Напоминание

"Нравственное воспитание учащихся в семье и в школе"

Автор: Сивопляс Галина Леонидовна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: ГКОУ РО специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида п.Матвеева Кургана

Населённый пункт: п.Матвеев Курган, Ростовская область

Наименование материала: Статья

Тема: "Нравственное воспитание учащихся в семье и в школе"

Описание:

Общешкольное родительское собрание Цель: 1. Показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка; 2. Рассмотреть проблемы нравственного воспитания детей в семье.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_polnoe/index?nomer_publ=1067

Опубликовано 16.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Общешкольное родительское собрание

«Нравственное воспитание учащихся в семье и в школе»

Цель:
1. Показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство роди - телей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка; 2. Рассмотреть проблемы нравственного воспитания детей в семье.
Задачи:
1. Выявить уровень нравственного воспитания детей в семье. 2. Определить семейные условия, микроклимат и способы, необходимые для формирования нравственно развитой личности в семье.
Эпиграф:
«Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чув- ство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке» ( В.А. Сухомлинский).
План:
Сотрудничество семьи и школы. Роль семьи в формировании нравственных качеств ребёнка. Воспитательный потенциал семьи. Методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье. Принципы взаимодействия взрослых и детей.
Материал для обсуждения.
Вопрос о нравственном воспитании – один из наиболее важных вопросов в педагогике. Ещё большее внимание уделено ему в педагогике народной, в пословицах и поговорках, например: Не всякому строгое взыскание идёт на пользу. От наказания хороший улучшается, а плохой ухудшается (итальянская). Но потакать капризам и проступкам детей нельзя. Кто детям потакает, тот сам плачет (украинская). Дай ребёнку волю – сам пойдёшь в неволю (литовская). Всё же с наказанием нельзя спешить, следует сперва вникнуть в причину проступка. Сперва вытащи ребёнка из речки, а потом уж карай (так говорят в некоторых странах африканского контингента). В современных условиях ситуация складывается так, что семья и школа являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения. Сегодняшние дети, к сожалению или к счастью, в силу объек тивных и субъективных причин взрослеют гораздо раньше. Шко ла сталкивается с тем фактом, что проблемы, связанные с взрос - лением учащихся, касаются не только старшего школьного возра ста, но и младших подростков. Сегодня многие учителя говорят о том, что трудно работать не в 10—11 классах, а в 5—6 классах, так именно переход во взрослость зачастую сопровождается измене нием в глазах ребенка ценно - сти собственной семьи. Это очень важная проблема, которая сказывается не только на учении ре - бенка, но и на всем образе его жизни, его поступках и поведении. Какую роль в этот период в жизни подростка должна играть семья и школа? Как они могут по - мочь пережить этапы взросления своего ребенка с минималь ными потерями для него и для роди - телей? В первую очередь, это всемерная эмоциональная поддержка ребенка. Какие бы метания не терзали ребенка, какими бы нелепыми эти метания не были с точки зрения взрослого, ро дители должны сопереживать, понимать, принимать и поддерживать свое дитя уже только потому, что они его родители. Многие родители совершают ошибку в том, что обвиняют свое го ребенка в наступившем взрослении. «Раз ты такой взрослый, значит, и разговаривать я буду с тобой по-взрослому», — го - ворят они. Попытка руководить ребенком, стремление родителей «раз и навсегда» поставить все на свои места зачастую приводит к краху детско-родительских отношений. Первым и главным чувством родителей по отношению к своему ребенку должна быть глубокая вера в него и доверие, искреннее и настоящее, которое формируется в раннем детстве, а ростки его дают свои всходы в подростковом возрасте. Современная школа всегда выступает союзником родителей в воспитании будущего поколе - 1
