Напоминание

"МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ с учетом ФГОС"

Автор: Дерябина Марина Александровна

Должность: учитель физической культуры

Учебное заведение: ГБОУ СОШ №5 ОЦ "Лидер" г.о. Кинель

Населённый пункт: г. Кинель

Наименование материала: методическая разработка

Тема: "МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ с учетом ФГОС"

Описание:

Физическая культура сегодня – это не только один из механизмов в воспитании у детей и подростков ценностей здорового образа жизни, но и большая педагогическая, творческая деятельность по конструктивному выявлению и использованию прошлого опыта в процессе создания новых форматов работы с ребятами в этом направлении.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=842

Опубликовано 07.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской обла- сти общеобразовательная школа – интернат мреднего (полного) общего образова- ния №5 с углубленным изучением отдельных предметов «образовательный центр «Лидер» городского округа Кинель Самарской области
МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

ГБОУ СОШ №5 ОЦ «Лидер»

Учитель физической культуры: Дерябина М.А.
0

СОДЕРЖАНИЕ
1.
Пояснительная записка …………………………………………….
2 2.
Общая характеристика программы ……………….......................
3 3.
Место программы в образовательной деятельности общеоб-

разовательных учреждений (учреждений отдыха, оздоровле-

ния) и занятости детей в каникулярный период
4 4.
Личностные, метапредметные и предметные результаты осво-

ения и реализацции программы..............................................
4 5.
Содержание модульной программы ……………...........................
6 6.
Тематическое планирование. Календарно - тематическое пла-

нирование ………………………………………………………..
9 7.
Программный материал основной школы (5-9 классы) ………
22 8.
Форма контроля реализации программы……………….............
28 9.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

программы …………....................................................
29 10.
Список литературы ……………………………………................
30
1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1
Физическая культура сегодня – это не только один из механизмов в воспита - нии у детей и подростков ценностей здорового образа жизни, но и большая педа - гогическая, творческая деятельность по конструктивному выявлению и использо - ванию прошлого опыта в процессе создания новых форматов работы с ребятами в этом направлении. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учре - ждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федера - ции от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учеб - ного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Рос - сийской Федерации, реализующих программы общего образования» в объем не - дельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех видов введен третий час физической культуры. Это продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры и спорта в воспитании школьников, укреп - ления их здоровья, привития навыков здорового образа жизни. Учебный предмет «Физическая культура» определён в ФГОС нового поко - ления как обязательный для изучения на всех ступенях общего образования. Его главной задачей является укрепление здоровья, содействие гармоничному физи - ческому, нравственному и социальному развитию школьников. Предметные результаты по программе «Физическая культура» должны от - ражать большой диапазон приобретаемого обучающимися опыта как в части ук - репления и сохранения индивидуального здоровья, развития личной двигательной активности, понимания ценностей здорового и безопасного образа жизни, толе - рантного социального поведения, так и в овладении отдельными техническими элементами базовых и иных видов спорта, мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Удовлетворение индивидуальных спортивных интересов обучающихся должны обеспечивать также различные программы, курсы по выбору и разнооб - разная внеурочная деятельность физкультурно-спортивной направленности.
Цель программы:
формирование умений и навыков повышения двигательной активности у обучающихся через активизацию интереса к учебному предмету «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях. Реализации основной цели программы будет способствовать решение сле - дующих
задач
: - формирование у обучающихся умений и навыков в выполнении физиче - ских упражнений, направленных на укрепление их здоровья, профилактику забо - леваний, развития вредных привычек; - использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни с учетом индивидуального интереса в области физической культуры и спорта, со - стояния здоровья и функциональных возможностей организма; - формирование у обучающихся осмысленного понимания необходимости выстраивания собственного здорового образа жизни, используя при этом ресурсы физической культуры и спорта. Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных госу - 2
дарственных образовательных стандартов к личностным характеристикам выпу - скника общеобразовательного учреждения в части формирования и использования навыков и правил здорового образа жизни, а также требований к результатам освоения основной образовательной программы по предмету «Физическая культура». При составлении программы учитывалась одна из главных целей развития системы школьного образования – формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры и готовой к социальной самоидентификации посредством личностно значимой деятельно - сти. В программе делается акцент на дифференцируемость её использования в соответствии с физкультурно-спортивными интересами обучающихся, их физиче - скими возможностями, приоритетами в образовательной политике учреждения в данном направлении, уровнем материально-технического спортивного обеспече - ния общеобразовательного учреждения. Очень важно также и то, что обучающиеся при использовании данной про - грамы приобретают хорошую физическую форму и обеспечивают себе крепкое здоровье, воспитывая при этом такие черты характера, как чувство товарищества и солидарность.
2.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Настоящая модульная программам имеет три раздела, представляющих со - держание основных форм физической культуры в начальной, основной и средней (полной) школе, что вместе составлет целостную систему физического воспита - ния в образовательном процессе. Содержание программного материала состоит из двух основных частей: ба - зовой и вариативной. Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная социализация в обществе и эффективное осуществление профессио - нальной деятельности, независимо от её направления. Базовый компонент состав - ляет основу общегосударственного стандарта общеобразо-вательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных особен - ностей и индивидуальных интересов (запросов) обучающегося. Вариативная часть физической культуры обусловлена необходимостью уче - та в работе общеобразовательного учреждения индивидуальных пожеланий и способностей детей, региональных, национальных и местных спортивных прио - ритетов. Цели и задачи программы реализуются через создание учебного и игрового пространства, участия в спортивно-оздоровительных мероприятиях («Веселые старты», спортивные КВНы, шахматно-шашечные турниры, пр.). Гибкость содержания и структуры программы обусловлена: - возможностью её использования при различных уровнях оснащения мате - риально-технической спортивной базы учреждения; - возможностью использования как программы в целом, так и отдельных ее модулей; 3
- возможностью её использования в иных форматах (внеурочная деятель - ность, физкультурно-спортивный кружок в системе дополнительного образования, в рамках школьных каникул, спортивно-массовые мероприятия пр.).
3. МЕСТО ПРОГРАММЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

