Напоминание

"Ролевые игры как средство обучения коммуникации на иностранном языке"

Автор: Леднева Ольга Юрьевна

Должность: учитель

Учебное заведение: гимназия №196

Населённый пункт: г.Санкт-Петербург

Наименование материала: статья

Тема: "Ролевые игры как средство обучения коммуникации на иностранном языке"

Описание:

Описание ролевых игр, применяемых на занятиях с учащимися 10-12 лет по образовательной программе "Открываем для себя Францию".

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=848

Опубликовано 07.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Государственное бюджетное образовательное учреждение Красногвардейского района гимназия № 196 Статья «Ролевые игры как средство обучения коммуникации на иностранном языке» Выполнила: Леднева Ольга Юрьевна учитель французского языка Санкт-Петербург 2014

Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3 1. Определение ролевой игры, её цели и задач для обучения коммуникации на иностранном языке …………………………………..…………………….….5 2. Функции ролевой игры ……………………………………..............................6 3. Структура ролевой игры ……………………………………………………...8 4. Основные рекомендации при организации ролевой игры ……...………....10 5. Ролевые игры для учащихся 10- 12 лет на занятиях по образовательной программе «Открываем для себя Францию» ………………………..………...11 Заключение …………………………………………………………………........20 Использованная литература………………………………………………...…..21 2

Введение
В условиях гуманизации российского образования, когда личность растущего человека находится в центре всей образовательной и воспитательной деятельности, одной из глобальных задач является формирование здоровой личности, способной интегрироваться в мировую систему профессиональных и деловых взаимоотношений в поликультурной среде. Процессы межкультурной интеграции на национальном и международном уровнях обусловили модернизацию содержания языкового образования в России. Язык выступает как средство познания картины мира, приобщения к культурным ценностям и техническим достижениям, созданными другими народами. Изучение языка и культуры других стран обусловлено созданием условий для коммуникативно-психологической адаптации обучающихся к языковому миру, отличному от мира родного языка и культуры; преодолением психологического барьера в использовании иностранного языка как средства коммуникации; последовательным и систематическим развитием у них коммуникативной компетенции. На всех этапах реализации программ, связанных с изучением культуры и языка других стран, большое значение имеет создание психологических и дидактических условий для развития у учащихся потребностей в знакомстве с миром зарубежных сверстников и использования иностранного языка для этих целей; формирование элементарных умений межличностного общения на иностранном языке с опорой на родной язык. Задачи, которые стоят перед педагогами для осуществления этой цели в процессе реализации таких программ: - развитие духовно-нравственных основ личности ребенка; 3
- создание условий для развития творческой личности; - развитие индивидуальности ребенка (выявление и раскрытие его индивидуальных возможностей); - создание компетентности в различных областях знаний в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся; - обеспечение образовательной подготовки, обусловливающей развитие языковых способностей обучающегося и позволяющей ему участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке. В ходе выполнения этих задач на занятиях детям предлагается ознакомление с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором, культурными и научно-техническими достижениями, погружение в мир игр, развитие разнообразных умений и навыков, приобретение социального опыта за счет исполнения различных коммуникативных ролей на иностранном языке с учётом возможностей и потребностей обучающихся.
Целью
написания данной статьи является выявление ценности
ролевой

игры
для обучения и развития коммуникации на иностранном языке.
Задачами
данной работы являются определение ролевой игры, её основные значения и функции для обучения учащихся коммуникации на иностранном языке, структуры и требований к её проведению.
Актуальность
написания статьи по данной теме состоит в изучении этой темы как заслуживающей внимания для проведения занятий педагогами дополнительного образования и описании ролевых игр, разработанных и проведённых автором работы в ходе обучения учащихся 10-12 лет по образовательной программе
«Открываем для себя Францию».



