"Нравственное воспитание учащихся в семье и в школе"
Автор: Сивопляс Галина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ РО специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида п.Матвеева Кургана
Населённый пункт: п.Матвеев Курган, Ростовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Нравственное воспитание учащихся в семье и в школе"
Описание:
Общешкольное родительское собрание Цель:
1. Показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка;
2. Рассмотреть проблемы нравственного воспитания детей в семье.
«Нравственное воспитание учащихся в семье и в школе»
Цель:
1. Показать, что семейные традиции, моральные принципы,
педагогическое мастерство роди -
телей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка;
2. Рассмотреть проблемы нравственного воспитания детей в семье.
Задачи:
1. Выявить уровень нравственного воспитания детей в семье.
2. Определить семейные условия, микроклимат и способы, необходимые для формирования
нравственно развитой личности в семье.
Эпиграф: «Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чув-
ство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке»
( В.А. Сухомлинский).
План:
Сотрудничество семьи и школы.
Роль семьи в формировании нравственных качеств ребёнка.
Воспитательный потенциал семьи.
Методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье.
Принципы взаимодействия взрослых и детей.
Материал для обсуждения.
Вопрос о нравственном воспитании – один из наиболее важных вопросов в педагогике. Ещё большее
внимание уделено ему в педагогике народной, в пословицах и поговорках, например:
Не всякому строгое взыскание идёт на пользу.
От наказания хороший улучшается, а плохой ухудшается (итальянская).
Но потакать капризам и проступкам детей нельзя.
Кто детям потакает, тот сам плачет (украинская).
Дай ребёнку волю – сам пойдёшь в неволю (литовская).
Всё же с наказанием нельзя спешить, следует сперва вникнуть в причину проступка.
Сперва вытащи ребёнка из речки, а потом уж карай (так говорят в некоторых странах африканского
контингента).
В современных условиях ситуация складывается так, что семья и школа являются главными
ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.
Сегодняшние дети, к сожалению или к счастью, в силу объек
тивных и субъективных причин
взрослеют гораздо раньше. Шко ла сталкивается с тем фактом, что проблемы, связанные с взрос
-
лением учащихся, касаются не только старшего школьного возра
ста, но и младших подростков.
Сегодня многие учителя говорят о том, что трудно работать не в 10—11 классах, а в 5—6 классах,
так именно переход во взрослость зачастую сопровождается измене
нием в глазах ребенка ценно -
сти собственной семьи. Это очень важная проблема, которая сказывается не только на учении ре
-
бенка, но и на всем образе его жизни, его поступках и поведении.
Какую роль в этот период в жизни подростка должна играть семья и школа? Как они могут по -
мочь пережить этапы взросления своего ребенка с минималь ными потерями для него и для роди -
телей?
В первую очередь, это всемерная эмоциональная поддержка ребенка. Какие бы метания не
терзали ребенка, какими бы нелепыми эти метания не были с точки зрения взрослого, ро
дители
должны сопереживать, понимать, принимать и поддерживать свое дитя уже только потому, что они
его родители.
Многие родители совершают ошибку в том, что обвиняют свое
го ребенка в наступившем
взрослении. «Раз ты такой взрослый, значит, и разговаривать я буду с тобой по-взрослому», — го -
ворят они. Попытка руководить ребенком, стремление родителей «раз и навсегда» поставить все
на свои места зачастую приводит к краху детско-родительских отношений.
Первым и главным чувством родителей по отношению к своему ребенку должна быть глубокая
вера в него и доверие, искреннее и настоящее, которое формируется в раннем детстве, а ростки его
дают свои всходы в подростковом возрасте.
Современная школа всегда выступает союзником родителей в воспитании будущего поколе
-
1
ния. К большому сожалению, многие взрослые, педагоги и родите ли, забывают о том, что от пер -
вых проб и ошибок не застрахован ни один подросток — слишком велик соблазн неизведанного,
слишком просты способы достижения многих соблазнов, слиш ком трудно противопоставить себя
своим сверстникам. Общая цель семьи и школы — воспитать меры устойчивости к неоправдан
-
ным пробам. В связи с этим одной из стратегических линий развития и успешного функциониро
-
вания школы является серьезное и целе направленное просвещение семьи по вопросам взросления
ребенка. Задача школы — сделать семью помощником и другом, как для самого ребенка, так и для
школы.
Проблема целенаправленного, логично выстроенного воспи тания учащихся, стоит перед шко -
лой также остро, как и перед ро дителями учеников. Однако пути решения этой проблемы в шко ле
существенно отличаются от решения данной проблемы в семье. Задача школы — заложить в ре
-
бенке понимание того, что школа — это определенная социальная ступень, которую совершенно
не нужно отождествлять с отчим домом. Воспитание детей в школе не должно подменять роди
-
тельское воспитание. Оно должно про должать его, а это возможно лишь в том случае, если семья
доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взросле
-
нии ребенка.
