Личностная и профессиональная творческая самореализация
учителя английского языка
Чем славится Поэт?
Стихами, которые западают в сердце.
Стихи — искорки Света Поэта.
Чем славится Художник?
Картинами, которые вселяют красоту.
Картины — искорки Света Художника.
Чем славится Композитор?
Мелодиями, которые обмывают душу.
Мелодии — искорки Света Композитора.
Чем славится Учитель?
Конечно же, уроками, которые воспитывают личность.
Уроки — искорки Света Учителя.
Ш. А. Амонашвили
Учитель – это призвание и призыв к непрерывному творческому
саморазвитию. Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и
не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является
сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен
на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над
собственным воспитанием. А. Дистервег. Социальным заказом современного
общества востребована личность конкурентоспособная, ориентированная на
непрерывное саморазвитие и самосовершенствование. Мотив к совершенству
есть у каждого педагога. Сегодня каждый учитель должен быть готов к
творческой деятельности, так как это прежде всего залог его успешности, а
значит и востребованности на рынке образовательных услуг. Целью
современных систем образования является непрерывное общее и
профессиональное развитие учителя. Ведь только саморазвивающийся
учитель способен воспитать саморазвивающегося ученика, и только
конкурентоспособный учитель способен взрастить конкурентоспособную
личность. Организация учебно-воспитательного процесса в средней
общеобразовательной школе опирается на философские идеи творческого
саморазвития. Форм активизации учительского творчества сейчас
достаточно. Частично учитель свободен в выборе технологий, учебных
пособий, у него есть широкие возможности заниматься проектной,
исследовательской, инновационной деятельностью. Но все формы доступны
только тем, кто способен к нескончаемому самообразованию.
Восточная мудрость гласит: «Посмотреть внутрь себя и увидеть там секрет.
Секрет успеха учителя – готовность к ревизии своего опыта».
Рассматривая аспекты творчества учителя с позиций диалектического
материализма, можно определить творчество как «процесс создания нового,
выражающий созидательный, преобразующий труд человека, неразрывно
связанный с его познавательной деятельностью, являющийся отражением
объективного мира в сознании человека» (Л.Н. Титова). В процессе
творчества не только отражаются предметы и явления объективного мира, но
и познаются цели, условия и причины возникновения, существования этих
предметов и явлений. Поэтому творчество современного учителя можно
рассматривать как процесс сложных объективносубъективных отношений
между творцами и объектами творчества, как единство познания и
преобразования. Это, в свою очередь, является познавательным компонентом
мировоззрения, так необходимым для формирования качеств личности
педагога. Педагогический аспект понятия творчества как средство созидания
творческой личности учителя - это раскрытие творческого потенциала
личности, что является главной задачей педагогической деятельности,
которая определяется характером этой деятельности, интересами личности и
индивидуальными особенностями. Педагогическое творчество есть процесс
самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных
возможностей учителя в процессе создания педагогических ценностей,
технологий, общения.
Творческий подход к педагогической деятельности обеспечивает
максимальную полноту самореализации личности учителя. Самореализация,
в свою очередь, служит формой профессионального совершенствования,
которое обеспечивает творческое обогащение учителя технологиями в
профессиональной деятельности. Принципиально новые требования
предъявляются сегодня к педагогам, работающим в образовательной системе.
Творческое отношение к организации деятельности учащихся,
ориентированное на развитие личности каждого, создаёт благоприятные
условия для успешной работы и самореализации педагога. Участие в
конкурсах способствует ещё большему развитию активности учителя в
профессии, а ученика в учёбе. Творчество начинается тогда, когда появляется
интерес к деятельности. Поэтому участие в конкурсах просто необходимо для
творческой самореализации как педагога в профессиональной деятельности,
так и ученика в школьной жизни. Творческая активность педагога является
важнейшим условием формирования творческой актив- ности школьников.
Успехи учеников вселяют в педагога уверенность. Всероссийские конкурсы
вдохновляют педагогов на творчество и повышение уровня
профессионального мастерства Сегодня образование – это активная и
творческая работа, как учителя, так и его учеников, это особый
психологический климат на занятиях, построенный на сотворчестве учителя
и ученика, на сотворчестве учащихся в классе и сотворчестве педагогов, как в
коллективе школы, так и во всей системе образования. С точки зрения
философии, творчество можно рассматривать как состояние, как процесс и
как результат. Другими словами, это способ существования личности.
В
содержание образования (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) должны входить не
только знания о природе, обществе, технике, мышлении, способах
деятельности, но и опыт творческой, поисковой деятельности по решению
новых проблем и опыт ценностного отношения к объектам или средствам
деятельности человека.
Проблемы развития творческого потенциала педагогов изучались в работах Е.
И. Огарёва, В. А. Кан-Калика, Н. Д. Никандрова и др. Помощниками учителя
в творческой деятельности являются его ученики.
Варианты сотворчества учителя с учащимися могут быть разными:
�
учитель не согласовывает творческий процесс с деятельностью учащихся,
творит для себя и от себя («педагог-премьер»);
учитель соотносит творческий процесс с деятельностью класса, управляет
общей творческой работой («педагог-дирижёр»);
учитель учитывает нюансы деятельности отдельных учащихся («педагог-
зеркало»);
учитель создаёт общую концепцию урока, учитывает особенности отдельных
учеников, обеспечивает им индивидуальное самовыражение и творческое
сотрудничество («педагог-режиссёр»). Именно этот вариант соответствует
личностно-ориентированному подходу, на который равняется современное
образование
.
У современного учителя, обладающего высоким уровнем
профессиональной культуры, сформирована способность строить свою
педагогическую лабораторию, вырабатывать и постоянно обогащать свою
собственную творческую программу, согретую как ярким умом, так и
теплотой любви и уважения к ученику. Таким образом, современную школу
создает учитель творческого типа. Причем под творчеством понимается не
только создание нового продукта, новых приемов и методов, техник, но и
реализация потенциальных возможностей и способностей учителя, его
потребности в саморазвитии и самореализации. Только там с удовольствием
учатся, где с удовольствием учат.
ЛИТЕРАТУРА 1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической техноло- гии. —
М.: Республика, 1989. — 190 с.
2. Каменская Е. Н. Педагогика. Конспект лекций. — Ростов н/Д.: Феникс,
2007. — 192 с.
3. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.:
Магистр, 1999. — 200 с.
4. Подунов Л. С. Слагаемые мастерства педагога. — М.: ДОСААФ, 1990. —
1996 с.
5. Симонов В. М. Педагогика. Краткий курс лекций. — Волгоград: Учитель,
1998. — 84 с. 6. Честных Ю. Н. Открыть человека. — М.: Пр
освеще- ние,
1991. — 208 с