1. Определение ролевой игры, её цели и задач для

обучения

коммуникации на иностранном языке

Ролевая игра
- это вид практической деятельности учащихся в условиях игровых ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного 4
опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление пове - дением.
Ролевая игра
- методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком в ситуации реального общения. В
основе
ролевой игры лежит организованное
речевое общение
учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и игровым сюжетом, максимально приближенное к
реальному
речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.
Целью
использования ролевых игр на всех этапах реализации программ, связанных с изучением культуры и языка других стран, является обучение коммуникации на иностранном языке в различных речевых ситуациях. Для выполнения этой цели в процессе обучения ставятся следующие задачи: образовательные, воспитательные и практические.
Образовательные задачи
состоят в развитии у учащихся понимания сущности языковых явлений, в формировании языковой догадки, расширении кругозора знаниями о культуре, истории, традициях страны изучаемого языка, формировании познавательных интересов учащихся, в развитии языковых, интеллектуальных и познавательных способностей.
Воспитательные задачи
состоят в формировании у учащихся уважения и интереса к культуре и народу страны изучаемого языка, в воспитании толерантного отношения к иной системе ценностей, потребности использовать иностранный язык как средство общения, дальнейшему самообразованию посредством иностранного языка, готовности к участию в диалоге культур.
Практические задачи
состоят в овладении учащимися речевыми умениями и навыками общения на иностранном языке, в умении распознать (интерпретировать) коммуникативную ситуацию и выбрать наиболее эффективные для общения лингвистические средства. 5

