«Образ времени в поэме Сергея Есенина «Анна Снегина».
Тема урока : «Образ времени в поэме Сергея Есенина «Анна Снегина».
Учитель русского языка и литературы :Белова Галина Михайловна
Цель урока: показать, что «Анна Снегина» - одно из выдающихся
произведений русской литературы; обучить анализу художественного
произведения;
показать народность творчества С.А.Есенина.
Методические приемы: аналитическая беседа, работа с текстом поэмы.
Оборудование: презентация
Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.
Ход урока:
I. Слово учителя . Сегодня в центре нашего урока поэма Сергея Есенина
«Анна Снегина»
. - Какова цель нашего урока?
- Все прочитали поэму? Ваше впечатление о прочитанной поэме? Что
запомнилось?
II. Словарная работа: поэма, антитеза (объяснить эти понятия)
III. История написания поэмы. ( просмотр презентации)
IV.Анализ произведения :
1.В чем состоит жанровое своеобразие поэмы?
2. Назовите тему и идею поэмы.
- В этой поэме сплелись все основные темы лирики Есенина: родина, любовь,
«Русь уходящая» и «Русь советская». Сам поэт определил свое произведение
как лиро-эпическую поэму. Он считал ее лучшим произведением из всех,
написанных раннее.
-С какими произведениями русской литературы созвучна поэма Есенина?
3. Композиция поэмы. Что такое композиция произведения?
-На какие части можно разделить поэму?
4. Когда происходят события в поэме?
Основная часть поэмы воспроизводит события 1917 года на Рязанской земле.
В пятой главе содержится эскизный набросок деревенской
послереволюционной Руси – действие в поэме кончается 1923 годом. Поэма
автобиографична, в ее основе – воспоминания о юношеской любви. Но личная
судьба героя осмыслена в связи с судьбой народной. В образе героя – поэта
Сергея - мы угадываем самого Есенина. Прообраз Анны – Л.И.Кашина, которая,
однако, не покинула Россию. В 1917 году она передала свой дом в
Константинове крестьянам, сама жила в усадьбе на Белом Яру на Оке. Там
бывал Есенин. В 1918 году она переехала в Москву, работала машинисткой.
Есенин встречался с ней в Москве. Но прототип и художественный образ вещи
разные, и худ. образ всегда богаче.
4.Рассказать о главных героях поэмы.
Анна – центральный образ поэмы. Имя героини звучит по-особому поэтично и
многозначно. В этом имени – полнозвучность, красота аллитерации, богатство
ассоциаций. Снегина – символ чистоты белого снега, перекликается с весенним
цветом черемухи, это имя – символ утраченной юности. Возникают ассоциации
с есенинскими образами: девушка в белом, тонкая березка, снежная черемуха.
5. Речь какого героя открывает поэму? О чем он рассказывает?
(Поэма
начинается с рассказа возницы, который везет возвращающегося с войны героя
в родные места. Из его слов мы узнаем «печальные вести» о том, что
происходит в тылу: жители когда-то богатого села Радова враждуют с соседями
– бедными и вороватыми криушанами. Эта вражда привела к скандалу и
убийству старосты и к постепенному разорению Радова:
С тех пор у нас неуряды.
Скатилась со счастья вожжа.
Почти что три года кряду
У нас то падеж, то пожар.)
6.Что общего между лирическим героем и автором? Можно ли их
отождествлять?
(Хотя лирический герой носит имя Сергей Есенин, его
нельзя полностью отождествлять с автором. Герой, в недавнем прошлом
крестьянин села Радова, а ныне знаменитый поэт, дезертировавший из армии
Керенского и теперь вернувшийся в родные места, конечно, имеет с автором
много общего и, прежде всего, в строе мыслей, в настроениях, в отношении к
описываемым событиям и людям.)
7. Как высказывается отношение к войне?
(Военные действия не
описываются; ужасы и нелепость, бесчеловечность войны показаны через
отношение к ней лирического героя. Слово «дезертир» обычно вызывает
неприязнь, это почти предатель) Почему же герой чуть не с гордостью говорит
о себе: «Другую я явил отвагу – Был первый в стране дезертир»?)
8.Почему герой самовольно возвращается с войны? Прочитать отрывки из
текста.