ния. К большому сожалению, многие взрослые, педагоги и родите ли, забывают о том, что от пер - вых проб и ошибок не застрахован ни один подросток — слишком велик соблазн неизведанного, слишком просты способы достижения многих соблазнов, слиш ком трудно противопоставить себя своим сверстникам. Общая цель семьи и школы — воспитать меры устойчивости к неоправдан - ным пробам. В связи с этим одной из стратегических линий развития и успешного функциониро - вания школы является серьезное и целе направленное просвещение семьи по вопросам взросления ребенка. Задача школы — сделать семью помощником и другом, как для самого ребенка, так и для школы. Проблема целенаправленного, логично выстроенного воспи тания учащихся, стоит перед шко - лой также остро, как и перед ро дителями учеников. Однако пути решения этой проблемы в шко ле существенно отличаются от решения данной проблемы в семье. Задача школы — заложить в ре - бенке понимание того, что школа — это определенная социальная ступень, которую совершенно не нужно отождествлять с отчим домом. Воспитание детей в школе не должно подменять роди - тельское воспитание. Оно должно про должать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взросле - нии ребенка. Одна из важнейших особенностей школьного возраста — развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми ре - бенок в школе начинает руководствоваться. В зависимости от того, какой нравственный опыт при - обретает, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность. В подростковом возрасте родители приходят в школу к учите лям и говорят о том, что ребенок, с которым еще совсем недавно были теплые и откровенные отношения, совершенно изменил свое отношение к семье. В первую очередь родители обвиняют самого ребенка, не понимая того, что он «сменил очки»: то, что раньше ему казалось смешным, понятным, повернулось совершенно иной стороной. Роди - тельская любовь становится незначимой, «незаметной», по вседневной, из общения между члена - ми семьи исчезают доверие и искренность. Данная сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что не подозревая того сами, отец и мать «проглядели» ду шевное становление своего ребенка. Поэтому, чтобы этого не произошло, никогда нельзя терять из поля зрения психическое состоя - ние своего дитя. Почувствовали какие-либо «нелады» у ребенка – вмешайтесь, т. к. без помощи взрослых ребенку, не имеющему жизненного опыта, очень трудно найти ответы на вопросы «отче - го?» и «почему?». Вмешательство взрослых как со стороны семьи, так и со стороны школы, не должно быть вероломным, оно должно быть осторожным, чтобы не навредить. Не навредить – один из главных принципов в формировании и воспитании личности ребенка. Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл. Конец 2 тысячелетия ознаменован экологическими катастрофами, влекущими за собой нарушение экологического равновесия в физическом и нравственном здоровье людей. Ужасными проявлениями социаль - ных и экономических катаклизмов являются возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом и, как амброзия, трудноискоренимая наркомания. Следствием (или причи - ной?) этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориен - тиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.
Семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства.
Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья – ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети… Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в шко - лу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме 2
самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. В. А. Сухомлинский отмечает, что воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоя - ми. Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудо - любие, благородство и умение управлять собой. Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Всё важно. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его сла - гаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности – самые благородные и человечные – не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта. Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Та - кой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения. Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрос - лых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмеш - кам, цинизму. Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понима - ет, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Добро - желательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации – такая семейная атмосфера приведет к противопо - ложным результатам. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с де - лом. Одно из центральных понятий нравственного мира человека – совесть. «Совесть – это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т. п. Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда. Первейшая задача родителей – воспитать в своих детях глубокое, надёжное понимание со - вести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного мира. Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чув - ствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это
сострадание, сочув-

