Напоминание

"Анализ искусствоведческого текста как один из способов подготовки к итоговой аттестации по русскому языку"

Автор: Кудабаева Айгуль Амангильдыевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МБОУ СОШ № 75

Населённый пункт: город Челябинск

Наименование материала: статья

Тема: "Анализ искусствоведческого текста как один из способов подготовки к итоговой аттестации по русскому языку"

Описание:

Итоговая аттестация по русскому языку - серьезное испытание в жизни каждого школьника. Анализ искусствоведческого текста позволит актуализировать знания учащихся об особенностях научно – популярного подстиля речи, развивать навыки многоаспектного анализа текста.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_polnoe/index?nomer_publ=1081

Опубликовано 17.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


АНАЛИЗ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОГО ТЕКСТА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ

ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Возможность получения образования, которое не только обеспечит школьника необходимыми знаниями и умениями, но и поможет осмыслить накопленные человечеством культурные ценности, – одна из задач современной школы. Развитие культуроведческой компетенции позволяет обеспечить формирование языковой культуры, взаимосвязи языка и истории народа. На уроках русского языка в старших классах анализ искусствоведческого текста позволит актуализировать знания учащихся об особенностях научно – популярного подстиля речи, развивать навыки многоаспектного анализа текста (с использованием репродукции картины) в процессе исследовательской деятельности, подготовить учащихся к самостоятельному написанию творческой работы (рецензии на основе прочитанного текста), приобщить учащихся к творчеству выдающихся художников. Выполняя задание «Если бы герои картины … заговорили», ученики переносятся в представленное на холсте событие. Диалог с персонажами картины, а также с автором учит бережному, внимательному восприятию произведений искусства. Это способствует более глубокому восприятию произведений искусства. Опорой для создания творческой работы могут послужить следующие вопросы:  Что мы видим на картине?  Какое впечатление производит картина в целом?  Какой момент изображен на ней?  Где находится зрительный центр картины, наиболее четко и ярко выражающий смысл художественного произведения?  Какие чувства и мысли художник передает в своем произведении?  Какая нравственная проблема волнует автора?  Каково цветовое решение изображенного на полотне?  С помощью каких изобразительных средств художник выражает идею картины, свои переживания?  Что больше всего привлекает внимание к картине?  Почему в разное время писатели, художники, искусствоведы обращались к этой теме? В каких произведениях эта тема отражена? Анализируя искусствоведческий текст, ученики должны ответить на следующие вопросы:  Соответствует ли содержание текста картине?  Что нового о картине вы узнали из текста?  Каково назначение текста такого рода?
 Докажите принадлежность данного текста к научно – популярной разновидности научного стиля.  Какие лексические средства, характерные для научного стиля, присутствуют в тексте?  Определите тему текста  Найдите предложения, в которых сформулирована основная мысль  Определите тип речи текста. Свой выбор аргументируйте.  Какие детали и художественные особенности картины вам помог увидеть и понять автор текста?  Какими словами передает автор свое отношение к произведению? Так анализируя картину Н.Н. Ге «Тайная вечеря, обращаемся к статьям искусствоведа В.И. Порудоминского. Предложенные задания помогут школьникам актуализировать знания по предмету.
Задание 1
1 вариант
А
.
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 5
(1)… (2)Оно органически вытекало из его стремления создать картину, которая, точно композиции мастеров Возрождения, воплощала бы мысли и чувства своего времени в «вечных образах» христианской легенды. (3)«Я понял, - говорил впоследствии Ге, характеризуя перелом, происшедший в его сознании в те годы, - что найти свою мысль, свое чувство в вечном, истинном… и есть задача искусства». (4)Тема, освещенная именами великих художников, открывала ему возможность говорить о важных вопросах времени на языке большого искусства. (5)… нельзя не видеть и влияния Александра Иванова: именно он подвел Ге к подобному пониманию классики. (6) Легенда о Христе отныне станет для него повестью о человеке, бесстрашно жертвующем собой во имя торжества справедливости. 1. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте? 1) Годы, полные размышлений и настойчивых поисков, не остались бесплодными. 2)Обращение Ге к евангельскому сюжету не было случайностью. 3) «Тайная вечеря» Ге всем своим образным строем напряженно драматична. 4)Современное содержание картины уловила передовая демократическая мысль. 2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в 5 предложении? 1)Иными словами, 2)Наверное, 3)В этом 4)В результате 3. Как объяснить постановку двоеточия в 5 предложении? 1. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чем говорится во второй части. 2.Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
3.Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, следствие того, о чем говорится в первой части. 4.Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части. 4. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ТОЧНО (из 2 предложения текста) 1)союз 2)наречие 3)краткое прилагательное 4) предлог 5. Укажите способ образования слова ПЕРЕЛОМ (предложение 3)
Б. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Разрывая мягкий сумрак комнаты,
1) гигантскими тенями отбрасываются на стену и пол фигуры собравшихся. 2) золотистый луч светильника беспокойно вспыхивает отблесками. 3) всем своим образным строем картина напряженно драматична. 4)выхватывается из темноты край покрытого стола.
В. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) мОлящий 2)черпАть 3)срЕдства 4)отозвАлась
Г. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) негодующий 2)верующий 3)будующий 4)следующий 2 вариант
Б. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Работая над этюдами,
1) Ге писал для фигур апостолов лица итальянских евреев. 2) преображается натура. 3) придается образам подлинная монументальность 4) картина обрела глубоко человеческое содержание.
В. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1)зАвидно 2)вероисповЕдание 3)кровотОчащий 4)пОдняв
Г. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) нет время 2) движет чувство 3)посреди них 4)хлебы (печеные) 3 вариант