(УЧРЕЖДЕНИЙ ОТДЫХА, ОЗДОРОВЛЕНИЯ)

И ЗАНЯТОСТИ ДЕТЕЙ В КАНИКУЛЯРНЫЙ ПЕРИОД
Программа рекомендуется для использования: - в общеобразовательых учреждениях на всех ступенях образования:  как программа по учебному предмету «Физическая культура»;  в рамках внеурочной деятельности обучающихся;  как интегрированных курсов в учебный предмет «Физическая культу - ра» (использование отдельных модулей);  при организации досугового и каникулярного отдыха детей на терито- рии общеобразовательного учреждения;  в группах продлённого дня;  при организации массовых физкультурно-спортивных мероприятий с детьми и подростками в школе; - в системе дополнительного образования обучающихся; - в работе учреждений отдыха, оздоровления и занятости детей в каникуляр - ный период. Формат использования программы и её место в процессе физического вос - питания обучающихся - по усмотрению конкретного учреждения. В ГБОУ СОШ №5 ОЦ «Лидер» г.о. Кинель составляет 2 часа в неделю занятие физической культурой и 1 час в неделю занятие по плаванию. Программа предназначена для обучающихся основной и подготовительной медицинских групп.
4.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ПРОГРАММЫ.
В результате изучения программы обучающимися должны быть достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты –
отражают индивидуальные личностные каче - ства обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса. Это: - понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья; - навыки формирования собственной культуры здорового образа жизни; - знания о функциональных возможностях организма, способах профилак - тики заболеваний и перенапряжения;
-
готовность и способность к саморазвитию и самообучению; - готовность к личностному самоопределению; 4
- уважительное отношение к иному мнению; - овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками; - этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятель - ствам других людей; - положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями; - дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в дости - жении поставленных целей; - навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на ре - зультат; - оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты -
характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, которые проявляются в познава - тельной и практической деятельности. Это: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи, акцентировать мотивы и развивать интересы своей познавательной деятельности; - умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои физиче - ские, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - самостоятельно оценивать уровень сложности заданий (упражнений) в со - ответствии с возможностями своего организма; - умение работать в команде
:
находить компромисы и общие решения, разре- шать конфликты на основе согласования различных позиций; - формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, умение вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности.
Предметные результаты –
характеризуют умение и опыт обучающихся, ко- торые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». В результате освоения обязательного минимума содержания учебного пред - мета «Физическая культура» обучающиеся
основной школы
должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры и
знать
: • физиологические и психологические основы обучения двигательным дей - ствиям и воспитания физических качеств, современные формы построения заня - тий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью; • физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совер - шенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды; • возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физи- ческих качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств лич - ности посредством регулярных занятий физической культурой; • индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств орга - низма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности; • способы организации самостоятельных занятий физическими упражнения - ми с разной функциональной направленностью, правила использования спортив - ного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных соо - 5
ружений и площадок; • правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачеб - ной помощи при занятиях физическими упражнениями. В результате освоения модульной программы по Физической культуре для 5-8 классов общеобразовательных учреждений обучающиеся основного общего образования в общеобразовательных учреждениях должны
знать
/
понимать:
– роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привы - чек; – основы формирования двигательных действий и развития физических ка - честв; – способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;
уметь:
– составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирую - щей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма; – выполнять технические действия в различных видах спортивных игр; – выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основ - ных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности обучающих - ся; – осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, самоконтроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки; – соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений; – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельно - сти и повседневной жизни для:  проведения самостоятельных занятий по формированию осанки, разви - тию физических качеств, совершенствованию техники движений;  включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
5.

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обуче - ния для развития детей с разным уровнем двигательных и психических способно - стей. Предлагаемая программа для урока физической культуры состоит из набора основных модулей, освоение которых направленно на повышение роли физиче - ской культуры в воспитании современных школьников и укрепления их здоровья.
МОДУЛИ ПРОГРАММЫ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ (5-9 КЛАССЫ)

