Напоминание

"Использование ИКТ на уроках английского языка"

Автор: Нохрин Алексей Юрьевич

Должность: заместитель директора, учитель

Учебное заведение: МБОУ ЦО № 43

Населённый пункт: город Тула

Наименование материала: статья

Тема: "Использование ИКТ на уроках английского языка"

Описание:

Использование компьютерной техники и мультимедийных технологий на уроках английского языка.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_polnoe/index?nomer_publ=1735

Опубликовано 03.12.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Использование ИКТ на уроках английского языка.
В начале XXI века, мы не можем представить современную жизнь без использования информационных технологий . Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения, целью которого является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. ИКТ становится неотъемлемым помощником в повышении интереса учащихся к изучаемым проблемам и развивает наглядно-образное мышление, т. к., не находясь в стране изучаемого языка овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке дело весьма трудное. С обучающимися мы, учителя, вынуждены искусственно создавать среду общения, которая, к сожалению, заканчивается со звонком с урока английского языка. А использование информационных компьютерных технологий дает принципиально новые возможности для повышения эффективности учебного процесса. Это расширение доступа к информации в привычной вербальной и иных формах, увеличение выразительных возможностей предоставления информации, соединение ее рациональных и эмоциональных аспектов, включение игровых элементов, возможность использования моделей, широкий выбор методических средств, тиражирование и совершенствование методических материалов и упрощение их передачи на расстояние, новые возможности в концентрации информации, индивидуализация образовательного процесса и его вариативность, новые возможности в организации межпредметных связей, освобождение учителя от рутинного труда и сосредоточение его внимания на творческих или неординарных моментах, повышение интереса к получению знаний. Прорыв в области ИКТ, происходящий в настоящее время, заставляет пересматривать вопросы организации информационного обеспечения познавательной деятельности. Таким образом, ИКТ позволяет рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности: 1. для поиска литературы, во всемирной сети с применением браузеров типа Internet Explorer, Mozilla Firefox Google Chrome и др., различных поисковых систем (Yandex, Rambler, Mai, Google, Yahoo и т.д.) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование и т.д.); 2. для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office: Microsoft Word позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; Microsoft PowerPoint позволяет создавать слайды-презентации для более 1
красочной демонстрации материала; Microsoft Excel выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; Microsoft Office Publisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д. 3. для автоматического перевода текстов с помощью программ- переводчиков (Promt) и электронных словарей (AbbyLingvo); 4. для хранения и накопления информации (CD-, DVD-диски, USB flash- накопители и портативные HDD); 5. для общения (ВК, e-mail, ICQ, Skype, MailAgent, Viber и т.д.); 6. для обработки и воспроизведения графики и звука ( проигрыватели Microsoft Media Player, WinAmp, WinDVD, POT player и т.п., программы для просмотра и редактирования изображений ACDSee, Adobe PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.; Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках английского языка также и для организации самостоятельной работы обучающихся. Они помогают использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний и самокоррекции. Современные программы требуют от обучающегося концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения различных видов памяти. Не каждый школьник способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной неуспеха. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой ученику для усвоения темы урока. ИКТ позволяет учителю показать изучаемый материал с наиболее яркой и важной стороны. Использование различных ресурсов, сочетание разнообразных элементов помогает учащемуся получить более полные и глубокие знания, сформировать собственные зрительные и слуховые образы, которые будут способствовать лучшему усвоению материала. Компьютер позволяет широко использовать визуальный канал. Разнообразие цветовой палитры, анимационные эффекты – все это помогает значительное время удерживать произвольное внимание учащихся. Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются: 1. повышение мотивации и интереса к изучению английского языка; 2. развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях; 2
3. увеличение объема лингвистических знаний; 4. расширение объема знаний по социокультурной специфике страны изучаемого языка; 5. развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка. Также можно выделить ряд дидактических задач, которые решаются в процессе преподавания иностранных языков с помощью ИКТ: 1. формирование и совершенствование языковых навыков и умений чтения, письма, говорения, аудирования; 2. расширение активного и пассивного словарей; 3. приобретение культурологических знаний; 4. формирование культуры общения; 5. формирование элементов глобального мышления; 6. формирование устойчивой мотивации познавательной деятельности, потребности к использованию иностранного языка для целей подлинного общения; 7. формирование навыков работы в группе. Использование только учебника и учителя для формирования самостоятельности мышления, способности к рефлексии (размышлению, самонаблюдению, самооценке) недостаточно. Необходим широкий спектр информации, отражающей разные точки зрения на одну и ту же проблему, предоставляющей учащимся пищу для размышлений, критического анализа, обобщений, самостоятельных выводов и решений. Изучение английского языка с использованием ИКТ дает детям возможность принимать участие в тестированиях, викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать любую информацию по проблеме, над которой они работают, а именно: новости из жизни известных людей, лингво-страноведческий материал, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, он-лайн тестов и программных продуктов позволяют моим учащимся углубить знания, полученные ранее. На своих уроках я часто использую: 1. тренажеры и программы тестирования (включая он-лайн тестирование); 3
2. электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора; 3. электронные энциклопедии и справочники (включая широкий спектр он-лайн сервисов Кембриджского и Оксфордского университетов); 4. образовательные ресурсы университетов МГУ и РУДН; 5. Интерактивные DVD диски с обучающими программами и иллюстрациями 6. видео и аудиотехнику 7. мультимедийные презентации 8. научно-исследовательские работы и проекты. Рассмотрим несколько основных направлений использования ИКТ на уроках 1. Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем. Данное направление является наиболее распространенным в сфере обучения иностранным языкам с помощью ИКТ. Число созданных компьютерных программ для изучения английского языка и электронных пособий уже значительно превышает число “обычных” школьных учебников. Материал данных учебных пособий представлен в виде интерактивных упражнений и часто состоит из теоретического и практического разделов по различным аспектам, включённым в обязательный минимум содержания образования по английскому языку. Данная часть программы может использоваться в качестве дополнительной работы на уроке. На сегодняшний день наиболее популярными программами в использовании являются «Essential Grammar in Use», «Britannica», «Macmillan English Dictionary», «Bridge to English», «Play Way to English» и т.п. 2. Создание мультимедийных презентаций Презентации, создаваемые учителем с помощью программы Microsoft Power Point способствуют значительно лучшему усвоению материала. Возможность создание таблиц, необычное представление текста, аудио и видеоинформации – это лишь малый перечень того, что может быть включено в презентацию. Анимация объектов позволяет визуально выделить наиболее значимые компоненты, что позволит учащимся дополнительно акцентировать внимание на них. Использование презентаций возможно на любом этапе урока. При изучении новых лексических единиц целесообразно использовать картинки и фотографии, которые позволяют осуществить беспереводной (прямой) метод представления лексики. При изучении грамматики возможно анимационно выделить наиболее сложную или важную информацию (например, при изучении вопросов организовать взаимное перемещение подлежащего и сказуемого). Для закрепления изученного материала возможно представление заранее созданных 4
упражнений (например, с пропусками). При наличии в классе интерактивной доски можно вызывать к ней учащихся, которые будут самостоятельно выполнять различные задания. При этом экономится большое количество времени, которое в ходе обычного урока тратится на излишнее переписывание заданий. При создании мультимедиа поддержки урока необходимо четко определить его цели с учетом внедрения ИКТ. Одной из главных целей такого урока становится повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка. ИКТ позволяют учителю показать изучаемый материал с наиболее яркой и важной для учащихся стороны, вызвать интерес к данному вопросу. Использование различных ресурсов, сочетание разнообразных элементов позволяют учащемуся получить более полные и глубокие знания, сформировать собственные зрительные или слуховые образы, которые будут способствовать лучшему усвоению материала. Рассмотрим основные виды лингводидактических задач, которые можно решать с помощью ИКТ, то есть лингвометодические возможности применения компьютерных средств обучения при овладении аспектами языка, формировании навыков и умений в различных видах речевой деятельности: 1. При обучении фонетике: С помощью ИКТ часто используется прием визуализации произношения. Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя ее в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов. Использование микрофона и автоматического контроля произношения позволяет скорректировать фонетические навыки. Компьютер предлагает список слов для перевода и фонетической отработки. Возможна запись произносимого слова или фразы ученика с целью контроля, самоконтроля и корректировки; 2. При обучении грамматике: Использование ИКТ на уроке грамматики возможно при изучении практически любой темы. При правильном расположении, удачном цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении (произношение примеров на иностранном языке) материал будет восприниматься легче и быстрее школьниками, так как будет задействована большая часть рецепторов. Меньшими станут и затраты времени на уроке - исчезнет необходимость записывания материала на доске. С помощью ИКТ интереснее можно провести контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ и 5
оказание справочно-информационной поддержки (автоматизированные справочники по грамматике, системы обнаружения грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом уровнях). 3. При обучении лексике: На основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности, оказания справочно- информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов) возможны такие виды работы, как:  упражнения на заполнение пропусков (в случае неверного ответа возможны следующие варианты развития событий: запрет обучаемому переходить к следующему заданию или предложению; переход обучаемого к следующему заданию или предложению с последующей их корректировкой, а именно выделение другим цветом правильного ответа или проставление знака “крестик”, означающего неверный ответ);  упражнения в виде кроссвордов, где при написании слова неправильная буква высвечивается серым, а не чёрным цветом;  упражнения в виде игры на составление предложений, во время которой обучаемый наводит курсор на необходимое слово, которое после этого перемещается в составляемое предложение и становится за последним перемещённым словом.  упражнения “Найди ошибку “, в котором предлагается исправить то или иное слово в соответствии с данной ситуацией; 4. При обучении чтению: ИКТ позволяет совершенствование навыков техники чтения за счет применения таких приемов, как:  варьирование поля восприятия и темпа предъявления, изменение расположения текста и т.д.;  закрепление рецептивных лексических и грамматических навыков чтения;  овладение умениями извлечения из текста смысловой информации различных видов (основной, второстепенной, уточняющей и т.д.);  обучение различным видам анализа текста;  формирование умения самостоятельного преодоления языковых трудностей; 6
 оказание справочно-информационной поддержки путем предоставления языковой или экстралингвистической информации (за счет использования автоматических словарей, электронных энциклопедий);  контроль правильности и глубины понимания прочитанного текста. 5. При обучении аудированию:  формирование фонетических навыков аудирования;  контроль правильности понимания прослушанного текста. 6. При обучении говорению: формирование фонетических навыков говорения;  организация общения в парах и небольших группах с использованием ролевых игр на базе симулятивно - моделирующих программ. 7. При обучении переводу:  формирование лексических и грамматических навыков перевода;  контроль правильности перевода; овладение умением редактирования текстов переводов с использованием текстовых редакторов и систем машинного перевода;  оказание справочно-информационной поддержки (применение автоматических словарей, глоссариев, систем подбора антонимов и синонимов). Таким образом, внедрение ИКТ на уроках английского языка способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, что обусловлено социальным заказом информационного общества. ИКТ сегодня становятся незаменимыми помощниками в повышении интереса учащихся к изучаемым проблемам, и, как результат этого, мы добиваемся более высокого уровня сформированности конкретных умений, необходимых обучающемуся для овладения иностранным языком. 7


Яндекс.Метрика