Б. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Выдвинув автора в первый ряд живописцев того времени,
1) появление картины стало знаменитым фактом общественной жизни. 2) сюжет превратился в драму человеческой души. 3) картина принесла художнику признание передовой части русского общества. 4) большую роль играет композиция картины.
В. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1)окрУжит 2)намерЕние 3)вклЮчит 4)понЯвший
Г. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) их интересы 2) более смелее 3) приговоры 4) насущный вопрос
Задание 2
Тема Ге – не смятение, не оттенки чувств, пробужденных роковым пророчеством. Тема Ге – столкновение. Он находит удивительно экономную и напряженную композицию. Нет ни просторных покоев, ни пейзажа на заднем плане. Угол небольшой комнаты, пустые стены (на них только тревожные глубокие тени). Обстановка помещения почти неощутима – все сосредоточено на главном; недаром современники часто именовали картину : «Тайная вечеря на полу». Низкий стол взят с торца, оттого апостолы как бы сгрудились в темном углу. Каждый из них по – своему откликается на происходящее, но это всего лишь многоголосье хора. Решение темы в четырех крестообразно расположенных фигурах: Христос – Иуда, Иоанн – Петр. Ге ломал традиции. Он словно вошел в комнату Тайной вечери на минуту позже, чем все, кто писал этот эпизод до него. Роковые слова не только произнесены, они уже пройденный шаг. Совершается роковое действие. Происходит молчаливое столкновение. Следующий шаг – разрыв. События разворачиваются стремительно. Некогда даже рассказать о каждом из учеников Христа. Да нужно ли? Важно , что мы ощущаем их растерянность, волнение, тревогу, даже испуг, - через час, когда придут арестовывать Христа, апостолы разбегутся со страху. Ге не разворачивает спектра чувств, отношения к событию, он как бы выхватывает лишь два крайних цвета – красный и фиолетовый; точнее, пожалуй, инфракрасный и ультрафиолетовый. Группа апостолов – «хор»- замкнута слева и справа двумя ярко освещенными, выдвинутыми вперед фигурами. Это Иоанн, ученик, которого любил Иисус, и Петр, едва ли не первый, пошедший за Христом. Все остальные между ними. На картине Ге Иуда опять отдельно (и к тому же окутан тенью). Но в этом «повторении пройденного» заключено зерно нового. Чистая полоса, отделившая Иуду ото всех, с кем
он был еще минуту назад, подчеркивает духовный характер, неизбежность и окончательность разрыва. То же самое утверждают и главные герои. Страстный порыв Иоанна и Петра оттеняют внешнее спокойствие Христа и Иуды, спокойствие, рожденное глубоким сознанием того, что ничего не изменить, ничего возвратить невозможно. Все уже кончено для ушедшего в свою скорбную думу Христа, и все кончено для уходящего прочь Иуды. Взгляните, как Иуда накидывает на себя одежду! Его жест откровенен. Его вскинутые руки – словно темные крылья. Он еще думает о полете. Он еще думает, что идет своим путем. Он пока не осознал всей глубины предательства. Это не предатель, который, таясь, крадется продавать. Уходит в открытую человек, который не может остаться. Порудоминский В. И
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте

рассматриваются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры,

соответствующие номеру термина из списка.
Автор текста стремится донести до читателя мысль об оригинальности замысла художника. Рассказывая о манере работы Ге над картиной, он прибегает к ____ (работал весело, дерзко; тревожные глубокие тени). Для усиления эмоционального воздействия на читателя автор использует ____ (Взгляните, как Иуда накидывает на себя одежду!) и _____ (Некогда даже рассказать о каждом из учеников Христа. Да нужно ли?). Чтобы расставить смысловые акценты и подчеркнуть трагичность происходящего, автор употребляет _______ (роковым пророчеством, роковые слова, роковое действие). Описывая фигуры апостолов, Христа, Иуды, исследователь обращается к _______(спектр чувств, тревожное волнение «хора», окутан тенью, межа разрыва) и _________ (как бы сгрудились в темном углу, словно темные крылья). Мысль о том, что главная тема картины Ге – столкновение, подчеркивается с помощью _________ (страстный порыв Иоанна и Петра – внешнее спокойствие Христа и Иуды; многоголосье «хора» - отдельные фигуры Христа, Иуды, Иоанна, Петра; плохо освещенный – ярко освещенный). Убеждая читателя в том, что основной эмоциональный фон картины – напряженное ожидание, скрытое смятение чувств, автор прибегает к ______ (ощущаем их растерянность, волнение, тревогу, даже испуг… разбегутся со страху).
Термины:

1.

Градация

2.

Сравнение

3.

Эпитет

4.

Метафора

5.

Антитеза

6.

Лексический повтор

7.

Риторическое восклицание

8.

Риторический вопрос

Культуроведческий подход в обучении русскому языку востребован на современном этапе развития образования. Это позволяет совмещать изучение языка с постижением культуры родного народа. Основной единицей изучения на уроках с использованием данного подхода педагоги считают текст. Работа над связным текстом позволяет органично сочетать воспитательный, обучающий и развивающий аспекты: разные виды текстов помогают сделать уроки русского языка интегрированными по содержанию.
Литература
1. Ходякова Л. А., Мамона Т. Н. Анализ искусствоведческого текста как один из способов подготовки к ЕГЭ // Русский язык в школе.- 2009.- №1 2. Бакулина Г. А. Методика обучения русскому языку средствами субъективизации / Русский язык в школе.- 2005 3. Порудоминский В. Николай Ге. – М., «Искусство», 1970. 4. Яновский-Максимов Н.М. Сквозь магический кристалл… О выдающихся русских художниках. Для учащихся старших классах. – М., «Просвещение»,1975.


Яндекс.Метрика