как один из способов повышения качества итоговой аттестации
Ленькова Е.Н., учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МАОУ Улу-Юльской СОШ
Вопрос, как использовать индивидуальные образовательные маршруты
на уроках, стал для меня одним из главных, так как русский язык – это обяза -
тельный предмет государственной итоговой аттестации выпускников 11 клас -
са для получения аттестата. Я должна подготовить каждого ученика с различ -
ным уровнем знаний к итоговой аттестации по русскому языку. Поэтому воз -
никли вопросы о целесообразности использования ИОМ на уроках, как одной
из форм подготовки к ЕГЭ.
Работать по ИОМ я стала с нынешними выпускниками еще в начале 9
класса при подготовке к ОГЭ. Тогда результат был неплохой. Но у одного
мальчика было заключение ПМПК, его мама не захотела, чтобы он сдавал эк -
замен в традиционной форме, и он не справился с экзаменом по русскому
языку. После пересдачи он пришел в 10 класс. Два года подготовки по ИОМ -
результат – ЕГЭ сдано успешно (46 баллов).
Подготовка к ЕГЭ начинается с проектирования ИОМ для каждого уче -
ника. В начале 10 класса мы решили демоверсию по русскому языку, и каж
-
дый ученик выявил для себя свои пробелы в знаниях. Вместе с каждым уче
-
ником мы создали индивидуальный маршрут, который содержит следующие
графы:
Пособия для подготовки к ЕГЭ:
1. Лингвистический тренажёр по русскому языку / Е.В.Архипова
2. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению части С/ Г.Т. Его-
раева
3. Русский язык: сочинение на ЕГЭ/ А.Г. Нарушевич
Зада-
ние
ЕГЭ
Со-
дер-
жание
зада-
ния
Тематиче-
ский
наполни-
тель
Источник
получения
информа-
Форма отчёта,
срок
Отметка
Консульта-
ция
1
Смыс-
ловой
ана-
лиз
текста
Тема тек-
ста,
проблема-
тика, ав-
торская по-
зиция
Русская
словес-
ность
(стр.200-
215)
Учебник
Власенко-
ва, Рыбчен-
ковой для
10-11 клас-
са стр.144-
149
Вариант в
«РЕШУ ЕГЭ»
6530
Каждый
четверг
Работа на уроке дифференцируется в соответствии с ИОМ обучающих -
ся. Слабый ученик может повторить тот материал, по которому у него выяв
-
лены пробелы, и столько раз, сколько требуется, и в том объеме, который ему
необходим в данный момент. Сильные ученики работают с более трудными
вариантами заданий. ИОМ на уроке – это своего рода программа работы на
урок индивидуально для каждого ученика.
Пособия для подготовки к ЕГЭ:
1. Лингвистический тренажёр по русскому языку / Е.В.Архипова
2. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению части С/ Г.Т.Его-
раева
3.
Русский язык: сочинение на ЕГЭ/ А.Г.Нарушевич
За-
да-
ние
ЕГЭ
Содержание
задания
Тематиче-
ский напол-
нитель
Источник по-
лучения ин-
формации
Форма от-
чёта, срок
Отметка
консул
ьтация
25
Выразитель-
ные средства
языка
Тропы , сти-
листические
фигуры речи
Словарик
«Вырази-
тельные
средства язы-
ка», Лингви-
стические
словари
730777
730778
24.09
Каж-
дый
чет-
верг в
14ч 45
мин
25
к 1
Что такое
проблема тек-
ста?
Какие
проблемы
преобладают
в современ-
ной публици-
стике? Ана-
лиз публици-
стических
Практикум
по русскому
языку. Подго-
товка к вы-
полнению 25
задания
Г.Т.Егораева
стр.20, 29,
1) Устный от-
вет;
2) практиче-
ская работа
22.10
текстов
54, 56
На уроках обучающиеся решают тестовые задания по определенным
темам: языковые нормы, синтаксические нормы, лексические нормы, орфо
-
эпические нормы и другие. Они собраны в папки и находятся в кабинете. Так
же есть и папка с материалами для подготовки к сочинению. Дети и на уроке,
и на консультации могут пользоваться этими материалами. Помимо этого я
раздаю в помощь слабым детям таблицы с правилами, знание которых необ
-
ходимо для сдачи экзамена.