(Воевать «за чей-то чужой интерес», стрелять в другого человека, в «брата» -
это не геройство. Потерять человеческий облик: «Война мне всю душу изъела»
- не геройство. Быть игрушкой на войне, пока «купцы да знать» спокойно живут
в тылу, а «прохвосты и дармоеды» сгоняют людей на фронт умирать – тоже не
геройство. В этой ситуации отвагой действительно было то, что сделал
лирический герой, дезертировал. Он возвращается с войны летом 1917 года.)
9. Отношение автора к войне.
Одна из главных тем поэмы – осуждение империалистической и
братоубийственной гражданской войны. В деревне в это время плохо:
У нас теперь неспокойно.
Испариной все зацвело.
Сплошные мужицкие войны –
Дерутся селом на село.
Символичны эти крестьянские войны. Они являются прообразом большой
братоубийственной войны, народной трагедии, от которой, по словам
мельничихи, едва не «пропала Расея». Войну осуждает и сам автор, который не
боится назвать себя «первым в стране дезертиром». Отказ от участия в кровавой
бойне – не поза, а глубинное, выстраданное убеждение.
10. Каким видится прошлое лирическому герою ?( Прошло три года с тех
пор, как герой покинул родные места, и многое ему кажется далеким,
изменившимся. Он смотрит другими глазами: «Так мил моим вспыхнувшим
взглядам состарившийся плетень», «разросшийся сад»,сирень. Эти милые
приметы воссоздают образ «девушки в белой накидке» и вызывают горькую
мысль:
Мы все в эти годы любили,
Но мало любили нас.)
11.Каковы настроения земляков поэта?
(Люди встревожены событиями,
которые докатились и до их деревень: «Сплошные мужицкие войны», а причина
– «безвластье. Прогнали царя…». Мы узнаем про «булдыжника, драчуна,
грубияна» Прона Оглоблина, озлобленного пьяницу, убийцу старосты.
Выясняется, что «Теперь таких тысячи стало/ Творить на свободе гнусь». И как
страшный итог: «Пропала Расея, пропала../Погибла кормилица Русь.)
12.Какие вопросы волнуют мужиков? (
Во-первых, это извечный вопрос о
земле: «Скажи:/Отойдут ли крестьянам /Без выкупа пашни господ?». Второй
вопрос - о войне: «За что же тогда на фронте / Мы губим себя и других?».
Третий вопрос: «Скажи,/ Кто такое Ленин?».
13.Почему герой отвечает: «Он - вы»?
(Этот афоризм о Ленине – народном
вожде- знаменателен. Здесь герой поднимается до подлинного историзма в
показе революционных событий Крестьяне-труженики, особенно деревенская
беднота, горячо приветствуют советскую власть и идут за Лениным, т.к.они
слышали, что он борется за то, чтобы навсегда освободить крестьян от
помещичьего гнета и отдать им «без выкупа пашни господ»).
14.Какие предстают перед нами крестьяне?
(Прон – русский традиционный
мятежник, воплощение пугачевского начала. Лабутя,его брат, - приспособленец
и тунеядец.)
15.Есть ли в поэме положительный тип крестьянина?
(Конечно, есть. Это
мельник- воплощение доброты, человечность, близость к природе. Все это
делает мельника одним из главных героев поэмы.)
V.Сообщения учеников.
- С революционными событиями тесно связана судьба главных героев поэмы:
помещицы Анны Снегиной, весь хутор которой во время революции крестьяне
забрали; крестьянина-бедняка Оглоблина Прона, борющегося за власть
Советов; старика мельника и его жены; рассказчика поэта, вовлеченного
революционной бурей в «мужицкие дела». Отношение Есенина к своим героям
проникнуто озабоченностью их судьбами. В отличие от первых произведений,
воспевающих преображенную крестьянскую Русь как единое целое, в «Анне
Снегиной» он не идеализирует русское крестьянство.
СООБЩЕНИЕ.
-Есенин предвидит трагедию крестьянства 1929-1933 годов, наблюдая и
переживая истоки этой трагедии. Есенина тревожит, что русский крестьянин
перестает быть хозяином и работником на своей земле, что он ищет легкой
жизни, стремится к наживе любой ценой. Для Есенина главное – нравственные
качества людей. Революционная свобода отравила деревенских мужиков
вседозволенностью, разбудила в них нравственные пороки.
VI.Посмотрим, как развивается образ времени в поэме.
Поэма Есенина и о
времени, и о том, что остается неизменным во все времена.
-Определим временные рамки событий в поэме?
-Изменились ли герои за это время или нет?
- Как показаны чувства героев, Анны и Сергея, при встрече?