2. Функции ролевой игры
При всем разнообразии сюжетов в ролевых играх скрывается одно и то же содержание – деятельность человека и отношения людей в обществе. Для детей совместная деятельность и общение приобретают личностную значимость в их стремлении к освоению новых форм и способов общения со своими сверстниками и попытке самоутверждения. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра мотивирует речевую потребность, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке, то есть выполняет
мотивационно-побудительную функцию
. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и педагогом в условиях равенства в речевом партнерстве, дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить на иностранном языке, преодолевать барьер неуверенности. В обычной коммуникативной ситуации ученики - лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и является активным партнером в речевом общении. Ролевую игру можно отнести к
обучающим
играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями коммуникации в условиях межличностного общения. Практически всё учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, определить, насколько она соответствует ситуации и задаче общения, и правильно отреагировать на реплику, используя свои речевые навыки и умения. В этом плане ролевая игра обеспечивает
обучающую
функцию. 6
В ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность учащихся, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях, т.е. можно говорить о
воспитательной
функции ролевой игры. Ролевая игра формирует у обучающихся способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет в процессе обучения
ориентирующую
функцию. Подростки стремятся к общению, к взрослости, а ролевая игра дает им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний подростков исполнять роли взрослых людей, ролевая игра тем самым реализует
компенсаторную
функцию.
3. Структура ролевой игры
В структуре ролевой игры выделяются следующие компоненты: - роли, - исходная ситуация, - ролевые действия. Первый компонент -
роли
. Роли, которые исполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений (родственные, бытовые, профессиональные и т.д.). Вторые определяются местом индивида в системе межличностных отношений (друг, одноклассник и др.) Подбор ролей в игре должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у ребят активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности. Роли распределяет учитель, их могут выбрать и сами учащиеся. Это зависит 7
от особенностей группы и личностных характеристик учащихся, а также от степени владения ими иностранным языком. Описание роли дается в ролевой карточке, при этом информация может быть представлена детально: даны сведения о человеке (добрый, ленивый и т.д.), о его жизненном и речевом опыте, о привычках, увлечениях и т.п. Однако информация не должна излагаться слишком подробно, так как в этом случае участник игры лишается возможности проявить творчество. Описание может быть кратким, чтобы ученик мог домыслить образ персонажа, роль которого он будет исполнять. Учащимся нужно дать время, чтобы они вошли в роль. Каждый участник ролевой игры совершает речевые действия, обусловленные ситуацией общения, но за каждым из них остается определенная свобода действий, речевых поступков. Второй компонент ролевой игры -
исходная ситуация
, выступающая как способ ее организации. Выделяются следующие элементы ситуации: - субъект или участник игры; - объект (предмет разговора) или сюжет (содержание) – область действи - тельности, условно воспроизводимая в игре; - отношение субъекта к предмету разговора, условия речевого акта. Игру следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения. В исходной ситуации необходимо дать сведения о социальных взаимоотношениях партнеров, например, родственные, официальные, неофициальные. Информация может быть представлена как вербальными (аудиозапись, речь педагога), так и невербальными средствами (изобразительными, графическими, монологическим (диалогическим текстом) и т. д. Ситуация указывает на условия совершения действия, описывает действия, которые предстоит совершить, и задачу, которую следует решить. Третий компонент ролевой игры -
ролевые действия
, которые выполняют учащиеся, играя определенную роль. Ролевые действия составляют основу 8
игры как средство реализации различных ролей. Они включают вербальные и невербальные действия, использование бутафории, игровое употребле ние предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными. Ролевые действия создают реальную ситуацию в заданном игровом контексте. Ролевая игра проводится в доброжелательной, творческой атмосфере, где дети творят свою собственную реальность, оперируя знаниями реального мира, развивая свои способности взаимодействовать с другими участниками игры. Такая деятельность доставляет удовольствие, укрепляет уверенность в себе, вызывает чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее будет он в общении. Чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый материал, ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы.
4
.
Основные рекомендации при организации ролевой игры
При организации ролевой игры можно воспользоваться следующими рекомендациями:  на начальном этапе следует организовать короткие виды деятельности, которые постепенно введут учащихся в игру;  материал игры должен быть рассчитан на учащихся с разной степенью языковой подготовки;  ролевая игра не должна быть чересчур трудной и перегруженной речевым материалом, иначе она утомит учащихся и потеряет свежесть эмоционального воздействия;  при организации ролевой игры следует начинать всегда с парной, а не с групповой работы;  нужно всегда продумывать последующие виды деятельности для тех групп или пар, которые заканчивают раньше других; 9
 необходимо установить точный лимит времени и стараться добиваться, чтобы каждый этап ему соответствовал;  ролевая карточка должна быть краткой, учащиеся заранее должны быть знакомы с использованием определённых лингвистических структур;  ролевая игра должна быть принята всей группой;  игра должна проводиться в доброжелательной, творческой атмосфере, и вызывать у ребят чувство удовлетворения, радости;  игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал;  в процессе игры педагог может взять себе какую-нибудь роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под его руководством. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помог бы ему ненавязчиво направлять речевое общение в группе;  нужно учитывать ограничения, накладываемые иноязычным говорением на форму и содержание речевого общения, искать пути преодоления таких ограничений и повышать самостоятельность высказывания учащихся.  если предусмотрено театрализованное действие, надо позаботиться о деталях костюма и реквизита – они сделают игру более полноценной и убедительной;  обсуждение результатов игры надо начать с удачных моментов, а затем перейти к недостаткам. Отрицательная оценка деятельности ее участников неизбежно приведет к снижению активности. Можно записать ход игры на видеокамеру. Просмотр видеоматериалов дают четкое представление о том, что не получилось в игре, какие языковые формы были использованы неадекватно ситуации, мотивирует учащихся на принятие участия в других ролевых играх и на улучшение собственной коммуникативной деятельности на иностранном языке. 10