Я еженедельно оцениваю успешность прохождения индивидуального
маршрута. И при этом ребенок осуществляет самоконтроль и самооценку по
данным критериям. На сайте «Решу ЕГЭ» обучающиеся выполняют вариан
-
ты, которые могут проверить сами, или те, которые проверяю я.
В декабре и в марте прошли репетиционные экзамены, которые и пока -
зали результат каждого ученика (с чем ученик справился и над чем еще необ -
ходимо поработать). Были соответственно откорректированы ИОМ обучаю -
щихся.
ИОМ позволяет создать условия для индивидуального обучения. Обу
-
чающиеся овладевают навыками самостоятельной организации работы, раз
-
вивается способность самоконтроля и самооценки – это необходимые навыки
при подготовке к ЕГЭ и в дальнейшем обучении в профессиональных образо -
вательных учреждениях.
Таким образом, я считаю, что реализация ИОМ на уроках – один из эф-
фективных способов повышения качества итоговой аттестации.
Приложение № 1.
Индивидуальный маршрут подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Ученика (цы) ________________________________ 11 класс
Пособия для подготовки к ЕГЭ:
1. Лингвистический тренажёр по русскому языку / Е.В.Архипова
2. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению части С/ Г.Т. Егораева
3. Русский язык: сочинение на ЕГЭ/ А.Г. Нарушевич
Задание
ЕГЭ
Содержание зада-
ния
Тематический на-
полнитель
Источник получения
информации
Форма отчёта, срок
сдачи
Отметка
Консуль
тация
1
Смысловой анализ
текста
Тема текста, пробле-
матика, авторская
позиция
Учебное пособие 10-11
класс А.И. Горшкова
Русская словесность
(стр.200-215)
Раздаточный материал
Вариант в «РЕШУ
ЕГЭ»
6530
Каждый
четверг
в 14ч 45
мин
2-3
Лексический ана-
лиз текста
Основные лексиче-
ские понятия, значе-
ние слова
М.Т. Баранова Справоч-
ные материалы Русский
язык (стр.22-27)
Учебник Власенкова,
Рыбченковой для 10-11
Вариант в «РЕШУ
ЕГЭ»
6531
Каждый
четверг
в 14ч 45
мин
класса стр.20
В.Ф.Греков Русский
язык 10-11 стр.22-27
4
Орфоэпические
нормы
Постановка ударе-
ния
М.Т. Баранова Справоч-
ные материалы Русский
язык (стр.15-16)
Словник на сайте
ФИПИ
Учебник Власенкова,
Рыбченковой для 10-11
класса стр.7
В.Ф.Греков Русский
язык 10-11 стр.74-78
Словарь орфоэпиче-
ский.
Раздаточный материал
6533
5
Лексические нор-
мы
Паронимы
Учебник Власенкова,
Рыбченковой для 10-11
класса стр.32
Словарь паронимов
Раздаточный материал
6534
6
Морфологические
Образование формы
М.Т. Баранова Справоч-
6536
Каждый
нормы
слова
ные материалы Русский
язык (стр.57-64)
Учебник В.Ф. Грекова
для 10-11 класса
стр.134-152, 168, 173,
180, 209, 226, 228
Раздаточный материал
четверг
в 14ч 45
мин
7
Грамматические
нормы
Грамматические
ошибки
М.Т. Баранова Справоч-
ные материалы Русский
язык (стр.174-190)
Раздаточный материал
6538
8
Орфографические
нормы
Безударная гласная
в корне, проверяе-
мая ударением, не-
проверяемая ударе-
нием
М.Т. Баранова Справоч-
ные материалы Русский
язык (стр.215-236)
Учебник В.Ф. Грекова
для 10-11 класса стр.97,
110, 118
Раздаточный материал
6542
9
Орфографические
нормы
Гласные в неизменя-
емых приставках;
Приставки ПРИ- -
ПРЕ-;
Сочетания соглас-
М.Т. Баранова Справоч-
ные материалы Русский
язык (стр.218)
Уч-к для 6 класса
стр.67-68
6543
788502
Каждый
четверг
в 14ч 45
мин
ных на стыке при-
ставки и корня;
Ы и И после при-
ставок
Учебник В.Ф. Грекова
для 10-11 класса стр.
