Напоминание

"Открываем для себя Францию"

Автор: Леднева Ольга Юрьевна

Должность: учитель

Учебное заведение: гимназия 196

Населённый пункт: Санкт-Петербург

Наименование материала: Образовательная программа по французскому языку

Тема: "Открываем для себя Францию"

Описание:

Образовательная программа по французскому языку для обучения детей 10-12 лет (срок реализации 2 года, 288 часов).

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=892

Опубликовано 08.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 196

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА
РАССМОТРЕНО: На педагогическом совете Протокол №___ от «____»_______________2013 УТВЕРЖДЕНО: Директор ГБОУ № 196 ____________ Е.В.Шумилова «____»_______________2013
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Открываем для себя Францию
возраст обучающихся 10 – 12 лет, срок реализации – 2 года Автор – составитель: учитель французского языка
Леднева Ольга Юрьевна
Санкт-Петербург 2013

I. Пояснительная записка
Интерес России к Франции существует три столетия, с тех пор, как при Петре I были установлены дипломатические отношения. У Франции очень интересная история, а её учёные дали миру много важных изобретений. Французские художники, поэты, писатели, скульпторы известны во всём мире. Франция – страна, где произошла первая в мире буржуазная революция. Прекрасная столица Франции Париж привлекает великолепными архитектурными памятниками многочисленных туристов, а в ее старейшем университете Сорбонне бесплатно учатся владеющие французским языком студенты из разных стран. Ежегодные обмены делегациями школьников и студентов двух стран помогают им лучше узнать культуру России и Франции. Интерес к культурным связям между ними не ослабевает с середины прошлого века. Именно тогда в России было созданы школы, специализированные на изучении французского языка учащимися со 2 класса, а в институтах ряд предметов преподавался на французском языке. Несколько российских городов стали побратимами французских, например, у Санкт-Петербурга город-побратим – Гавр. Образовательная программа «Открываем для себя Францию» рассчитана на изучение художественной культуры Франции учащимися 10-12 лет. Программа позволит обучающимся реализовать творческие, интеллектуальные и познавательные способности, развить артистические навыки (театрализация сказок). На занятиях ребята ознакомятся с творчеством французских авторов (Шарлем Перро, Жюлем Верном) и текстами детских французских журналов. Смогут развить языковую догадку, логику, развить коммуникативную активность (умение общаться в ситуациях на изученные темы, выражать личное мнение, давать оценку). На занятиях обучающиеся ознакомятся с достопримечательностями Франции, будут совершать виртуальные прогулки по Парижу, путешествия по Лувру. Результатами обучения будут рефераты ребят на темы: «Достопримечательности Франции», «Перед картой Франции», «Мой Париж».
Программа является актуальной,
так как способствует формированию у детей социализации как основы общей культуры человека в современных условиях.
Направленность образовательной программы:
художественно-эстетическая.
Уровень усвоения ОП
является общекультурным. 2

Целью образовательной программы
является развитие личности ребенка и формирование коммуникативных навыков через освоение французской художественной культуры.
Педагогическая целесообразность данной программы
состоит в решении её задач.
Задачи образовательной программы

