"Личностно-ориентированные здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС"
Автор: Токарева Валентина Петровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МКОУ Рамоньская СОШ
Населённый пункт: с. Рамонье
Наименование материала: статья
Тема: "Личностно-ориентированные здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС"
Описание:
В данной статье показана система работы МКОУ Рамоньской СОШ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, которая заключается в : создании здоровьесберегающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации образовательной программы и просветительской работе с родителями.
В.П. Токарева
МКОУ Рамоньская СОШ
Статья «Личностно-ориентированные здоровьесберегающие технологии
преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС»
Наша школа – сельская. В силу специфики сельскохозяйственного труда
родители мало занимаются воспитанием своих детей. На нынешний день семья
не в полной мере уделяет внимание сохранению и укреплению их здоровья. А
здоровье детей в любом обществе является актуальнейшей проблемой и
предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны.
В МКОУ Рамоньской СОШ одной из современных задач образования
является сохранение и укрепление здоровья детей. ФГОС определяет эту задачу
как одну из приоритетных . Мониторинг здоровья, проведённый в нашей школе,
выявил следующие показатели на 2015год:
Количество детей, страдающих хроническими заболеваниями \ %
10/15
%
Кол-во заболеваний органов зрения среди учащихся/ %
8/12%
Кол-во заболеваний сколиозом и плоскостопием среди учащихся /%
22/33
%
Кол-во сердечно-сосудистых заболеваний среди учащихся /%
2/3%
Распределение детей по группам здоровья (через дробь – основная,
подготовительная, специальная)
76%/2
8%/-
Эти данные показывают, что многие дети имеют те или иные отклонения в
состоянии здоровья, а также у учащихся не закреплены целесообразные для их
возраста элементарные гигиенические навыки: соблюдение режима дня,
умение чередовать умственную и физическую нагрузку, двигательная
активность, навыки личной гигиены, пребывание на свежем воздухе и др.
Исходя из этого, выработка устойчивой мотивации на здоровый образ жизни-
были, есть и будут актуальными для каждого ученика. Идея формирования
здорового образа жизни находит своё отражение, как на уроках физической
культуры, так и во внеурочной деятельности.
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы в школе
направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима
обучающихся, нормального физического развития и двигательной
подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных
возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и
формирование культуры здоровья. Она включает: полноценную и эффектив ную
работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры и
внеурочной деятельности). Здоровьесберегающие технологии в учебно-
воспитательной работе реализованы наиболее эффективно, если: личностный
подход будет рассматриваться как основной, приоритетный компонент в
стратегии учебно-воспитательной здоровьесберегающей деятельности учителя.
Специфика личностно-ориентированного подхода в здоровьесберегающей
деятельности учителя физической культуры обусловлена, с одной стороны,
формированием потребностей, мотивов и целей учащихся, а с другой, -
эффективному процессу их продвижения к здоровому образу жизни,
ценностям здоровья, его сохранению, саморазвитию в целом на основе
приоритетной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Здоровьесберегающие технологии деятельности учителя - это комплексный
инновационный процесс, основанный на изменениях ценностей в отношении
к здоровью учащихся, их учебной деятельности, педагогическом взаимо
действии всех участников педагогического процесса. Наиболее результатив
ным подходом в реализации личностно-ориентированных здоровьесберегаю
щих технологий является разработка интегративных личностно-ориентиро
ванных технологий, в которых в качестве «ведущих» могут выступать
проектные, игровые, исследовательские (проблемные) технологии,
«обеспечивающих»-диалогово-дискуссионные, технологии сотрудничества и
педагогической поддержки.
Использование этих технологий позволяет: повысить результаты обучения и
воспитания, вести учёт индивидуальных способностей учащихся, недопусти
мость чрезмерной перегрузки , обеспечение комфортности, сотрудничества,
психологической «раскрепощённости» в классе, направленной на поддержание,
укрепление и сохранение здоровья. Формирование навыков ЗОЖ.
Система работы МКОУ Рамоньской СОШ по формированию культуры
здорового и безопасного образа жизни заключается в : создании
здоровьесберегающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и
внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации
физкультурно-оздоровительной работы, реализации образовательной
программы и просветительской работе с родителями. Деятельность школы
направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни,
предусматривает разные формы организации занятий : проведение часов
здоровья; занятий в кружках; проведение досуговых мероприятий: спортивных
праздников, викторин, экскурсий и т. п.; организацию дней здоровья, занятий по
профилактике вредных привычек ; организация выставки новинок литературы в
библиотеке, информационных стендов, школьных газет, разработка
соответствующей страницы сайта и т.д. Сезонные Дни здоровья в школе
проводятся в самых различных формах: туристическая прогулка, поход,
спортивная игра, веселые старты, легкоатлетический кросс, и др. Кроме
оздоровительного эффекта, такие мероприятия способствуют формированию
УУД, созданию благоприятного психологического климата в коллективах, дают
возможность ребятам раскрыть свои способности в нестандартной обстановке
за пределами школьных стен и проявить свои лучшие качества.
Литература:
1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. С-П.,2002г.
2. Левитес Д.Т.Практики обучения, современные образовательные
технологии,2001г
3. Селевко Т.К.Современные образовательные технологии, СП..2002г.