"Художественное своеобразие романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Автор: Пухальская Лариса Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ "Лицей №9"
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: презентация
Тема: "Художественное своеобразие романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Описание:
Материал к вводному уроку в 10 классе по роману "Преступление и наказание" познакомит учащихся с замыслом, историей создания, прототипами главного героя, а также с художественными особенностями произведения.
Ссылка на публикацию:
http://pedprospekt.ru/osnovnoe_polnoe/index?nomer_publ=1506
Опубликовано 11.11.2015
Перейти в превью раздела образования
Текстовая часть публикации
Художественное своеобразие
романа
Ф.Достоевского
«Преступление и наказание»
Пухальская Л.В., учитель русского языка и
литературы
МОБУ « Лицей№9» г. Оренбурга
Замысел романа
Достоевский вынашивал
шесть лет. За это время
были написаны
«Униженные и
оскорбленные», «Записки
из Мертвого дома» и
«Записки из подполья»,
главной темой которых
являлись истории бедных
людей и их бунта против
существующей
действительности.
Истоки романа восходят ко
времени каторги
Ф. М. Достоевского. 9 октября
1859 года Достоевский пишет
брату из Твери:
«В декабре я начну роман… Не
помнишь ли, я говорил тебе
про одну исповедь-роман,
который я хотел писать после
всех, говоря, что еще самому
надо пережить. На днях я
совершенно решил писать его
немедля. Все сердце мое с
кровью положится в этот
роман. Я задумал его в
каторге, лежа на нарах, в
тяжелую минуту грусти и
саморазложения…»
«Психологический отчёт одного
преступления». Замысел таков:
бедный студент решает убить
старушку-процентщицу,
глупую, жадную, противную, о
которой никто не пожалеет. А
студент смог бы закончить
образование, дать денег
матери и сестре. Потом он
уехал бы за границу, стал
честным человеком и
«загладил преступление».
Достоевский.
С самого начала своего возникновения
замысел об «идейном убийце»
распадался на две неравные части:
первая — преступление и его причины
и вторая, главная, — действие
преступления на душу преступника.
Идея двучастного замысла отразилась
и на названии произведения —
«Преступление и наказание», и на
особенностях его структуры: из шести
частей романа одна посвящена
преступлению и пять — влиянию
совершенного преступления на душу
Раскольникова.
Прототипы Родиона Раскольникова
Достоевскому было известно о деле Герасима Чистова.
Этот человек, 27 лет, раскольник по вероисповеданию,
обвинялся в убийстве двух старух — кухарки и прачки.
Это преступление произошло в Москве в 1865 году.
Чистов убил старух с целью ограбления их хозяйки,
мещанки Дубровиной.
Французский преступник Пьер Франсуа Ласенер, для
которого убить человека было то же, что «выпить
стакан вина»; оправдывая свои преступления, Ласенер
писал стихи и мемуары, доказывая в них, будто он
«жертва общества», мститель, борец с общественной
несправедливостью во имя революционной идеи,
якобы подсказанной ему социалистами-утопистами.
Главной художественной
особенностью романа
«Преступление и
наказание» является
тонкость психологического
анализа.
Достоевский использует
традиции
М. Ю. Лермонтова,
который стремился
доказать, что «история
души человеческой... едва
ли не интереснее и не
поучительней истории
целого народа».
Раскрыть душу, мироощущение героев помогает автору
прием полифонии, многоголосия в романе. Каждый
герой помимо участия в диалогах произносит
бесконечный «внутренний» монолог, показывающий
читателю, что делается в его душе.
Растущее напряжение сюжета помогают передать
диалоги. Писатель тонко передает речевые особенности
каждого образа, очень чутко воспроизводит
интонационную систему речи каждого персонажа. Из
этой творческой установки исходит и еще одна
художественная особенность романа - лаконичность
описаний. Достоевского интересует не столько то, как
выглядит человек, сколько то, что за душа у него внутри.
Речь героев индивидуализирована.
Индивидуализация речи ведется
писателем по одному определяющему
признаку: у Мармеладова деланная
вежливость чиновника обильно
усыпана славянизмами; у Лужина -
стилистическая канцелярщина; у
Свидригайлова - ироническая
небрежность
.
В «Преступлении и наказании» своя
система выделения опорных слов и
фраз. Это – курсив. Это способ
обращения внимания читателей и на
сюжет, и на задуманное, содеянное.
Выделенные слова как бы ограждают
Раскольникова от тех фраз, которые
ему и выговорить-то страшно. Курсив
используется Достоевским и как способ
характеристики персонажа.
Портретная характеристика передает
общие социальные черты, возрастные
приметы: Мармеладов - спившийся
стареющий чиновник, Свидригайлов -
моложавый развратный барин,
Порфирий - болезненный умный
следователь. Это не обычная
наблюдательность писателя. Общий
принцип изображения сосредоточен в
грубых резких мазках, как на масках.
Пейзажная живопись
Достоевского не похожа на
картины сельской или
городской природы в
произведениях Тургенева
или Толстого. Звуки
шарманки, мокрый снег,
тусклый свет газовых
фонарей - все эти
неоднократно
повторяющиеся детали не
только придают мрачный
колорит, но и таят в себе
сложное символическое
содержание.
Сны и кошмары несут
определенную художественную
нагрузку в раскрытии идейного
содержания. Ничего прочного
нет в мире героев
Достоевского, они уже
сомневаются: происходит ли
распад нравственных устоев и
личности во сне или наяву?
Чтобы проникнуть в мир своих
героев, Достоевский создает
необычные характеры и
необычные, стоящие на грани
фантастики, ситуации.
Предметная деталь порой раскрывает весь
замысел и ход романа: Раскольников не
зарубил старуху-процентщицу, а «опустил»
топор на голову «обухом». Поскольку убийца
намного выше своей жертвы, то во время
убийства лезвие топора угрожающе «глядит
ему в лицо». Лезвием топора Раскольников
убивает добрую и кроткую Лизавету, одну из
тех униженных и оскорбленных, ради
которых и поднят был топор.
Цветовая деталь усиливает
кровавый оттенок злодеяния
Раскольникова. За полтора месяца
до убийства герой заложил
«маленькое золотое колечко с
тремя какими-то красными
камешками», - подарок сестры на
память. «Красные камешки»
становятся предвестниками
капелек крови. Цветовая деталь
повторяется далее неоднократно:
красные отвороты на сапогах
Мармеладова, красные пятна на
пиджаке героя.
Для Достоевского использование библейских
мифов и образов — не самоцель. Они
служили иллюстрациями для его
размышлений о трагических судьбах мира,
России и человеческой души как части
мировой цивилизации. Залогом возрождения
всего этого Достоевский считал обращение к
идее Христа.
Гениальность Достоевского неоспорима. По силе
изобразительности его талант равен, может быть, только
Шекспиру.
Горький