Воспитательные
:  преодоление психологических барьеров, возникающих при изучении иностранных языков;  воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность);  воспитание эстетического и художественного вкуса;  воспитание коммуникативной активности.
Развивающие:
 развитие образного и логического мышления;  развитие творческих способностей;  развитие интеллектуальных и познавательных способностей.
Образовательные:
 формирование представлений о художественной культуре Франции;  формирование восприятия речи учителя, собеседников на французском языке, восприятия речи носителя языка (с аудиозаписи);  формирование навыков выразительного чтения адаптированных текстов;  формирования навыков говорения.
Адресность программы
. Программа «Открываем для себя Францию» адресована подросткам 10-12 лет.
Условия набора
: принимаются все желающие, независимо от индивидуальных способностей к изучению иностранных языков. Наполняемость в группах составляет: первый год обучения - 15 человек; второй год обучения - 12 человек.
Сроки реализации ОП и режим занятий
Программа «Открываем для себя Францию» рассчитана на
2 года обучения,
занятия проводятся
2 раза в неделю по 2 часа
(4 часа в неделю). На полное освоение программы «Открываем для себя Францию» требуется 288 часов: 1-й год обучения – 144 ч., 2-й год обучения – 144 часа.
Формы обучения
3
Занятия проводятся в группах, подгруппах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Система занятий строится в соответствии с возрастом учащихся, контекстом их деятельности и реальных интересов, доступна для усвоения, предполагает индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Ожидаемый (прогнозируемый) результат 1 года обучения
. По окончанию первого года обучения по данной образовательной программе обучающиеся смогут:  получить знания о художественно – культурных ценностей Франции;  преодолеть психологические барьеры, возникающие при изучении иностранных языков;  воспитать в себе нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность);  развить коммуникативную активность (умение общаться в простых типичных ситуациях, умение строить связные высказывания на иностранном языке о личных впечатлениях и событиях);  развить образное и логическое мышление, творческие, интеллектуальные и познавательные способности;  уметь выразительно читать на французском языке; понимать основные положения четко произнесенных высказываний по изучаемым темам; понимать тексты, построенные на частотном языковом материале;  развить память, внимание.
Способы определения результативности 1 года обучения
:  начальный (входной) контроль (сентябрь-октябрь) – беседы;  текущий контроль (в течение всего учебного года) – наблюдение, диагностические игры;  промежуточный контроль (декабрь, март) – анализ приобретенных навыков общения, самооценка учащихся;  итоговый контроль (май) – отзывы (детей и родителей), выставка творческих работ, диагностика, анализ выполнения программы, итоговая конференция.
Ожидаемый (прогнозируемый) результат 2 года обучения.
4
По окончанию второго года обучения по данной образовательной программе обучающиеся смогут:  получить знания о художественной культуре Франции;  реализовать творческие, интеллектуальные и познавательные способности;  развить коммуникативную активность (умение общаться в ситуациях на изученные темы, выражать личное мнение, давать оценку);  познакомиться с детскими французскими журналами;  развить артистические навыки;  развить языковую догадку, логику.
Способы определения результативности 2 года обучения:
 начальный (входной) контроль (сентябрь-октябрь) – беседы, составление презентаций;  текущий контроль (в течение всего учебного года) – наблюдение, диагностические игры;  промежуточный контроль (декабрь, март) – анализ приобретенных навыков общения, самооценка учащихся, взаимоаттестация, взаимообучение учащихся;  итоговый контроль (май) – отзывы (детей и родителей), выставка творческих работ, диагностика, анализ выполнения программы, итоговая конференция, подведение итогов конкурса «Твори, выдумывай, пробуй».
Формы подведения итогов
реализации образовательной программы 1-го и 2-го года обучения осуществляются в виде портфолио учащихся (результаты викторин, конкурсов, игр, творческих работ). Итогом прохождения данной программы будет защита творческой работы «Парижский гид» на конференции «Экскурсия по Франции», а также участие в районном конкурсе «Гид-экскурсовод по Санкт-Петербургу на иностранном языке».
II. Учебно-тематический план

Первый год обучения
5

Блоки
Общее количество часов В том числе Теорет. Практ. 1 Вводное занятие 2 - 2 2 Знакомство с французским языком 14 8 6 3 Правила, которые полезно знать 16 6 10 4 Читаем сказки Шарля Перро 18 8 10 5 Умеешь ли ты слушать? 14 4 10 6 Игра как средство обучения 32 8 24 7 Праздники во Франции 20 8 12 8 Мы поём песни 12 4 8 9 Викторины, инсценирование сказок 14 4 10 10 Итоговая конференция 2 - 2
ИТОГО:
144 50 94
Второй год обучения

