Напоминание

"Картины природы в музыке и живописи"

Автор: Исламова Зоя Трифоновна

Должность: учитель музыки, старшая вожатая, педагог дополнительного образования

Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 с.Шарана"

Населённый пункт: с.Шаран

Наименование материала: конспект открытого урока

Тема: "Картины природы в музыке и живописи"

Описание:

Урок музыки в 5-м классе по теме "Картины природы в музыке и живописи. Музыкальная живопись" запланирован в III четверти в разделе "Музыка и изобразительное искусство".

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_polnoe/index?nomer_publ=1511

Опубликовано 11.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Картины природы в музыке и живописи.
Урок музыки в 5-м классе по теме «Картины природы в музыке и живописи. Музыкальная живопись» запланирован в III четверти в разделе «Музыка и изобразительное искусство».
Тип урока:
формирование новых знаний, изучение нового материала
Цель:
 Активизация творческой и познавательной деятельности воспитанников, посредством использования современных педагогических технологий, через интеграцию различных видов искусства и информационных технологий.  На примере музыкальных и живописных произведений показать учащимся роль музыкального начала в жизни и произведениях изобразительного искусства, взаимосвязь музыки и других видов искусства.  Через рабочую наглядность раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.
Задачи:
познавательные:  показать учащимся на примере произведений А. Вивальди, Ю. Антонова, баш.нар. песни «Ак каэн» взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;  дать детям представление о том, что композитор может изобразить разное состояние природы и передать определенные настроения и чувства человека, созвучные этим картинам природы; развивающие:  развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы, музыки, живописи, поэтического слова).  Развить образное восприятие, самостоятельность мышления, вокально-хоровые навыки выразительного исполнения воспитательные:  воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и изобразительного искусства;  помочь учащимся почувствовать неповторимую красоту природы в художественных образах  познакомиться с композиторами, сочинявшими музыку о природе

Методы
: организации и осуществления учено-познавательной деятельности:  объяснительно-иллюстративный стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:  ситуация занимательности  сравнение, анализ, обобщение  приём сопоставления со смежными видами искусств по источнику информации и характеру деятельности:  словесно-индуктивный (беседа), наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения, побуждения к сопереживанию, ретроспективы).
Приёмы:
 слушание;  исполнение;  пластическое интонирование.
Оборудование:
 компьютер, мультимедийный проектор, экран,  музыкальный центр,  доска,  фортепиано,  раздаточный материал.
Дидактическое и методическое оснащение урока:
портреты композиторов
Программное обеспечение:
презентация Power Point.
Межпредметные связи данного урока:
музыка, история, литература, изобразительное искусство.
Материалы к уроку:

Зрительный ряд:
(оформление доски)
 Эпиграф: Не то, что мните вы, природа, Не слепок, не бездушный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф. Тютчев;  Портрет И. Левитана, И. Шишкина, А. Вивальди;  Репродукции картин художников;  Видеоряд к музыкальным номерам;  Карточки-подсказки (словарь), текст песни;  Мультимедийная презентация в Power Point.
Музыкальный ряд:
 А. Ермолов «Волшебный мир искусства»;  А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»;  Ю. Антонов «Родные места»;  Башкирская народная песня «Ак каэн»  Д.Б Кабалевский «То берёзка. то рябина» Урок построен на двух видах музыкально-практической деятельности учащихся – это слушание (активное восприятие) музыки и интонирование, которое выражается в исполнительской деятельности. Выбор данных видов деятельности обусловлен темой урока, его целью и задачами.
Структура урока:
1. Организационный момент – 1 мин. 2. Музыкальное приветствие – 1 мин. 3. Исполнение песни «Волшебный мир искусства» – 2.20 мин. 4. Беседа по теме. 5. Слушание (видеоряд Ю. Антонов «Родные места») – 1.25 мин. 6. Беседа после слушания – 2 мин. 7. Слушание (видеоряд А. Вивальди «Весна») – 3.05 мин.
8. Динамическая пауза – 1.30 мин. 9. Беседа – 3 мин. 10.Слушание баш. нар. мелодия «Ак каэн» – 1.10 мин. 11.Разучивание и исполнение песни «То берёзка, то рябина» – 7 мин. 12.Диагностика обученности: викторина – 3 мин. 13.Обобщение темы урока. 14.Итог урока 5 – мин. 15.Домашнее задание – 1 мин. 16.Музыкальное прощание – 1 мин.
Ход урока

Учитель:
Здравствуйте, дорогие ребята и гости, рада вас видеть. Сегодня у нас ответственный урок, мне очень понадобится ваша помощь и поддержка. В свою очередь я постараюсь, чтобы урок прошёл для вас интересно и познавательно. Ребята, давайте поприветствуем друг друга и наших гостей. (Звучит музыкальное приветствие) Здравствуйте, ребята! рада видеть вас! (до до ре ре мі фа --- мі мі фа фа соль) Здравствуйте, учитель, добрый день, наш класс! (соль соль фа фа мі мі фа соль фа мі ре до)