Одна из важнейших особенностей школьного возраста — развитие нравственного сознания:
нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми ре
-
бенок в школе начинает руководствоваться. В зависимости от того, какой нравственный опыт при -
обретает, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность.
В подростковом возрасте родители приходят в школу к учите лям и говорят о том, что ребенок,
с которым еще совсем недавно были теплые и откровенные отношения, совершенно изменил свое
отношение к семье.
В первую очередь родители обвиняют самого ребенка, не понимая того, что он «сменил очки»:
то, что раньше ему казалось смешным, понятным, повернулось совершенно иной стороной. Роди -
тельская любовь становится незначимой, «незаметной», по вседневной, из общения между члена -
ми семьи исчезают доверие и искренность. Данная сложившаяся ситуация свидетельствует о том,
что не подозревая того сами, отец и мать «проглядели» ду
шевное становление своего ребенка.
Поэтому, чтобы этого не произошло, никогда нельзя терять из поля зрения психическое состоя
-
ние своего дитя. Почувствовали какие-либо «нелады» у ребенка – вмешайтесь, т. к. без помощи
взрослых ребенку, не имеющему жизненного опыта, очень трудно найти ответы на вопросы «отче -
го?» и «почему?». Вмешательство взрослых как со стороны семьи, так и со стороны школы, не
должно быть вероломным, оно должно быть осторожным, чтобы не навредить. Не навредить –
один из главных принципов в формировании и воспитании личности ребенка.
Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной.
Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл. Конец 2 тысячелетия
ознаменован экологическими катастрофами, влекущими за собой нарушение экологического
равновесия в физическом и нравственном здоровье людей. Ужасными проявлениями социаль -
ных и экономических катаклизмов являются возросшая детская преступность, цветущая
пышным цветом и, как амброзия, трудноискоренимая наркомания. Следствием (или причи
-
ной?) этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориен
-
тиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.
Семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства.
Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия
можно расположить в такой последовательности: семья – ребёнок - общество. Ребёнок вырос,
стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети… Из этого
можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут
наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские
годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи
обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по
длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может
сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в шко -
лу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора
воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме
2
самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к
ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой
социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей,
сколько может сделать семья.
Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья –
это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую
роль.
В. А. Сухомлинский отмечает, что воспитание – это постепенное обогащение ребёнка
знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу,
подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоя
-
ми.
Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование
таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудо
-
любие, благородство и умение управлять собой.
Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Всё важно. Гармония
нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его сла -
гаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности
– самые благородные и человечные – не даются от природы, их необходимо воспитывать, без
них невозможна высокая духовность, доброта.
Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Та
-
кой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.
Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрос
-
лых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмеш
-
кам, цинизму.
Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понима
-
ет, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Добро -
желательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении –
хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и,
наоборот, крик, грубые интонации – такая семейная атмосфера приведет к противопо
-
ложным результатам. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни
взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с де -
лом.
Одно из центральных понятий нравственного мира человека – совесть. «Совесть – это
способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок.
Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах,
принципах, сущность человека и т. п.
Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда.
Первейшая задача родителей – воспитать в своих детях глубокое, надёжное понимание со
-
вести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного мира.
Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чув -
ствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это
сострадание, сочув-
ствие, сопереживание, бескорыстие…
Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая задача
родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?
1) Родители должны осознавать важность этой задачи.
2) Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование про
-
должается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего ребёнка
не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа са
-
мих себя, с анализа особенностей собственной личности.
3) Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.
Внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значе -
ние (воспитательный потенциал семьи):
По определению социологов, воспитательный потенциал семьи определяется рядом факто -
ров:
её материальной и жилищно-бытовой обеспеченностью, культурно-образовательным
3
уровнем родителей, существующим в ней морально- психологическим климатом, авторитетом
отца и матери у детей и доверием детей к родителям, единством требований в семье.
В связи с этим педагогические огрехи родителей могут быть вызваны
следующими причинами:
1) неполная семья ;
2) конфликтная атмосфера в семье;
3) наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитание ребёнка.
Например: «Мой святой долг – одеть, обуть, накормить, а остальное – дело школы»;
4) при полном внешнем благополучии семьи – авторитарные методы воспитания;
5) излишняя порочная родительская любовь и т. п.
Задачи педагога:
а) выяснить, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму
отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка;
б) убедить родителей в ошибочности и несостоятельности их точки зрения и указать методы
и пути нравственного воспитания ребёнка в семье.
Следует отметить следующие методы и условия нравственного воспитания ребёнка в се -
мье:
1) Атмосфера любви . Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близ
-
ких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности,
чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую
психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации
его нравственных потребностей.
