Напоминание

"Инновационные методы обучения 5-классников в соответствии с ФГОС"

Автор: Баскова Татьяна Николаевна

Должность: учитель технологии (обслуживающий труд и основы ведения домашнего хозяйства)

Учебное заведение: ГБОУ лицей №144

Населённый пункт: г.Санкт-Петербург

Наименование материала: Статья

Тема: "Инновационные методы обучения 5-классников в соответствии с ФГОС"

Описание:

В статье приведено описание апробированных автором трёх методик проведения уроков по ФГОС в 5 классах. Это урок-кейс, веб-квест и использование интерактивных тестов и кроссвордов. К сожалению, иллюстрации к кейсу, тест и кроссворд не удалось опубликовать. Поэтому автор попыталась подробнее рассказать о новых методах.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=963

Опубликовано 12.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ОБУЧЕНИИ 5-КЛАССНИКОВ (по

ФГОС)

1 метод – ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УРОКА ПО КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ

Структура урока (по ФГОС)

Мотивационно-целевой (смыслообразующий) этап урока
– создание учебной ситуации, в которой учащиеся должны продемонстрировать понимание учебной задачи осуществить целеполагание. Для этого учитель организует учащихся таким образом, чтобы они, используя имеющиеся у них компетенции, могли бы опробовать свои силы для решения новых задач.
Операционно-деятельностный этап урока
– учитель создаёт условия для решения учащимися учебной задачи, организует процесс коммуникации и познания. В ходе работы обнаруживает затруднения и создаёт условия для их преодоления, осуществляет помощь и поддержку.
Оценочный этап урока
– учитель развивает у учащихся способность к оцениванию собственной работы на основе понятных критериев и требований. Учащиеся на протяжении этапа должны продемонстрировать умения оценивать результаты своей учебно-познавательной деятельности.
Рефлексивный этап урока
– организация процедуры рефлексии.
Создание на уроке предпосылки
, в которой учащиеся смогут реализовать имеющиеся у них компетенции, будет выполнено с помощью 3 новых мотивирующих приёмов постановки проблемной ситуации: Создание «яркого пятна» - прикреплённый на доске «рождественский венок». Составление кластера «Новый Год, Рождество — подарки — изделия». Актуализации – краткая беседа с учащимися о том, что они уже знают и умеют, а также что хотели бы узнать и чему научиться.
Методика критического мышления
включает в себя 3 последовательных этапа:
1.

Вызов — приём «Яркое пятно». Создание проблемной ситуации.
(Рождественский венок, прикреплённый к доске на перемене, вызывает у обучаемых соответствующие воспоминания и наталкивает на осмысление темы урока). Этот этап или стадия позволит актуализировать и обобщить имеющиеся у обучаемых знания по данной проблеме. (На классной доске обучаемые создают «кластер» («гроздь») по теме урока. Внутри венка кто-то из них пишет слово «подарки». Затем обучаемые по очереди или педагог вписывают слова-названия подарков. Затем на экране появляются картинки подарков, подготовленные педагогом заранее. Как правило, большая часть слов и картинок совпадает.) Позволит вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, а также мотивировать обучаемых к учебной деятельности.
Поможет обучаемым сформулировать вопросы, на которые они хотели бы получить ответы. Поможет побудить обучаемых к активной работе на уроке и дома.
Осмысление.
 Обучаемые получают новую информацию, изложенную в «портфеле»
(«Лист

заданий»).
 Эту информацию необходимо осмыслить.  А затем соотнести с имеющимися знаниями.  В ходе работы на уроке найти ответы на вопросы, поставленные в первой части.
«Инструкция по работе с «портфелем»
• В вашем «портфеле» находятся необходимые для работы «материалы». Они подробно описаны: названы их размеры, качество и количество. В ходе изучения материалов, их компоновки и других действий вы должны придумать варианты изделий, которые можно получить при пошиве. • Необходимо при разработке изделия использовать
все предлагаемые материалы и

