Доклад на тему: «Нравственное воспитание учащихся школы VIII вида»
В наше время перед любым педагогом, классным руководителем,
воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания,
причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества.
Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня к самым острым
и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане.
Нравственный беспредел, с которым встретилось наше общество в
результате так называемых «реформ», оказывают негативное воздействие
прежде всего на детей, подростков и молодёжь, не обладающих
определенной культурой. В обоснование этого факта можно привести
постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также
готовность многих людей действовать в достижении материального
благополучия на грани закона и беззакония. Да и то, что вполне законно,
далеко не всегда вдохновляет. Падение нравственности означает, по
существу, смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных
обстоятельств, – в том числе и экономической неустроенности.
Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и
важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном
воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон,
что при недостатках другого характера (например, телесного или этического)
большего вреда обществу нанести невозможно. Педагогической наукой,
практикой школы накоплен значительный опыт по нравственному
воспитанию. В педагогической литературе исследуемая нами проблематика
нашла отражение в фундаментальных исследованиях Б.Т. Лихачёва, Н.К.
Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Свадковского, В.А. Сухомлинского, в которых
выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания,
указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм,
методов нравственного воспитания. Важнейшие приемы и методы, владеть
которыми необходимо для осуществления нравственного воспитания,
требуют нового осмысления. В педагогической теории в должной мере не
изучена технология реализации нравственного воспитания учащихся в работе
классного руководителя и вполне по конкретным причинам. Важнейшая из
них – недостаточная научная разработанность многих вопросов
нравственного воспитания. Например, его содержание в большинстве
педагогических работах раскрывается главным образом лишь с точки зрения
социально-этических требований к поведению и формированию личности.
Что касается возрастного аспекта содержания нравственного воспитания, то о
нем во многих научно-методических работах говориться лишь в общем
плане. Нет должной глубины в раскрытии процессуальной стороны
нравственного воспитания и его движущих сил. Наконец, в педагогической
литературе до сих пор не определился достаточно четкий подход к
раскрытию методических основ нравственного воспитания как целостного
процесса, в котором все стороны морального облика личности школьника
развиваются и формируются комплексно, в органической взаимосвязи.
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному.
Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке
говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного
достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели:
нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного,
благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».
Я.А. Коменский цитировал: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых
нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех
наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить,
делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда,
когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в
моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек
нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в
нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство
нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах,
- важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и
нравственным развитием личности. Нравственное воспитание эффективно
осуществляется только как целостный процесс педагогической,
соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей
жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их
возрастных и индивидуальных особенностей.
Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. В
процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет
формирование её нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами
социальной системы и находясь во множестве общественных и личных
связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в
той или иной мере согласовать свою деятельность с другими членами
сообщества, подчиняться определенным норма, правилам и требованиям.
Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных
средств, функций которых является регуляция поведения человека во всех
сферах его жизни и деятельности. Такую регулирующую функцию, в
частности, выполняют правовые нормы и различные постановления
государственных органов, производственно- административные правила на
предприятиях и в учреждениях, уставы и инструкции, указания и приказы
служебных лиц и, наконец, нравственность.
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи
разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма
воспитания в педагогической литературе определяют так – это способ
организации воспитательного процесса. Формы организации
воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения,
которые складываются между воспитателями и воспитанниками.
Процесс нравственного воспитания двухсторонний: с одной стороны,
организационное и целенаправленное воздействие воспитателей, с другой –
организованная и целенаправленная деятельность воспитанников.
Осуществлению процесса нравственного воспитания способствуют методы
убеждения и методы упражнения. Убеждение – это воздействие на сознание,
чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных
качеств и преодоления отрицательных.
Воспитатели разъясняют школьникам нормы и правила поведения.
Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением,
беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика,
конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего
педагогов, родителей, общение с ними. В целях убеждения используются
книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи. Всё это содействует
нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали,
формирует нравственные понятия и убеждения. Упражнение – это
планомерно организованное выполнение различных действий, практических
дел с целью формирования и развития личности. Функции упражнения не
ограничиваются лишь приучением к правильному поведению. В процессе
упражнения развивается сознание, формируются взгляды и убеждения,
обогащаются чувства.
В процессе нравственного воспитания применяются и такие методы, как
поощрение и наказание. Их обычно используют для одобрения
положительных поступков и действий учащихся и для осуждения
отрицательных.
Целью нравственного воспитания является формирование целостной,
совершенной личности в ее гуманистическом аспекте. Последнее
предполагает:
1. Выработку понимания жизненной важности морали;
2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);
3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;
4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу,
искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных
требований;
Средствами нравственного воспитания являются:
5. Милосердие и любовь к людям.
1.Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое
средство воздействия на личность.
2.Моральное принуждение как форма морального осуждения.
Моральное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве,
во-первых, с основной (профессиональной) деятельностью, во-вторых, с
воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые
формы общения и деятельности: художественно- эстетическая, политическая,
правовая и т.д.
Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных
качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда,
различные виды деятельности, ведущие типы общения, половозрелые
различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в
формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка,
сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование
личности.
Список используемой литературы.
Каджаспирова Г.М. Педагогика – М.:Гардарики, 2007.
Подласный И.П. Педагогика – М.: Владос, 2005.
Скалеренко А.Б. Общая педагогика – М.: Юнити-Дана, 2006.
Харламов И.Ф. Педагогика – М.: Гардарики, 2000.
Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций – М.: Прометей; Юрайт, 1998.
Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в
школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2000.
Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное
образование. 1998, № 9-10.
Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. //
Классный руководитель. 2001. № 6