I. Спортивные игры
6
С 5 класса начинается обучение технико-тактическим действиям одной из спортивных игр. В качестве базовых игр рекомендуются баскетбол, волейбол или футбол. Они будут формировать личностные и регулетивные УУД. Обучение сложной технике игры основывается на приобретенных в началь - ной школе простейших умениях обращения с мячом. По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным средством раз - вития ребенка. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуаль - но, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограни - ченные возможности для развития прежде всего координационных (ориентирова - ние в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и си - ловых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных (силовых, скоростных) способностей, а также всевозможных сочетаний этих групп способностей. Одновременно матери - ал по спортивным играм оказывает многостороннее влияние на развитие психиче - ских процессов обучающегося (восприятие, внимание, память, мышление, вообра- жение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств, что обусловлено необ - ходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, со- гласования индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников. Уже с 5 класса необходимо стремиться учить детей согласовывать индивиду- альные и простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и в защите, начиная с применения подобранных для этой цели по - движных игр и специальных, постепенно усложняющихся игровых упражнений (форм). Игровые упражнения и формы занятий создают благоприятные условия для самостоятльного выполнения заданий с мячом, реализации на практике индивиду - ального и дифференцированного подходов к обучающимся, имеющим существен - ные индивидуальные различия (способности). В этой связи особой заботой следу - ет окружить детей со слабой игровой подготовкой, активно включая их в разнооб - разные виды игровой деятельности. Материал игр является прекрасным средством и методом формирования по - требностей, интересов и эмоций учеников. В этой связи обучение игровому мате - риалу содействует самостоятельным занятиям спортивными играми.
II. Гимнастика с элементами акробатики
Обучение гимнастическим упражнениям, начатое в начальной школе, расши - ряется и углубляется. Более сложными становятся упражнения в построениях и перестроениях, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (на - бивными мячами, палками, обручами, скакалками, булавами, лентами), акробати - ческие упражнения, опорные прыжки, упражнения в висах в упорах на различных гимнастических снарядах. Они будут формировать личностные, познователные и регулетивные УУД.
III. Легкая атлетика
После усвоения основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и ме - 7
таниях, входящих в содержание программы начальной школы, с 5 класса начина - ется обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину и высоту с разбега, метаниям мячей и гранаты. Они будут формировать позновательные, лич - ностные и регулетивные УУД.
IV. Лыжная подготовка
В начале занятий лыжной подготовкой рекомендуется равномерное прохо - ждение дистанции длиной 2-3 км. Затем с увеличением скорости передвижения дистанция сокращается. Повышение скорости планируется постепенно к концу за- нятий лыжной подготовкой, что обеспечит суммарную нагрузку и подготовит обу - чающихся к сдаче контрольных нормативов. Они будут формировать регулетив - ные,личностные и позновательные УУД. Умению правильно распределять силы на дистанции учащиеея обучаются на кругах длиной до 1 км с фиксацией времени прохождения каждого круга и после - дующим анализом результатов. Рекомендуется также провести 1-2-темповые тре - нировки, что помогает распределить силы на всей дистанции и улучшает функци - ональные показатели школьников. На каждом занятии необходимо уделять внимание устранению ошибок в технике, возникающих при увеличении скорости передвижения на различных ди - станциях. Успешное освоение техники передвижения на лыжах во многом зависит не только от качества уроков физической культуры, но и от самостоятельных занятий детей и выполнения домашних заданий. Задача педагога — ознакомить обучаю - щихся с правилами самостоятельной работы для того, чтобы эти занятия не имели отрицательного эффекта. 8

6.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности

Содержание модуля

Тематическое планирование

(теоретические сведения)

Характеристика видов деятельности обучаю-

щихся

5-9 классы (68 ч)

Сдача нормативов

Основные содержательные линии:
Бег 30 метров Челночный бег Подтягивание Отжимание Подъем ног из положение виса на перекладине Подъем туловища из положения лежа Уровень физической подготовленности обучаю- щихся на начало учебного года.
Спортивные игры (30 ч.)
:  баскетбол  волейбол  бадминтон  футбол  пионербол
Основные содержательные линии:
История возрождения Олимпийских игр История развития игры Правила игры Организация и проведение занятий Освоение техникой и тактикой игры Спортивно-оздоровительная деятельность с обще- развивающей направленностью Оценка эффективности занятий Правила безопасности на занятиях
Знать
историю возрождения Олимпийских игр, историю развития игры
Излагать
общие правила игры
Выполнять
подводящие упражнения
Демонстрировать
технику выполнения
Соблюдать
правила безопасности
Легкая атлетика (20 ч.)

Основные содержательные линии:
Организация и проведение занятий Понятие темпа, скорости, объема легкоатлетиче- ских упражнений Комплекс и правильная последовательность вы- полнения легкоатлетических упражнений Оценка эффективности занятий Правила безопасности на занятиях легкой атлети-
Уметь
технически выполнять команды: «На старт!», «Внимание!», «Марш!»
Представлять
технику: метания мяча, прыжка в высоту способом «перешагивание»
Овладеть
техникой и тактикой бега на различ- ные дистанции
Готовность
к сдаче контрольных нормативов
Соблюдать
правила безопасности 9
кой
Гимнастика с элементами акробатики

(8 ч.)

Основные содержательные линии:
Организация и проведение занятий Комплекс физических упражнений для поддержа- ния работоспособности Оценка эффективности занятий Правила безопасности на уроках гимнастики, стра- ховка и помощь при выполнении упражнений
Уметь
выполнять акробатические упражнения (кувырок вперед и назад, мост, стойка на лопат- ках и на голове)
Овладеть
техникой выполнения упражнений на перекладине, на бревне, на параллельных бру- сьях и брусьях разной высоты
Знать
правила безопасности выполнения акро- батических упражнений, правила страховки и помощи
Лыжная подготовка (10 ч.)

Основные содержательные линии:
История развития видов лыжного спорта Организация и проведение занятий Техника освоения лыжных ходов Оценка эффективности занятий Техника безопасности на занятиях оказание по- мощи при обморожениях и травмах
Знать
виды лыжного спорта
Уметь
выполнять попеременный и одновремен- ный двушажный ход, подъем в гору, торможение
Демонстрировать
прохождение дистанции (в 5 классе – до 3 км, 6 – до 3,5 км)
Соблюдать
технику безопасности, уметь оказы- вать первую помощь пострадавшему
Сдача контрольных нормативов

Основные содержательные линии:
Бег 30 метров Челночный бег Подтягивание Отжимание Подъем ног из положение виса на перекладине Подъем туловища из положения лежа Уровень физической подготовленности обучаю- щихся на конец учебного года, для сравнения ди- намики с началом учебного года.
Календарно – тематическое планирование.

