Факультативный курс рассчитан на 34 ч (1 ч в неделю). Данная про¬грамма направлена на углубленное изучение раздела "Оптика".
Факультативный курс предназначен для учащихся 10-11 классов, выбравших естественно -научный профиль.
В предлагаемом курсе знакомство с различными оптическими приборами, объяснение законов геометрической оптики с помощью принципа Ферма позволят расширить кругозор учащихся.
При изучении курса учащиеся знакомятся с законами геометрической оптики и их многочисленными применениями для расчетов оптических приборов: очков, фотоаппаратов, микроскопов и т. д.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
-
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897.
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г.
№ 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования».
-
Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области,
реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего
образования на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы», утверждённым распоряжением
министерства образования Иркутской области от 12.08.2011г. № 920-мр.
-
Письмо министерства образования Иркутской области от 16.05.2011г. № 55-37-2727/11
«О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений».
-
Письмом министерства образования Иркутской области от 4.06.2014г. №55-37-5064/14
«Об использовании регионального учебного плана общеобразовательными
организациями Иркутской области».
-
Письмо министерства образования Иркутской области от 14.11.11 № 55-37-8480/11 «О
планировании и организации урочной и внеурочной деятельности».
-
Распоряжение Министерства образования Иркутской области от 21.05.2012г.
№640-
мр «О пилотных площадках опережающего введения ФГОС основного общего
образования».
-
Распоряжение министерства образования Иркутской области от 31.12.2010 № 1242-мр
«Об организации дистанционного обучения детей-инвалидов» (приложение 1.6 к
распоряжению министерства образования Иркутской области от 20.04.2010г. №164-мр
с дополнением).
-
Основная образовательная программа основного общего образования
муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
«Средняя
общеобразовательная школа №90 р.
п.Чунский (2014-2019г.), утверждённой приказом
МОБУ «СОШ №90» р. п. Чунский от 12.01. 2015 года №О-6
-
Учебный план МОБУ «СОШ №90» р. п. Чунский на 2015-2016 учебный год
-
Положение о рабочей программе.
Документ, на основании которого разработана рабочая программа:
Физика. 11 класс: элективные курсы / сост. О.А. Маловик. – Волгоград: Учитель, 2008.,.
ОрловВ.А.,Сауров Ю.А «Практика решения физических задач»-2015 г
2. Факультативный курс рассчитан на 34 ч (1 ч в неделю). Данная про
грамма направлена
на углубленное изучение раздела «Оптика».
Факультативный курс предназначен для учащихся 10-11 классов, выбравших
естественно -научный профиль.
В предлагаемом курсе знакомство с различными оптическими приборами, объяснение
законов геометрической оптики с помощью принципа Ферма позволят расширить
кругозор учащихся.
При изучении курса учащиеся знакомятся с законами геометри
ческой оптики и их
многочисленными применениями для расчетов оптических приборов: очков,
фотоаппаратов, микроскопов и т. д.
Цель курса
– создание условий для формирования и развития у учащихся:
-
интеллектуальных и практических умений в области оптических явлений;
-
интереса к изучению предмета физики;
-
умению самостоятельно приобретать и применять на практике знания по
оптике;
-
творческих способностей;
-
коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в
группе, вести дискуссию.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
-
наблюдать и описывать оптические явления и свойства;
-
выдвигать гипотезы;
-
отбирать необходимые для проведения эксперимента приборы, выполнять
измерения;
-
представлять результаты в виде графиков, таблиц, интерпретировать результаты
эксперимента;
-
делать выводы;
-
обсуждать результаты эксперимента.
Перечисленные умения формируются на основе знаний о геометрических законах оптики.
Срок реализации рабочей учебной программы – 2015-2016 г.
Основные формы организации занятий :
Методы обучения и формы проведения занятий: объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский методы обучения,
самостоятельная работа, занимательные, познавательные игры, конкурсы, викторины,
экскурсии; лекции, практические занятия, конференция.
