Напоминание

"Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики"

Автор: Хусаинова Гузель Ильясовна

Должность: учитель математики

Учебное заведение: МОБУ СОШ с. Наумовка

Населённый пункт: село Наумовка

Наименование материала: статья

Тема: "Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики"

Описание:

О некоторых средствах повышения эффективности обучения и приемах активизации познавательной деятельности учащихся, которые используются мною на уроках.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_polnoe/index?nomer_publ=1316

Опубликовано 02.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


МБОУ СОШ с. Наумовка

Учитель математики Хусаинова Гузель Ильясовна

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики.
Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью. Активность определяет степень «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. Современное информационное общество ставит перед учителем задачу подготовки выпускников, способных: – ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем; быть коммуникабельными, в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях и ситуациях; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна, так как познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся. Как заинтересовать математикой? Дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Это можно сделать через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока. О некоторых средствах повышения эффективности обучения и приемах активизации познавательной деятельности учащихся, которые используются мною на уроках, я хочу рассказать: • создание ситуации, в которой ученик должен обосновывать свое мнение; • создание ситуации, побуждающей учащегося задавать вопросы преподавателю, товарищам, выяснять неясное; • оказание помощи товарищам при затруднениях, объяснение неясного; • выполнение заданий, рассчитанных на чтение дополнительной литературы; • побуждение к поиску различных способов решения задачи; • создание ситуации свободного выбора заданий, преимущественно поисковых и творческих; • создание ситуаций обмена информацией между учащимися; • создание ситуации самопроверки, анализа собственных знаний и практических умений. Наша задача, как преподавателей, прежде всего, воспитать активно мыслящую личность. Нетрадиционные формы уроков позволяют сделать математику более доступной и увлекательной, привлечь интерес всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки. Применяя в течение ряда лет в свое практике нестандартные уроки, я сделала вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения. В своей работе я
применяю следующие нестандартные уроки: урок-соревнование; урок-игра; урок-игра; урок-путешествие; урок-практикум; урок-практикум; урок-лекция; урок-консультация. В последнее время все больше распространяется опыт изучения теоретического материала укрупненными блоками. Такую работу я начала проводить с этого учебного года в девятых классах. В своей работе я использую элементы проблемного обучения с целью обнаружения нового свойства математического объекта. Например, тема: «Признаки делимости». Описываю такую жизненную ситуацию, при которой от некоторого финансового документа оторван один кусочек, и в результате первая цифра числа Х152 неизвестна. Бухгалтер знает, что это число четырехзначное, оно должно делиться на три (деньги предстоит поровну разделить на три бригады), а также помнит, что первая цифра этого числа больше 5. Как восстановить неизвестную цифру? Цифра восстанавливается с помощью признака делимости на 3. Недавно появившаяся в России система централизованного тестирования и итоговая аттестация в форме ЕГЭ активно внедряет в образование современные технологии оценки учебных достижений, с одной стороны, и определяет необходимость более четкого и конкретного определения минимума содержания образовательного стандарта по разделам, курсам, предметам, с целью упорядочивания нагрузки ученика, с другой стороны. С помощью тестов можно проверить большой объем изученного материала, быстро “диагностировать” овладение учебным материалом большого количества учащихся. Содержание тестовых задач и многократное тестирование позволяет даже слабым ученикам выполнить часть работы, минуя психологический стресс, получить удовлетворительную оценку и овладеть объемом знаний, достаточным для этого На своих уроках я использую КИМы начиная с пятого класса. Оживляет урок и использование различных форм ИКТ, но наиболее простой из них является презентация, когда компьютер выполняет роль и доски, и учебника, и дидактического пособия. Повысить интерес у учащихся можно при помощи игры. Дидактическая игра – вид творческой деятельности, тесно связанный с другими видами учебной работы. Например: после повторения «Формулы сокращенного умножения», для закрепления и проверки знаний, учащихся по данному материалу предлагаю игру. Предварительно записываю на обратной стороне доски задания. К доске вызываются поочерёдно учащиеся от каждой команды, правильно выполнившие задание, приносит своей команде 5 очков, не справившись с заданием – лишает команду 5 очков. Выигрывает та команда, которая набирает больше очков. ( ) 2 – b 2 = (a–( )) (a+( )); (a+( )) 2 = ( ) 2 +2( ) b+b 2 (( )+b) 2 = a 2 +2a( ) +( ) 2 (m–( )) 2 = m2–20m+( ); (5+( )) 2 = ( )+( )+81; 47 2 –37 2 = (47–( ))(( )+37) Перед учителем стоит задача организовать урок так, чтобы ему самому было радостно от проведенного урока, чтобы этот урок оставил след в душе и запомнился, чтобы этот урок хотелось провести ещё много раз. Если ученик заинтересовался на вашем уроке, если он ушёл с «искоркой» в глазах, то цель, поставленная учителем близка к достижению. Не стоит стремиться к тому ,чтобы научить всех учеников и всему в математике. Это просто невозможно, да и не нужно. Ребёнка надо учить строго индивидуально для каждого уровня развития, а вот перевести из зоны ближайшего развития на продвинутый уровень это то ,к чему мы должны стремиться. И я всегда приветствую, когда учащиеся находятся в постоянном внутреннем диалоге с учителем, спорит по существу, сомневается и не соглашается до тех пор, пока четко не осознаёт ту или иную позицию (в математике).


Яндекс.Метрика