Раздел

Тема урока

Кол-во

часов

Содержание урока

Личностные

УУД

Познавательные

УУД

Коммуникативные

УУД

Регулятивные

УУД
Легкая атлетика Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой. 1 Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. 10
Обучение. Развитие выносливости - бег на 400 метров, бег на 1000 метров. 2 Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Осваивать технику упражнений. Выявлять характер - ные ошибки в техни - ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. Обучение. Ускорение - 30 метров, 60 метров, 100 метров 2 Контрольные норма- тивы: девочки: 10,4 - 10,8 - 11,4(5 кл.); 10,0 – 10,6 – 11,2 (6 кл.); 9,8 – 10,4 – 11,2 (7 кл.) мальчики: 10,0 - 10,6 - 11,2 (5 кл.); 9,8 – 10,4 – 11,1 (6 кл.); 9,4 – 10,2 – 11,0 (7-8 кл.) Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Описывать технику упражнений. Осваивать технику упражнений. Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. Обучение. Метание мяча на даль- ность с разбега. Бег. 1 Контрольные норма- тивы: девочки: 21 - 17 – 14 (5 кл.); 23 – 18 - 15 (6 кл.); 26 – 19 – 16 (7 кл.) мальчики: 34 - 27 – 20 (5 кл.); 36 – 29 – 21 (6 кл.); 39 – 31 – 23 (7-8 кл.) Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Описывать технику упражнений. Осваивать технику упражнений. Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. Бег на 1000 метров(5 кл.), 1500 метров (6 – 8 кл.). Ускорение. 1 Контрольные норма- тивы: бег на 1500 м. Девочки: 8,0 – 8,20 – 8,40 (6 кл.); 7,30 – 8,00 – 8,30 (7-8 кл.) Мальчики: 7,30 – 7,50 – 8,10 (6 кл.); 7,00 – 7,30 – 8,00 (7-8 кл.) Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Описывать технику упражнений. Осваивать технику упражнений. Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. 11
Обучение. Прыжок в длину с разбе- га, способом согнув ноги. 2 Контрольные норма- тивы: девочки: 300 - 260 – 220 (5 кл.); 330 – 280 – 210 (6 кл.); 350 – 300 – 240 (7-8 кл.) мальчики: 340 - 300 – 280 (5 кл.); 360 – 330 – 270 (6 кл.); 380 – 350 – 290 (7-8 кл.) Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Описывать технику упражнений. Осваивать технику упражнений. Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. Сдача нормативов 1 Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. Спортивные игры Техника безопасности во время за- нятия спортивными играми(фут- бол, баскетбол, волейбол) 1 Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. Общефизическая подготовка. Фут- бол. 1 Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Описывать технику упражнений. Осваивать технику упражнений. Осва - ивать универсаль - ные умения при взаимодействии в парах и группах при выполнении упражнений. Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. 12
Общефизическая подготовка, во- лейбол - верхний прием мяча в па- рах и через сетку - обучение. 2 Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Описывать технику упражнений. Осваивать технику упражнений. Осва- ивать универсаль- ные умения при взаимодействии в парах и группах при выполнении упражнений. Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. Волейбол - виды подачи, нижняя прямая подача - обучение. 1 Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Описывать технику упражнений. Осваивать технику упражнений. Осва- ивать универсаль- ные умения при взаимодействии в парах и группах при выполнении упражнений. Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. Волейбол - прием мяча с подачи, учебная игра. 2 Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Описывать технику упражнений. Осваивать технику упражнений. Осва- ивать универсаль- ные умения при взаимодействии в парах и группах при выполнении упражнений. Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. 13
Общефизическая подготовка, бас- кетбол - ведение мяча, остановка, поворот - обучение. 1 Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Описывать технику упражнений. Осваивать технику упражнений. Осва- ивать универсаль- ные умения при взаимодействии в парах и группах при выполнении упражнений. Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. Баскетбол - броски в кольцо с разных точек - обучение. 2 Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Описывать технику упражнений. Осваивать технику упражнений. Осва- ивать универсаль- ные умения при взаимодействии в парах и группах при выполнении упражнений. Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. Баскетбол - передача мяча в па- рах, броски, ведение. 2 Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Описывать технику упражнений. Осваивать технику упражнений. Осва- ивать универсаль- ные умения при взаимодействии в парах и группах при выполнении упражнений. Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. 14
Баскетбол - правила игры, учебная игра, защита, нападение. 1 Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Описывать технику упражнений. Осваивать технику упражнений. Осва- ивать универсаль- ные умения при взаимодействии в парах и группах при выполнении упражнений. Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. Баскетбол - индивидуальная защи- та, учебная игра. 2 Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Описывать технику упражнений. Осваивать технику упражнений. Осва- ивать универсаль- ные умения при взаимодействии в парах и группах при выполнении упражнений. Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. Гимнастика Техника безопасности во время за- нятий гимнастикой. 1 Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. Гимнастика - кувырок вперед - обу- чение. 1 Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Описывать технику упражнений. Осваивать технику упражнений. Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. 15
Гимнастика - силовая подготовка, кувырок вперед, кувырок назад - обучение 2 Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Описывать технику упражнений. Осваивать технику упражнений. Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. Гимнастика - стойка на лопатках, кувырки. 1 Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Описывать технику упражнений. Осваивать технику упражнений. Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. Гимнастика - кувырки, мостик, стой- ка на лопатках, подтягивания, от- жимания. 2 Контрольные норма- тивы: девочки: 15-10-8 (5 кл.); 16 – 11 – 9 (6 кл.); 17 – 15 – 11 (7-8 кл.) мальчики: 16 - 14 – 7(5 кл.); 17 – 14 – 9 (6 кл.); 19 – 17 – 13 (7-8 кл.) Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Описывать технику упражнений. Осваивать технику упражнений. Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. 16
