"Формы и методы привлечения родителей к учебной и внеучебной деятельности"
Автор: Гаврилова Ольга Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Арбатская СОШ
Населённый пункт: село Арбаты
Наименование материала: статья
Тема: "Формы и методы привлечения родителей к учебной и внеучебной деятельности"
Описание:
Для того чтобы обеспечить успешность воспитания детей, необходимо организовать сотрудничество педагогов, детей, родителей.
Прежде всего, нужно выявить возможности участия родителей в организации учебной и внеучебной работы (беседы, анкетирование, создание нестандартных ситуаций, коллективное обсуждение и т.д.) и изучить мнение родителей об организации учебной и внеучебной деятельности школы.
Формы и методы привлечения родителей к учебной и внеучебной деятельности
Организация воспитательной работы в сельской школе имеет гораздо большее значение, чем в городской, так как её
ученики ограничены в возможности выбирать объединение по интересам, посещать различные кружки и секции. И
потому привлечение родителей в школьную жизнь имеет большое значение.
В сельских условиях отношения педагогов с семьями являются более естественными, отличаются большей
интенсивностью, значительной информированностью друг о друге, что положительно влияет на организацию
совместной работы, хотя и создаёт некоторые проблемы. Условия села таковы, что школа часто является единственным
местом, где могут собираться взрослые и дети на праздники, провести свободное время, пообщаться.
Для того чтобы обеспечить успешность воспитания детей, необходимо организовать сотрудничество педагогов,
детей, родителей.
Прежде всего, нужно выявить возможности участия родителей в организации учебной и внеучебной работы (беседы,
анкетирование, создание нестандартных ситуаций, коллективное обсуждение и т.д.) и изучить мнение родителей об
организации учебной и внеучебной деятельности школы.
В формировании у детей уважительного и заботливого отношения к родителям играют поздравления с
праздниками, днем рождения, написание сочинений, знакомство с профессиями родителей, творческие встречи с
родителями, рассказывающие об их достижениях, увлечениях.
Сотрудничество педагогов, учащихся, родителей реализуется в различных формах совместной деятельности. Эти
формы могут охватывать в сельской школе всех членов коллектива. Ряд видов и соответственно форм деятельности
ориентирован на интересы отдельных групп детей и родителей. Распространены семейные формы работы.
1.Дни открытых уроков, проводимых в нетрадиционной форме, которые раскрывают способности детей, завершаются
обсуждением и анализом учебной деятельности учащихся;
2.Познавательные конкурсы между родителями и детьми (либо семейными командами);
3.Совместные классные собрания по итогам учебной работы, анализу учебной деятельности учащихся, тематические
собрания-дискуссии по проблемам учебы, например: «Что значит хорошо учиться?», «Как сделать учебу интересной?»,
«Зачем мы учимся?» и т.п.;
4.Деловые игры в старших классах по формированию способности ориентироваться в реальном мире;
5.Участие родителей и детей в обсуждении дополнительных тем, предметов для изучения.
6.Организация встреч со специалистами в зависимости от профессиональных интересов учащихся;
7.Организация родителями экскурсий на предприятия; проведение классных собраний-дискуссий по профориентации:
«Как выбирать профессию?», «Что значит быть успешным в жизни?», «Как стать конкурентоспособным на рынке
труда?» и др.;
8.Обсуждение с детьми нравственных проблем, возникающих в повседневной жизни;
9.Подготовка концертов, спектаклей;
10.Проведение дискуссий, классных собраний по проблемам нравственности, например: «О доброте и милосердии»,
«Современный человек – какой он?», «О дружбе и друзьях» и др.;
11.Проведение акций по оказанию помощи престарелым;
Мой стаж в должности классного руководителя составляет шесть лет. В 2006 году мне дали класс в котором
одни мальчики. Класс в плане поведения был очень непрост. Я понимала, что индивидуальный подход к каждому
ребенку- залог успеха, а в лице родителей мне необходимо иметь союзников. Только контакт родителей, ребенка и
учителя дает положительный результат в его обучении и воспитании.
