Напоминание

"Развитие универсальных учебных действий на уроках математики в 5 классе"

Автор: Земскова Екатерина Андреевна

Должность: учитель

Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2117

Населённый пункт: Москва

Наименование материала: статья

Тема: "Развитие универсальных учебных действий на уроках математики в 5 классе"

Описание:

Статья посвящена развитию универсальных учебных действий в 5 классе на уроках математики.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=967

Опубликовано 12.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Земскова Екатерина Андреевна, учитель математики и информатики, первая квалификационная категория, ГБОУ Школа № 2117 г. Москва, РФ
Развитие универсальных учебных действий

на уроках математики в 5 классе.

Краткая аннотация
Статья посвящена развитию универсальных учебных действий в 5 классе на уроках математики.
Содержание
1. Введение 2. Особенности УУД в 5 классе 3. Заключение 4. Список использованных источников литературы 5. Примеры заданий по математике в 5 классе, формирующие универсальные учеб - ные действия
Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, опреде- ляющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной лично- сти ученика. Главными задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Важнейшими качествами личности ста- новятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные реше- ния, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жиз- ни. Поэтому важнейшей задачей современной системы образования является формирова- ние
универсальных учебных действий
, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учить- ся, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознатель- ного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком термин «универ- сальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия уча- щегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть динствен- ным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в реше- нии которой школе сегодня замены нет! В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначе- ния школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования стано- вится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектиро- вать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учеб-
ные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные дей- ствия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование обще- учебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накор- мить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останет- ся голодным. В основе концепции УУД лежит
системно-деятельностный
подход, который обеспечи- вает:  формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;  проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в си- стеме образования;  активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;  построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, пси- хологических и физиологических особенностей обучающихся.
Особенности УУД в 5 классе
Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла Совокуп- ность методик и технологий (в том числе и проектной) позволяют заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика». Что же дают УУД (универсальные учебные действия)? Функции универсальных учебных действий включают: - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность уче- ния, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их до- стижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поли- культурностью общества и высокой профессиональной мобильностью; - обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетент- ностей в любой предметной области.
Универсальные учебные действия у обучающихся на уроках математики формируются пу- тем вовлечения детей в активный процесс изучения математики. Сами по себе УУД делятся на:  Личностные УУД – система ценностных ориентаций школьника («Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я»).  Регулятивные УУД способность строить учебно – познавательную деятельность, учи- тывая все ее компоненты.  Познавательные УУД – самостоятельный поиск, исследование и обработка, система- тизация, обобщение и использование информации.  Коммуникативные УУД – осуществление коммуникативной деятельности Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию уча- щихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Примеры заданий по математике, формирующие универсальные учебные действия

УУД/виды знаний формирующие УУД Примеры заданий

Личностные
(творческие задания, имеющие практи- ческое применение) № 999. Придумайте пять дробей, у которых числи- тель на 3 меньше знаменателя. Запишите пять дробей, у которых числитель в три раза больше знаменателя [1, с.154].

886. Разделите тремя способами квадрат со стороной 4 см на 4 доли. Начертите четверть квад- рата, половину квадрата [1, с. 140].
Регулятивные
№ 1728. Сколькими способами 4 пассажира могут
(преднамеренные «ошибки»; поиск ин- формации в предложенных источниках; самоконтроль и взаимоконтроль; взаим- ный диктант; диспут) разместиться в четырёхместном купе поезда? [1, с. 262]. № 432. На вершину холма ведут пять тропинок. Сколько существует способов подняться на холм и спуститься с него, если подниматься и спускаться по разным тропинкам? [1, с. 70]. № 597. Саша любит решать трудные задачи. Он рассказал, что за 4 дня смог решить 23 задачи. В каждый следующий день он решал больше задач, чем в предыдущий, а в четвертый день решил вчетверо больше, чем в первый. Сколько задач ре- шил Саша в каждый из этих четырёх дней? [1, с. 90]. (Составление алгоритма, выстраивание последо- вательности необходимых операций)
Познавательные
(«найди отличия»; «поиск лишнего»; «лабиринты»; хитроумные решения; со- ставление схем-опор; работа с разного вида таблицами, графиками; составле- ние и распознавание диаграмм; работа со словарями) №1322. Во сколько раз лестница на девятый этаж длиннее лестницы на третий этаж этого дома? [1, с. 206]. № 636. При вычитании каких натуральных чисел получится 12? Сколько пар таких чисел? Ответьте на же вопросы для умножения и для деления [1, с. 96]. (Поиск и выделение необходимой информации, анализ с целью выделения общих признаков, син- тез, как составление целого из частей) Коммуникативные (составить задание партнеру; оценка работы товарища; групповая работа по выполнению заданий; «подготовь рассказ…», опиши устно…», «объ- ясни…»; парный опрос;) № 528. Поговорите со своими родителями, бабуш- ками и дедушками, со знакомыми взрослыми и по- старайтесь узнать, нужна ли им в работе, в жизни математика, можно ли стать хорошим специали- стом, не зная математики [1, с. 81]. (Сотрудничество в поиске и сборе информации, умение точно и грамотно выражать свои мысли). №913. Приведите примеры предметов, имеющих форму окружности, круга, дуги окружности, полу- круга [1, с. 143].

Заключение
Основными целями изучения школьного курса математики являются развитие логического и критического мышления, культуры речи, формирование умения искать и находить необхо- димую информацию, умение анализировать, классифицировать и применять ее в реаль- ных ситуациях. Математические знания и умения необходимы современному школьнику для продолжения обучения в других образовательных учреждениях, для изучения различных смежных с ма- тематикой дисциплин. Задача учителя состоит, прежде всего, в том, что бы научить ребён- ка применять полученные знания в повседневной жизни и создать прочный фундамент для дальнейшего математического развития.

Список литературы
Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.Ч. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 31-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013. – 280 с.: ил.



Яндекс.Метрика