Напоминание

"Факультатив по физике"

Автор: Фролова Надежда Михайловна

Должность: учитель физики

Учебное заведение: МОБУ СОШ №90

Населённый пункт: р.п. Чунский, Иркутская область

Наименование материала: рабочая программа

Тема: "Факультатив по физике"

Описание:

Факультативный курс рассчитан на 34 ч (1 ч в неделю). Данная про¬грамма направлена на углубленное изучение раздела "Оптика". Факультативный курс предназначен для учащихся 10-11 классов, выбравших естественно -научный профиль. В предлагаемом курсе знакомство с различными оптическими приборами, объяснение законов геометрической оптики с помощью принципа Ферма позволят расширить кругозор учащихся. При изучении курса учащиеся знакомятся с законами геометрической оптики и их многочисленными применениями для расчетов оптических приборов: очков, фотоаппаратов, микроскопов и т. д.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_polnoe/index?nomer_publ=2133

Опубликовано 04.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: - Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897. - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». - Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы», утверждённым распоряжением министерства образования Иркутской области от 12.08.2011г. № 920-мр. - Письмо министерства образования Иркутской области от 16.05.2011г. № 55-37-2727/11 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений». - Письмом министерства образования Иркутской области от 4.06.2014г. №55-37-5064/14 «Об использовании регионального учебного плана общеобразовательными организациями Иркутской области». - Письмо министерства образования Иркутской области от 14.11.11 № 55-37-8480/11 «О планировании и организации урочной и внеурочной деятельности». - Распоряжение Министерства образования Иркутской области от 21.05.2012г. №640- мр «О пилотных площадках опережающего введения ФГОС основного общего образования». - Распоряжение министерства образования Иркутской области от 31.12.2010 № 1242-мр «Об организации дистанционного обучения детей-инвалидов» (приложение 1.6 к распоряжению министерства образования Иркутской области от 20.04.2010г. №164-мр с дополнением). - Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №90 р. п.Чунский (2014-2019г.), утверждённой приказом МОБУ «СОШ №90» р. п. Чунский от 12.01. 2015 года №О-6 - Учебный план МОБУ «СОШ №90» р. п. Чунский на 2015-2016 учебный год - Положение о рабочей программе.
Документ, на основании которого разработана рабочая программа:
Физика. 11 класс: элективные курсы / сост. О.А. Маловик. – Волгоград: Учитель, 2008.,. ОрловВ.А.,Сауров Ю.А «Практика решения физических задач»-2015 г
2.
Факультативный курс рассчитан на 34 ч (1 ч в неделю). Данная про грамма направлена на углубленное изучение раздела «Оптика». Факультативный курс предназначен для учащихся 10-11 классов, выбравших естественно -научный профиль. В предлагаемом курсе знакомство с различными оптическими приборами, объяснение законов геометрической оптики с помощью принципа Ферма позволят расширить кругозор учащихся.
При изучении курса учащиеся знакомятся с законами геометри ческой оптики и их многочисленными применениями для расчетов оптических приборов: очков, фотоаппаратов, микроскопов и т. д.
Цель курса
– создание условий для формирования и развития у учащихся: - интеллектуальных и практических умений в области оптических явлений; - интереса к изучению предмета физики; - умению самостоятельно приобретать и применять на практике знания по оптике; - творческих способностей; - коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию. В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения: - наблюдать и описывать оптические явления и свойства; - выдвигать гипотезы; - отбирать необходимые для проведения эксперимента приборы, выполнять измерения; - представлять результаты в виде графиков, таблиц, интерпретировать результаты эксперимента; - делать выводы; - обсуждать результаты эксперимента. Перечисленные умения формируются на основе знаний о геометрических законах оптики.
Срок реализации
рабочей учебной программы – 2015-2016 г.
Основные формы организации занятий
: Методы обучения и формы проведения занятий: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский методы обучения, самостоятельная работа, занимательные, познавательные игры, конкурсы, викторины, экскурсии; лекции, практические занятия, конференция.
Формы и методы контроля достижений учащихся
Методы оценивания раскрываются через заранее предъявленные критерии, характеризующие уровень и качество выполнения работы, что позволяет ученикам контролировать себя самостоятельно. Количество полученных баллов формирует образовательный рейтинг, который учитывается при формировании классов физико- математического, физико-технического или близких им профилей
Учебно-тематический план
№ п/п Разделы/темы 1 Что такое геометрическая оптика 8 ч 2 Зеркала 5 ч 3 Линзы 7 ч 4 Глаз - оптическая система 6 ч 5 Элементы фотометрии 2 ч 6 Приборы, увеличивающие угол зрения 5 ч Защита проектов 1 ч Итого 34 ч

