"Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики"
Автор: Хусаинова Гузель Ильясовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОБУ СОШ с. Наумовка
Населённый пункт: село Наумовка
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики"
Описание:
О некоторых средствах повышения эффективности обучения и приемах активизации познавательной деятельности учащихся, которые используются мною на уроках.
Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики.
Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных
проблем современной педагогической науки и практики. Отношение учащихся к
учению преподавателя обычно характеризуется
активностью. Активность определяет
степень «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.
Современное информационное общество ставит перед учителем задачу подготовки
выпускников, способных: – ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях,
самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения
разнообразных возникающих проблем; быть коммуникабельными, в различных
социальных группах, уметь работать сообща в различных областях и ситуациях;
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта,
культурного уровня.
Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного
интереса не только трудна, но практически невозможна, так как
познавательная
деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и
практической деятельности.
Вот почему в процессе обучения необходимо
систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся.
Как заинтересовать математикой? Дело непростое. Многое зависит от того, как
поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение
сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит
от методических приемов, которые выбирает учитель. Это можно сделать через
самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома,
создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну
материала, эмоциональную окраску урока.
О некоторых средствах повышения эффективности обучения и приемах активизации
познавательной деятельности учащихся, которые используются мною на уроках, я хочу
рассказать:
• создание ситуации, в которой ученик должен обосновывать свое мнение;
• создание ситуации, побуждающей учащегося задавать вопросы преподавателю,
товарищам, выяснять неясное;
• оказание помощи товарищам при затруднениях, объяснение неясного;
• выполнение заданий, рассчитанных на чтение дополнительной литературы;
• побуждение к поиску различных способов решения задачи;
• создание ситуации свободного выбора заданий, преимущественно поисковых и
творческих;
• создание ситуаций обмена информацией между учащимися;
• создание ситуации самопроверки, анализа собственных знаний и практических
умений.
Наша задача, как преподавателей, прежде всего, воспитать активно мыслящую
личность.
Нетрадиционные формы уроков позволяют сделать математику более доступной и
увлекательной, привлечь интерес всех учащихся, привлечь их к деятельности, в
процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки. Применяя в
течение ряда лет в свое практике нестандартные уроки, я сделала вывод, что такие
уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со
стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения. В своей работе я
применяю следующие нестандартные уроки: урок-соревнование; урок-игра; урок-игра;
урок-путешествие; урок-практикум; урок-практикум; урок-лекция; урок-консультация.
В последнее время все больше распространяется опыт изучения теоретического
материала укрупненными блоками. Такую работу я начала проводить с этого учебного
года в девятых классах.
В своей работе я использую элементы проблемного обучения с целью обнаружения
нового свойства математического объекта.
Например, тема: «Признаки делимости».
Описываю такую жизненную ситуацию, при
которой от некоторого финансового документа оторван один кусочек, и в результате
первая цифра числа Х152 неизвестна. Бухгалтер знает, что это число четырехзначное,
оно должно делиться на три (деньги предстоит поровну разделить на три бригады), а
также помнит, что первая цифра этого числа больше 5. Как восстановить неизвестную
цифру? Цифра восстанавливается с помощью признака делимости на 3.
Недавно появившаяся в России система централизованного тестирования и итоговая
аттестация в форме ЕГЭ активно внедряет в образование современные технологии
оценки учебных достижений, с одной стороны, и определяет необходимость более
четкого и конкретного определения минимума содержания образовательного стандарта
по разделам, курсам, предметам, с целью упорядочивания нагрузки ученика, с другой
стороны. С помощью тестов можно проверить большой объем изученного материала,
быстро “диагностировать” овладение учебным материалом большого количества
учащихся. Содержание тестовых задач и многократное тестирование позволяет даже
слабым ученикам выполнить часть работы, минуя психологический стресс, получить
удовлетворительную оценку и овладеть объемом знаний, достаточным для этого
На своих уроках я использую КИМы начиная с пятого класса.
Оживляет урок и использование различных форм ИКТ, но наиболее простой из них
является презентация, когда компьютер выполняет роль и доски, и учебника, и
дидактического пособия.
Повысить интерес у учащихся можно при помощи игры. Дидактическая игра – вид
творческой деятельности, тесно связанный с другими видами учебной работы.
Например: после повторения «Формулы сокращенного умножения», для закрепления и
проверки знаний, учащихся по данному материалу предлагаю игру. Предварительно
записываю на обратной стороне доски задания. К доске вызываются поочерёдно
учащиеся от каждой команды, правильно выполнившие задание, приносит своей
команде 5 очков, не справившись с заданием – лишает команду 5 очков.
Выигрывает та команда, которая набирает больше очков.
( )
2
– b
2
= (a–( )) (a+( )); (a+( ))
2
= ( )
2
+2( ) b+b
2
(( )+b)
2
= a
2
+2a( ) +( )
2
(m–( ))
2
= m2–20m+( ); (5+( ))
2
= ( )+( )+81; 47
2
–37
2
= (47–( ))(( )+37)
Перед учителем стоит задача организовать урок так, чтобы ему самому было радостно
от проведенного урока, чтобы этот урок оставил след в душе и запомнился, чтобы этот
урок хотелось провести ещё много раз. Если ученик заинтересовался на вашем уроке,
если он ушёл с «искоркой» в глазах, то цель, поставленная учителем близка к
достижению. Не стоит стремиться к тому ,чтобы научить всех учеников и всему в
математике. Это просто невозможно, да и не нужно. Ребёнка надо учить строго
индивидуально для каждого уровня развития, а вот перевести из зоны ближайшего
развития на продвинутый уровень это то ,к чему мы должны стремиться. И я всегда
приветствую, когда учащиеся находятся в постоянном внутреннем диалоге с учителем,
спорит по существу, сомневается и не соглашается до тех пор, пока четко не осознаёт ту
или иную позицию (в математике).