5. Ролевые игры для учащихся 10 - 11 лет на занятиях по

образовательной программе «Открываем для себя Францию»
В гимназии № 196 я веду занятия по о бразовательной программе «Открываем для себя Францию», рассчитанную на изучение художественной культуры и достопримечательностей Франции учащимися 10-11 лет. Данная программа позволяет обучающимся реализовать творческие, интеллектуальные и познавательные способности, развить артистические навыки, языковую догадку, коммуникативную активность на иностранном языке, умение общаться в ситуациях на изученные темы, выражать личное мнение, давать оценку. Ролевые игры, используемые на занятиях, позволяют учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы, расширяют контекст их практической деятельности, выступают как эффективное средство создания мотива к иноязычному общению. Практически все время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен и внимателен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, правильно отреагировать на нее. Центром внимания становится содержание игры. На занятиях детям предлагаются ролевые игры сказочного, бытового, познавательного, психологического содержания. Внимание учащихся 10-11 лет становится более устойчивым, если в ситуации общения они одновременно выполняет действия (например, ребёнок должен взять в руки предмет, поиграть с ним, спрятать, найти и т.д.) В сюжетных ролевых играх с предметом можно использовать фотоальбомы, книги и журналы, иллюстрации, предметы бытового назначения, куклы с набором одежды, игрушки . Рассмотрим сюжетную ролевую игру
«У меня для тебя подарок»
. Участники ролевой игры не только обмениваются репликами приветствия, но и действуют с реальными предметами, перемещаясь по классу. По сценарию 11
один из игроков приготовил и спрятал подарок для друга, который должен догадаться, что это за подарок, и найти его. Друг называет и показывает разложенные предметы из предложенного списка в ролевой карточке. Наконец, наименование подарка обнаружено, теперь надо найти его, используя разные предлоги. По ходу этой игры участники говорят более десяти реплик каждый, импровизируя ход развития игры и его финал. Эта игра очень нравится ребятам, так как включает такие любимые детьми элементы игры, как поиск, загадывание, разгадывание, позволяет разученные разнообразные формы приветствия, благодарности, прощания, а также определённый лексико-грамматический материал свободно воплотить в своей речи в общении друг с другом, находясь в движении. Одна из любимых игр – манипуляции с картонной куклой, которую надо не только одеть, но и сыграть за неё. У нас такой куклой выступает
господин