Блоки
Общее количество часов В том числе Теорет. Практ. 1 Вводное занятие 2 2 - 2 Рассказываем, берём интервью, дискутируем 18 4 14 3 А как это написать 10 4 6 4 Стихи французских авторов 18 6 12 5 Игры, викторины 26 8 18 6 Читать приключенческие романы – это здорово! 14 4 10 7 Интересные моменты истории Франции 12 6 6 8 Обычаи и традиции французов 10 4 6 9 Достопримечательности Франции 18 10 8 10 Твори, выдумывай, пробуй 14 4 10 11 Итоговое занятие 2 1 1
ИТОГО:

144

53

91

III. Содержание программы

1 года обучения

Блок 1. Вводное занятие
6

Практика
Комплектование группы, введение в программу «Занимательный французский язык». Инструктаж по охране труда.
Блок 2. Знакомство с французским языком

Теория
Знакомство со страной изучаемого языка. Французский язык среди романской группы языков. Знакомство с системой школьного образования во Франции. Традиции и обычаи во Франции. Знаменательные даты в России и Франции. Русские писатели и поэты о Париже.
Практика
Просмотр видеофильм «Мы на каникулах в Париже», обсуждение Телеэкскурсия в центр Парижа, обсуждение.
Блок 3
.
Правила, которые полезно знать.

Теория
Зачем нужны надстрочные знаки. Артикли во французском языке. Знакомство со спряжением глаголов Притяжательные местоимения. Буквы, которые идут «под ручку». Предлоги во французском языке.
Практика
Лексико-грамматические упражнения Лексико-орфографическая игра «Помоги мадам Грандэ сделать покупки». Лексико-грамматические кроссворды и ребусы
Блок 4. Читаем сказки Шарля Перро

Теория
Знакомство с алфавитом Правила чтения. Что такое монолог и диалог. Особенности монолога и диалога на французском языке. Формирование произносительных навыков. Знакомство со сказками Шарля Перро.
Практика
Разучивание диалога по теме: «Встреча». Формирование произносительных навыков. Разучивание песенки про алфавит. 7
Разучивание правил чтения. «Немые» буквы на конце слов. Загадки-викторины про буквы. Чтение сказки «Красная шапочка» Чтение сказки «Золушка».
Блок 5. Умеешь ли ты слушать?

Теория
Обучение навыкам слушания. Слова, имеющие одинаковое звучание в русском и французском языках.
Практика
Аудирование по темам «Приветствие», «Предметы классного обихода», «Приходи в гости», «Рождественская Ёлка», «За столом», «Угадай, какой это вид спорта?». Аудирование – игра «Я – великий спортсмен!». Стихи Санкт-Петербургских школьников о своём городе на франц. языке (аудиожурнал).
Блок 6. Игра, как средство обучение.

Теория
Разновидность игр по изучению французского языка. Разъяснение правил игр.
Практика
Игра «Буква, которая всегда молчит». Разучивание диалога-игры «У меня для тебя подарок». Игра «Рисуем семейное дерево». Игра «Кто это?». Игра «Составим портрет». Играем в лото. Составление весёлых предложений. Игра «Отгадай и запомни!». Стихотворение-игра «Рассеянный господин Леру». Игра «Угадай, кто это?». Игра «Магазин игрушек». Стихотворение-игра «Неправильные» глаголы». Игра «Живое» лото». Игра-дискуссия «Я буду врачом, а ты?».
Блок 7
.
Праздники во Франции

Теория
Праздник Рождества во Франции. Праздник Пасхи. Праздники матерей и отцов. Праздник взятия Бастилии. Знакомство с французскими комиксами. 8
Рецепты праздничных блюд.
Практика
Составление новогоднего поздравления. Составление поздравлений маме и папе. Игра «Отправим телеграмму бабушке». Выучим рецепт французского праздничного блюда и приготовим. Игра «Нарисуем вместе праздник!».
Блок 8. Мы поём песни.

