Напоминание

"Драматургия о Великой Отечественной войне"

Автор: Сивакова Наталья Владимировна

Должность: учитель

Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №9"

Населённый пункт: город Смоленск

Наименование материала: статья

Тема: "Драматургия о Великой Отечественной войне"

Описание:

В статье рассматриваются произведения драматургов Леонова, Салынского, Тоболкина.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=836

Опубликовано 06.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Н.В.Сивакова, МБОУ «Средняя школа №9 города Смоленска», учитель русского языка и литературы Драматургия о Великой Отечественной войне Память о войне не умерла. Проходят десятилетия, а потребность рассказать о войне все растет, писатели пытаются поведать как о глобальном, масштабном, так и осмыслить частное, глубоко личное; жизнь индивида на войне, сферу нравственных исканий, преодолений человеком в шинели догм ненависти и непримиримости, спасения им человечности в самом себе. Практика показывает, что произведениям современной литературы в школе уделяется мало внимания, что объясняется как недостаточным количеством часов на изучение литературы в целом, так и тем, что концепция современного литературного процесса сложилась в науке относительно недавно. Современной литературой сегодня принято называть произведения, написанные с середины 50-х годов до конца 90-х годов ХХ века. Произведения же последних лет характеризуют современную литературную ситуацию. Литература без боязни обращается к нашему прошлому не для того, чтобы бередить старые раны. Она делает это во имя дня завтрашнего, так как только путь правды ведет к нравственному здоровью общества. Новые поколения хотят знать правду о Великой Отечественной войне. "Для большинства наших современников, — пишет Л. Лазарев, — война уже находится за пределами их личного опыта. Но интерес к ней отнюдь не только исторический. Чтобы понять, чем мы сильны и где кроются наши слабости, нужна правда о трагическом свинцовом времени: и о том, какого врага мы одолели, и на каком краю стояли, и какой ценой заплатили за победу, и какими тогда были". Память о великом подвиге соединяет недавнюю историю с сегодняшним днем. Эта связь осуществляется прежде всего потому, что в годы Великой Отечественной войны познавалась истинная цена жизни, мужества, самоотверженности, долга, чести, претворенных в народной судьбе. Обращаясь сегодня к подвигам народного духа, литература еще и еще раз ищет в них подтверждения высочайших нравственных возможностей человека, истоки жизнестойкости и непобедимости нашего народа. Прошлое помогает нам осмыслить настоящее, и современный человек, как никогда остро, пытается
осознать современную действительность в единстве прошлого, настоящего и будущего, осознать себя в истории и историю в себе. Повествуя о прошлом, произведения военной тематики служат тем самым настоящему и будущему: это - предостережение поджигателям новой войны, немеркнущий урок патриотизма, героизма, мужества. На это верно указывает А.Коган: "Сегодня литература все глубже высвечивает многие трагические страницы минувшей войны - высвечивает не для "дегероизации", не из "абстрактного" пацифизма, а для того, чтобы новые поколения знали цену победы в той войне, могли, с одной стороны, яснее представить себе и меру стойкости советского народа, меру его героизма, с другой стороны, — чтобы яснее представляли, что может принести народам мира, всему человечеству война новая, неизмеримо более страшная; какого накала требует борьба с ее угрозой". Подвиг народа, совершенный в годы войны, не перестает оставаться в центре внимания, наполняясь все новым и новым содержанием. "Война, — пишет Б. Бугров, — никогда не уходила - и не могла уйти из поля зрения драматургов. Для каждого из них с этой темой связаны и попытки философского решения проблем, и поиски острых нравственных конфликтов, и утверждение определенной концепции личности, и настойчивое стягивание в единый узел прошлого и настоящего, чтобы основательнее понять день сегодняшний, найти ответы на вопросы, диктуемые временем". В годы войны, наряду с подвигом нашей страны, великий подвиг совершила и отечественная литература. Она знаменовала новый этап развития русской литературы XX века. Одной из отличительных особенностей этого периода было всеобщее единение поэтов, прозаиков, драматургов