Леру
в игре
«Рассеянный господин Леру»
У него есть много бумажной одежды на разные случаи жизни, но наш герой - очень рассеянный. Он постоянно одевает не ту одежду, но друзья помогают ему выбрать правильный костюм. Ситуация речевого общения складывается в этой игре следующим образом. Участник игры, которому досталась роль господина Леру, «одевает» его, например, в кроссовки и спортивный костюм для похода в театр. Друг, с которым они идут в театр, делает замечание по поводу его одежды. Главный герой соглашается, что нужно надеть костюм, ботинки и галстук. С другим участником игры он идёт кататься на лыжах, но надевает футболку и шорты и т.д. Таким образом, в игровой форме дети активизируют в речи на иностранном языке лексику, связанную с видами одежды, и разговорные формулы на эту тему. Перед игрой мы также выучиваем стишок про господина Леру, мотивом для составления которого, как и для этой игры, послужило хорошо всем известное стихотворение Самуила Маршака «Вот какой рассеянный». Во 12
время игры все участники охотно повторяют подходящие стихотворные строки, добродушно журя господина Леру. Дети 10 - 11 лет охотно принимают воображаемую игровую ситуацию, нереальный, сказочный или фантастический сюжет. Это позволяет применять на занятиях сюжетные ролевые игры сказочного содержания. Большую роль также играет наглядность, яркая и привлекательная для детей. С целью отработки в устном высказывании лексического материала по разным темам используется ролевая игра по сюжету сказки
«Теремок»
. «Обитатели теремка» задают «гостям» вопросы и только после правильных ответов разрешают им войти. Например, можно попросить назвать традиционные французские блюда или праздники, спеть песенку, рассказать стихотворение. Такой теремок нетрудно изготовить из высокой коробки и ярко раскрасить. Он может послужить и для других игр. В сложенном виде домик не займёт места в помещении и может храниться за шкафом. Ролевые игры, которые заучиваются и проигрываются для других учащихся, не являются больше ролевыми играми, а называются драматическими представлениями. Ролевая игра – творческий процесс, в ходе которого сценарий известной сказки, например, может быть изменён. Так, по нашему сюжету во время сцены знакомства
Красной Шапочки
из сказки
Шарля Перро
с Волком она рисует на карте неправильный путь к дому бабушки. Когда Волк, наконец, добирается до цели, спрашивая дорогу у других персонажей, включённых в игру, например, лису, медведя; у бабушки с внучкой уже готов вкусный обед, которым они угощают голодного Волка. В течение учебного года мы инсценируем фрагменты из нескольких сказок Шарля Перро. Чтобы не забыть выученные инсценировки, время от времени можно играть в
«живое лото»
. Игроки, получившие втайне от других ролевые карточки с фрагментами сказок, готовятся их разыграть. Остальные участники получают таблички с названиями этих сказок (или имён действующих героев) и карточки с цифрами, которыми ребята закрывают нужную графу в порядке очерёдности «живых картинок», то есть сценок, 13
разыгранных их товарищами. Таким образом, разученные небольшие постановки, которые могли ранее надоесть ребятам, приобретают новое звучание и интерес в ролевой игре
«живое лото»
. Становясь «живыми картинками» из сказок, игроки могут импровизировать, вставляя незапланированные реплики, и получается ещё интереснее. В эту игру можно играть на разные сюжеты из знакомых тем. Темы речевого общения детей этого возраста включают разговор о членах семьи, о друзьях, о внешности человека, об одежде и т.д. При изучении лексики по темам, относящимся к внешности и характеру человека, мы играем в лото
«Составим портрет»
. Для большей интриги делимся на две команды. Первая команда составляет портрет предложенного на фотографии человека, выбирая карточки с подходящей лексикой. Вторая команда, наоборот, составляет портрет того же человека из фрагментов фотографий разных людей, имея карточки, аналогичные тем, которые должна отыскать первая команда. В финале игры сравниваем, совпадают ли оба портрета и карточки. Ребятам любят игру
«Кто это?»
Участники не только охотно принимают предлагаемый им сюжет, но и с интересом обыгрывают маски, костюмы, в зависимости от роли меняют походку, жесты, тембр голоса. Можно придумать множество вариантов этой игры. Например, детям очень нравится отгадывать себя или товарища в предложенной устной характеристике портрета; нарисовать смешной портрет по устному описанию, а потом сравнить с оригиналом. Оригиналом может быть фотография, картинка или кто-то из ребят. Главное, чтобы были соблюдены пропорции фигуры, цвет, длина волос и т. д. Игра получается очень весёлой, и даже те ребята, которые плохо рисуют, не отказываются от такой игры. В ходе игры участники могут задавать вопросы ведущему, переспрашивать, попросить повторить, то есть самостоятельно организовать свои ролевые действия в плане коммуникации. 14
В игре
«Рисуем семейное дерево»
ребята рисуют большую семью Грандэ, описание внешности каждого члена которой представлено в аудиозаписи. Участникам выдаётся ватманский лист, простые и цветные карандаши, стирательные резинки. Семью можно нарисовать в виде дерева с ветвями, основание которого составляют портреты бабушки с дедушкой, а на самых верхних веточках портреты внуков (или представить в виде схем). Далее ребята выбирают наугад ролевые карточки с членами семьи Грандэ (бабушка, дедушка, мать, отец, сын, дочь или старший сын, младший сын и т.д.), придумывают ему имя, возраст, занятие и т.д. и записывают на карточках с помощью педагога. Одному игроку достаётся роль друга одного из младших Грандэ. Целью данной игры является возможность не только повторить с учащимися в игровой форме лексику, относящуюся к семье и внешности человека, но и подготовить сюжетно-ролевую игру
«Знакомство»