Учитель:
Спасибо, молодцы, можете садиться. Итак, мы отправимся с вами в путешествие в сказочный мир прекрасного искусства. (Слайд 1) (Звучит песня «Волшебный мир искусства»)(2.20)
Волшебный мир искусства (муз. А. Ермолова)
1. У истока реки зародился сюжет По странице перо закружилось Всё что думал и чувствовал добрый поэт На бумаге теперь отразилось Припев: Волшебный мир искусства – Мир полный вдохновения Волшебный мир искусства – Художника творение Волшебный мир искусства Волнует наши чувства К себе зовет волшебный мир искусства – 2 раза 2. На чудесной палитре цветное пятно С мягкой кисточки краска струится Разрисует художник своё полотно На картине появятся лица
Учитель:
На предыдущих уроках мы уже говорили и знаем, что музыка очень тесно связана с другими видами искусств. Какими?
Ученики:
Литературой, театром, изобразительным искусством.
Учитель:
Совершенно верно. Тема нашего сегодняшнего урока (Слайд 2) «Картины природы в музыке и живописи». Великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи назвал музыку «сестрой живописи». И действительно, эти два вида искусства развивались параллельно, соприкасаясь не менее тесно, чем музыка и поэзия. Ну и конечно, искусство рождается не на пустом месте, его источником является сама жизнь, все, что нас окружает, все, чем мы живём, все, что нам дорого. А что нам дороже всего на свете?
Ученики:
Родина.

Учитель:
Правильно, ребята. Давайте послушаем как это прекрасное чувство любви к Родине, к родной земле, к природе выразил композитор Юрий Антонов в песне «Родные места» (Звучит песня «Родные места») (1.25)
Учитель:
Слушая фрагмент, вы должны отметить с помощью подсказки, которые лежат у вас на партах – какими выразительными средствами передал композитор красоту, любовь к родной земле?
Ученики:
Плавная, напевная, широкая мелодия; спокойный, размеренный темп, не громкая, лирическая песня.
Учитель:
Красота родной природы всегда привлекала внимание поэтов, писателей, художников, музыкантов, не зависимо от времени и страны, в которой они жили. Хочу предложить вашему вниманию, один из лучших образцов инструментального концертного цикла, написанный итальянским скрипачом, дирижером и композитором эпохи барокко XVIII века - Антонио Вивальди. (Слайд 3) Цикл «Времена года» состоит из четырех частей «Весна», «Лето», «Зима» и «Осень» - чарующая красота этой музыки продолжает завоёвывать сердца всё новых и новых поколений ценителей музыки. Надеюсь и вам она знакома. Мы слушаем первую часть «Весна».
Учитель:
Сразу же хочу отметить, чтобы вы обратили внимание на зрительные образы, которые будут сопровождать музыку, какое имеют они значение? И созвучны ли они с музыкой? (Слушание А.Вивальди «Весна»)(3.05)
Учитель:
Вы правы, они дополняют, обогащают картину, которую хотел донести до нас композитор, используя звуки струнных музыкальных инструментов.
Учитель:
А теперь прозвучит произведение русского композитора Модеста Петровича Мусоргского «Рассвет на Москва-реке». (Слайд 4)
(Слушание М.П. Мусоргский

«Рассвет на Москва-реке») (2.30)
 Какое настроение передает музыка? (нежность, спокойствие, безмятежность, лиризм)  Какие картины возникают в вашем воображении под впечатлением от этой музыки? (весенней природы, восхода солнца, спокойной реки) «
Рассвет на Москва-реке
» – знаменитое вступление к опере «
Хованщина
» великого русского композитора 19 века
Модеста Петровича Мусоргского
. Это музыкальное произведение всегда вызывает у слушателей яркие зримые картины. Таков был замысел композитора – открыть оперу светлым и чистым образом Руси, рассветом как символом пробуждающейся новой жизни. Это пример изумительной «Музыкальной живописи» – изображение в музыке просыпающейся природы.