в создании произведений, которые помогли народу воевать и побеждать. Важно отметить, что многие писатели были не только современниками, но и участниками событий: из трех тысяч писателей, входивших до войны в писательский Союз, более тысячи воевало на фронтах. В военную пору интенсивно развивались все жанры литературы. И, несмотря на то, что драма является самым трудным литературным родом, но и она испытывала бурный процесс развития и, наряду с лирикой и эпосом, внесла свой вклад в победу: запечатлевала события по горячим следам, поднимала актуальные проблемы времени. Лозунг "Искусство есть оружие!" имел смысл в военной ситуации в прямом значении слова, особенно в первой фазе войны, когда было необходимо остановить фашистскую лавину и укрепить уверенность в победе народов нашей страны. Драма и театр своими специфическими средствами давали бой фашизму, укрепляли
убежденность в правоте своего дела, изображали победу над фашизмом как неизбежную. Потребность в драматических произведениях на войне была необычайно велика, так как современники не только хотели читать, но и видеть со сцены подвиги защитников Родины. Илья Эренбург говорил, что надо писать не только на века, но и на месяц, на день, на час, если в это время решается судьба народа. В военные годы было создано 350 многоактных и 600 одноактных пьес. Современные драматурги наследуют опыт драматургии военного времени, и прежде всего Л. Леонова, его трилогии о войне: «Нашествие», «Ленушка», «Золотая карета». Пьесу «Нашествие» критики определяют как психологическую драму, возвышающуюся до трагедии. Народную трагедию «Ленушка» не случайно называли «черной жемчужиной» военной драматургии. Для Леонова война – прежде всего неизмеримые народные страдания. «В логической цепи: война – горе – страдание – ненависть – месть – победа – трудно вычеркнуть большое слово – страдание, – говорил писатель на драматургическом совещании в 1943 г. – …Горе народа, его испытания вызывают великое смятение чувств в душе художника, и тогда возникает созревший в тебе крик». Поэтика «Нашествия», «Ленушки», «Золотой кареты» подчинены художественному воссозданию трагедии жизни советских людей в условиях фашистского нашествия, а также его тяжелых последствий. Жизненные испытания героев воспринимаются в неразрывной связи с судьбой народной, и потому сами герои вырастают до больших символических образов- обобщений. О поэтике леоновских трагедий написано много. Должное внимание уделено языковой и вещной символике пьес Леонова о войне, философской глубине сценических метафор, мастерству в создании трагедийно-патетического звучания произведения в целом. Отмечена важная роль в жанровой структуре его пьес развернутых ремарок, помогающих воссоздать психологическую атмосферу действия и одновременно трагическое состояние мира. Лучшие трагедии прошлых лет о Великой Отечественной войне сильны своей лиричностью, голос автора в них – голос души народной. Такое возможно только тогда, когда писатель, по образному выражению А. Блока, «сопоставляет себя с родиной», «болеет ее болезнями», «страдает ее страданиями», «сораспинается с нею». Элементы трагедийной поэтики ощутимы в большинстве лучших пьес, посвященных этой теме в послевоенное время («Вечно живые»
В. Розова, «Барабанщица» А. Салынского), во множестве инсценировок военной прозы («А зори здесь тихие» и «В списках не значился» Б. Васильева, «Берег» Ю. Бондарева и др.). Современные драматурги, пишущие о войне, несомненно, опираются на опыт своих предшественников, драматургов и прозаиков, ибо они представляют поколение не воевавшее. Одной из лучших пьес театрального репертуара 1960-х лет стала драма А. Салынского “Барабанщица”. Драматург сосредоточил основное внимание не на поступках героини (мы практически не видим ее во время выполнения специальных заданий), а на раскрытии сложного внутреннего состояния человека, вынужденного ежеминутно притворяться и лгать, хотя притворство и ложь органически чужды его природе. Драматизм ситуации усугубляется тем, что Нила Снежко влюбляется в демобилизованного летчика, но по роду подпольной работы не имеет права открыть ему свое чувство. Пьеса Салынского явно перекликалась с леоновской “Золотой каретой” с ее психологическим подтекстом, нравственным максимализмом и бескомпромиссностью, романтическим настроем. Гибель главной героини во многом была вызвана