. На первом этапе игры друга одного из младших Грандэ расспрашивает его о семье, рассматривая семейное дерево. В небольшом диалоге (чтобы не скучали остальные участники) используются речевые образцы, содержащие краткую информацию (например: это моя сестра Анна, ей 12 лет) о членах семьи. На следующем этапе игры младший Грандэ приводит друга в гости и представляет ему всех членов семьи по очереди. Друг приветствует каждого участника, который, рассказывая о себе, излагает информацию из приготовленных ролевых карточек (имя, занятие и т.д.) Таким образом, разные типы игр могут служить подготовкой к сюжетно - ролевым играм, в которых в наибольшей мере реализуется коммуникативный подход в обучении. Возрастной период 10 – 12 лет характеризуется тем, что у школьников повышается интерес к межличностному общению в учебно-трудовой деятельности. В этих условиях возрастает значение сюжетных ролевых игр бытового содержания, отражающих разные стороны жизни школьника (учебу, 15
труд, досуг, выбор будущей профессии), воспроизводящих фрагменты его реального жизненного опыта. Для игры
«Я буду врачом, а ты?»
втайне от остальных участники получают ролевые карточки, соответствующие той или иной профессии. Каждый рассказывает о своей профессии, по очереди отвечая на вопросы игроков. Если ребята затрудняются догадаться о профессии выступающего, он может показать атрибут своей профессии, заранее приготовленный педагогом. Подсказкой может также служить перечень профессий, используемых в игре, на доске . Для разработки сюжетов таких ролевых игр используются следующие сферы речевого общения подростков: в школе, дома, в общественных местах, в местах культурного досуга. Ролевые игры обиходного содержания , предназначены для формирования норм речевого этикета, воспитания культуры поведения. Ребята учатся правильно приветствовать друг друга и взрослых, обращаться к собеседнику, выражать просьбу, благодарность, приносить извинения и т.д. По сюжету игры
«Помоги мадам Грандэ сделать покупки»
рассеянная мадам случайно оторвала половинку своего списка с продуктами, которые ей необходимо купить в магазине, и потеряла. Задание: восстановить список по последним буквам, которые являются одинаковыми сразу для нескольких товаров. Помощников много: покупатели, продавцы разных отделов, которые спрашивают мадам о назначении этого продукта. Сама мадам, конечно, знает наизусть свой список, который и удаётся восстановить всем игрокам вместе, но используя определённую лексику по теме и формулы речевого общения в данной ситуации. Эта ролевая игра предполагает наличие проблемной ситуации, решение которой обусловливает естественность общения. Ролевая игра, основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся. 16
В ролевых играх учащиеся исполняют роль вымышленного или известного персонажа, обладающего определёнными личностными характеристиками (пол, возраст, характер, увлечения) и профессиональными качествами. В ролевой игре
«Интервью с месье Зиданом»
дается задание первому партнеру: вы - репортер газеты «Новости спорта». После матча побеседуйте с известным французским футболистом месье Зиданом, выясните некоторые факты его биографии и планы на будущее. Задание второму партнеру: вы - знаменитый спортсмен. Расскажите о самых интересных фактах Вашей биографии и Ваших дальнейших планах. В ходе подготовки к этой игре дети читают настоящее интервью с этим спортсменом в журнале для подростков «Окапи», рассматривают фотографии, пересказывают отрывки текста. Для игры используется микрофон и футбольный мяч, чтобы ребятам было легче войти в роль. В процессе игры участники могут фантазировать, придумывая самые невероятные планы для месье Зидана, например, отправиться в космос и т.д. Для подобной игры подойдёт любая известная личность, заинтересовавшая детей: для девочек это может быть известная актриса, для мальчиков – знаменитый гитарист и т.д. Ролевая игра может изображать один элементарный коммуникативный акт (знакомство, поздравление, покупку...) или сложный коммуникативный акт, состоящий из серии элементарных, объединенных общей коммуникативной целью ситуаций. Например, ролевая игра
«Маша едет во Францию»
включает в себя три сцены. Первая: во время поездки в Париж на поезде главная героиня, русская девочка Маша, знакомится со случайной пассажиркой – французской девочкой Николь и с кондуктором, роли которых являются обобщенными, стандартизованными, не имеющими личностных характеристик и действующие в стандартных ситуациях повседневной жизни. Вторая сцена: на вокзале, где Машу встречает её французская подруга Кристина с мамой и младшим братом, происходит типичная речевая 17
ситуация, где подруга и её родственники рады встрече. Третья сцена: дома всех встречает папа, а Кристина показывает Маше комнату, где она будет жить, пока гостит, и рассказывает, какие достопримечательности Парижа они посетят. Перед так любимыми всеми ребятами новогодними праздниками мы играем в сюжетно – ролевую игру
«Отправим телеграмму бабушке»
и готовим
«Новогоднее полено»
. Подготовка к игре – написание текста телеграммы для поздравления бабушки с Новым годом. Ориентируясь на образец, каждый участник игры пишет свой текст на заранее заготовленном педагогом поздравительном бланке, где уже указаны реквизиты адресата. Далее распределяем роли: внук (внучка) и работник телеграфа. На «почте» внук, поздоровавшись и поздравив с наступающим Новым годом работника телеграфа, отдаёт ему свой заготовленный бланк. К сожалению, тот потерял свои очки и просит адресанта продиктовать вслух текст телеграммы. О потере очков знает заранее только участник, играющий роль служащего телеграфа. Для внука первоначальная речевая ситуация кажется в начале игры более простой, чем в процессе игры, когда он должен понять, какие имеются затруднения в работе служащего, и помочь ему. Для приготовления традиционного французского блюда
«Новогоднее

