Напоминание

"Выявление одарённых детей и особенности работы с ними"

Автор: Яшкова Татьяна Александровна

Должность: учитель музыки

Учебное заведение: Школа №2

Населённый пункт: Вуктыл

Наименование материала: статья

Тема: "Выявление одарённых детей и особенности работы с ними"

Описание:

Приёмы и методы преподавания, переводящие учебно-познавательную деятельность на продуктивно творческий уровень, на активное развитие способных и одарённых детей.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=938

Опубликовано 11.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Выявление одарённых детей и особенности работы с ними

на уроках музыки.
Яшкова Татьяна Александровна Учитель музыки МОУСОШ№2 Им. Г.В. Кравченко г.Вуктыл Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одарённые дети: -имеют более высокие по сравнению с большинством остальных своих сверстников -интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления; -имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность; -испытывают радость от умственного труда; -для их характера свойственна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и не традиционность мышления, однако по целому ряду причин на определённом этапе могут быть проявлены не все признаки одарённости. В современной школе наиболее важное значение стало уделяться учащимся, проявляющим не только особый интерес к определённым наукам, но и добивающихся успехов на этом поприще. Появляются новые эффективные приёмы и методы преподавания, переводящие учебно- познавательную деятельность на продуктивно творческий уровень, на активное развитие способных и одарённых детей. Всех одарённых детей мы подразделяем на три категории: -дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в младшем школьном возрасте); -дети с признаками специальной умственной одарённости – одарённости в определённой области науки (такие обучающиеся чаще всего обнаруживаются в подростковом возрасте); -обучающиеся: не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких обучающихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте). Отсюда мы делаем стратегически важный вывод – выявление одарённых детей должно осуществляться на всех ступенях обучения. Достижение такой цели требует личностно-ориентированного подхода. Индивидуальными и личностными прежде всего являются эмоции и чувства учеников, а так как музыка это и есть эмоции и чувства моя задача помочь учащимся выразить свои чувства и эмоции в слове, в звуке и в движении.
. В школу дети приходят с разными музыкальными способностями, они выявляются с первого класса, с первых занятий в групповой и в индивидуальной работе с каждым ребёнком. Способности совершенствуются в процессе развития. А с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний необходимо вести специальную работу. Начинать можно с простых заданий, например, исполнить песню, где сразу обращается внимание на интонацию, умение держаться в тональности, память, качество певческого голоса, его диапазон. Игровые задания – игра в эхо, это повторение разных тональных простейших попевок. Во время проведения распевок или физкультминуток (в младшей школе) можно предложить любому ребенку придумать свое упражнение и предложить его исполнить всему классу. Здесь каждый ребенок может раскрыть свои способности, и музыкальные (исполняя мелодию после прослушивания а cappela), и театральные (изображая образы героев литературного источника сюиты), и художественные (изображая на листе бумаги с помощью красок свои, возникшие в воображении, образы героев и цветовые ощущения). Конечно проверка ритмического чувства. Обязательно движения под музыку, что позволяет видеть музыкальность, ощущение ритма, фраз, понимание эмоций заложенных в музыке. Если дети скованы, помогают задания на выразительное прочтение стихов, изображение сказочных персонажей, это тоже позволяет составить некоторые представления об эмоциональности обучающегося. Конечно, первые результаты выявления одарённых детей не окончательны, необходимо постоянно наблюдать за музыкальным развитием учащихся и вносить свои коррективы. Ведь способности совершенствуются в процессе развития. А с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний необходимо вести специальную работу. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, идёт непрерывный процесс поддержки и развития способностей у детей. И чем раньше происходит вовлечение детей в творческую деятельность, тем лучше. Это очень полезно для общего развития, и вполне отвечает потребностям и возможностям ребенка. Как правило, одарённым детям интересно всё. У них много идей и желаний. Моя задача поддержать и помочь самореализоваться, где важнейшей целью является создание условий, стимулирующих их развитие. Это создание ситуаций незавершённости, вопросы, использование различных видов мышления, обеспечение атмосферы понимания, стимулирования ответственности, акцентирование внимания родителей к интересам детей.