Американский психолог Джеймс Добсон отмечает: «Все мы очень нуждаемся в том, чтобы
не только принадлежать к отдельной группе людей, занятых своими делами и проживающими в
одном доме, но и чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферой семьи, кото
-
рая осознаёт свою индивидуальность и неповторимость, свой особый характер, свои тради
-
ции».
При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая
ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.
2) Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значи
-
тельных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок под-
мечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и
подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и пря
-
мо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать
вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым
детской проницательностью. И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё
равно не поймёшь»; такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и самолю
-
бие.
Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить из -
вестные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не наруша -
ется прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатно
-
сти…»
3) Разъяснение. Воздействие словом .
Слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержа -
тельным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно
должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл
слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Подростки любят
рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость, объ -
ясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказывать свои мнения. Но именно в
ходе этих рассуждений подростки постигают нравственные понятия. Как правильно говорить с
ребёнком? Всё дело в том, что необходимо знать, что сказать и как сказать.
Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает без нас.
Это бессмысленно.
Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчи -
4
тываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка.
В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического ре
-
зультата мы хотим добиться.
И содержание, и тон, и место, и время разговора – всё важно. Словом мы убеждаем, но убежде-
ние не может существовать без его реализации. В том и заключается мастерство воспитателя
(родителя), чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей,
переживаний, побуждая к активной деятельности. Детей разного возраста нужно убеждать по-
разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убе -
ждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста В. А. Сухом -
линский советует размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Та -
кая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает
взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.
4) Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни
упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрёк и воз
-
раст, и физическую силу. Правильно поступают те родители. Которые вызывают у детей чувство
гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха, В чём же
вред упреков? Основное зло в том, что такие упрёки вызывают неверие в себя, а неверие в себя
расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении
трудностей.
5) Крайней мерой воздействия В. А. Сухомлинский считал наказание.
Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет заду
-
маться над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорб -
лять достоинство человека, выражать неверие в него.
6) Порицание. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактично
-
сти воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и
резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании
строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не
только строгость, но и заботу о себе.
7) Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считает
запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно отно
-
ситься к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозмож -
но и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка,
вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний – тон -
чайшая работа воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного». С детства
надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно,
надо, нельзя.
Таким образом потворство родителей действует очень вредно. «…искусство повеления и
запрета … даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда».
8) Необходимо воспитывать чувства. Это значит и словом и делом вызывать пережива -
ния, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя
естественную обстановку.
Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи с каким-
либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает
на них своими собственными. Чувства не навязываются, а пробуждаются, и пробудить их мож -
но не искусственно, а искренними переживаниями.
9) Регулярный труд в присутствии ребёнка . Постоянно наблюдая за работой взрослых,
ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как по
-
мощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.
10) Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей
5
из жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алко-
голя.
11) Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми . Важнейшим
методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация.Инстинкт имитации за
-
ставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей.
Воспроизвёл – значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает свои собственные
нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей.
Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать
каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.
12) Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных
отношений и в связи этим:
а) остерегаться слишком чувственной «обезьяньей» любви к ребёнку,которого они то и дело
волнуют всевозможными неумеренными физическими ласками;
б) контролировать проявление взаимной любви в присутствии детей.«Супружеское ложе ро -
дителей должно быть прикрыто для детей целомудренной тайной, хранимой естественно и
неподчеркнуто», - писал И. А. Ильин.
Выводы:
Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.
Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности.
«Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и
прежде всего – Родины».
Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами,
на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую
роль в жизни каждого человека.
Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная,творческая, полезная
людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и
должно быть направлено семейное воспитание.
Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формиро
-
вание психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.
Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последо
-
вательности его поведения, уважения достоинства личности,духовности.
Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравствен -
ных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и
зле.
Задачи педагога – объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зави
-
сит прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе станов-
ления и развития личности ребёнка; найти пути и условия формирования нравственности ребён -
ка.
Бесспорно, работа по нравственному воспитанию ответственна и сложна, добиться положи
-
тельных результатов можно лишь при взаимодействии семьи и школы, сотрудничестве родителей
и самих детей, поэтому в общении необходимы принципы взаимодействия взрослых и учащихся.
Принципы взаимодействия:
Взаимное уважение и доверие.
Разумная система взысканий и положительное стимулирование – путь к успеху.
Верить в творческие силы ребёнка.
Главное в воспитании ребёнка – ласка, похвала, поощрение за хорошее поведение и добрые поступки.
Решение родительского собрания :
Способствовать созданию воспитательной среды, основанной на идее самосовершенствования и само -
развития школьника.
6