"Возможности сервисов ВКС при преподавании информатики"
Автор: Перепелица Лариса Ивановна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "Романовская СОШ"
Населённый пункт: Романовский район Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: "Возможности сервисов ВКС при преподавании информатики"
Описание:
В статье рассматривается проблема внедрения вебинаров в образовательный процесс. Выявлены наиболее популярные сервисы для проведения вебинаров, обозначена эффективность этой формы реализации дистанционного образования.
Возможности сервисов ВКС при преподавании информатики
«Талантливый учитель интересен не только окружающим;
его миссия шире – помочь тем, кто хочет учиться,
используя для этого дистанционные технологии».
А.В.Хуторской
С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», статья 16 которого посвящена вопросу
«Реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных
технологий»: «…Под дистанционными образовательными технологиями понимаются
образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-
телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии
обучающихся и педагогических работников»[1]. Одной из задач при реализации ФГОС
начального и основного общего образования является поиск эффективных форм
реализации внеурочной деятельности учащихся. Эта задача обусловлена структурой
образовательной программы: ФГОС предусматривает реализацию образовательным
учреждением образовательных программ через урочную и внеурочную деятельность[2].
Внедрение ДОТ в образовательный процесс школы в рамках реализации ФГОС
предназначено для решения следующих ключевых задач:
обеспечение учащихся более качественным образованием,
увеличение числа образовательных услуг, предоставляемых ОУ,
повышение мотивации обучения,
создание условий для развития познавательных способностей,
творческого потенциала обучающихся,
обеспечение возможности изучения учебных предметов на
расширенном и углубленном уровне, активного участия во внеурочной и проектной
деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС НОО и ООО,
расширение единого информационного пространства школы .
К основным целям внедрения дистанционных технологий в учебную и
внеурочную деятельность школьников являются можно отнести:
осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со
школьниками;
развитие способности свободного культурного общения;
обучение методам конструктивного взаимодействия и
взаимопонимания;
всестороннее развитие личности ребенка[3].
Проанализировав сложившуюся проблемную ситуацию по реализации некоторых
направлений образовательного процесса нашей школы, можно выделить следующие
предпосылки внедрения технологий ДО :
расширение возможности профильного и предпрофильного обучения
– реализация элективных курсов по истории и обществознанию (в рамках
реализации социально-гуманитарного профиля в старшей школе);
расширение возможностей организации внеурочной и проектной
деятельности при реализации ФГОС ООО;
необходимость подготовки выпускников к ЕГЭ и ОГЭ;
положительный опыт работы других учреждений по внедрению
новой системы обучения учащихся в дистанционном режиме.
Какие же возможности появляются у учащихся и педагога в процессе взаимной
дистанционной коммуникации? В связи с увеличением скорости Интернета в нашей школе
становится возможным проведение онлайн-уроков. Важно, чтобы они были максимально
приближены к традиционным, то есть соответствовали определенным требованиям. Речь
идет о вебинаре и видеоконференции, являющимися незаменимым инструментом
дистанционного обучения. Видеоконференция максимально приближена по своим
параметрам к реальному обучению в режиме виртуального взаимодействия. Именно она
может служить основой синхронного режима обучения, фактически стирающего грань
между очным и дистанционным обучением. Действительно, такая телекоммуникационная
связь реализует возможность «естественного» общения. Она позволяет не только видеть и
слышать друг друга, но и проводить совместное обсуждение с использованием
дополнительных инструментов, таких как доска, предоставляющая возможность
совместного создания и редактирования документа всеми участниками занятия[4].
Вебинар , также онлайн семинар (онлайн курсы) – презентация, лекция, семинар
или курс, организованный при помощи веб-технологий в режиме реального времени. Во
время вебинара каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между
ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения,
установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение.
Основа вебинара — программное обеспечение (виртуальный класс), позволяющее
организовать общение между географически удаленными пользователями в режиме
реального времени. Он объединяет в едином интерфейсе различные инструменты
коммуникации: текстовый, голосовой и видеочат, инструмент «белая доска» для
совместного рисования. Наиболее совершенные виртуальные классы, в дополнение к
перечисленному, дают возможность работы с широким кругом документов, разных
форматов. Среди них есть презентации PowerPoint, документы в форматах doc и pdf,
электронные таблицы Excel, анимацию и видео. Кроме того, с их помощью
осуществляется демонстрация веб-ресурсов, рабочего стола или активных приложений с
компьютера ведущего. Некоторые виртуальные классы оснащены инструментарием для
проведения опросов и голосований среди участников, а также их тестирования.
Проанализировав существующие
бесплатные сервисы для проведения
вебинаров , можно выделить самые популярные. К ним относятся:
BigBlueButton - платформа для видеоконференций и дистанционного обучения:
поддерживает наличие нескольких аудиодорожек и обмен видео,
возможность показа презентаций, документов MicrosoftOffice и OpenOffice,
изображений, PDF документов;
поддерживаются расширенные возможности доски — такие, как
указатель, масштабирование и рисование, доступ к рабочему столу;
для обратной связи со слушателями веб-конференции существуют
публичные и приватные чаты;
пользователь может войти в конференцию либо как зритель, либо как
модератор[8].
OnWebinar — бесплатный сервис онлайн конференций, вебинаров и
видеотрансляций. К основным функциональным возможностям сервиса относятся:
трансляция видео,
общий и персональный чат,
совместные ресурсы (доска рисования, презентации, показ рабочего
стола, файлы и ссылки),
проведение опросов и видеоконференций[6].
SeeMedia – это удобный инструмент для удаленного обучения, проведения
вебинаров и вебконференций.
Сервис предоставляет возможность:
презентовать любые материалы: презентации (PDF, PPT, PPTX),
документы (doc, docx, xls, xlsx), видеоролики, в том числе видеоролики с Youtube;
загружать материалы, рисовать на доске, демонстрировать
участникам рабочий стол и работу любых приложений у вас на экране[7].
Наряду с достоинствами технология вебинаров имеет и ряд недостатков,
которые необходимо учитывать при организации онлайн занятия:
релевантность -
у некоторых педагогов возникают сложности с
восприятием информации на слух или с экрана монитора;
рефрактерность -
преподавателю зачастую сложно уловить
эмоциональное настроение обучающихся и своевременно применить приемы
удержания внимания;
для полноценного участия в вебинаре необходимо иметь такие
технические средства, как микрофон, наушники, доступ в сеть Интернет, в случае
неработоспособности которых вы не сможете участвовать в онлайн-конференции в
полном объеме.
В заключение можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день технология
вебинаров и онлайн - образование - наиболее прогрессивный и непревзойдённый по своим
возможностям способ получения удаленного образования, дающий для учащихся:
– возможность развития сложных умений, таких как навыки мышления,
творческого решения проблем, совместной деятельности и коммуникации;
для учителей - совершенствование собственного педагогического опыта и
мастерства;
для школы- расширение единого информационного пространства .