118, 120,123, 126
Раздаточный материал
10 - 11
Орфографические
нормы
Е – И в суффиксах и
окончаниях прича-
стий, деепричастий,
прилагательных,
глаголов
М.Т. Баранова Справоч-
ные материалы Русский
язык (стр.222)
Уч-к для 6 класса
стр.218
Учебник В.Ф. Грекова
для 10-11 класса
стр.156,180, 195, 204
Раздаточный материал
788504
12
Орфографические
нормы
Раздельное написа-
ние НЕ и НИ с
разными частями
речи
М.Т. Баранова Справоч-
ные материалы Русский
язык (стр.231)
Уч-к для 6 класса
стр.99,128,177
Раздаточный материал
788534
Каждый
четверг
в 14ч 45
мин
13
Орфографические
нормы
Слитно-дефисно-
раздельное написа-
ние наречий, произ-
М.Т. Баранова Справоч-
ные материалы Русский
788536
водных предлогов,
союзов и др. частей
речи
язык (стр.233-235)
Раздаточный материал
14
Орфографические
нормы
Н и НН в прилага-
тельных, причасти-
ях и др. частях речи
М.Т. Баранова Справоч-
ные материалы Русский
язык (стр.226)
Уч. рус. .яз. для 6 клас-
са стр. 132
Учебник В.Ф. Грекова
для 10-11 класса
стр.200, 220
Толковые словари;
Словарь иностр. слов;
Раздаточный материал
788535
15
Пунктуационные
нормы
Знаки препинания
при однородных
членах предложения
М.Т. Баранова Справоч-
ные материалы Русский
язык (стр.240)
Учебник 8 класса
стр.134
Учебник В.Ф. Грекова
для 10-11 класса
стр.268
788537
Каждый
четверг
в 14ч 45
мин
Раздаточный материал
16
Пунктуационные
нормы
Обособление опре-
делений и обстоя-
тельств
М.Т. Баранова Спра-
вочные материалы Рус-
ский язык (стр.248-250)
Учебник В.Ф. Грекова
для 10-11 класса
стр.273-284
Раздаточный материал
6545
17
Пунктуационные
нормы
Обособление ввод-
ных слов и
конструкций
М.Т. Баранова Справоч-
ные материалы Русский
язык (стр.248)
Учебник В.Ф. Грекова
для 10-11 класса
Стр.296
Раздаточный материал
6548
Каждый
четверг
в 14ч 45
мин
18-19
Пунктуационные
нормы
Знаки препинания в
СПП, при однород-
ных членах.
М.Т. Баранова Справоч-
ные материалы Русский
язык (стр.242)
Учебник В.Ф. Грекова
для 10-11 класса
Стр.311-318
Раздаточный материал
6546
20
Информационно-
смысловая перера-
ботка текста
Высказывания, со-
ответствующие со-
держанию текста
Раздаточный материал
6547
21
Типологический
анализ текста
Типы речи (повест-
вование,
описание,
рассуждение).
М.Т. Баранова Справоч-
ные материалы Русский
язык (стр.261)
Учебник Власенкова,
Рыбченковой для 10-11
класса стр.152-167
Раздаточный материал
788539
Каждый
четверг
в 14ч 45
мин
22
Лексические нор-
мы
Синонимы, антони-
мы
М.Т. Баранова Справоч-
ные материалы Русский
язык (стр.24)
Учебник Власенкова,
Рыбченковой для 10-11
класса стр.24-32
Учебник В.Ф. Грекова
для 10-11 класса Стр.35
Раздаточный материал
788538
23
Анализ текста
Связь предложений
в тексте.
Раздаточный материал
788540
24
Анализ текста
Языковые особенно-
сти текста (вырази-
тельные средства,
Учебник В.Ф. Грекова
для 10-11 класса Стр.62
788541
Каждый
четверг
в 14ч 45
приемы и тропы)
Раздаточный материал
мин
25
Развитие речи
Сочинение-рассу-
ждение по пробле-
ме, поднятой авто-
ром текста.
