Напоминание

"Личностная и профессиональная творческая самореализация учителя английского языка"

Автор: Бондаренко Людмила Ивановна

Должность: учитель английского языка

Учебное заведение: ГБОУ Гимназия №196

Населённый пункт: г. Санкт-Петербург

Наименование материала: статья

Тема: "Личностная и профессиональная творческая самореализация учителя английского языка"

Описание:

Статья о личностной и творческой самореализации современного учителя английского языка.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_polnoe/index?nomer_publ=195

Опубликовано 14.08.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Личностная и профессиональная творческая самореализация

учителя английского языка
Чем славится Поэт? Стихами, которые западают в сердце. Стихи — искорки Света Поэта. Чем славится Художник? Картинами, которые вселяют красоту. Картины — искорки Света Художника. Чем славится Композитор? Мелодиями, которые обмывают душу. Мелодии — искорки Света Композитора. Чем славится Учитель? Конечно же, уроками, которые воспитывают личность. Уроки — искорки Света Учителя. Ш. А. Амонашвили Учитель – это призвание и призыв к непрерывному творческому саморазвитию. Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием. А. Дистервег. Социальным заказом современного общества востребована личность конкурентоспособная, ориентированная на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование. Мотив к совершенству есть у каждого педагога. Сегодня каждый учитель должен быть готов к творческой деятельности, так как это прежде всего залог его успешности, а значит и востребованности на рынке образовательных услуг. Целью современных систем образования является непрерывное общее и профессиональное развитие учителя. Ведь только саморазвивающийся учитель способен воспитать саморазвивающегося ученика, и только конкурентоспособный учитель способен взрастить конкурентоспособную личность. Организация учебно-воспитательного процесса в средней общеобразовательной школе опирается на философские идеи творческого саморазвития. Форм активизации учительского творчества сейчас достаточно. Частично учитель свободен в выборе технологий, учебных пособий, у него есть широкие возможности заниматься проектной, исследовательской, инновационной деятельностью. Но все формы доступны только тем, кто способен к нескончаемому самообразованию. Восточная мудрость гласит: «Посмотреть внутрь себя и увидеть там секрет. Секрет успеха учителя – готовность к ревизии своего опыта».
Рассматривая аспекты творчества учителя с позиций диалектического материализма, можно определить творчество как «процесс создания нового, выражающий созидательный, преобразующий труд человека, неразрывно связанный с его познавательной деятельностью, являющийся отражением объективного мира в сознании человека» (Л.Н. Титова). В процессе творчества не только отражаются предметы и явления объективного мира, но и познаются цели, условия и причины возникновения, существования этих предметов и явлений. Поэтому творчество современного учителя можно рассматривать как процесс сложных объективносубъективных отношений между творцами и объектами творчества, как единство познания и преобразования. Это, в свою очередь, является познавательным компонентом мировоззрения, так необходимым для формирования качеств личности педагога. Педагогический аспект понятия творчества как средство созидания творческой личности учителя - это раскрытие творческого потенциала личности, что является главной задачей педагогической деятельности, которая определяется характером этой деятельности, интересами личности и индивидуальными особенностями. Педагогическое творчество есть процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных возможностей учителя в процессе создания педагогических ценностей, технологий, общения. Творческий подход к педагогической деятельности обеспечивает максимальную полноту самореализации личности учителя. Самореализация, в свою очередь, служит формой профессионального совершенствования, которое обеспечивает творческое обогащение учителя технологиями в профессиональной деятельности. Принципиально новые требования предъявляются сегодня к педагогам, работающим в образовательной системе. Творческое отношение к организации деятельности учащихся, ориентированное на развитие личности каждого, создаёт благоприятные условия для успешной работы и самореализации педагога. Участие в конкурсах способствует ещё большему развитию активности учителя в профессии, а ученика в учёбе. Творчество начинается тогда, когда появляется интерес к деятельности. Поэтому участие в конкурсах просто необходимо для творческой самореализации как педагога в профессиональной деятельности, так и ученика в школьной жизни. Творческая активность педагога является важнейшим условием формирования творческой актив- ности школьников. Успехи учеников вселяют в педагога уверенность. Всероссийские конкурсы вдохновляют педагогов на творчество и повышение уровня профессионального мастерства Сегодня образование – это активная и творческая работа, как учителя, так и его учеников, это особый психологический климат на занятиях, построенный на сотворчестве учителя и ученика, на сотворчестве учащихся в классе и сотворчестве педагогов, как в коллективе школы, так и во всей системе образования. С точки зрения философии, творчество можно рассматривать как состояние, как процесс и как результат. Другими словами, это способ существования личности. В
содержание образования (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) должны входить не только знания о природе, обществе, технике, мышлении, способах деятельности, но и опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем и опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека. Проблемы развития творческого потенциала педагогов изучались в работах Е. И. Огарёва, В. А. Кан-Калика, Н. Д. Никандрова и др. Помощниками учителя в творческой деятельности являются его ученики. Варианты сотворчества учителя с учащимися могут быть разными: � учитель не согласовывает творческий процесс с деятельностью учащихся, творит для себя и от себя («педагог-премьер»);  учитель соотносит творческий процесс с деятельностью класса, управляет общей творческой работой («педагог-дирижёр»);  учитель учитывает нюансы деятельности отдельных учащихся («педагог- зеркало»);  учитель создаёт общую концепцию урока, учитывает особенности отдельных учеников, обеспечивает им индивидуальное самовыражение и творческое сотрудничество («педагог-режиссёр»). Именно этот вариант соответствует личностно-ориентированному подходу, на который равняется современное образование . У современного учителя, обладающего высоким уровнем профессиональной культуры, сформирована способность строить свою педагогическую лабораторию, вырабатывать и постоянно обогащать свою собственную творческую программу, согретую как ярким умом, так и теплотой любви и уважения к ученику. Таким образом, современную школу создает учитель творческого типа. Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых приемов и методов, техник, но и реализация потенциальных возможностей и способностей учителя, его потребности в саморазвитии и самореализации. Только там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат. ЛИТЕРАТУРА 1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической техноло- гии. — М.: Республика, 1989. — 190 с. 2. Каменская Е. Н. Педагогика. Конспект лекций. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007. — 192 с. 3. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.: Магистр, 1999. — 200 с. 4. Подунов Л. С. Слагаемые мастерства педагога. — М.: ДОСААФ, 1990. — 1996 с.
5. Симонов В. М. Педагогика. Краткий курс лекций. — Волгоград: Учитель, 1998. — 84 с. 6. Честных Ю. Н. Открыть человека. — М.: Пр освеще- ние, 1991. — 208 с


Яндекс.Метрика