Уровень сотрудничества в учебной деятельности – вопрос спорный для педагогов, работающих с одарёнными школьниками. Такое сотрудничество должно характеризоваться созданием на уроке доверительных отношений, взаимной личной информированностью, признанием права обучающегося на ошибку, обсуждением с учащимися целей и задач совместной деятельности, использованием на уроке взаимного контроля обучающихся и применением отметок в качестве побудительного стимула к учению. В работе с одарёнными детьми нужно использовать следующие концептуальные положения – опережающее обучение через стимуляцию индивидуально – исследовательского интереса, стимуляцию группового творчества, приобщение к продуктивной творческой деятельности. Реализация самостоятельной деятельности учащихся возможна при использовании современных технологий группового обучения, метода проектов, где обучающиеся учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной учебной деятельности. Это и получение собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности в обучении. Всё это позволяет индивидуализировать учебный процесс, а обучающимся самостоятельно планировать, организовывать и контролировать свою деятельность, проявлять себя более творчески, расширять кругозор и развивать свои способности. Можно работать в разных направлениях проектной деятельности. Собирать материал по темам «Портрет композитора», «Путешествие в мир музыкальных инструментов», «Поэзия о музыке и музыкантах»… В ролевых проектах мы инсценируем песни. Вообще ролевые игры имеют большое значение для развития личности школьника. Применяются на себя различные роли, учащиеся сопереживают, начинают ориентироваться в отношениях между людьми, проявлять заложенные в них способности. Индивидуально и в группах идёт работа над информационно – исследовательскими проектами. Это изучение биографий композиторов, работа над темами: «Как создавалась опера», «Наши народные песни», «Всё о джазе»… Сценарные проекты, где обучающиеся сами участвуют в составлении сценариев и мероприятий. Творческие проекты дают возможность участвовать в музыкальных сказках и концертах. Информационные проекты помогают в выпуске музыкальных стенгазет. Формами музыкальной творческой деятельности является импровизация, творческие задания на сочинение мелодий, ритмических рисунков, создание простейших обработок народных песен. Широко используются: музыкальное сопровождение, игра на музыкальных инструментах, рисунки, анкеты, творческие оформления, творческие задания, музыкальные викторины, ребусы, тесты. Всё это стимулирует мышление и
воображение. Моя задача – поддержать в ребёнке первый импульс, помочь в процессе выполнения всего творческого задания, найти в каждой работе что- то положительное, интересное и закрепить анализом желание творить. Активно, особенно в старших классах, используются элементы дискуссии. Дискуссии способствуют формированию собственного взгляда каждого ученика на ту или иную историческую проблему, овладевают ораторскими способностями и искусством доказательной политики, что способствует развитию творческих способностей обучающихся, интереса к предмету, реализации индивидуальных возможностей. Сегодня компьютер делает визуальным музыкальное обучение. Мощный дидактический потенциал соединения звучания музыки с различными изобразительными иллюстрациями, звучанием и видео. С компьютером на уроках слушания музыки всё значительно нагляднее, ярче, увлекательнее. При наличии проектора с экраном мы можем показывать музыку, создавая иллюстративные презентации. Это повышает заинтересованность и увлечённость обучающихся. Но у презентации музыкальных знаний – свои специфические особенности, правила, которые стоит соблюдать достаточно последовательно и даже жёстко. А общеизвестно, что учиться самому легче, уча других. И здесь наш самый главный ресурс – одарённые дети. На уроках музыки работаешь с детьми, наделёнными разными вокальными способностями и возможностями, поэтому уделяется время развитию их вокальных способностей в индивидуальном порядке. Основное внимание на первом этапе уделяется выработке умения слушать и слышать друг друга и ориентироваться на звуковые эталоны. Работа с настроечными упражнениями, с упражнениями на выработку единого темброво- динамического звучания. Важное внимание уделяется совершенствованию навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, навыки следования дирижёрским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания. И здесь главным является не только устное объяснение и пение учителя, но и пение лучших учеников. Их пение часто является наиболее эффективным показом правильного звучания. Кроме индивидуальных, групповых и коллективных занятий обязательны и воспитательные мероприятия, вечера отдыха, календарные и тематические праздники, где есть совместная работа учителя, родителей и детей. Усилие учителей, родителей и учеников, творческая атмосфера в коллективе и истинная заинтересованность детей позволяет непроизвольно привлечь их к музыкальному исполнительству.
Результаты качественного обучения видны в творческих достижениях ребят и их участиях во всех мероприятиях, концертах и фестивалях. Используемые источники: М.С.Осеннева, Л.А.Безбородова «Методика музыкального воспитания школьников». Моква 2001г. Н.Добровольская. Методика музыкального воспитания, Музыка,1990г. Мастер класс «Как учить музык одарённых детей» составительЕ.В. Ключникова Журналы «музыка в школе»


Яндекс.Метрика