Напоминание

"Формирование читательской грамотности в процессе кружковой работы и на уроках культуры речи и общения"

Автор: Токмалаева Надежда Геннадьевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №27"

Населённый пункт: г.Чебоксары Чувашской Республики

Наименование материала: статья

Тема: "Формирование читательской грамотности в процессе кружковой работы и на уроках культуры речи и общения"

Описание:

Чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещённого, культурного и социально ценного человека. В этой связи необходима не только урочная работа по формированию читательской грамотности, но и внеурочная, внеклассная. Я рассмотрю два вопроса в своей статье: формирование читательской грамотности в процессе кружковой работы и на уроках культуры речи и общения.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=936

Опубликовано 11.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


«Формирование читательской грамотности в процессе кружковой

работы и на уроках культуры речи и общения»
Токмалаева Н.Г., учитель русского языка и литературы Читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. В начале XXI века дети, действительно, читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идёт процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, гендерные предпочтения, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. Меняются также и источники получения печатной продукции, информации в целом и многое другое. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое, выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения. Они имеют больший объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют мысли, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещённого, культурного и социально ценного человека. В этой связи необходима не только урочная работа по формированию читательской грамотности, но и внеурочная, внеклассная. Я рассмотрю два вопроса в своем выступлении: формирование читательской грамотности в процессе кружковой работы и на уроках культуры речи и общения. Основной целью кружка «Пресс-центр» «Переменка» является создание сообщества детей и взрослых для выпуска газеты.
Газета небольшая по содержанию, название ее символично. Газета может быть прочитана за короткое время, во время переменки. Писать статьи мы только учимся, поэтому газета представляет собой интерпретацию уже написанных статей по той или иной теме, например о тех или иных праздниках, о событиях Великой Отечественной войны. Однако написание подобных статей формирует читательские умения в том числе. Ребятам в ходе написания подобных статей приходится найти и извлечь необходимую информацию, интегрировать и интерпретировать ее, осмыслить и оценить содержание и форму текста. Программа кружка «Пресс-центр» предполагает знакомство с такими жанрами как хроника, репортаж, путевые заметки, портретный очерк, фельетон, юмористический рассказ, зарисовка. Под умением читать понимается следующее:  Умение вычитывать информацию  Умение размышлять о прочитанном  Умение давать оценку прочитанному. Работа над развитием данных умений ведется также на уроках речи и общения в специальных (коррекционных) классах. Программа учебного предмета «Речь и культура общения» является составной частью русского языка в среднем звене, имеет целью сформировать у учащихся культуру речевого общения. Программа включает в себя три раздела: «Речь», «Текст», «Общение». Изучение каждого раздела содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Одним из видов речевой деятельности, помимо говорения, письма, аудирования является, конечно же, чтение. Основным признаком культурного чтения выступает способность к структурированию текста:
- графическая или текстовая организации структуры теста (включающая разные виды планов, конспектов, схем); - построение тезисного плана; - выделение структурных элементов текста: ключевых понятий, теоретических положений (идеи, законы, закономерности, проблемы), методов, выводов, иллюстративно-мотивирующих приемов. Внимательный, вдумчивый читатель способен не только выделять в тексте главную информацию, отвечать на вопросы учителя, но и сам формулировать вопросы. Ребята часто получают задание сформулировать вопросы к тексту. Ребята довольно часто получают задание сформулировать вопросы по тексту, составить план прочитанного текста, ответить на вопрос оп тексту, словесное рисование, стилистические эксперименты (заполнение пробелов в текстах подходящими по смыслу словами). Чтение - вот лучшее учение. «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться», - писал Э.Тоффлер. И учиться читать, прежде всего.
Список использованных источников:
1. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12.


Яндекс.Метрика