Напоминание

"Художественное своеобразие романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Автор: Пухальская Лариса Владимировна

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МОБУ "Лицей №9"

Населённый пункт: г.Оренбург

Наименование материала: презентация

Тема: "Художественное своеобразие романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Описание:

Материал к вводному уроку в 10 классе по роману "Преступление и наказание" познакомит учащихся с замыслом, историей создания, прототипами главного героя, а также с художественными особенностями произведения.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_polnoe/index?nomer_publ=1506

Опубликовано 11.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Художественное своеобразие романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание»
Пухальская Л.В., учитель русского языка и

литературы

МОБУ « Лицей№9» г. Оренбурга


Замысел романа

Достоевский вынашивал

шесть лет. За это время

были написаны

«Униженные и

оскорбленные», «Записки

из Мертвого дома» и

«Записки из подполья»,

главной темой которых

являлись истории бедных

людей и их бунта против

существующей

действительности.


Истоки романа восходят ко

времени каторги

Ф. М. Достоевского. 9 октября

1859 года Достоевский пишет

брату из Твери:

«В декабре я начну роман… Не

помнишь ли, я говорил тебе

про одну исповедь-роман,

который я хотел писать после

всех, говоря, что еще самому

надо пережить. На днях я

совершенно решил писать его

немедля. Все сердце мое с

кровью положится в этот

роман. Я задумал его в

каторге, лежа на нарах, в

тяжелую минуту грусти и

саморазложения…»


«Психологический отчёт одного

преступления». Замысел таков:

бедный студент решает убить

старушку-процентщицу,

глупую, жадную, противную, о

которой никто не пожалеет. А

студент смог бы закончить

образование, дать денег

матери и сестре. Потом он

уехал бы за границу, стал

честным человеком и

«загладил преступление».

Достоевский.


С самого начала своего возникновения

замысел об «идейном убийце»

распадался на две неравные части:

первая — преступление и его причины

и вторая, главная, — действие

преступления на душу преступника.

Идея двучастного замысла отразилась

и на названии произведения —

«Преступление и наказание», и на

особенностях его структуры: из шести

частей романа одна посвящена

преступлению и пять — влиянию

совершенного преступления на душу

Раскольникова.


Прототипы Родиона Раскольникова

Достоевскому было известно о деле Герасима Чистова.

Этот человек, 27 лет, раскольник по вероисповеданию,

обвинялся в убийстве двух старух — кухарки и прачки.

Это преступление произошло в Москве в 1865 году.

Чистов убил старух с целью ограбления их хозяйки,

мещанки Дубровиной.

Французский преступник Пьер Франсуа Ласенер, для

которого убить человека было то же, что «выпить

стакан вина»; оправдывая свои преступления, Ласенер

писал стихи и мемуары, доказывая в них, будто он

«жертва общества», мститель, борец с общественной

несправедливостью во имя революционной идеи,

якобы подсказанной ему социалистами-утопистами.


Главной художественной

особенностью романа

«Преступление и

наказание» является

тонкость психологического

анализа.

Достоевский использует

традиции

М. Ю. Лермонтова,

который стремился

доказать, что «история

души человеческой... едва

ли не интереснее и не

поучительней истории

целого народа».


Раскрыть душу, мироощущение героев помогает автору

прием полифонии, многоголосия в романе. Каждый

герой помимо участия в диалогах произносит

бесконечный «внутренний» монолог, показывающий

читателю, что делается в его душе.


Растущее напряжение сюжета помогают передать

диалоги. Писатель тонко передает речевые особенности

каждого образа, очень чутко воспроизводит

интонационную систему речи каждого персонажа. Из

этой творческой установки исходит и еще одна

художественная особенность романа - лаконичность

описаний. Достоевского интересует не столько то, как

выглядит человек, сколько то, что за душа у него внутри.


Речь героев индивидуализирована.

Индивидуализация речи ведется

писателем по одному определяющему

признаку: у Мармеладова деланная

вежливость чиновника обильно

усыпана славянизмами; у Лужина -

стилистическая канцелярщина; у

Свидригайлова - ироническая

небрежность
.

В «Преступлении и наказании» своя

система выделения опорных слов и

фраз. Это – курсив. Это способ

обращения внимания читателей и на

сюжет, и на задуманное, содеянное.

Выделенные слова как бы ограждают

Раскольникова от тех фраз, которые

ему и выговорить-то страшно. Курсив

используется Достоевским и как способ

характеристики персонажа.


Портретная характеристика передает

общие социальные черты, возрастные

приметы: Мармеладов - спившийся

стареющий чиновник, Свидригайлов -

моложавый развратный барин,

Порфирий - болезненный умный

следователь. Это не обычная

наблюдательность писателя. Общий

принцип изображения сосредоточен в

грубых резких мазках, как на масках.


Пейзажная живопись

Достоевского не похожа на

картины сельской или

городской природы в

произведениях Тургенева

или Толстого. Звуки

шарманки, мокрый снег,

тусклый свет газовых

фонарей - все эти

неоднократно

повторяющиеся детали не

только придают мрачный

колорит, но и таят в себе

сложное символическое

содержание.


Сны и кошмары несут

определенную художественную

нагрузку в раскрытии идейного

содержания. Ничего прочного

нет в мире героев

Достоевского, они уже

сомневаются: происходит ли

распад нравственных устоев и

личности во сне или наяву?

Чтобы проникнуть в мир своих

героев, Достоевский создает

необычные характеры и

необычные, стоящие на грани

фантастики, ситуации.


Предметная деталь порой раскрывает весь

замысел и ход романа: Раскольников не

зарубил старуху-процентщицу, а «опустил»

топор на голову «обухом». Поскольку убийца

намного выше своей жертвы, то во время

убийства лезвие топора угрожающе «глядит

ему в лицо». Лезвием топора Раскольников

убивает добрую и кроткую Лизавету, одну из

тех униженных и оскорбленных, ради

которых и поднят был топор.


Цветовая деталь усиливает

кровавый оттенок злодеяния

Раскольникова. За полтора месяца

до убийства герой заложил

«маленькое золотое колечко с

тремя какими-то красными

камешками», - подарок сестры на

память. «Красные камешки»

становятся предвестниками

капелек крови. Цветовая деталь

повторяется далее неоднократно:

красные отвороты на сапогах

Мармеладова, красные пятна на

пиджаке героя.


Для Достоевского использование библейских

мифов и образов — не самоцель. Они

служили иллюстрациями для его

размышлений о трагических судьбах мира,

России и человеческой души как части

мировой цивилизации. Залогом возрождения

всего этого Достоевский считал обращение к

идее Христа.


Гениальность Достоевского неоспорима. По силе

изобразительности его талант равен, может быть, только

Шекспиру.

Горький




Яндекс.Метрика