Учебное заведение: МБОУ "СОШ п.Раздольное Лысогорского района Саратовской области"
Населённый пункт: п.Раздольное
Наименование материала: из опыта работы по патриотическому воспитанию
Тема: Программа творческого объединения "Патриот"
Описание:
Патриотическое воспитание на сегодня -одна из актуальных проблем поколения. Предлагаемая работа в системе поможет укрепить мировоззренческо -идеологические основы, сформировать нравственно-устойчивую, цельную личность.
Гурина Наталья Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ п. Раздольное
Лысогорского района Саратовской области»
Из опыта работы по патриотическому воспитанию учащихся: программа
творческого объединения «Патриот».
Характеристика объединения.
Данное объединение будет функционировать второй год. Творческое
объединение рассчитано примерно 10 учащихся от 10 до 15 дет. Программа
объединения предполагает сотрудничество с объединением «Прикладное
творчество», «Веселые нотки», школьным спортивным клубом.
Пояснительная записка:
Пояснительная записка.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня
одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации
»,
ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан
России. Кризис в сфере воспитания, отсутствие мировоззренческо-
идеологических основ и единых концептуальных положений в
патриотическом воспитании требуют осмысленного подхода в применении
различных форм и методов работы Патриотическое воспитание достигается
путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным
направлениям:
Духовно- нравственное направление, включающее в себя:
Формирование нравственно устойчивой цельной
личности, обладающей
такими моральными качествами как добросовестность, честность,
коллективизм, соблюдение правил поведения, уважения к старшему
поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
Воспитание уважения к себе, своим родителям, семейным традициям;
Формирование социальной активности, направленной на служение
интересам своего Отечества;
Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни,
воспитание активной жизненной позиции в отношении своего здоровья,
неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное
здоровье нации.
Культурно- историческое направление предполагающее:
Воспитание потребностей в освоении и сохранении национальной
культуры, традиций и обычаев народов, населяющих Россию;
Формирование понимания места и роли своего народа и страны в развитии
мировой культуры;
Вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических
памятников, памятников боевой и трудовой славы;
Формирование чувства национальной гордости, национального
самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и
религий;
Воспитания любви к малой Родине, гордости за их историю и достижения;
Формирование бережного отношения к природе своей страны.
Гражданско- правовое направление , ориентированное на:
Изучение государственной системы Российской Федерации, ее
Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей
гражданина России, знание Устава, атрибутики, символики ;
Формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного
отношения к национальным интересам России, ее суверенитету,
независимости и целостности;
Воспитание готовности при выборе сферы и конкретных видов
деятельности учитывать не только личные, но и общественные и
государственные интересы;
Развитие правового обучения и воспитания учащихся, формирование
культуры правовых отношений, стремление к соблюдению
законодательных норм;
Усвоение учащимися гражданских прав, выполнение гражданских
обязанностей, формирование уважения прав и свободы личности,
человеческого достоинства.
Военно- патриотическое направление, включающее в себя:
Изучение военной истории России, знание дней воинской славы, боевых,
трудовых подвигов жителей страны;
Сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины,
организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками
локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
Формирование позитивного образа Вооруженных Сил России, готовности
к выполнению воинского долга;
Формирование у учащихся готовности к действиям в экстремальных
условиях природного, техногенного и социального характера.
Цель:
Учащийся общеобразовательной школы должен быть сориентирован на:
·
Патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине,
служение Отечеству;
·
Социальную солидарность – свобода личное и национальная,
доверие к людям, институтам государства и гражданского общества,
справедливость, милосердие, честь, достоинство;
·
Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство,
гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир,
свобода совести и вероисповедание.
Задачи:
1.совершенствование системы патриотического воспитания учеников в
школе, что способствует формированию высокого патриотического
сознания;
2. формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства;
3.воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите.
Ожидаемые результаты:
Диагностический этап:
получение целостной картины состояния героико-патриотического
воспитания в школе и сформированности патриотизма как личностного
качества у членов школьного коллектива.
Содержательно - деятельностный этап:
активизация деятельности в рамках героико-патриотического воспитания.
Рефлексивный этап:
изменение социальной и гражданской позиции у детей;
определение системы дальнейшей деятельности по героико-патриотическому
воспитанию школьников.
Календарно-тематическое планирование
№п/п
Тема
Кол-во
часов
Дата
1.
Знакомство с планом работы.
Задачи объединения.
Тест «Моя гражданская позиция».
2
3.09
2.
Реализация проекта «Я и моя семья».
