Напоминание

"Образ времени в поэме Сергея Есенина "Анна Снегина".

Автор: Белова Галина Михайловна

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МБОУ "Староильдеряковская СОШ"

Населённый пункт: Аксубаевский район село Старое Ильдеряково

Наименование материала: конспект урока

Тема: "Образ времени в поэме Сергея Есенина "Анна Снегина".

Описание:

конспект урока в 11 классе по творчеству С.А.Есенина

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_polnoe/index?nomer_publ=2478

Опубликовано 27.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Белова Галина Михайловна

МБОУ «Староильдеряковская СОШ»

Аксубаевского муниципального района

Республики Татарстан

Конспект урока литературы в 11 классе

«Образ времени в поэме Сергея Есенина «Анна Снегина».


Тема урока
:
«Образ времени в поэме Сергея Есенина «Анна Снегина».

Учитель русского языка и литературы :Белова Галина Михайловна

Цель урока:
показать, что «Анна Снегина» - одно из выдающихся произведений русской литературы; обучить анализу художественного произведения; показать народность творчества С.А.Есенина.
Методические приемы:
аналитическая беседа, работа с текстом поэмы.
Оборудование:
презентация Разберемся во всем, что видели, Что случилось, что сталось в стране, И простим, где нас горько обидели По чужой и по нашей вине.
Ход урока:
I.
Слово учителя
. Сегодня в центре нашего урока поэма Сергея Есенина «Анна Снегина» . - Какова цель нашего урока? - Все прочитали поэму? Ваше впечатление о прочитанной поэме? Что запомнилось? II.
Словарная работа: поэма, антитеза
(объяснить эти понятия) III.
История написания поэмы.
( просмотр презентации)
IV.Анализ произведения
:
1.В чем состоит жанровое своеобразие поэмы?

2. Назовите тему и идею поэмы.
- В этой поэме сплелись все основные темы лирики Есенина: родина, любовь, «Русь уходящая» и «Русь советская». Сам поэт определил свое произведение как лиро-эпическую поэму. Он считал ее лучшим произведением из всех, написанных раннее. -С какими произведениями русской литературы созвучна поэма Есенина? 3.
Композиция поэмы.
Что такое композиция произведения? -На какие части можно разделить поэму? 4.
Когда происходят события в поэме?
Основная часть поэмы воспроизводит события 1917 года на Рязанской земле. В пятой главе содержится эскизный набросок деревенской послереволюционной Руси – действие в поэме кончается 1923 годом. Поэма автобиографична, в ее основе – воспоминания о юношеской любви. Но личная судьба героя осмыслена в связи с судьбой народной. В образе героя – поэта Сергея - мы угадываем самого Есенина. Прообраз Анны – Л.И.Кашина, которая, однако, не покинула Россию. В 1917 году она передала свой дом в Константинове крестьянам, сама жила в усадьбе на Белом Яру на Оке. Там бывал Есенин. В 1918 году она переехала в Москву, работала машинисткой. Есенин встречался с ней в Москве. Но прототип и художественный образ вещи разные, и худ. образ всегда богаче.
4.Рассказать о главных героях поэмы.
Анна – центральный образ поэмы. Имя героини звучит по-особому поэтично и многозначно. В этом имени – полнозвучность, красота аллитерации, богатство
ассоциаций. Снегина – символ чистоты белого снега, перекликается с весенним цветом черемухи, это имя – символ утраченной юности. Возникают ассоциации с есенинскими образами: девушка в белом, тонкая березка, снежная черемуха. 5.
Речь какого героя открывает поэму? О чем он рассказывает?
(Поэма начинается с рассказа возницы, который везет возвращающегося с войны героя в родные места. Из его слов мы узнаем «печальные вести» о том, что происходит в тылу: жители когда-то богатого села Радова враждуют с соседями – бедными и вороватыми криушанами. Эта вражда привела к скандалу и убийству старосты и к постепенному разорению Радова: С тех пор у нас неуряды. Скатилась со счастья вожжа. Почти что три года кряду У нас то падеж, то пожар.)
6.Что общего между лирическим героем и автором? Можно ли их

отождествлять?
(Хотя лирический герой носит имя Сергей Есенин, его нельзя полностью отождествлять с автором. Герой, в недавнем прошлом крестьянин села Радова, а ныне знаменитый поэт, дезертировавший из армии Керенского и теперь вернувшийся в родные места, конечно, имеет с автором много общего и, прежде всего, в строе мыслей, в настроениях, в отношении к описываемым событиям и людям.)
7. Как высказывается отношение к войне?
(Военные действия не описываются; ужасы и нелепость, бесчеловечность войны показаны через отношение к ней лирического героя. Слово «дезертир» обычно вызывает неприязнь, это почти предатель) Почему же герой чуть не с гордостью говорит о себе: «Другую я явил отвагу – Был первый в стране дезертир»?)
8.Почему герой самовольно возвращается с войны?
Прочитать отрывки из текста. (Воевать «за чей-то чужой интерес», стрелять в другого человека, в «брата» - это не геройство. Потерять человеческий облик: «Война мне всю душу изъела» - не геройство. Быть игрушкой на войне, пока «купцы да знать» спокойно живут в тылу, а «прохвосты и дармоеды» сгоняют людей на фронт умирать – тоже не геройство. В этой ситуации отвагой действительно было то, что сделал лирический герой, дезертировал. Он возвращается с войны летом 1917 года.)
9. Отношение автора к войне.