(Диалог героев
идет в двух планах: очевидном и неявном (гл.3). Идет обычный вежливый
разговор людей, почти чужих друг другу. Но отдельные реплики, жесты
показывают, что чувства героев живы.(ПРОЧИТАТЬ)
-В чем причина разлада в отношениях героев?
(Прон Оглоблин задумал
отобрать у Снегиных угодья, а для переговоров взял «важного», как он считал
человека, столичного жителя. Приехали они совсем не вовремя: оказалось, что
только что пришло известие о гибели мужа Анны. В горе она бросает
обвинение Сергею: «Вы – жалкий и низкий трусишка./ Он умер…/А вы вот
здесь…». Все лето герои не виделись).
-Что хотел сказать Есенин, изображая несостоявшееся счастье героев?
VII.Беседа:
1.Как изображается в поэме новая власть?
(Октябрь 1917 года герой
встречает в деревне. О перевороте он узнает от Прона, который «от радости
чуть не помер», «Теперь мы всех раз – и квас! / Без всякого выкупа с лета / Мы
пашни берем и леса». Мечта Прона отобрать землю у Снегиных сбывалась,
подкрепленная новой властью,: «В России теперь Советы / И Ленин – старшой
комиссар». Советская власть изображается иронически, даже саркастически. Во
власть полезли первые бездельники и пьяницы, вроде брата Прона Лабути,
который «хвальбишка и дьявольский трус», «Такие всегда на примете./Живут не
мозоля рук./ И вот он, конечно, в Совете»).
2.Какие события происходят до следующего приезда героя в родные места?
(Проходит 6 лет: «Суровые, грозные годы!» Добро, отобранное у помещиков,
не принесло крестьянам счастья: зачем «чумазому сброду» «рояли» и
«граммофон» - играть «коровам тамбовский фокстрот»? «
Удел хлебороба
гас » ).
3.Откуда узнает герой о событиях в Криуше?
(О событиях он узнает из
письма мельника: Прон расстрелян дениковцами, Лабутя спасся – «в солому
залез», а потом долго голосил: «Мне нужно бы красный орден / за храбрость
мою носить», а теперь гражданская война утихла, «буря пошла в угомон»).
4.И снова наш герой в деревне. Какое впечатление произвело на него
письмо Анны? (Герой получает письмо с «лондонской печатью». В письме ни
слова упрека, ни жалобы, ни сожаления о потерянном имении, только светлая
ностальгия. ПРОЧИТАТЬ .Сергей остается по-прежнему холодным и почти
циничным: «Письмо как письмо./Беспричинно. /Я в жисть бы таких не писал.»)
5.Как меняется лейтмотив поэмы в заключительной ее части?
(Здесь
проступает «второй план», глубинный. Герой как будто не задет письмом, как
будто делает все по- прежнему, но все ему видится уже другим.
6.
Что изменилось? «По-старому» заменилось на «по-прежнему»,
«состарившийся» плетень стал «погорбившимся».)
СООБЩЕНИЕ.
-Поэт – герой поэмы – постоянно подчеркивает, что его душа уже во многом
закрыта для лучших чувств и прекрасных порывов: «Ничто не пробилось мне в
душу,/ Ничто не смутило меня.» И лишь в финале звучит аккорд –
воспоминание о самом прекрасном и навсегда-навсегда утраченном. Разлука с
Анной в лирическом контексте поэмы – это разлука с юностью, разлука с
самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни. Но – главное в
поэме – все человеческое прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с
ним навсегда как память, как «живая жизнь»:
Иду я разросшимся садом,
Лицо задевает сирень.
Так мил моим вспыхнувшим взглядам
Погорбившийся плетень.
Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет,
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: «Нет!»
Далекие, милые были!..
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас.
VII. Заключительное слово учителя. Возвращение к эпиграфу.
-«Далекие. милые» образы заставили душу помолодеть, но и пожалеть об
ушедшем безвозвратно. В конце поэмы изменилось всего одно слово, но смысл
изменился значительно. Природа, родина, весна, любовь – эти слова одного
ряда. И прав тот человек, который прощает. (Чтение эпиграфа)
VIII. Рефлексия.- Что нового вы открыли для себя на уроке?
-Актуальна ли сегодня поэма Есенина?
-Какие жизненные уроки вы взяли на этом занятие?
IXI. Домашнее задание. Еще раз осмыслить поэму и написать сочинение-
миниатюру о своих впечатлениях.