«Любовь к Родине начинается с любви к своей
семье»
«Я и моя семья: презентация семейных
фотографий».
2
10.09
3.
«Что такое генеалогическое древо.»
«Моя родословная: чту связь поколений».
«Мои родные-защитники родины».
2
17.09
4.
«Искусство старины глубокой»
«Загляни в бабушкин сундук»-рассказы о самой
старинной реликвии семьи.
2
24.09
5.
Акция «Памятник: посадим дерево»
2
1.10
6.
Подготовка проекта «Моя школа».
А) Связь поколений: наши учителя.
Б) Школа славится своими учениками.
В) Будни и праздники школьной жизни.
2
8.10
7.
Подготовка проекта «Моя школа».
А) Связь поколений: наши учителя.
Б) Школа славится своими учениками.
В) Будни и праздники школьной жизни
2
15.10
8
Реализация проекта «Моя школа».
А) Связь поколений: наши учителя.
Б) Школа славится своими учениками.
В) Будни и праздники школьной жизни
2
22.10
9
Подготовка проекта «Мое село».
А) Из истории нашего села.
Б) Старожилы нашего села.
В) Мои односельчане - участники Великой
Отечественной войны.
2
29.10
10
Реализация проекта «Мое село».
А) Из истории нашего села.
Б) Старожилы нашего села.
В) Мои односельчане - участники Великой
Отечественной войны.
2
5.11
11
Путешествие по стране «Права Человека».
Интеллектуальное казино.
2
12.11
12
Дни воинской славы России.
2
19.11
13
Проект «Великие русские полководцы».
2
26.11
14
Соревнования «Готов к труду и обороне»
2
3.12
15
Акция «Никто не забыт ничто не забыто»:
изготовление буклетов и их распространение.
2
10.12
16
Локальные войны(Чечня).
2
17.12
17
Локальные войны (Афган).
2
7.01
18
Акция «Письмо солдату»
2
14.01
19
70-летию Победы посвящается…
«Вставай, страна огромная: как все начиналось».
2
21.01
20
70-летию Победы посвящается…
«Сталь, закаленная огнем»-все о Курской битве.
2
28.01
21
70-летию Победы посвящается…
«Главная высота России» (Сталинградская
битва).
2
4.02
22
70-летию Победы посвящается…
«Памятные места партизанской славы».
2
11.02
23
70-летию Победы посвящается…
«Битва за Москву».
2
18.02
24
70-летию Победы посвящается…
«Взятие Восточного вала» (Форсирование
Днепра).
2
25.02
25
70-летию Победы посвящается…
«Есть память, которой не будет конца» (о
подвиге героев -молодогвардейцев).
2
4.03
26
70-летию Победы посвящается…
«Победители: полководцы и солдаты Великой
Отечественной»
2
11.03
27
Космос начинается с Земли:
космонавты на земле Саратовской.
2
18.03
28
70-летию Победы посвящается…
« Памяти узников концлагерей посвящается…»
2
25.03
29
70-летию Победы посвящается…
«Этот бой в болоте диком» (Ржевская битва)
2
1.04
30
70-летию Победы посвящается…
Битва за Кавказ.
2
8.04
31
70-летию Победы посвящается…
2
15.04
Блокада Ленинграда.
32
70-летию Победы посвящается…
Берлинская операция.
2
22.04
33
70-летию Победы посвящается…
Конкурс чтецов.
2
29.04
34
70-летию Победы посвящается…
«Песня в военной шинели»
2
6.05
35
Акция «Могила солдата».
2
13.05
36.
70-летию Победы посвящается…
Конкурс рисунков «Мы за мир без войны».
2
20.05
37.
Акция «Ветераны живут среди нас».
2
27.05
Литература:
1.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с детьми- М.: ТЦ «
Сфера», 2004
2.Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители
Е.Ю.Александрова и др. - Волгоград: изд. «Учитель», 2007
3.С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию
/под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ « Сфера»,2005
4.Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка. - М.: ТЦ «Сфера», 2008
5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.. Мы живем в России. - М., 2010
6. Вострухина Т.
Н. Воспитание толерантности у детей. - М.: Школьная
прессе, 2011
7.Андреева И.Н. Формирование культурных ценностей молодёжи в сфере
досуга.-М.: ТЦ «Сфера»,2009.
8.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.-М.:
«Просвещение»,2000.
9.Жуков И.М. Военно - патриотическое воспитание старшеклассников.
-
Волгоград: изд. «Учитель», 2002
10Ларшин О.В. Эстетическое развитие и воспитание молодёжи. –М:
Школьная прессе, 2001.