Теория
Представление песен. Знакомство с французскими народными песнями. Русские песни на французском языке.
Практика
Разучивание песен на французском языке: «Знакомство с алфавитом», «Однажды маленький кораблик», «В лесу родилась ёлочка», «Дни недели», песенки-зарядки «Маленький Жан танцует», «Песенка про месяцы», «Да здравствует зимний ветер!», «Я люблю печенье».
Блок 9. Викторины, инсценирование, театрализация.

Теория
Что такое монолог и диалог? Что такое сценарий? Выбор актеров и ведущих. Правила проведения викторин, схема сценариев, мини-театральных постановок.
Практика
Инсценирование сказки «Красная Шапочка» в стихах. Инсценирование песенки Золушки.
Блок 10. Итоговая конференция «О, Париж!».

Практика
Представление докладов, чтение стихотворений, исполнение песен о Париже, показ инсценировок, театрализаций.
Содержание программы

2 года обучения

Блок 1. Вводное занятие.

Теория
9
Введение в программу «Занимательный французский язык»2-го года обучения. Инструктаж по охране труда.
Блок 2. Рассказываем, берём интервью, дискутируем.

Теория
Как сделать презентацию? Обучение диалогическим высказываниям с использованием комиксов Как делать интервью?
Практика
Презентация себя и своей учебной деятельности. Диалог-дискуссия «Мой любимый предмет». Описание своей семьи по фотографии. Интервью у друга. Диалог-интерпретация «Интервью с месьё Зиданом».
Блок 3. А как это написать.

Теория
Обучение написанию письма на французском языке. Как русские имена пишутся на французском языке.
Практика
Конкурс на самое интересное письмо другу о своих каникулах. Пишем письмо бабушке. Игра «Я пишу советы другу». Письмо- игра «Мои планы на учебный год». Анкета «Мой досуг». Письмо-совет Маше «Как быть в хорошей форме».
Блок 4. Стихи французских авторов

Теория
Беседа о французских писателях. Обучение выразительному чтению стихов. Стихи французских поэтов с литературными переводами на русский язык.
Практика
Разучивание стихов и песен о Франции. Творческое задание: конкурс на лучший перевод стихотворения «Осенние листья». Аудирование стихотворения «Школьный учитель».
Блок 5. Игры, викторины

Теория
Игра-викторина «Прокладываем маршрут». Игра-дискуссия «Самолётом или поездом». Игра-викторина «Передай правильно информацию». 10
Игра-рассуждение «Мне бы хотелось…». Игра «Я пишу советы другу». Игра с омонимами «Додумай конец загадки». Игра «Передай правильно информацию». Игра «Составьте меню».
Блок 6. Читать приключенческие романы – это здорово!

Теория
Знакомство с французским писателем Жюлем Вернем и его произведением: «Пятнадцатилетний капитан». Знакомство с детскими французскими периодическими изданиями «Окапи» и «Фосфор».
Практика
Чтение отрывков из романа Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан». Инсценировка отрывка из романа на выбор обучающихся. Чтение статей из журнала «Окапи»: - высказывания французских школьников о роли чтения и телевидения в их жизни; - «Интернет: миллионы друзей»; - комиксы «Месьё Грандэ учится кататься на лыжах»; - будущее в романах Жюля Верна.
Блок 7. Интересные моменты истории Франции

Теория
Беседа «Со времён Галлии до наших дней». Видеофильм «Замки Луары». Национальные герои Франции.
Практика
Видеоигра «Рыцарский турнир». Настольная игра «Рыцарский турнир». Викторина «Знаешь ли ты Францию?»
Блок 8. Обычаи и традиции французов

Теория
Беседа о французских национальных праздниках. Французские блюда.
Практика
Инсценировка «Мы идём в ресторан». Чтение текста «Французское меню». Подготовка монолога «Как приготовить национальное блюдо».
Блок 9. Достопримечательности Франции

Теория
Беседа о достопримечательностях Франции. 11
Видеофильм «Символы Парижа»
Практика
Подготовка монолога «Достопримечательности Франции». Разучивание монологов «Перед картой Франции». Стихотворение «Эйфелева башня». Географические шарады. Театрализация «Мой Париж». Творческая работа «Парижский гид». Путешествие по Лувру.
Блок 10. Твори, выдумывай, пробуй