Учитель:
А теперь немного отдохнём, попрошу вас встать – небольшая динамическая пауза. (Слайд 5)(Динамическая пауза) (1,30)
Учитель:
Спасибо, думаю, вы зарядились энергией и готовы к продолжению. Итак, продолжим наше путешествие в мир природы. Но сначала выясним, как называется в изобразительном искусстве жанр изображающий картины природы? Найти ответ на этот вопрос вам поможет фрагмент стихотворения Александра Кушнера: Если видишь на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, Обязательно картина называется – ПЕЙЗАЖ. (Слайд 6)
Пейзаж
– это жанр живописи изображающий картины природы. Великого русского художника Исаака Ильича Левитана (Слайд 7) называют самым «музыкальным» художником, потому что все его полотна «поют». Давайте посмотрим и сами убедимся в том, что пейзажи Исаака Левитана действительно поют и звучат. (Слайды 8-11) (Обзор и анализ картин
«Март», « Быстрая вода», «Вечерний звон», «Солнечный

день»)
 Что видите в картинах  Какие краски использовал художник  Характер, настроение картин  Какую музыку вы слышите в них
Учитель:
Каждый творец по-своему отражает мир, композитор – звуками, художник – красками, поэт – в стихах или прозе. В изобразительном искусстве средством художественной выразительности являются изобразительные краски.
Учитель:
(Слайд 12) Цвет, цветовые сочетания, контур, тон
Учитель:
А в музыке?
Ученики:
В музыке средством художественной выразительности являются музыкальные краски
.

Учитель:
(Слайд 13) Музыка настолько ярко и убедительно передаёт впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а
помогают ему в этом – выразительные средства: лад, тембр, динамические оттенки, мелодия, гармония.
Учитель:
Назовите, пожалуйста, великого художника-пейзажиста?
Ученики:
Иван Иванович Шишкин (Слайд 14)
Учитель:
Правильно, родился и жил И.И. Шишкин – в городе Елабуга Респ. Татарстан. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося художника стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность. Его называли «Царём леса». И конечно вам знакомы его картины. – Обратите внимание, с какой любовью, теплотой и нежностью написаны эти живописные полотна. (Обзор картин
«Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща»,

«Сосновый бор», «Рожь»)

Учитель:
И снова обращаемся к источнику, из которого черпали вдохновение художники и композиторы: это природа и народная музыка. Слушаем мелодию башкирской народной песни «Ак каэн» («Белая берёза»). (Слушание
«Ак каэн»)
(Слайд 19)
Учитель:
Что необычного вы услышали?
Учитель:
Правильно – украшения,
мелизмы
придают этой музыке своеобразие, национальный колорит.
Учитель: -
А теперь мы переходим к следующему этапу нашего урока – разучиванию и исполнению песни. Песня наша тоже будет связана с природой. Называется она – «То берёзка, то рябина» (Слайды 20-21) Упражнения: Дыхание, дикция, песенки расспевки. Песенки распевки:
КАРАСИ:
Си-си-си-си-си – си - в водоёме караси Ся-ся-ся, ся-ся-ся – вот поймать бы карася Се-се-се-се-се—се – карасей ловили все Ся-ся-ся, ся-ся-ся – не поймали карася.
ЦЫПЛЯТКИ:
Цып-цып- цып- цыплятки. Есть водица в кадке) Кто меня боится, тем не дам водицы) Побегут цыплятки, не боятся матки) Возле кадки блюдца – все они напются)
ДВА КОТА:
Кота, два кота, два ободранных хвоста, Первый кот в чулане – все усы в сметане,) Кот второй полез в подвал – и мышонка там поймал)
(Разучивание и исполнение песни) (Слайд 22) – Какая по характеру мелодия песни, что она напоминает?
Домашнее задание:
1. Выучить 1 и 2 куплет песни – Дома постарайтесь, используя выразительные средства изобразительного искусства, нарисовать картину к этой песне. А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы небольшой викторины – выполнить проверочную работу. (Слайд 23)  Мы познакомились с произведением итальянского композитора, который написал цикл «Времена года»… (А. Вивальди);  Мы слушали часть под названием … (“Весна”);  Русский композитор, автор оперы «Хованшина» – Модест Петрович …. (Мусоргский)  Исаак Левитан – художник-…(пейзажист);  Иван Шишкин – великий русский художник родился и жил в городе … (Елабуга) Определите название картин (Слайд 27)
Учитель:
Ребята, на нашем уроке прозвучало много слов, которые можно применить для характеристики, как картин, так и музыки: линия, тон, оттенки, картина, выразительные средства, пространство. Эти термины используются и в музыке и в живописи. Это свидетельствует о том, что есть много общего между видами искусств. Картины природы в музыке и живописи могут жить как самостоятельной жизнью, так и обогащать, дополнять друг друга, быть взаимосвязаны.
Молодцы ребята, все работали хорошо.
Оцените свою работу самостоятельно. На ваших листочках изображен нотный стан и ноты. Определите на какой ступени нотного стана вы находитесь –до-3, ми-4,соль-5. И сдайте листочки мне. Лист самооценки – нотный стан
Оцени себя сам

__________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ – Дорогие ребята! Мир искусства прекрасен и удивителен! Дорога туда начинается в вашей душе, в вашем сердце. Учитесь раскрывать свою душу для красоты, смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное и тогда, большой мир искусства откроет вам свои тайны. Наш урок подошёл к концу. (Слайд 28) На этом наш урок закончен. Спасибо всем за работу, до свидания.


Яндекс.Метрика