Земскова Екатерина Андреевна,
учитель математики и информатики,
первая квалификационная категория,
ГБОУ Школа № 2117 г. Москва, РФ
Развитие универсальных учебных действий
на уроках математики в 5 классе.
Краткая аннотация
Статья посвящена развитию универсальных учебных действий в 5 классе на уроках
математики.
Содержание
1. Введение
2. Особенности УУД в 5 классе
3. Заключение
4. Список использованных источников литературы
5. Примеры заданий по математике в 5 классе, формирующие универсальные учеб
-
ные действия
Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, опреде-
ляющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной лично-
сти ученика. Главными задачами современной школы являются раскрытие способностей
каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к
жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Важнейшими качествами личности ста-
новятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные реше-
ния, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жиз-
ни.
Поэтому важнейшей задачей современной системы образования является формирова-
ние универсальных учебных действий , обеспечивающих школьникам умение учиться,
способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учить-
ся, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознатель-
ного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком термин «универ-
сальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия уча-
щегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и
умений, включая организацию этого процесса.
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники,
созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь
людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку
приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное
образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть динствен-
ным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы?
Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом
ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в реше-
нии которой школе сегодня замены нет!
В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначе-
ния школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к
новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования стано-
вится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектиро-
вать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Учащийся сам
должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы
универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учеб-
ные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные дей-
ствия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование обще-
учебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь
кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накор-
мить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе –
научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останет-
ся голодным.
В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечи-
вает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в си-
стеме образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, пси-
хологических и физиологических особенностей обучающихся.
Особенности УУД в 5 классе
Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы: она
обеспечивает изучение других дисциплин. Развитие логического мышления учащихся при
обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла Совокуп-
ность методик и технологий (в том числе и проектной) позволяют заниматься всесторонним
формированием личности учащихся средствами предмета «Математика».
Что же дают УУД (универсальные учебные действия)?
Функции универсальных учебных действий включают:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность уче-
ния, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их до-
стижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе
готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поли-
культурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетент-
ностей в любой предметной области.
Универсальные учебные действия у обучающихся на уроках математики формируются пу-
тем вовлечения детей в активный процесс изучения математики.
Сами по себе УУД делятся на:
Личностные УУД – система ценностных ориентаций школьника («Я и природа», «Я и
другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я»).
Регулятивные УУД способность строить учебно – познавательную деятельность, учи-
тывая все ее компоненты.
Познавательные УУД – самостоятельный поиск, исследование и обработка, система-
тизация, обобщение и использование информации.
Коммуникативные УУД – осуществление коммуникативной деятельности
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность
самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе
формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные
учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию уча-
щихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Примеры заданий по математике, формирующие универсальные учебные действия
УУД/виды знаний формирующие УУД Примеры заданий
Личностные
(творческие задания, имеющие практи-
ческое применение)
№ 999. Придумайте пять дробей, у которых числи-
тель на 3 меньше знаменателя. Запишите пять
дробей, у которых числитель в три раза больше
знаменателя [1, с.154].
№ 886. Разделите тремя способами квадрат со
стороной 4 см на 4 доли. Начертите четверть квад-
рата, половину квадрата [1, с. 140].
Регулятивные
№ 1728. Сколькими способами 4 пассажира могут
(преднамеренные «ошибки»; поиск ин-
формации в предложенных источниках;
самоконтроль и взаимоконтроль; взаим-
ный диктант; диспут)
разместиться в четырёхместном купе поезда? [1, с.
262].
№ 432. На вершину холма ведут пять тропинок.
Сколько существует способов подняться на холм и
спуститься с него, если подниматься и спускаться
по разным тропинкам? [1, с. 70].
№ 597. Саша любит решать трудные задачи. Он
рассказал, что за 4 дня смог решить 23 задачи. В
каждый следующий день он решал больше задач,
чем в предыдущий, а в четвертый день решил
вчетверо больше, чем в первый. Сколько задач ре-
шил Саша в каждый из этих четырёх дней? [1, с.
90].
(Составление алгоритма, выстраивание последо-
вательности необходимых операций)
Познавательные
(«найди отличия»; «поиск лишнего»;
«лабиринты»; хитроумные решения; со-
ставление схем-опор; работа с разного
вида таблицами, графиками; составле-
ние и распознавание диаграмм; работа
со словарями)
№1322. Во сколько раз лестница на девятый этаж
длиннее лестницы на третий этаж этого дома? [1,
с. 206].
№ 636. При вычитании каких натуральных чисел
получится 12? Сколько пар таких чисел? Ответьте
на же вопросы для умножения и для деления [1, с.
96].
(Поиск и выделение необходимой информации,
анализ с целью выделения общих признаков, син-
тез, как составление целого из частей)
Коммуникативные
(составить задание партнеру; оценка
работы товарища; групповая работа по
выполнению заданий; «подготовь
рассказ…», опиши устно…», «объ-
ясни…»; парный опрос;)
№ 528. Поговорите со своими родителями, бабуш-
ками и дедушками, со знакомыми взрослыми и по-
старайтесь узнать, нужна ли им в работе, в жизни
математика, можно ли стать хорошим специали-
стом, не зная математики [1, с. 81].
(Сотрудничество в поиске и сборе информации,
умение точно и грамотно выражать свои мысли).
№913. Приведите примеры предметов, имеющих
форму окружности, круга, дуги окружности, полу-
круга [1, с. 143].
Заключение
Основными целями изучения школьного курса математики являются развитие логического
и критического мышления, культуры речи, формирование умения искать и находить необхо-
димую информацию, умение анализировать, классифицировать и применять ее в реаль-
ных ситуациях.
Математические знания и умения необходимы современному школьнику для продолжения
обучения в других образовательных учреждениях, для изучения различных смежных с ма-
тематикой дисциплин. Задача учителя состоит, прежде всего, в том, что бы научить ребён-
ка применять полученные знания в повседневной жизни и создать прочный фундамент для
дальнейшего математического развития.
Список литературы
Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/Н.Я.
Виленкин, В.И. Жохов, А.Ч. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 31-е изд., стер. – М.: Мнемозина,
2013. – 280 с.: ил.