полено»
используем заранее приготовленный бисквит, а для начинки – разнообразные сладости: мёд, сгущёнку, варенье, шоколад, изюм, орехи, цукаты. Заранее распределяем, кто из ребят какие продукты приносит из дома (бисквит несёт педагог, это трудоёмкое домашнее задание), выучиваем рецепт. Во время игры (а это обычно последнее занятие перед новогодними каникулами) каждый участник получает свой кусок бисквита и рассказывает, как же лучше всего приготовить это блюдо, одновременно помещая в него ту начинку, которую он принёс, и закатывая свой рулетик. Когда все рулеты готовы, и каждое кулинарное изделие порезано на столько частей, сколько 18
участников игры, садимся пить чай, пробовать результаты совместной деятельности и давать им оценку. Таким образом, ребята с удовольствием выучивают названия продуктов на французском языке, способ приготовления праздничного национального блюда и участвуют в ситуации речевого общения.
Заключение
Таким образом, рассмотрев понятие ролевой игры, её цели, задач для обучения коммуникации на иностранном языке; определив её основные функции, структуру и ряд требований к организации, можно сделать следующие выводы: - в условиях игровых ситуаций практическая деятельность учащихся становится более интересной и насыщенной; - ролевая игра даёт возможность создать и сплотить коллектив, участники которого испытывают радость в общении; - игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, даёт психологическую устойчивость; - игра тренирует память, внимание, воображение, учит видеть в самых обычных ситуациях интересное содержание для игры; - ролевая игра развивает духовно-нравственные основы личности ребенка, выявляет и раскрывает его индивидуальные возможности, создаёт условия для развития творческой личности ; - учащимся очень полезен языковой материал ролевых игр для их дальнейшей коммуникации на иностранном языке; - ролевая игра является активным способом обучения практическому владению иностранным языком в ситуации реального общения . 19

Использованная литература
: 1. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. Иностранные языки в школе, № 4, 1989г. 2. Мильруд Р.П. Организация ролевой игры на уроке. Иностранные языки в школе, № 3, 1987г. 3. Олейник Т.Н. Ролевая игра в обучении диалогической речи шестиклассников. Иностранные языки в школе, № 1, 1999г. 4. Рабинович Ф.М., Баллер Э.Э., Голубенко Е.С., Крылова О.К. Ролевая игра – эффективный прием обучения говорения. Иностранные языки в школе № 6, 1983 5. Равинская В. Игры как средство обучения. Иностранные языки в школе, № 1, 1980г. 6. Сумин В.М. Речевые ситуации на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе, № 6, 1993г. 7. Яцковская Г.В. Кукла в ролевой игре. Иностранные языки в школе № 5, 1985 . 20


Яндекс.Метрика