На первом собрании в сентябре вместе с родителями вырабатываем план совместной работы,
учитывается
мнение всех участников, так начинается вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. Родители выбирают, в
каких мероприятиях они хотели бы принять участие. Организуемый внеурочный процесс содержит большое количество
ролевых игр и положений, ставящих ребенка в ситуацию "свободной несвободы" и предполагает необходимость
выполнения ими "взрослых дел".
Это позволило формированию мировоззрения учащихся, нравственной и эстетической культуры, развивают
интеллектуальную сферу, повлияли на формирование взглядов, вкусов, привычек, во многом определило их отношение
к жизни.
• празднование 1 сентября, Дня матери, осеннего бала, дня именинника, Нового года, 23 февраля, 8 марта, дня
влюбленных и других;
• однодневные осенние и зимние походы, план и последующая рефлексия которых продумывается и проводится с
детьми и родителями;
• подготовка и празднование дня рождения класса (творческие мастерские, выставки, концерты);
• самостоятельное изготовление праздничных стенгазет;
Первое совместное мероприятие с родителями «День матери» показал, что родители тоже могут успешно
участвовать в работе жюри, быть участниками игровых программ. А в детях раскрыло творческие способности, их
индивидуальность, фантазию и изобретательность. В сценарии были представлены стихи, песни и интересные
спортивные эстафеты - всё это позволило удержать внимание зрителей, а участие взрослых и детей в конкурсах дало
возможность прожить несколько часов совместного общения. Мальчики своими руками приготовили замечательные
сувениры своим мамам. А также ребята смогли проявить себя в театральном искусстве, выделилась инициативная
группа учащихся, читающих стихи, поющих песни, умеющих рисовать, которая вошла в редколлегию. Практически все
дети с удовольствием участвовали в подготовке концертной программы. Эта деятельность дала свои результаты: дети
стали сплоченнее, меньше стало ссор, столкновений. Развиваются такие человеческие качества, как наблюдательность,
любознательность, трудолюбие.
Почувствовав заинтересованность к себе в лице классного руководителя, родители с удовольствием
откликаются на любое дело, готовы к сотрудничеству и партнерству в воспитательной работе. У родителей формируется
уважительное отношение к учителю, которому не безразличен внутренний мир ребёнка. При общении с семьями
учащихся стараюсь соблюдать определённые правила, а именно:
к родителям каждого ребёнка проявлять искреннее уважение;
общение с родителями ученика должно идти ему во благо;
тактично и объективно изучать семьи учащихся;
изучение семей предполагает дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
Классные часы в моей работе являются основным компонентом системы
воспитательной работы. Проводим их
совместно с родителями. Иногда мнение, высказанное родителями класса, которые общаются с ребятами не каждый
день, является более действенным, чем мнение классного руководителя.
Привлекая родителей к участию в воспитательной работе класса, я обращаю серьёзное внимание на поощрение
самых активных родителей в жизни класса. Формы поощрения самые разнообразные - грамоты, дипломы,
благодарственные письма, медали и шутливые ордена, , сувениры, изготовленные самими учащимися.
Я пришли к выводу, что
именно такая работа с родителями
делает упор на развитие личности ребёнка, на
формирование у него умения и желания изменить самого себя. Ребенок начинает творить. А
творчество – это создание
нового и прекрасного. Оно побуждает потребность в знаниях, работу мысли, вводит ребёнка в атмосферу вечного
поиска.
И поэтому совершенно ясно, что без участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса
невозможно достичь высоких результатов. И только целенаправленная работа педагогов будет способствовать тому, что
родители станут интересоваться делами школы, предложат свою помощь в решении финансовых проблем, в ремонте и
оснащении школы. С удовольствием станут участвовать в школьных праздниках, в экскурсиях и походах. Вся эта работа
будет способствовать улучшению микроклимата в школе, развитию культуры общения взрослых и детей, решению
многих школьных повседневных проблем. Несомненно, работу с родителями стоит продолжить и совершенствовать