Напоминание

"Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы"

Автор: Токмалаева Надежда Геннадьевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №27"

Населённый пункт: г.Чебоксары Чувашской Республики

Наименование материала: мастер-класс

Тема: "Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы"

Описание:

Целевые установки данного мастер-класса: 1. Практическая значимость метода проектов на уроках русского языка (для чего нужен проект?) 2. Виды проектов, предназначенные для обучения русскому языку и литературы. Интеграция проектов в процесс обучения языку. 3. Элементы проектной деятельности на уроках русского языка и литературы, которые наиболее важны и носят оригинальный характер. 4. Создание мини-проекта и синквейна (практическое занятие).

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=918

Опубликовано 10.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Мастер-класс «Организация проектной деятельности на уроках

русского языка и литературы».
Токмалаева Н.Г., учитель русского языка и литературы. «Не мыслям надобно учить, а мыслить». И.Кант. Форма проведения: интегрированная (лекционно-практическое занятие). I. Вступительная часть. Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности. Наметим целевые установки данного мастер-класса: 1. Практическая значимость метода проектов на уроках русского языка (для чего нужен проект?) 2. Виды проектов, предназначенные для обучения русскому языку и литературы. Интеграция проектов в процесс обучения языку. 3. Элементы проектной деятельности на уроках русского языка и литературы, которые наиболее важны и носят оригинальный характер. 4. Создание мини-проекта и синквейна (практическое занятие). II. Основная демонстрационная часть. Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы. Для чего нужен проект?  Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению, к самостоятельной деятельности.  Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.  Принимать самостоятельные аргументированные решения.
 Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли. Метод проектов в обучении русскому языку и литературе: Проекты, предназначенные для обучения русскому языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:  использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;  акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);  выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;  отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта; Деятельность в проекте можно представить в следующей схеме – плане конспекта, где учтены все необходимые моменты проектной деятельности на уроке и во внеурочной работе.
Организуя проектную деятельность, я предлагаю “Правила успешной проектной деятельности”, которые должны выполняться участниками проекта. Интеграция проектов в процесс обучения языку Рассматривая возможности интеграции проектов в процесс обучения языку, можно выделить три основных подхода. Проект может:  использоваться как одна из форм внеаудиторной работы,  служить альтернативным способом организации учебного курса,  интегрироваться в традиционную систему обучения русскому языку Применяя в 5 классе метод проектов, вначале необходимо научиться ставить цели к заданиям, упражнениями: - С какой целью я выполняю это задание, упражнение? Зачем это нужно делать? - Определять конечный результат, уметь его сформулировать устно. Предлагая такие задания, как “Сделать подборку пословиц на определенную тему, составить каталог этих пословиц по определенным разделам”, составить словарик фразеологизмов, составить словарик “Из истории фразеологизмов”, даю учащимся возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось. Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как мини-сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций и т.д. Обязательные условия при этом – четкое определение выполнения задания по времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности. III. Комментирующая часть. Попробуем? (практическое занятие). Например, возьмем басню И.А. Крылова “Квартет” и ответим на вопросы: - Какие проблемы испытывали музыканты? - Почему им не удалось договориться? Задание по группам: прочитать отрывок из текста и передать содержание тремя простыми предложениями. Один ответ от группы.
Когда ученики научится взаимодействовать между собой, можно предлагать задания – проекты. Вот один пример практической проектной работы учащихся( 5 класс. «Язык сказок А.С.Пушкина»). Изготовление учебных пособий, составление кроссвордов по теме – это умение применять на практике свои знания, обдумать и создать новый продукт – свой проект. Проверить, как понят учебный материал, на основе развития креативных навыков можно следующим образом: после сообщения о гнездах однокоренных слов, учащиеся показывают сценку “Родственники” (это творческий мини-проект 3 учащихся). Гусеница. Вы кто такие? Гусь. Я Гусь, это моя супруга Гусыня, а это наши гусята. Гусыня. А вы кто? Гусеница. Я ваша родственница. Гуси упали в обморок. Гусеница обращается к классу: “Почему гуси упали в обморок?” Ребята шутят, что между Гусями и Гусеницами нет внешнего сходства, нет общих предков. Лингвистически точный ответ: Эти слова не являются однокоренными, т.е. родственными. Гуси. Ребята, найдите наших родственников. 1. Когда ученики научится взаимодействовать между собой, можно предлагать задания – проекты. 2. В качестве домашнего задания учащимся предлагаются мини-проекты: написать сочинение, сочинить сказку по теме, приготовить викторину в картинках, создать наглядное пособие и др. Учащиеся делают проекты по теме и по своей инициативе, что обязательно обсуждается в классе. 3. Учащиеся старших классов выполняют более серьезные проекты: создают наглядные пособия, пишут рефераты, научно-исследовательские работы. 4. Когда учащиеся освоили основные приемы, необходимые при работе с проектом, можно проводить уроки-проекты. Элементы проектной деятельности можно использовать на разных этапах уроков, если в этом есть педагогическая целесообразность. Когда учащиеся освоили основные приемы, необходимые при работе с проектом, можно проводить уроки-проекты. Мини-проект. Мини-проекты могут укладываться в урок или часть урока. Некоторые виды:
 Реклама (например, составить рекламу с использованием только кратких прилагательных на тему «Я за школьные завтраки»)  Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где: Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное). Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные). Третья строка. 3 слова – действия (глаголы). Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм) Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы. Примеры синквейна. Владимир Дубровский (А.С. Пушкин “Дубровский”) • Храбрый, честный • Защищает, мстит, любит • Владимир никогда не сдается • Благородство Маша (А.С. Пушкин “Дубровский”) • Умная, красивая • Любит, прощает, страдает • Мария была очень доброй, достойной счастья, но судьба распорядилась иначе. • Красота. Рекомендуемая литература: 1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. 2. Рускова Д. Использование проектного метода при обучении русскому языку с целью соединения учебы с практикой и повышения мотивации учащихся // Русское слово в мировой культуре. Материалы Х конгресса МАПРЯЛ. Направление IV. Методика преподавания русского языка: традиции и перспективы. - СПб., 2003. 3. Русский язык .11 класс. Проектная деятельность./Сост.Г.В.Цветкова.-Волгоград: ИТД «Крифей», 2008. IV. Обсуждение занятия самими участниками мастер-класса. V. Подведение итогов руководителем мастер-класса.


Яндекс.Метрика