детали.
• Можно придавать деталям
нужную форму
, оставаясь
в рамках
заданных габаритных
размеров
. • Высказывайте свои предложения о том,
ЧТО можно
изготовить из данных материалов. •
Обсудите все предложения
и выберите лучший,
на ваш общий взгляд
, вариант. •
Выполните эскиз
выбранного изделия. При желании раскрасьте его. • Составьте
ТЕКСТ-ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
вашего будущего изделия. •
Выберите «докладчика»
- того, кто будет представлять ваше изделие на уроке.  Во время урока соблюдайте
«Правила дружной работы»:
• Высказывайте свои идеи
по очереди
, не перебивая друг друга. •
Внимательно слушайте
того, кто говорит. •
Если вы что-то не поняли, обязательно переспросите и постарайтесь понять.

2.

Осмысление.
 Целостное осмысление, обобщение полученной («добытой» путём взаимообщения) информации.  Присвоение нового знания, новой информации (усвоение новых знаний).  Формирование у каждого из обучаемых собственного отношения к изучаемому материалу. На этой стадии происходят анализ, творческая переработка и
интерпретация полученной информации, а также оценка этой информации. В данном виде урока присутствует элемент
соревнования:
3 команды девочек (по 4-5 человек). Обучаемые получают
Задание на дом.
Исходя из приобретенных знаний, они должны подобрать нужные материалы и фурнитуру для изготовления придуманного группой изделия.
Продолжительность кейса:
45 минут.
Полученные результаты и выработанные компетенции:
- умение быстро найти необходимую информацию по теме и вокруг неё; - умение креативно пользоваться добытой информацией в практических целях; - усвоение конкретных знаний, - умение конструировать «новые знания» на основе полученных знаний и их сегментов; - апгрейд интеллектуальных и коммуникационных способностей. Примечание: Идеальные уроки составляются таким образом, чтобы в каждом из них присутствовали знания, полностью соответствующие действующей школьной программе. Для этого в каждом кейсе делаются ссылки на нужные параграфы из школьных учебников, в которых приводится полный учебный материал.
3.

Рефлексия.
 Целостное осмысление, обобщение полученной («добытой» путём взаимообщения) информации.  Присвоение нового знания, новой информации (усвоение новых знаний).  Формирование у каждого из обучаемых собственного отношения к изучаемому материалу. На этой стадии происходят анализ, творческая переработка и интерпретация полученной информации, а также оценка этой информации.
ЛИСТ ОЦЕНКИ УРОКА –

«МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ УРОКА И МОЕГО ЛИЧНОГО УЧАСТИЯ В ХОДЕ УРОКА»
(заполняется каждым обучаемым на подготовленном листочке с вопросами) • Как бы ты назвала сегодняшний урок? ____________________________ • Что, по-твоему, было самым важным на уроке? _____________________ • Что мы хотели выяснить на уроке? _______________________________ • Какова, по-твоему, цель урока? __________________________________ • Что тебе удалось узнать? _______________________________________ • Что было самым трудным на уроке? ______________________________ • За что и кого именно ты хотела бы похвалить? _____________________
• Понравилось ли тебе работать на таком уроке и почему? ____________ • Как ты думаешь, чему мы посвятим следующий урок? ______________
«Дерево впечатлений»
На доске вывешивается плакат «Дерево впечатлений». Это дерево без листьев, но с ветвями (типа осеннего дерева). Каждый из обучаемых подходит к доске и «высказывает» своё впечатление об уроке (форме урока, своём участии в работе на уроке, о результативности урока для понимания вопросов темы и другие) путём приклеивания особого символа, соответствующего его впечатлению. В коробочках на тумбочке около доски находятся 3 вида символов: •
«румяные яблочки»
— мне очень понравилось работать на уроке; •
«зелёные листочки»
- мне не всё понравилось на уроке; •
«жёлтые листочки»
- мне не понравился этот урок. Для удобства работы каждый символ снабжён двусторонним скотчем. Сняв защитный слой, обучаемые приклеивают свой «ответ» на веточки дерева. Хочу отметить, что анализ ответов обучаемых в «Листе опроса» и у «Дерева впечатлений» даёт педагогу большой материал для самооценки своей работы и выбора средств и приёмов в дальнейшем учебном процессе.
2 метод – ПРОВЕДЕНИЕ УРОКОВ В ФОРМАТЕ