Формы и методы контроля достижений учащихся
Методы оценивания раскрываются через заранее предъявленные критерии,
характеризующие уровень и качество выполнения работы, что позволяет ученикам
контролировать себя самостоятельно. Количество полученных баллов формирует
образовательный рейтинг, который учитывается при формировании классов физико-
математического, физико-технического или близких им профилей
Учебно-тематический план
№
п/п
Разделы/темы
1
Что такое геометрическая оптика
8 ч
2
Зеркала
5 ч
3
Линзы
7 ч
4
Глаз - оптическая система
6 ч
5
Элементы фотометрии
2 ч
6
Приборы, увеличивающие угол зрения
5 ч
Защита проектов
1 ч
Итого
34 ч
Календарно - тематическое планирование 11 класс
№
n/n
Дата проведения
Тема и содержание учебного материала урока
Ко
л-
во
ча
со
в
план
факт
Введение 1час
1
01.09-07.09
Введение
1
Что такое геометрическая оптика 8час
2
08.09-13.09
Световой пучок и дифракция
1
3
14.09-20.09
Решение задач
1
4
21.09-27.09
Принцип Ферма
1
5
28.09-04.10
Полное отражение
1
6
05.10-11.09
Радуга и волоконная оптика
1
7
12.10-18.10
Решение задач
1
8
19.10-25.10
Л.р. №1 «Измерение показателя преломления
стекла»
1
9
26.10-31.10
Контрольный урок №1 «Законы геометрической
оптики»
1
Зеркала (5 ч)
10
09.11-15.11
Плоское зеркало
1
11
16.11-22.11
Решение задач
1
12
23-28.11
Сферическое зеркало
1
13
01-06.12
Построение изображений в сферическом зеркале
1
14
07-13.12
Контрольный урок №2 «Зеркала»
Линзы (7 ч)
15
14-20.12
Линзы
1
16
21-27.12
Построение изображений в линзах
1
17
11-17.01
Формула тонкой линзы
1
18
18-24.01
Решение задач
1
19
25-31.01
ЛР№2 «Определение фокусного расстояния линзы»
1
20
01-07.02
Повторительно – обобщающий урок
1
21
08-14.02
Контрольный урок №3 «Линзы»
1
Глаз – оптическая система (6 ч)
22
15-26.02
Устройство глаза
1
23
22-28.02
Дефекты зрения
1
24
01-06.03
Цветовая чувствительность глаза. Разрешающая
способность глаза
1
25
07-13.03
Решение задач
1
26
14-20.03
ЛР №3 «Определение разрешающей способности
глаза»
1
27
21-26.03
Контрольный урок №4 «Глаз – оптическая
система»
1
Элементы фотометрии (2 ч)
28
04-10.04
Фотометрические величины
1
29
11-17.04
Решение задач
Приборы, увеличивающие угол зрения (5ч.)
30
18-24.04
Лупа. Микроскоп и телескоп
1
31
25-30.04
Фотоаппарат. Проектор. Спектроскоп.
1
32
02-08.05
Решение задач.
1
33
09-15.05
ЛР№4 «Изучение моделей оптических приборов»
1
34
16-22.05
Повторительно-обобщающий (заключительный)
1
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие знания:
Законы геометрической оптики, явление полного внутреннего отражения и его
применение, принцип Ферма, явление дифракции и образование радуги;
Способы построения изображения в плоском и сферических зеркалах;
Виды линз, способы построения изображений в линзах, формулу тонкой линзы;
Строение глаза, основные оптические характеристики глаза, дефекты зрения и способы
исправления дефектов зрения;
Понятие фотометрии и её основные характеристики;
Устройство и принцип работы оптических приборов: лупа, микроскоп, телескоп, проектор,
фотоаппарат, спектроскоп.
Учащиеся должны уметь :
Решать задачи на законы геометрической оптики, объяснять явление дифракции и
образование радуги;
Строить изображения в плоском, сферическом зеркалах, строить изображения в
собирающих и рассеивающих линзах, решать задачи на формулу тонкой линзы;
Объяснять строение глаза, способности к зрению, дефекты зрения, устройство и принцип
работы оптических приборов;
Различить фотометрические характеристики света;
Работать с оборудованием, собирать установки для экспериментов, выполнять
экспериментальные задания, анализировать и делать выводы
Литература
1.
Степанова, Г.М. Сборник задач по физике для 9-11 кл. –М.: Просвещение, 2002.
2.
Физика – 11 кл.: учеб. для 11 кл. школ и классов с углуб. изуч . физики / А.Т.
Глазунов, О.Ф. Кабардин, А.Н. Малинин и др.; под ред. А.А. Пинского. – М.:
Просвещение, 2003.-432 с.
3.
Курс общей физики. И.В. Савельев М.: «Астрель-АСТ» 2002 г.
4.
Орлов В.А., Сауров Ю.А «Практика решения физических задач»-2015 г
5.
Использование ресурсов ИНТЕРНЕТ.