Календарно - тематическое планирование 11 класс
№ n/n Дата проведения Тема и содержание учебного материала урока Ко л- во ча со в план факт
Введение 1час
1 01.09-07.09 Введение 1
Что такое геометрическая оптика 8час
2 08.09-13.09 Световой пучок и дифракция 1 3 14.09-20.09 Решение задач 1 4 21.09-27.09 Принцип Ферма 1 5 28.09-04.10 Полное отражение 1 6 05.10-11.09 Радуга и волоконная оптика 1 7 12.10-18.10 Решение задач 1 8 19.10-25.10 Л.р. №1 «Измерение показателя преломления стекла»
1
9 26.10-31.10 Контрольный урок №1 «Законы геометрической оптики» 1
Зеркала (5 ч)
10 09.11-15.11 Плоское зеркало 1 11 16.11-22.11 Решение задач
1
12 23-28.11 Сферическое зеркало 1 13 01-06.12 Построение изображений в сферическом зеркале
1
14 07-13.12 Контрольный урок №2 «Зеркала»
Линзы (7 ч)
15 14-20.12 Линзы 1 16 21-27.12 Построение изображений в линзах 1
17 11-17.01 Формула тонкой линзы 1 18 18-24.01 Решение задач 1 19 25-31.01 ЛР№2 «Определение фокусного расстояния линзы» 1 20 01-07.02 Повторительно – обобщающий урок 1 21 08-14.02 Контрольный урок №3 «Линзы» 1
Глаз – оптическая система (6 ч)
22 15-26.02 Устройство глаза 1 23 22-28.02 Дефекты зрения 1 24 01-06.03 Цветовая чувствительность глаза. Разрешающая способность глаза 1 25 07-13.03 Решение задач 1 26 14-20.03 ЛР №3 «Определение разрешающей способности глаза» 1 27 21-26.03 Контрольный урок №4 «Глаз – оптическая система» 1
Элементы фотометрии (2 ч)
28 04-10.04 Фотометрические величины 1 29 11-17.04 Решение задач
Приборы, увеличивающие угол зрения (5ч.)
30 18-24.04 Лупа. Микроскоп и телескоп 1 31 25-30.04 Фотоаппарат. Проектор. Спектроскоп. 1 32 02-08.05 Решение задач. 1 33 09-15.05 ЛР№4 «Изучение моделей оптических приборов» 1 34 16-22.05 Повторительно-обобщающий (заключительный) 1
В процессе обучения учащиеся приобретают
следующие знания:
Законы геометрической оптики, явление полного внутреннего отражения и его применение, принцип Ферма, явление дифракции и образование радуги; Способы построения изображения в плоском и сферических зеркалах; Виды линз, способы построения изображений в линзах, формулу тонкой линзы; Строение глаза, основные оптические характеристики глаза, дефекты зрения и способы исправления дефектов зрения; Понятие фотометрии и её основные характеристики; Устройство и принцип работы оптических приборов: лупа, микроскоп, телескоп, проектор, фотоаппарат, спектроскоп.
Учащиеся должны уметь
: Решать задачи на законы геометрической оптики, объяснять явление дифракции и образование радуги; Строить изображения в плоском, сферическом зеркалах, строить изображения в собирающих и рассеивающих линзах, решать задачи на формулу тонкой линзы; Объяснять строение глаза, способности к зрению, дефекты зрения, устройство и принцип работы оптических приборов; Различить фотометрические характеристики света; Работать с оборудованием, собирать установки для экспериментов, выполнять экспериментальные задания, анализировать и делать выводы
Литература
1. Степанова, Г.М. Сборник задач по физике для 9-11 кл. –М.: Просвещение, 2002. 2. Физика – 11 кл.: учеб. для 11 кл. школ и классов с углуб. изуч . физики / А.Т. Глазунов, О.Ф. Кабардин, А.Н. Малинин и др.; под ред. А.А. Пинского. – М.: Просвещение, 2003.-432 с. 3. Курс общей физики. И.В. Савельев М.: «Астрель-АСТ» 2002 г. 4. Орлов В.А., Сауров Ю.А «Практика решения физических задач»-2015 г 5. Использование ресурсов ИНТЕРНЕТ.


Яндекс.Метрика