недоверием к ней. Так атмосфера мелочной подозрительности в обществе, по мысли драматурга, часто становится причиной трагедии достойных людей. В пьесе о Великой Отечественной войне А. Салынский обратился к важной в то время теме искренности и доверия во взаимоотношениях между людьми. Жанр своей пьесы «Эшелон» М. Рощин определил как «трагическая повесть», отведя в ней большое место авторскому голосу. В ней рассказано о войне, «но не о сражениях и бойцах, не о героях-воинах, кому и положено быть мужественными и стойкими, а о тех. кто выжил и выстоял, когда, казалось бы, нельзя было ни выжить, ни выстоять» . Речь идет о детях, стариках, женщинах, которых война согнала с родных мест, разлучила с мужьями и отцами, ушедшими на фронт. Писатель психологически убедительно показывает, как постепенно сиюминутные страсти, мелочи быта вытесняются в душах чувством причастности к общенародному горю, чувством патриотическим. Беззащитные, беспомощные, изолированные от большого мира, люди эти начинают осознавать себя частью борющегося народа. Выжить, назло врагу выстоять – это пока все, что они могут в данных обстоятельствах. Хотя действие трагедии развертывается в среде советских людей, основной ее конфликт – в единоборстве двух идеологий, гуманизма и античеловечности. «Будь проклята война –
наш звездный час!» – таков трагический парадокс пьесы М. Рощина «Эшелон». К жанру трагедии обращается в своем творчестве драматург З. Тоболкин, написавший в 80-е годы несколько пьес о войне: «Реквием», «Похоронок не было», «Баня по-черному» («Сказание об Анне»). Второе название пьесы «Баня по-черному», данное ей в Серовском драматическом театре – «Сказание об Анне», – более удачно отражает ее жанровое своеобразие. Созвучен общему строю трагедии язык пьесы. Ритмика, метафорическая образность характерна для многих авторских ремарок («Анна закрыла лицо руками. От войны закрылась…»), монологов героев. Война – это оборвавшиеся жизни, это неродившиеся дети, неосуществившееся счастье. Проклятие войны, сломавшей судьбы людей, которым было предназначено жить, творить, любить, – звучит на всем протяжении драматического «сказания об Анне», «матери русской, усталой, горькой, гордой». Линия политической, документальной драматургии 70—80-х годов, связанной со все возрастающим процессом демифологизации истории, стремлением ликвидировать «белые пятна в ней», получит новое своеобразное продолжение в период перестройки, когда прошлое окажется перед судом настоящего. В эти же годы публицистическую окрашенность приобретает политическая драма, связанная с международной тематикой, где «ставятся на глобус» проблемы неспокойного современного мира. Это были отклики на события, о которых кричали газеты, сообщали репортеры. Не случайно к жанру политической пьесы обращались прежде всего журналисты-международники: Г. Боровик, В. Чичков, А. Лауринчюкас, Г. Зубков и др., – авторы остроконфликтных, наступательных, боевых пьес. Их отличительная черта – злободневность, публицистическая заостренность драматургического повествования. Современные драматурги выстраивают публицистическую драму идей, в которой открыто сталкиваются противоборствующие на международной арене политические силы и типы общественного сознания. И среди этих пьес преобладает жанр пьесы-диспута. Таковы, например, «Неоконченный диалог» В. Чичкова и «Интервью в Буэнос- Айресе» Г. Боровика.
Тема памяти войны, священного, звездного часа советского народа, особенно волнует современных драматургов. В пьесах, написанных на значительной временной дистанции, ощутимо стремление философски осмыслить героический подвиг народа в Великой Отечественной войне, оценить нравственные уроки трагедии через десятилетия. Во имя чего ушли из жизни миллионы людей? Достойны ли нынешние живущие этой великой жертвы?
Литература
Бугров Б. C. Русская советская драматургия. 1960-е —1970-е годы. М., 1981. Корзов Ю. И. Советская политическая драматургия 60—80-х годов. Киев, 1989. Явчуновский Я. И. Драма вчера и сегодня. Саратов, 1980. Политический роман, пьеса, поэма, фильм – сегодня // Вопр. лит. 1984. № 4. Карим М. Этот особый мир // Совр. драматургия. 1985. № 3. Гармаш Т. В поисках утраченной трагедии // Совр. драматургия. 1990. № 6. Велехова Н. Серебряные трубы. Советская драма вчера и сегодня. М., 1983. Вишневская И. Л. Драматургия верна времени. М., 1983.


Яндекс.Метрика