе не поддаются.
Мы в общей связке, как в горах,
Забыть всем надо про обиды,
А если ладим мы в делах,
Тогда пробьём тропу к вершинам!
г.Озёрск, 1999 год
Женился Владимир Константинович на своей однокласснице Кушковой (Пономаревой) Евгении
Андреевне, жительнице хутора Куликовского. 12 сентября Евгении Андреевне исполнилось 76
лет. И он пишет:
Ты не грусти, что за окном берёзы
Роняют золотистую листву-
Ведь ты сама в январские морозы
Сменила степь донскую на тайгу.
Садовые кончаются заботы,
Всем солнца было мало, шли дожди.
Но с урожаем новым банки полны,
И «санкции» теперь нам не страшны!
Как бабушка, ты рада в эту осень,
Что внук уже пошёл в одиннадцатый класс.
Он одолеть программу школы сможет,
И медаль получит в этот раз!
Ну, кто тебе сказал, что в эту осень
Я позабыл сказать тебе слова,
Что я люблю тебя, как прежде, очень!
А эту песню пропою лишь для тебя:
Никто тебя не любит так, как я,
Никто не приголубит так, как я,
Никто не поцелует так, как я,
Любимая, хорошая моя!
Я хочу закончить статью обращением Владимира Константиновича Кушкова к учащимся
Серпомолотской школы, которые оканчивают школу и стоят на пороге самостоятельной жизни.
«Оканчивая школу, бывший ученик не должен настраиваться, что после школы будет в
жизни легче (не будет домашних заданий, не будет ранних побудок и уроков,
на которых могут спросить и поставить плохую оценку). После школы будет только труднее, так
как каждый должен выживать, жить самостоятельно, решать многие проблемы самому:
бытовые, финансовые, проживание. Будет новый, более жёсткий, ритм жизни, будут другие
задания и требования для подтверждения полученных знаний, от оценки знаний и отношения к
делу, будут зависимыми стипендия, успехи в учёбе и в работе. В жизни могут быть «частные»
(временные) сомнения, разочарования в дружбе, в учёбе, в работе. Но надо настраивать себя,
что малые неудачи будут преодолены, на помощь могут прийти верные друзья и честные люди,
которые, к счастью, есть ещё в жизни. Надо научиться «толерантности» с окружающими, с
товарищами по учёбе, работе, уметь налаживать доверительные и служебные отношения. Надо
понимать, что окружающие тебя люди тоже имеют своё мнение, суждение и их надо уметь
выслушать и принять решение с их положительными доводами и вариантами. Толерантность
научит работать с коллективом, с подчинёнными, если вдруг и удачно ты окажешься в
начальниках, на хрупкой ступеньке карьерной лестницы»
К.Хныкина, школьный краеведческий музей
МКОО «Серпомолотская СОШ»