ВЕБ-КВЕСТА
• Веб-квест – одна из инновационных методик. Использование веб-квеста подразумевает привлечение обучаемых к самостоятельному добыванию знаний под руководством учителя. • Для решения этой задачи учитель предлагает обучаемым разделиться на группы по 4-5 человек. • Учитель разрабатывает задания примерно одинаковой сложности. Составляет Инструкцию к работе. Задания сопровождаются перечнем Интернет-ресурсов, где обучаемые могут найти необходимую информацию к занятию. • Задание разбирается на уроке. Времени на веб-квест даётся от 1 недели до месяца, в зависимости от сложности и содержания задания . • Веб-квест может заканчиваться созданием презентаций, докладов, мини- представлениями, а также составлением подробного отчёта с внесением в него списка дополнительных интеренет-ресурсов.
ВЕБ-КВЕСТ по технологии по теме «ПЕРЕДНИК».

ПЕДАГОГ:

Ребята, сейчас мне хотелось бы предложить вам игру. Называется она «веб-квест». Все вы должны будете разделиться на группы по 3-4 человека, выбрать лидера группы. Лидер подойдёт к доске и возьмёт любой конверт из лежащих на тумбочке. В каждом конверте есть ЗАДАНИЕ и ИНСТРУКЦИЯ по выполнению этого задания. Задания вы будете выполнять дома на протяжении трёх недель. К следующему занятию вы подготавливаете задание в текстовой форме. На уроке мы обсудим ваши вопросы по работе. Затем на протяжении ещё 2 недель вы готовите полный отчёт (это может быть презентация, доклад, панно, мини представление или что-то ещё на ваш выбор). Во всех конвертах есть ссылки на сайты, где вы сможете найти необходимый материал. Однако, я надеюсь, что вы найдёте ещё и другие сайты и составите дополнительный список их.
Учащиеся
делятся на группы, выбирают лидеров. Лидеры подходят за конвертами с заданиями. Конверты оформлены одинаково.
ПЕДАГОГ:
Откройте конверты, внимательно прочитайте задания и инструкцию. Если что-то не совсем понятно, поднимите руку и задайте вопросы. К следующему уроку каждая группа должна будет представить отчёт о проделанной работе. Вы видите, что веб-квест отличается от подготовки, скажем, презентации. Эта технология работы с интернет-источниками предполагает наличие 3 элементов: 1. Проблема, которая стоит перед всей группой. Её нужно решить. 2. Поиск информации ведётся всей группой и, в то же время, каждым членом группы отдельно в соответствии с его ролью. Другими словами, каждый член группы вно - сит свой вклад в решение обшей проблемы. Вы работаете и по отдельности, и вме - сте. Это придаёт работе некоторую организационную сложность. 3. Эта сложность решается путём обсуждения проблемы всей группой, переговорами и достижением согласия для выполнения задания. Как я уже сказала, наш веб-квест краткосрочный – он рассчитан на 1 неделю подготовки теоретического материала и ещё 2 недели – на оформление по выбранной форме. На следующем занятии каждая группа представляет своё решение задачи. При этом форма отчёта может быть различной, но целесообразной для вашего задания. Это могут быть презентации, доклады, плакаты. Если вы выберете мини представление, то «костюмы» могут быть выполнены из подручных материалов, возможно, в виде каких-то «головных уборов» с иллюстрациями к рассказу. Обратитесь к телевизионным передачам типа «Модный приговор», «Снимите это немедленно», «Скорая модная помощь» и другим подобным. На перечисленных сайтах выберите самое интересное, на ваш взгляд. Обсудите форму подачи материала, выберите самую выигрышную.
Учащиеся
изучают задания и инструкции. По мере необходимости задают вопросы.
ПРИМЕЧАНИЕ:

Педагог заранее просматривает сайты по интересующей теме и в инструкции указывает их адреса (не менее 2-3 сайтов). Учащиеся должны не только изучить эти сайты, но и постараться найти другие с дополнительной информацией. Все группы учащихся действуют по одинаковому плану:  Изучение истории вопроса (например, история появления передника).  Изучение и вычленение характерных особенностей использования тканей, волокон для их изготовления.  Изучение особенностей фасонов.  Изучение особенностей передников в разных социальных группах.  Представление изученного фактического материала в выбранной форме.  Составление дополнительного списка сайтов по данной проблеме.
3 метод - ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕСТЫ И КРОССВОРДЫ.
В программе Эксель создаётся кроссворд или тест. Можно создать кроссворд в другой программе – например, в программе «Горячая картошка». В этом случае сама программа помогает составителю разместить слова-ответы наиболее рационально. Затем уже составленный кроссворд перевести в программу «Эксель». Можно создавать кроссворды и в других, более привычных для Вас программах. Проверку обучаемых можно проводить по очереди или по мере необходимости. Если есть возможность, то очень хорошо провести работу в кабинете информатики. Или попросить учителя информатики отвести на его урок 10 минут на проверку знаний обучаемых по технологии.
Интерактивный тест
. Ребёнок садится за ПК и отвечает на вопросы. Если он ответил правильно, то в ячейке «ответ» появляется слово «ВЕРНО». 9 из 10 вопросов отвечены правильно – оценка «5». 2-3 вопроса отвечены неверно – оценка «4». 4-5 вопросов отвечены неверно – оценка «3», более 5 неверных ответов – оценка «2». В интерактивном тесте каждая ячейка таблицы Эксель соответствует определённому значению: «А» - порядковый номер вопроса, «В» - формулировку вопроса, «С» - варианты ответов на вопросы. Рядом с ячейкой появляется «кнопка», нажатие на которую приводит к появлению вопросов. «Е» - здесь появляются слова «верно» или «неверно» в зависимости от выбора ответа. В неактивном состоянии теста мы видим слово «неверно».
Интерактивный кроссворд
. Его можно показывать на экране. В случае правильного ответа, ячейка с появляющимися буквами окрашивается в выбранный педагогом цвет, например, в розовый. Если ответ неверный, то окрашивание не происходит. При решении кроссворда можно отвечать по очереди или по списку. Если количество вопросов в тесте обычно составляет 10 (так легче определить качество знаний – выше приведены критерии оценивания), то количество вопросов в кроссворде может быть любым, т.к. его можно решать всем классом/подгруппой. Здесь
можно ставить «+» каждому ответившему правильно, а затем подсчитывать общее количество «++» за урок или за несколько уроков у каждого ребёнка. Очень могут помочь педагогу при составлении кроссворда программы типа «Горячая картошка» или других аналогичных, т.к. они позволяют не задумываться о размещении слов в кроссворде – программа сделает это автоматически. Затем полученный кроссворд следует перевести в программу «Эксель». При правильном ответе ячейки с впечатываемыми буквами в кроссворде меняют цвет, например, становятся розовыми или сиреневыми… Если ответ неправильный – ячейка остаётся неокрашенной. Кроссворд можно иллюстрировать картинками или фото с ответами. Рисунки должны быть чёткими, не допускающими различного толкования. Но для усложнения можно вставлять не полное изображение, а его фрагмент. Но это на выбор педагога.


Яндекс.Метрика