Гимнастика - композиция из акро- батических элементов, силовая подготовка 2 Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Описывать технику упражнений. Осваивать технику упражнений. Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. Лыжная подго- товка Техника безопасности во время за- нятий лыжной подготовкой, подбор лыж. 1 Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. Лыжная подготовка - скользящий ход - обучение, равновесие, пово- рот. 2 Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Описывать технику упражнений. Осваивать технику упражнений. Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. Лыжная подготовка - скользящий ход, спуски, подъемы, остановка. 1 Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Описывать технику упражнений. Осваивать технику упражнений. Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. 17
Лыжная подготовка - поперемен- ный ход - обучение. Работа рук и ног - 1 км. 1 Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Описывать технику упражнений. Осваивать технику упражнений. Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. Лыжная подготовка - поперемен- ный ход, спуски, подъемы. 2 Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Описывать технику упражнений. Осваивать технику упражнений. Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. Лыжная подготовка - свободный ход 1 км. 1 Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Описывать технику упражнений. Осваивать технику упражнений. Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. Спортивные игры. Техника безопасности во время за- нятия спортивными играми(повто- рение) (футбол, баскетбол, волей- бол) 1 Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. 18
Общефизическая подготовка. Фут- бол. Игра. 1 Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Описывать технику упражнений. Осваивать технику упражнений. Осва- ивать универсаль- ные умения при взаимодействии в парах и группах при выполнении упражнений. Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. Общефизическая подготовка, во- лейбол - верхний прием мяча в па- рах и через сетку. 2 Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Описывать технику упражнений. Осваивать технику упражнений. Осва- ивать универсаль- ные умения при взаимодействии в парах и группах при выполнении упражнений. Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. Волейбол - виды подачи, нижняя прямая подача. 2 Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Описывать технику упражнений. Осваивать технику упражнений. Осва- ивать универсаль- ные умения при взаимодействии в парах и группах при выполнении упражнений. Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. 19
Волейбол - прием мяча с подачи, учебная игра 2 Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Описывать технику упражнений. Осваивать технику упражнений. Осва- ивать универсаль- ные умения при взаимодействии в парах и группах при выполнении упражнений. Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. Общефизическая подготовка, бас- кетбол - ведение мяча, остановка, поворот. 1 Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Описывать технику упражнений. Осваивать технику упражнений. Осва- ивать универсаль- ные умения при взаимодействии в парах и группах при выполнении упражнений. Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. Баскетбол - броски в кольцо с разных точек. 1 Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Описывать технику упражнений. Осваивать технику упражнений. Осва- ивать универсаль- ные умения при взаимодействии в парах и группах при выполнении упражнений. Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. 20
Баскетбол - передача мяча в па- рах, броски, изучение видов веде- ния мяча. 2 Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Описывать технику упражнений. Осваивать технику упражнений. Осва- ивать универсаль- ные умения при взаимодействии в парах и группах при выполнении упражнений. Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. Баскетбол - правила игры, игра, за- щита, нападение. 2 Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Описывать технику упражнений. Осваивать технику упражнений. Осва- ивать универсаль- ные умения при взаимодействии в парах и группах при выполнении упражнений. Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. Баскетбол - индивидуальная защи- та, игра. 2 Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Описывать технику упражнений. Осваивать технику упражнений. Осва- ивать универсаль- ные умения при взаимодействии в парах и группах при выполнении упражнений. Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. Легкая атлетика. Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой(повторение). 1 Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. 21
Развитие выносливости - бег на 400 метров, на 1000 метров. 2 Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Описывать технику упражнений. Осваивать технику упражнений. Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. Ускорение - 30 метров, 60 метров, 100 метров. 1 Контрольные норма- тивы бег 60 метров: девочки: 10,4 - 10,8 - 11,4 (5-6 кл.); 9,8 – 10,4 – 11,2 (7-8 кл.) мальчики: 10,0 - 10,6 – 11,2 (5-6 кл.); 9,4 – 10,2 – 11,0 (7-8 кл.) Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Описывать технику упражнений. Осваивать технику упражнений. Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. Метание мяча на дальность с раз- бега, бег. 2 Контрольные норма- тивы: девочки: 21 - 17 – 14 (5-6 кл.); 26 – 19 – 16 (7-8 кл.) мальчики: 34 - 27 – 20 (5-6 кл.); 39 – 31 – 23 (7-8 кл.) Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Описывать технику упражнений. Осваивать технику упражнений. Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. 22
Бег на 1000 метров. 1 Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Описывать технику упражнений. Осваивать технику упражнений. Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. Прыжок в длину с разбега, спосо- бом согнув ноги 2 Контрольные норма- тивы: девочки: 300 - 260 – 220 (5-6 кл.); 350 – 300 – 240 (7-8 кл.) мальчики: 340 - 300 – 280 (5-6 кл.); 380 – 350 – 290 (7-8 кл.) Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Описывать технику упражнений. Осваивать технику упражнений. Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. Сдача контрольных нормативов 1 Проявлять качества силы, быстро- ты, выносли- вости и коор- динации при выполнении упражнений. Описывать технику упражнений. Выявлять характер- ные ошибки в техни- ке выполнения упражнений. Соблюдать пра- вила техники безопасности при выполнении упражнений. 23