Теория
Оказание помощи учащимся в раскрытии заданной темы и выполнении индивидуальных творческих заданий. Структура творческой работы и план её выполнения.
Практика
Творческое задание «Составь портрет парижского взломщика». Конкурс «Мы придумываем афишу». Конкурс на лучший рецепт французской кухни. Творческое задание «Мы сочиняем сказку» и осуществляем постановку. Конкурс на лучший литературный перевод стихов французских авторов. Итоговая конференция «Экскурсия по Франции».
Блок 10. Итоговое занятие

Теория
Подведение итогов обучения. Успехи. Награждения.
Практика
Театрализация придуманной сказки для одноклассников.
IV. Методическое обеспечение реализации образовательной программы
.
Материально-техническое
Для реализации программы требуется кабинет, имеющий мебель:  столы – 8 штук;  стулья – 16 штук. Технические средства: 12
 телевизор;  магнитофон;  CD и DVD-проигрыватель;  блокнот, ручка для каждого учащегося.
Методическое
 разработки по теоретическим и практическим темам;  карточки с подбором лексического и грамматического материала по изучаемым темам;  тематический материал учебников, пособий, периодической печати; словари французско-русского и русско-французского языков;  наглядный материал; видеозаписи, географические карты.
Методы
, в основе которых лежит способ
организации занятия
: 
словесные методы
обучения (устное изложение, беседа, исполнение педагогом, анализ текста (аудио, видеоматериала)); 
наглядные методы
обучения (показ видеоматериалов, иллюстраций, исполнение педагогом, наблюдение, работа по образцу); 
практические методы
обучения (прослушивание аудиозаписей, тренировочные упражнения, работа в парах (группах), инсценировки, разучивание стихов (песен), ролевые игры).
Методы,
в основе которых лежит
уровень деятельности детей
:  объяснительно-иллюстративные;  репродуктивные;  частично-поисковые методы обучения;  исследовательские методы обучения (самостоятельная творческая работа). На занятиях используются следующие
формы работы
:  викторина, театрализация сказок и литературных фрагментов;  занятие-игра (игра-путешествие, игра сюжетно-ролевая);  интервью;  конкурс;  практическое занятие;  презентация;  творческий отчет;  обучающие станции;  открытое занятие. 13

Рекомендуемая литература для обучающихся и их родителей.
1. Береговская Э.М. Французский язык для маленьких. Сборник стихов детских французских авторов. - М.: Просвещение, 2001 2. Иванченко А.И. Волшебный мир французской сказки. - СПб.: Каро, 2002 3. Турчина Б.И. Занимательный французский. Книга для чтения на французском языке. - М.: Просвещение, 2002
Список использованной литературы
1. Бархатова Г.А. Русские песни на французском языке. - Новгородский государственный университет, 2005 2. Береговская Э.М. Французский язык для маленьких Сборник стихов детских французских авторов. - М.: Просвещение, 2001 3. Галлон Фабьен Экстра! Учебник по французскому языку (начальный уровень). – М.: Ашетт, 2005 14
4. Галлон Фабьен Экстра! Пособие для учителя. – М.: Ашетт, 2005 5. Иванченко А.И. Волшебный мир французской сказки. - СПб.: Каро, 2002 6. Кирьянова М.Г. Твой друг французский язык. Книга для чтения к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2003 7. Кулигина А.С. Твой друг французский язык. УМК для 4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2004 8. Кулигина А.С. Французский язык. УМК для 5 класса школ с углублённым изучением французского языка.- М.: Просвещение, 2006 9. Левицкая Г.К. Занимательная орфография. Пособие для учащихся 5-8 классов средней школы - М.: Просвещение, 2001 10. Турчина Б.И. Занимательный французский. Книга для чтения на французском языке. - М.: Просвещение, 2002
Нормативные документы:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» 2. О примерных требованиях к образовательным программам. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 15


Яндекс.Метрика