Напоминание

"Реакции ионного обмена" 9 класс

Автор: Суглобова Ирина Владимировна

Должность: учитель химии

Учебное заведение: МКОУ лицей №4

Населённый пункт: город Россошь, Воронежская область

Наименование материала: технологическая карта урока

Тема: "Реакции ионного обмена" 9 класс

Описание:

это разработка технологической карты урока для 9 класса разработанная по ФГОС. может быть использована на уроках не только в 9 классе, но и в 11.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_polnoe/index?nomer_publ=1538

Опубликовано 13.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Технологическая карта урока химии в 9 классе.

Методический комплект:
Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, М., Просвещение, 2013. DVD диск электронное приложение к учебнику, презентация,
Тема « Реакции ионного обмена»

Цель:
сформировать представления о реакциях ионного обмена.
Задачи:
Образовательные: - сформулировать условия необратимости реакций в растворах; - организовать деятельность по осознанию учающимися алгоритма составления ионных уравнений; Развивающие: - выделять существенные признаки реакций ионного обмена; - развивать практические умения и навыки при выполнении лабораторных опытов, - анализировать полученную из проводимого эксперимента информацию. Воспитательные: - способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к обучению.

Планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижений.
Виды планируемых учебных действий Учебные действия Планируемый уровень достижения результатов ПРЕДМЕТНЫЕ Формулируют и воспроизводят понятия «Электролиты - неэлектролиты» «Электролитическая диссоциация», «Ионные реакции», «Условия необратимости реакций» Проводят опыты, наблюдают, описывают наблюдения. Усвоение понятий, освоение алгоритма написания реакций ионного обмена, действия по образцу МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные УУД Преобразуют практическую задачу в познавательную. Планируют собственную деятельность. Осуществляют контроль и оценку своих действий. Управление свей деятельностью на уроке, совместные с учителем и одноклассниками действия учащихся. Познавательные УУД Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку. Совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя.
Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений. Навыки сотрудничества: совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя. ЛИЧНОСТНЫЕ Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы. Мотивация на решение проблемы. Устойчивый познавательный интерес.
№ Этапы урока

Техника (технология), приёмы, формы

работы

Оборудование и

учебно-методические

материалы

Деятельность

учащихся

Виды

оценивания.
1
Организацион

ный.
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию. - Приветствуют учителя, готовятся к уроку - 2
Проверка

домашнего

задания.
Фронтальный опрос по предыдущей теме (беседа): Чем различаются электролиты и неэлектролиты? Какой процесс проходит с электролитами Проектор для показа презентации. Отвечают на вопросы. Работа с заданиями в Оценка, самооценка, взаимооценка. На данном этапе урока возможно использование
в растворах и расплавах? Как он записывается? На какие ионы диссоциируют кислоты? Щелочи? Соли? Какую информацию несет уравнение: Al(NO 3 ) 3 = Al 3+ + 3NO 3- Самостоятельная работа. Взаимоконтроль. тетрадях в парах. Взаимопроверка.
Самооценка.
Все верно – «5» 1-3 ошибки – «4» 4-6ошибок – «3» Более 6 ошибок – нет оценки, надо доработать тему. этих типов оценивания на усмотрение учителя и в зависимости от уровня подготовленност и учащихся в целом. Можно использовать взаимооценку с последующей проверкой учителя. 3
Подготовка к

активному и

сознательному

усвоению

нового

материала.
Демонстрационный эксперимент: Что будет, если смешать растворы двух различных электролитов? Презентация. Таблица растворимости. Оборудование и реактивы у учителя: Наблюдают за выпадением осадка в двух случаях, выделением газа и образованием воды – нейтрализацией и делают устные Отметка. Учащиеся вовлекаются в беседу – обсуждение экспериментов, которые проводит учитель.
штатив с пробирками; Растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, хлорида бария, серной к-ты, карбоната натрия, индикатор ф-н. выводы. 4
Усвоение

новых знаний.
Этапы составления ионных уравнений: 1.Записали молекулярное уравнение. Найдите формулы электролитов и подчеркните их. 2.Ниже распишем их на ионы. Получим полное ионное уравнение. 3.Найдем одинаковые ионы в левой и правой частях и зачеркнем их. Получаем сокращенное уравнение. Проводят эксперимент на рабочих местах, выявляют условия протекания ионных реакций до конца – образуется газ, осадок Работа в группах.
1 опыт:
раствор гидроксида натрия, фенолфталеин, раствор соляной кислоты.
2 опыт:
раствор хлорида бария и серной кислоты.
3 опыт:
раствор карбоната натрия и соляной кислоты.
4 опыт:
раствор сульфата натрия и Подчеркивают формулы электролитов. Получают полное ионное уравнение. Зачеркивают подобные и получают сокращенное ионное Оценка. На данном этапе учитель проверяет насколько понятно учащимся составление ионных реакций.
или вода, и обратимых ионных реакций. Постановка проблемы: при каких условиях протекают ионные реакции до конца? 3 условия: образование осадка, газа или воды (малодиссоциирующего вещества) Лабораторный опыт. Работа групповая. Алгоритм на слайде хлорида калия. уравнение. Делают выводы о полученных результатах опытов, записывают в тетради уравнения реакций. 5
Подведение

итогов урока
Учитель предлагает перейти к обсуждению формулировки определения "Реакции ионного обмена". Акцентирует внимание учащихся на признаках химической реакции, которые свидетельствуют о необратимости Презентация. Делают вывод и записывают в тетради понятия: Реакции ионного обмена - реакции обмена ионами Отметка. На этом этапе подводится итог, заключение изученного в ходе урока, поэтому
процессов - в растворах электролитов - с образованием неэлектролита в виде - осадка, газа, малодиссоцииру ющего вещества (H 2 O). достаточно отметки. 6
Закрепление.

Домашнее

задание.

Рефлексия и

самооценка.
Обучающимся дается
задание:
При сливании каких пар растворов электролитов реакции ионного обмена возможны, т.е. протекают до конца? Учитель организует проверку выполнения задания. Учитель сообщает учащимся о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения: §4. Слайды с заданием, анкетой. Обучающиеся выбирают к каждой паре электролитов условное обозначение протекания реакций ионного обмена до конца (необратимо) Оценка, взаимооценка, самооценка. Оценку и взаимооценку можно поставить за выполнение задания в виде теста. Самооценку проводят на
Учитель просит оценить свои впечатления от изучения новой темы, самочувствие после урока, ответить на вопросы – я умею, мне понятно и т.д. в виде анкеты. 1) 2) 3) Н 2 О 4) ↔ основе результатов вопросов анкеты (если большее количество + ответов, то тема усвоена)


Яндекс.Метрика