7.

ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ (5 – 8 классы)
Программный материал по спортивным играм. Основная направ - ленность 5 6 7 8 9
Баскетбол.
На овладение тех- никой передвиже- ний, остановок, по- воротов и стоек Стойки игрока. Перемещения стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемеще - ния в стойке, остановка, поворот, ускорение) На освоение ловли и передач мяча Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге) На освоение техни- ки ведения мяча Ведение мяча в низкой, средней высокой стойке на месте, в дви-жении по пря-мой, с измене-нием направ- ления движения и скорости. Ведение без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой На овладение тех- никой бросков мяча Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, по- сле ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 3,60 м На освоение инди- видуальной техники защиты Вырывание и выбивание мяча На закрепление тех- ники владения мя- чом и развитие координационных способностей Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок На закрепление тех- ники перемещений, владения мячом и развитие координа- ционных способно- стей Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом На освоении такти- ки игры Тактика свободного нападения Позиционное нападение (5:0) без изменения позиций игроков Нападение быстрым прорывом (1:0) 24
Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». На овладение игрой и комплексное раз- витие психомотор- ных способностей Игра по упрощенным правилам мини-баскетбола Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:3 Сдача контрольных нормативов по виду Баскетболу. Ведение мяча, передача мяча, боски с разных точек, уебна игра.
Футбол.
На овладение тех- никой передвиже- ний, остановок, по- воротов и стоек Стойки игрока; перемещения стойке приставными шагами боком и спи- ной вперед, ускорения, старты из различных положений Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемеще- ния, остановки, повороты, ускорения) На освоение ударов по мячу и остановок мяча Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема. Остановка катящегося мяча внутренней стороной стоны и подошвой На освоение техни- ки ведения мяча Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и неведущей ногой На овладение тех- никой ударов по во- ротам Удары по воротам указанными спо- собами на точность (меткость) по- па- дания мячом в цель На освоение инди- видуальной техники защиты Вырывание и выбивание мяча Игра вратаря На закрепление тех- ники владения мя- чом и развитие координационных способностей Комбинации из освоенных элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка, удар по воротам На закрепление тех- ники перемещений, владения мячом и развитие координа- ционных способно- стей Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом На освоение такти- ки игры Тактика свободного нападения Позиционные нападения без изменения позиций игроков Нападение в игровых заданиях 3:1, 3:2,3:3, 2:1 с атакой и без атаки ворот, На овладение игрой и комплексное раз- витие психомотор- ных Способностей Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3 Сдача контрольных нормтивов по виду Футбол. Прием мяча, передача мяча, умени разыгрывать мяч, знание позиций в игре – наподающий, зщитник, полузащитник, голкипер, ценрльный напа- дащий.
Волейбол.
На овладение тех- Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, 25
никой передвиже- ний, остановок, по- воротов и стоек встать, подпрыгнуть и др.) Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения) На освоение техни- ки приема и передач мяча Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой. То же через сетку На овладение игрой и комплексное раз- витие психомо- тор- ных способностей Игра по упрощенным правилам мини-волейбола Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 3:2, 3:3) и на укороченных площадках На развитие коорди- национных способ- ностей (ориентиро- вание в про- странстве быстрота реакций и пере- строение двигатель- ных действий, диф- ференцирование си- ловых, про- странственных и временных парамет- ров движений, способностей к со- гласованию движе- ний и ритму) Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, типа бега с изменением направления, скорости, чел- ночный бег с ведением и без ведения мяча и др.; метания в цель различ- ными мячами, жонглирование, упражнения на быстроту и точность реак- ций, прыжки в заданном ритме; всевозможные упражнения с мячом, вы- полняемые также в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями и др. Игровые упражнения типа 2:1, 3:1, 2:2, 3:2, 3:3 На развитие выно- сливости Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом, двусторонние игры длительностью от 20 с до 12 мин. На развитие ско- ростных и ско- ростно-силовых способностей Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных и. п. Ведение мяча в высокой, средней и низкой стойке с максимальной частотой в течение 7-10 с. Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча. Игровые упражне- ния с набивным мячом, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность На освоение техни- ки нижней прямой подачи Нижняя прямая подача мяча с рас стояния 3-6 м от сетки На освоение техни- ки прямого напада- ющего удара Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером На закрепление тех- ники владения мя- чом и развитие координационных способностей Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар На закрепление тех- ники перемещений, владения мячом и развитие координа- ционных способно- стей Комбинации из освоенных элементов техники перемещений владения мячом 26
На освоение такти- ки игры Тактика свободного нападения Позиционное нападение без изменения позиций игроков (6:0) На знания о физиче- ской культуре Терминология избранной спортивной игры; техника ловли, передачи, ве- дения мяча или броска; тактика нападений (быстрый прорыв, расстановка игроков, позиционное нападение) и защиты (зонная и личная защита). Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми На овладение орга- низаторскими уме- ниями Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, прибли- женных к содержанию разучиваемой игры, помощь в судействе, комплектование команды, подго- товка места проведения игры Самостоятельные занятия Упражнения по совершенствованию координационных, скоростно-сило- вых, силовых способностей и выносливости. Игровые упражнения по со- вершенствованию техничсскях приемов (ловля, передача, броски или уда- ры в цель, ведение, сочетание приемов). Подвижные игры и игровые зада- ния, приближснные к содержанию разучиваемых спортивных игр. Прави- ла самоконтроля Сдача котольных нормативов по виду Волейбол. Прием мяча – нижний, верхний; вды подач, передача мяча в игре, напада- ющий удар, блокирование. Сдача контрольных нормативов. По спортивным играм. Программный материал по гимнастике с элементами акробатики. Основная направ- ленность 5 6 7 8 9 На освоение строевых упраж- нений Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением; из колонны по два и но четыре в колонну по одному раз- ве- дением и слиянием, по во- семь в движении Строевой шаг, размыкание и смыкание на месте На освоение об- щеразвиващих упражнений без предметов на ме- сте и в движении Сочетание различных положений рук, ног, туловища. Сочетание движений руками с ходьбой на месте и в движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, с приседаниями, с поворотами. Общеразвивающие упражнения в парах На освоение об- щеразвивающих упражнений с предметами Мальчики: с набивным и большим мячом, гантелями (1-3 кг) Девочки: с об- ручами, булавами, большим мячом, палками На освоение и со- вершенствование висов и упоров Мальчики: висы согнувшись и прогнувшись; подтягива- ние в висе; поднимание пря- мых ног в висе Мальчики: махом одной и толчком другой подъем пере- воротом в упор; махом назад соскок; сед ноги врозь, из седа на бедре соскок поворо- том Девочки: смешанные висы; подтягивание из виса лежа Девочки: наскок прыжком в упор на ниж- нюю жердь; соскок с поворотом; разма хивание изгибами; вис лежа; вис присев 27