Раздаточный материал
Сочинение - рассу-
ждение на лингви-
стическую тему
Индивидуальный маршрут подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Ученика (цы) ________________________________ 11 класс
Пособия для подготовки к ЕГЭ:
1. Лингвистический тренажёр по русскому языку / Е.В.Архипова
2. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению части С/ Г.Т. Егораева
3.
Русский язык: сочинение на ЕГЭ/ А.Г. Нарушевич
За-
да-
ние
ЕГЭ
Содержание зада-
ния
Тематический напол-
нитель
Источник получения информа-
ции
Форма от-
чёта, срок
Отметка
консультация
25
Выразительные
средства языка
Тропы , стилистиче-
ские фигуры речи
в папке ЕГЭ 2013 на общей
сервер Тематическая тетрадь
стр 60-61
Словарик «Выразительные
730777
730778
Каждый чет-
верг в 14ч 45
мин
средства языка», Лингвистиче-
ские словари
24.09
25
к 1
Что такое пробле-
ма текста?
Какие проблемы
преобладают в совре-
менной публицистике?
Анализ публицистиче-
ских текстов
в папке ЕГЭ 2013 на общей
сервер Тематическая тетрадь
стр 66-67;
стр 70-71;
стр 75-76
Практикум по русскому языку.
Подготовка к выполнению ча-
сти С/ Г.Т.Егораева стр.20, 29,
54, 56
1) Устный от-
вет;
2) практиче-
ская работа
22.10
25
к 2
Учимся коммен-
тировать
«Рецепты»
удачного коммен-
тария
Выделить типичные
конструкции, позволя-
ющие прокомментиро-
вать текст
в папке ЕГЭ 2013 на общей
сервер Тематическая тетрадь;
Практикум по русскому языку.
Подготовка к выполнению ча-
сти С/ Г.Т.Егораева стр.25
1) Устный от-
вет;
2) практиче-
ская работа
26.11
25
к 3
Авторская пози-
ция, или что хотел
сказать своим чи-
тателям автор, со-
здавая текст?
Различные способы
формулирования ав-
торской позиции
в папке ЕГЭ 2013 на общей
сервер Тематическая тетрадь;
Практикум по русскому языку.
Подготовка к выполнению ча-
сти С/ Г.Т.Егораева стр.26,29
1) Устный от-
вет;
2) практиче-
ская работа
24.12
Каждый чет-
верг в 14ч 45
мин
25
к 4
Аргументы «за»
или «против»
Основные типы аргу-
ментов. Литературные
аргументы
в папке ЕГЭ 2013 на общей
сервер Тематическая тетрадь;
Практикум по русскому языку.
Подготовка к выполнению ча-
сти С/ Г.Т.Егораева стр.9, 35, 67
1) Устный от-
вет;
2) практиче-
ская работа
30.01
в папке ЕГЭ 2013 на общей
сервер Тематическая тетрадь;
Практикум по русскому языку.
Подготовка к выполнению ча-
сти С/ Г.Т.Егораева стр.9, 75
1) Устный от-
вет;
2) практиче-
ская работа
27.02
Аргументы, основан-
ные на жизненном
опыте
в папке ЕГЭ 2013 на общей
сервер Тематическая тетрадь;
Практикум по русскому языку.
Подготовка к выполнению ча-
сти С/ Г.Т.Егораева стр.9, 21, 81
1) Устный от-
вет;
2) практиче-
ская работа
20.03
25
к 9
Как избежать
грамматических
ошибок?
Разновидности грам-
матических ошибок
Практикум по русскому языку.
Подготовка к выполнению ча-
сти С/ Г.Т.Егораева стр.13, 16,
31, 40, 67, 81
практическая
работа
24.04
25
к 11
Речевые ошибки
Разновидности рече-
вых ошибок
Практикум по русскому языку.
Подготовка к выполнению ча-
сти С/ Г.Т.Егораева стр13, 16,
41,48,49
практическая
работа
22.05
25
к 11
Что такое этиче-
ская ошибка?
Этическая ошибка
Практикум по русскому языку.
Подготовка к выполнению ча-
сти С/ Г.Т.Егораева стр.68
практическая
работа
22.05