Напоминание

"Профессиональный стандарт — инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире".

Автор: Колоухина Алла Юрьевна

Должность: учитель математики

Учебное заведение: МАОУ Домодедовская гимназия № 5

Населённый пункт: г. Домодедово Московская обл.

Наименование материала: статья

Тема: "Профессиональный стандарт — инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире".

Описание:

Краткое рассуждение на тему введение Профессионального стандарта педагога в 2017 году.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_polnoe/index?nomer_publ=2121

Опубликовано 03.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


«Профессиональный стандарт — инструмент реализации стратегии

образования в меняющемся мире».
Развитие технологий, необходимость постоянно решать нестандартные задачи — всё это вместе взятое выдвигает новые требования к специалисту любой области. Сегодня любого работодателя помимо квалификации интересуют такие качества работника как мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, умение работать в команде. Открытость сложному противоречивому миру, постоянная готовность к изменениям, ответственность и самостоятельность в принятии решений — неотъемлемые профессиональные качества успешного работника в любой сфере деятельности, включая педагогическую. Итак, появился документ, который должен заменить действующие «квалификационные характеристики». Согласно ПСП, от российского учителя ждут не только умения «планировать и проводить учебные занятия», как было раньше. К школьному преподавателю предъявляют куда больше требований. Отсюда вытекает необходимость наполнения профессионального стандарта учителя компетенциями: • работа с одаренными учащимися; • работа в условиях реализации школой программ инклюзивного образования; • преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным; • работа с учащимися массовых школ, имеющими проблемы в развитии; • работа с девиантными социально запущенными учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении; • мониторинг и экспертиза качества обучения, соответствующие международным стандартам. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт? Многие педагоги с тревогой ожидают грядущие перемены. Одни думают, что «бумажной работы» не просто станет меньше, а в несколько раз
больше. Других пугает работа с инклюзивными детьми. Третьи думают, что это все делается для уменьшения заработной платы. Четвертые боятся потерять свои категории. Ну, а пятые (поколение постарше) вообще думают, что их уволят. По мнению экспертов, далеко не все учителя могут соответствовать требованиям стандарта. Он, например, предполагает, что все педагоги должны знать хотя бы один иностранный язык и уметь «вместе с учениками использовать иноязычные источники информации». Учитель должен стать профессиональным психологом, который понимает «стадии и кризисы развития, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни». Учитель будущего прекрасно владеет компьютером, может проводить видеоконференции, видео презентации и вести видео консультации, разбирается в социальных сетях. Помимо образовательной, учителя должны уметь вести «проектную деятельность», «полевую практику», а также организовывать экскурсии и походы. Перечень компетенций, внесенных в новый профессиональный стандарт, можно продолжить. Становится страшновато от обилия предъявляемых к педагогу требований, но большей части требований основная масса учителей соответствует. Особенно, если Вы уже работаете ФГОС. Зато стандарт показывает, какие стороны своей профессиональной деятельности следует «подтянуть» каждому педагогу. То есть, Профессиональный стандарт позволяет провести самоэкспертизу профессиональной деятельности, определить сильные и слабые стороны, наметить пути профессионального роста. Однако очень опасно, разработав новый профессиональный стандарт учителя, немедленно предъявлять его в качестве нормативного требования к деятельности педагога. Нельзя требовать с людей того, чему их специально не обучали. Разработка и утверждение нового профессионального стандарта учителя неизбежно влечет за собой:
• пересмотр существующих стандартов содержания высшего профессионального педагогического образования • качественную реорганизацию системы переподготовки учителей. Но наиболее важным для себя вижу необходимость серьезного методического обеспечения образовательного процесса: • написание развернутых методических пособий (в настоящее время авторы учебников не затрудняют себя написанием методических рекомендаций для учителя); • перестраивание системы повышения квалификации (оно должно выстраиваться в виде формирования (отработки) конкретных компетенций); • налаживание системы методического сопровождения образовательного процесса (когда отслеживается не только результат работы учителя на основании проведенных контрольных работ; а ведется системная работа по анализу процесса работы учителя, соблюдения им технологии педагогического процесса). Учитель математики и ИКТ должен соответствовать всем требованиям ПС учителя, вместе с тем он должен владеть специальными компетенциями, необходимыми для преподавания данного предмета и выдвигает перед ним особые задачи. Главным образовательным результатом освоения математики является формирование способности к логическому рассуждению; к постижению основ математических моделей реального процесса. Моя основная задача, как учителя математики, по мнению Профессионального стандарта состоит в формировании у учащихся модели математической деятельности. Это не возможно сделать без тесного сотрудничества с учителями начальной школы, преподавателями других предметов, без сотрудничества с учащимися, так как только совместный анализ учебных и жизненных ситуаций, в которых можно применить математический аппарат и инструменты, методы и приемы понимания математического текста, построение логических рассуждений, ведение
диалога, поддержание позитивных эмоций от математической деятельности повышает мотивацию к обучению и формирует математическую культуру. Это еще не все компетенции, которыми должен владеть учитель математики. Мы многое умеем, мы сможем многому научиться. Вспомним, как лет пятнадцать назад учились отправлять письма с помощью электронной почты, как на диковину, смотрели на интерактивную доску, сколько копий было сломано по поводу ЕГЭ и ОГЭ. И если из 7 пунктов общепользовательской ИКТ-компетентности пятью мы владеем, то для нас не составит труда овладеть еще двумя. Правда возникает вопрос целесообразности. Я считаю, что педагог не должен тратить время на «устранение неполадок» или «обеспечение расходуемых материалов», эти проблемы должны решать технические специалисты. Насыщенный перечень «базовых» элементов ИКТ-компетенций содержит много вопросов к формулировкам, например, «Какой уровень владения клавиатурным вводом считается «квалифицированным?»… Курсы повышения квалификации по данному направлению должны помочь решить и эти проблемы. Стандарт (от англ. standard — образец, норма) как эталон, шаблон, модель, образец, который берется как основа для сличения с ним других объектов или свойств. Объектом стандартизации могут стать продукция, процесс или услуга, правила, нормы, различные требования. Объекты, соответствующие стандарту, обычно называют стандартными. А не соответствующие — нестандартными. Имеются другие понятия слова стандарт: изделие, служащее в качестве шаблона; в определенном смысле — образец, трафарет, не имеющий никакой оригинальности. Однако учитель - чуть ли не единственная профессия, в которой профессиональные качества человека так же важны, как и личные качества. Учитель вчера, сегодня, завтра – это человек с богатым внутренним миром и
большой душой, нестандартно мыслящий, видящий лучшее в другом человеке, способный возрождать души детей, наделённый Разумом, Добротой и Любовью. А это уже ни в какие рамки стандарта втиснуть нельзя! Подводя итог всему вышесказанному, хочу отметить, что профессиональный стандарт педагога позволил мне по-новому взглянуть на профессиональные качества учителя. Конечно, в институте мы получили необходимые знания, но время идёт, всё изменяется, поэтому каждый учитель должен соответствовать требованиям, предъявляемым профессии.


Яндекс.Метрика