На освоение прыжков Вскок в упор присев; соскок прогнувшись (козел в шири- ну, высота 80-100 см) Прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота 100-110 см) На освоение ак- робатических упражнений Кувырок вперед и назад; стойка на лопатках Два кувырка вперед слитно; мост из положения стоя с помощью На развитие координацион- ных способно- стей Общеразвивающие упражнения без предметов и предметами; то же с раз- личными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений. Упражнения с гим- настической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, брусьях, перекладине, гимнастическом козле. Акробатические упражнения. Прыжки с пружинного гимнастического мостика в глубину. Эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвента- ря На развитие си- ловых способно- стей и силовой выносливости Лазанье по канату шест гимнастической лестнице. Подтягивания, упражне- ния в висах и упорах, с гантелями, набивными мячами На развитие ско- ростно силовых способностей Опорные прыжки, прыжки со скакалкой, броски набивного мяча На развитие гиб- кости Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов и позвоночника. Упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стенке. Упражнения с предметами На знания о фи- зической культу- ре Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развития силовых способностей и гибкости; страховка и помощь во время занятий; обеспечение техники безопасности; упражнения для разогревания; основы выполнения гимнастических упражнений На овладение ор- ганизаторскими умениями Помощь и страховка; демонстрация упражнений; выполнение обязанностей командира отделения; установка уборка снарядов; составление с помощью учителя простейших комбинаций упражнений. Правила соревнований Самостоятельные занятия Упражнения и простейшие программы по развитию силовых, координаци- онных способностей и гибкости с предметами и без предметов, акробатиче- ские, с использованием гимнастическях снарядов. Правила самоконтроля. Способы регулирования физической нагрузки Сдача контроль- ных нормативов. Прием нормативов ГТО, прием нормативов по Прзидентским состязаниям. Элементы акробатики кувырки, стойки, равовесие, мостик, опорный пры- жок, упражнение на брусьях.
Программный материал по легкой атлетике
. Основная направ- ленность 5 6 7 8 9 На овладение техникой сприн- терского бега Высокий старт От 10 до 15 м Бег с ускорением от 30 до 40 м Скоростной бег До 40 м Бег на результат 60 м От 15 до 30 м от 30 до 50 м до 50 м На овладение техникой дли- тельного бега Бег в равномерном темпе от 10 до 12 мин Бег на 1000 м Бег в равномерном темпе до 15 мин Бег на 1200 м 28
На овладение техникой прыжка в длину Прыжки в длину с 7-9 шагов разбега На овладение техникой прыжка в высоту Прыжки в высоту с 3-5 шагов разбега На овладение техникой мета- ния малого мяча в цель и на даль- ность Метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены, на заданное расстояние, на дальность, в коридор 5-6 м, в горизонталь-ную и вертикальную цель (1х1 м) с расстояния 6-8 м, с 4-5 бросковых шагов на дальность и заданное рас- стояние Бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из-за головы, от груди, снизу вперед из положе- ния стоя грудью и боком в направлении броска с места; то же с шага; снизу вверх на за- данную и максималь-ную высоту Ловля набивного мяча (2 кг) двумя руками после броска партнера, после броска вверх: с хлопками ладонями после приседания с расстояния 8-10 м На развитие вы- носливости Кросс до 15 мин, бег с препятствиями и на местности, минутный бег, эста- феты, круговая тренировка На развитие ско- ростно- силовых способностей Всевозможные прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. п., толчки и броски набивных мячей весом до 3 кг с учетом возрастных и половых особенностей На развитие ско- ростных способ- ностей Эстафеты, старты из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной ско- ростью На развитие координацион- ных способно- стей Варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности, прыжки через препятствия, на точность приземления и в зоны, метания раз- личных снарядов из различных и. п. в цель и на дальность (обеими руками) На знания о фи- зической культу- ре Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основ- ные системы организма; название разучиваемых упражнений и основы пра- вильной техники их выполнения; правила соревнований в беге, прыжках и метаниях; разминка ддя выполнения легкоатлетических упражнений; пред- ставления о темпе, скорости и объеме легкоатлетических упражнений, направленных на развитие выносливости, быстроты, силы, координацион- ных способностей. Правила техники безопасности при занятиях легкой ат- летикой На овладение ор- ганизатор-скими умениями Измерение результатов; подача команд; демонстрация упражнений; помощь в оценке результатов и проведении соревнований, в подготовке места прове- дения занятий Самостоятельные Упражнения и простейшие программы развития выносливости, скоростно- 29
занятия силовых, скоростных и координационных способностей на основе освоен- ных легкоатлетических упражнений. Правила самоконтроля и гигиены Сдача контроль- ных нормативов. Прием нормативов ГТО, прием нормативов по Прзидентским состязаниям. Метание, прыжки в длинну и в высоту, бег на разные дистанции, низкий – высокий старт.
Программный материал по лыжной подготовке
Основная направленность 5 6 7 8 9 На освоение тех- ники лыжных хо- дов Поперемен-ный двухшаж- ный и одновремен-ный бес- шажный ходы. Подъем «полу- елочкой». Торможение «плугом». Пово- роты переступа-нием. Прохо- жде-ние дистанции 3 км Одновремен-ный двух-шажный и бесшаж- ный ходы. Подъем «елочкой». Торможение и поворот упором. Прохожде-ние дистанции 3,5 км. Игры: «Остановка рывком», «Эстафета с передачей палок», «С горки на горку» и др. На знания о фи- зической культу- ре Правила самостоятельного выполнения упражнений и домашних заданий. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта. Применение лыжных мазей. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Оказание помощи при обморожениях и травмах Сдача контрль- ных нормативов Прием нормативов ГТО, знание и умение видов лыжных ходов, прохожде- ние дистанций на время.
8.

