Методический комплект: Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, М., Просвещение, 2013. DVD диск электронное приложение к
учебнику, презентация,
Тема « Реакции ионного обмена»
Цель: сформировать представления о реакциях ионного обмена.
Задачи:
Образовательные:
- сформулировать условия необратимости реакций в растворах;
- организовать деятельность по осознанию учающимися алгоритма составления ионных уравнений;
Развивающие:
- выделять существенные признаки реакций ионного обмена;
- развивать практические умения и навыки при выполнении лабораторных опытов,
- анализировать полученную из проводимого эксперимента информацию.
Воспитательные:
- способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к обучению.
Планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижений.
Виды планируемых учебных
действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижения
результатов
ПРЕДМЕТНЫЕ
Формулируют и воспроизводят понятия
«Электролиты - неэлектролиты»
«Электролитическая диссоциация», «Ионные
реакции», «Условия необратимости
реакций»
Проводят опыты, наблюдают, описывают
наблюдения.
Усвоение понятий,
освоение алгоритма написания реакций
ионного обмена,
действия по образцу
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные УУД
Преобразуют практическую задачу в
познавательную.
Планируют собственную деятельность.
Осуществляют контроль и оценку своих
действий.
Управление свей деятельностью на уроке,
совместные с учителем и одноклассниками
действия учащихся.
Познавательные
УУД
Проводят наблюдение, анализ, выдвигают
предположения (моделируют процессы) и
осуществляют их экспериментальную
проверку.
Совместные (групповые), выполняемые под
руководством учителя.
Коммуникативные
УУД
Обмениваются знаниями между членами
группы для принятия эффективных решений.
Навыки сотрудничества: совместные
(групповые), выполняемые под
руководством учителя.
ЛИЧНОСТНЫЕ
Проявляют устойчивый интерес к поиску
решения проблемы.
Мотивация на решение проблемы.
Устойчивый познавательный интерес.
№ Этапы урока
Техника (технология), приёмы, формы
работы
Оборудование и
учебно-методические
материалы
Деятельность
учащихся
Виды
оценивания.
1
Организацион
ный.
Приветствие, проверка подготовленности
к учебному занятию.
-
Приветствуют
учителя, готовятся
к уроку
-
2
Проверка
домашнего
задания.
Фронтальный опрос по предыдущей теме
(беседа):
Чем различаются электролиты и
неэлектролиты?
Какой процесс проходит с электролитами
Проектор для показа
презентации.
Отвечают на
вопросы.
Работа с
заданиями в
Оценка,
самооценка,
взаимооценка.
На данном этапе
урока возможно
использование
в растворах и расплавах? Как он
записывается? На какие ионы
диссоциируют кислоты? Щелочи? Соли?
Какую информацию несет уравнение:
Al(NO
3
)
3
= Al
3+
+ 3NO
3-
Самостоятельная работа.
Взаимоконтроль.
тетрадях в парах.
Взаимопроверка.
Самооценка.
Все верно – «5»
1-3 ошибки – «4»
4-6ошибок – «3»
Более 6 ошибок –
нет оценки, надо
доработать тему.
этих типов
оценивания на
усмотрение
учителя и в
зависимости от
уровня
подготовленност
и учащихся в
целом. Можно
использовать
взаимооценку с
последующей
проверкой
учителя.
3
Подготовка к
активному и
сознательному
усвоению
нового
материала.
Демонстрационный эксперимент:
Что будет, если смешать растворы двух
различных электролитов?
Презентация.
Таблица
растворимости.
Оборудование и
реактивы у учителя:
Наблюдают за
выпадением
осадка в двух
случаях,
выделением газа
и образованием
воды –
нейтрализацией и
делают устные
Отметка.
Учащиеся
вовлекаются в
беседу –
обсуждение
экспериментов,
которые
проводит
учитель.
штатив с пробирками;
Растворы сульфата
меди (II), гидроксида
натрия, хлорида
бария, серной к-ты,
карбоната натрия,
индикатор ф-н.
выводы.
4
Усвоение
новых знаний.
Этапы составления ионных уравнений:
1.Записали молекулярное уравнение.
Найдите формулы электролитов и
подчеркните их.
2.Ниже распишем их на ионы. Получим
полное ионное уравнение.
3.Найдем одинаковые ионы в левой и
правой частях и зачеркнем их.
Получаем сокращенное уравнение.
Проводят эксперимент на рабочих местах,
выявляют условия протекания ионных
реакций до конца – образуется газ, осадок
Работа в группах.
1 опыт: раствор
гидроксида натрия,
фенолфталеин,
раствор соляной
кислоты.
2 опыт: раствор
хлорида бария и
серной кислоты.
3 опыт: раствор
карбоната натрия и
соляной кислоты.
4 опыт: раствор
сульфата натрия и
Подчеркивают
формулы
электролитов.
Получают полное
ионное
уравнение.
Зачеркивают
подобные и
получают
сокращенное
ионное
Оценка.
На данном этапе
учитель
проверяет
насколько
понятно
учащимся
составление
ионных реакций.
или вода, и обратимых ионных реакций.
Постановка проблемы: при каких
условиях протекают ионные реакции до
конца?
3 условия:
образование осадка, газа или воды
(малодиссоциирующего вещества)
Лабораторный опыт.
Работа групповая.
Алгоритм на слайде
хлорида калия.
уравнение.
Делают выводы о
полученных
результатах
опытов,
записывают в
тетради
уравнения
реакций.
5
Подведение
итогов урока
Учитель предлагает перейти к
обсуждению формулировки определения
"Реакции ионного обмена".
Акцентирует внимание учащихся на
признаках химической реакции, которые
свидетельствуют о необратимости
Презентация.
Делают вывод и
записывают в
тетради понятия:
Реакции ионного
обмена
- реакции обмена
ионами
Отметка.
На этом этапе
подводится итог,
заключение
изученного в
ходе урока,
поэтому
процессов
- в растворах
электролитов
- с образованием
неэлектролита
в виде - осадка,
газа,
малодиссоцииру
ющего вещества
(H
2
O).
достаточно
отметки.
6
Закрепление.
Домашнее
задание.
Рефлексия и
самооценка.
Обучающимся дается задание:
При сливании каких пар растворов
электролитов реакции ионного обмена
возможны, т.е. протекают до конца?
Учитель организует проверку выполнения
задания.
Учитель сообщает учащимся о домашнем
задании, разъясняет методику его
выполнения: §4.
Слайды с заданием,
анкетой.
Обучающиеся
выбирают к
каждой паре
электролитов
условное
обозначение
протекания
реакций ионного
обмена до конца
(необратимо)
Оценка,
взаимооценка,
самооценка.
Оценку и
взаимооценку
можно
поставить за
выполнение
задания в виде
теста.
Самооценку
проводят на
Учитель просит оценить свои впечатления
от изучения новой темы, самочувствие
после урока, ответить на вопросы – я
умею, мне понятно и т.д. в виде анкеты.
1)
2)
3) Н
2
О
4) ↔
основе
результатов
вопросов анкеты
(если большее
количество +
ответов, то тема
усвоена)