ствие, сопереживание, бескорыстие…

Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая задача

родителей.
Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения? 1) Родители должны осознавать важность этой задачи. 2) Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование про - должается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа са - мих себя, с анализа особенностей собственной личности. 3) Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.
Внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значе -

ние (воспитательный потенциал семьи):
По определению социологов, воспитательный потенциал семьи определяется рядом факто - ров: её материальной и жилищно-бытовой обеспеченностью, культурно-образовательным 3
уровнем родителей, существующим в ней морально- психологическим климатом, авторитетом отца и матери у детей и доверием детей к родителям, единством требований в семье.
В связи с этим педагогические огрехи родителей могут быть вызваны

следующими причинами:
1) неполная семья ; 2) конфликтная атмосфера в семье; 3) наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитание ребёнка. Например: «Мой святой долг – одеть, обуть, накормить, а остальное – дело школы»; 4) при полном внешнем благополучии семьи – авторитарные методы воспитания; 5) излишняя порочная родительская любовь и т. п.
Задачи педагога:
а) выяснить, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка; б) убедить родителей в ошибочности и несостоятельности их точки зрения и указать методы и пути нравственного воспитания ребёнка в семье.
Следует отметить следующие методы и условия нравственного воспитания ребёнка в се -

мье:

1) Атмосфера любви
. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близ - ких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей. Американский психолог Джеймс Добсон отмечает: «Все мы очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к отдельной группе людей, занятых своими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферой семьи, кото - рая осознаёт свою индивидуальность и неповторимость, свой особый характер, свои тради - ции». При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.
2) Атмосфера искренности.
«Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значи - тельных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок под- мечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и пря - мо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не поймёшь»; такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и самолю - бие. Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить из - вестные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не наруша - ется прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатно - сти…»
3) Разъяснение. Воздействие словом
. Слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержа - тельным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость, объ - ясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказывать свои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают нравственные понятия. Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том, что необходимо знать, что сказать и как сказать. Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно. Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчи - 4
тываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка. В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического ре - зультата мы хотим добиться. И содержание, и тон, и место, и время разговора – всё важно. Словом мы убеждаем, но убежде- ние не может существовать без его реализации. В том и заключается мастерство воспитателя (родителя), чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний, побуждая к активной деятельности. Детей разного возраста нужно убеждать по- разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убе - ждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста В. А. Сухом - линский советует размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Та - кая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.
4) Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки.
Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрёк и воз - раст, и физическую силу. Правильно поступают те родители. Которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха, В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упрёки вызывают неверие в себя, а неверие в себя расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.
5) Крайней мерой воздействия В. А. Сухомлинский считал наказание.
Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет заду - маться над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорб - лять достоинство человека, выражать неверие в него.
6) Порицание.
Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактично - сти воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.
7) Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считает

запрещение.
Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно отно - ситься к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозмож - но и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний – тон - чайшая работа воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного». С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. Таким образом потворство родителей действует очень вредно. «…искусство повеления и запрета … даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда».
8) Необходимо воспитывать чувства.
Это значит и словом и делом вызывать пережива - ния, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку. Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи с каким- либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает на них своими собственными. Чувства не навязываются, а пробуждаются, и пробудить их мож - но не искусственно, а искренними переживаниями.
9) Регулярный труд в присутствии ребёнка
. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как по - мощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.
10) Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей
5

из жизни ребёнка:
роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алко- голя.
11) Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми
. Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация.Инстинкт имитации за - ставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвёл – значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает свои собственные нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.
12) Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных

отношений и в связи этим:
а) остерегаться слишком чувственной «обезьяньей» любви к ребёнку,которого они то и дело волнуют всевозможными неумеренными физическими ласками; б) контролировать проявление взаимной любви в присутствии детей.«Супружеское ложе ро - дителей должно быть прикрыто для детей целомудренной тайной, хранимой естественно и неподчеркнуто», - писал И. А. Ильин.
Выводы:
Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего – Родины». Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная,творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание. Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формиро - вание психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения. Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последо - вательности его поведения, уважения достоинства личности,духовности. Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравствен - ных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле. Задачи педагога – объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зави - сит прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе станов- ления и развития личности ребёнка; найти пути и условия формирования нравственности ребён - ка. Бесспорно, работа по нравственному воспитанию ответственна и сложна, добиться положи - тельных результатов можно лишь при взаимодействии семьи и школы, сотрудничестве родителей и самих детей, поэтому в общении необходимы принципы взаимодействия взрослых и учащихся.
Принципы взаимодействия:
Взаимное уважение и доверие. Разумная система взысканий и положительное стимулирование – путь к успеху. Верить в творческие силы ребёнка.
Главное в воспитании ребёнка
– ласка, похвала, поощрение за хорошее поведение и добрые поступки.
Решение родительского собрания
: Способствовать созданию воспитательной среды, основанной на идее самосовершенствования и само - развития школьника. 6


Яндекс.Метрика