ФОРМА КОНТРОЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ п/п Физические способности Контрольные упражнение (тест) пол- ных лет Уровень Мальчики (юноши) Девочки (девушки) 3 4 5 3 4 5
1
Скоростные Бег 30м, сек. 10 6,6 6,5-5,6 5,1 6,6 6,5-5,6 5,2
11

6,3

6,1-5,5

5,0

6,4

6,3-5,7

5,1
12 6,0 5,8-5,4 4,9 6,3 6,2-5,5 5,0
13

5,9

5,6-5,2

4,8

6,2

6,0-5,4

5,0
14 5,8 5,5-5,1 4,7 6,1 5,9-5,4 4,9
15

5,5

5,3-4,9

4,5

6,0

5,8-5,3

4,9

2
Координационные Челночный бег 3 *10 м, сек. 10 9,9 9,5-9,0 8,6 10,4 10,0-9,5 9,1
11

9,7

9,3-8,8

8,5

10,1

9,7-9,3

8,9
12 9,4 9,1-8,7 8,4 10,0 9,6-9,1 8,8
13

9,3

9,0-8,6

8,3

9,9

9,5-9,0

8,7
14 9,0 8,7-8,3 8,2 9,8 9,4-8,9 8,6
15

8,6

8,4-8,0

7,7

9,7

9,3-8,8

8.5

3
Скоростно-силовые Прыжки в длину с места, см. 10 130 140-160 185 120 140-155 170
11

140

160-180

195

130

150-170

185
12 145 165-185 200 135 155-175 190
13

150

170-190

205

140

160-180

200
14 160 180-195 210 145 160-180 200
15

175

190-205

220

155

165-185

205

4
Скоростно-силовые Прыжки через скакалку, кол-во раз за 1 мин
.
10 60 70 80 75 85 95
11

70

80

90

80

90

110
12 90 100 105 90 100 115
13

95

105

110

110

115

120
14 105 110 120 115 125 130
15

110

120

130

120

130

140

5
Выносливость 6-ти минутный бег, м. Кросс 1000м
(мин, сек.)
10 387 318-270 269 446 367-310 309
11

370

304-258

257

427

351-298

297
12 354 291-247 246 410 337-285 284 30

13

337

277-234

233

397

326-276

275
14 282 266-225 224 385 316-268 267
15

311

256-217

216

374

307-260

259

6
Силовые Подъем туловища за 30 сек. (кол-во раз) 10 17 18-28 29 16 17-25 26
11

18

19-30

31

17

18-28

28
12 19 21-31 32 17 18-28 29
13

19

21-31

32

16

18-28

29
14 20 21-32 33 18 19-29 30
15

20

21-32

33

18

19-29

30

7
Силовые Подтягивание на высокой перекладине из виса (кол-во раз)
М;
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол- во раз)
Ж.
10 1 3-4 5 4 5-8 9
11

1

4-5

6

4

6-9

10
12 1 4-6 7 5 6-9 10
13

1

5-6

8

5

6-10

11
14 2 6-7 9 5 6-11 12
15

3

7-8

10

5

6-11

12

9.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебно-методическое и дидактическое

обеспечение программы
1. Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. Физическая культура. 5-7 кл. [Просвещение] 2. Лях В.И., Зданевич А.А. «Физическая культура». 5-9 классы [Просвещение]
Материально - техническое обеспечение программы
Большой спортивный зал, баскетбольная и волейбольная площадка, 2 цен- тральных щита, 4 боковых щита, 20 баскетбольных мячей, 10 волейбольных мячей, волейбольная сетка на стойках, гимнастические стенки 10 шт., гим- настические маты – 20 шт., тренажерный зал с тренажерами и гантелями, стадион (на улице) – беговые дорожки (200 м., 60 м., 100 м.), прыжковые ямы, баскетбольная площадка для стритбола, футбольное поле, двое ворот, спортивный городок, малый спортивный зал, столы для настольного тенни- са – 6 шт., плавательный бассейн 25 м. 4 дорожки.
10.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации 2. Положение о Совете Министерства образования и науки Российской Федера - ции по федеральным государственным образовательным стандартам от "10" апреля 2009 г. N 123 3. Сборник нормативных документов. Физическая культура. М: Дрофа 2004 (фе - деральный компонент государственного стандарта, Федеральный базисный учебный план) 4. Вайнер Э.Н. Валеология. — М., 2002. 5. Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология: учебный практикум. – М., 2002. 6. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. – М., 2006. 7. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеоб - 31
разовательной школе / под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М., 2002. 8. Величко В.К. Физкультура без травм. – Просвещение, 1993. 9. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. М., 2002. 10. Остапенко А.А, Шутов В.М. Атлетическая гимнастика. М.: Знание. 1990. № 2. 11. Родионов А.В. Практическая психология физической культуры и спорта, Ма - хачкала, Издательство «Юпитер», 2002. 12. Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. М., 1987. 13. Техника безопасности на уроках физкультуры. – М.: Спорт-АкадемПресс, 2001. 32


Яндекс.Метрика