Одна из главных тем поэмы – осуждение империалистической и братоубийственной гражданской войны. В деревне в это время плохо: У нас теперь неспокойно. Испариной все зацвело. Сплошные мужицкие войны – Дерутся селом на село. Символичны эти крестьянские войны. Они являются прообразом большой братоубийственной войны, народной трагедии, от которой, по словам мельничихи, едва не «пропала Расея». Войну осуждает и сам автор, который не боится назвать себя «первым в стране дезертиром». Отказ от участия в кровавой бойне – не поза, а глубинное, выстраданное убеждение.

10. Каким видится прошлое лирическому герою
?( Прошло три года с тех пор, как герой покинул родные места, и многое ему кажется далеким, изменившимся. Он смотрит другими глазами: «Так мил моим вспыхнувшим взглядам состарившийся плетень», «разросшийся сад»,сирень. Эти милые приметы воссоздают образ «девушки в белой накидке» и вызывают горькую мысль: Мы все в эти годы любили, Но мало любили нас.)
11.Каковы настроения земляков поэта?
(Люди встревожены событиями, которые докатились и до их деревень: «Сплошные мужицкие войны», а причина – «безвластье. Прогнали царя…». Мы узнаем про «булдыжника, драчуна, грубияна» Прона Оглоблина, озлобленного пьяницу, убийцу старосты. Выясняется, что «Теперь таких тысячи стало/ Творить на свободе гнусь». И как страшный итог: «Пропала Расея, пропала../Погибла кормилица Русь.)
12.Какие вопросы волнуют мужиков? (
Во-первых, это извечный вопрос о земле: «Скажи:/Отойдут ли крестьянам /Без выкупа пашни господ?». Второй вопрос - о войне: «За что же тогда на фронте / Мы губим себя и других?». Третий вопрос: «Скажи,/ Кто такое Ленин?».
13.Почему герой отвечает: «Он - вы»?
(Этот афоризм о Ленине – народном вожде- знаменателен. Здесь герой поднимается до подлинного историзма в показе революционных событий Крестьяне-труженики, особенно деревенская беднота, горячо приветствуют советскую власть и идут за Лениным, т.к.они слышали, что он борется за то, чтобы навсегда освободить крестьян от помещичьего гнета и отдать им «без выкупа пашни господ»).
14.Какие предстают перед нами крестьяне?
(Прон – русский традиционный мятежник, воплощение пугачевского начала. Лабутя,его брат, - приспособленец и тунеядец.)
15.Есть ли в поэме положительный тип крестьянина?
(Конечно, есть. Это мельник- воплощение доброты, человечность, близость к природе. Все это делает мельника одним из главных героев поэмы.)
V.Сообщения учеников.

-
С революционными событиями тесно связана судьба главных героев поэмы: помещицы Анны Снегиной, весь хутор которой во время революции крестьяне забрали; крестьянина-бедняка Оглоблина Прона, борющегося за власть Советов; старика мельника и его жены; рассказчика поэта, вовлеченного революционной бурей в «мужицкие дела». Отношение Есенина к своим героям проникнуто озабоченностью их судьбами. В отличие от первых произведений, воспевающих преображенную крестьянскую Русь как единое целое, в «Анне Снегиной» он не идеализирует русское крестьянство.
СООБЩЕНИЕ.
-Есенин предвидит трагедию крестьянства 1929-1933 годов, наблюдая и переживая истоки этой трагедии. Есенина тревожит, что русский крестьянин перестает быть хозяином и работником на своей земле, что он ищет легкой жизни, стремится к наживе любой ценой. Для Есенина главное – нравственные
качества людей. Революционная свобода отравила деревенских мужиков вседозволенностью, разбудила в них нравственные пороки.
VI.Посмотрим, как развивается образ времени в поэме.
Поэма Есенина и о времени, и о том, что остается неизменным во все времена. -Определим временные рамки событий в поэме? -Изменились ли герои за это время или нет?
-
Как показаны чувства героев, Анны и Сергея, при встрече? (Диалог героев идет в двух планах: очевидном и неявном (гл.3). Идет обычный вежливый разговор людей, почти чужих друг другу. Но отдельные реплики, жесты показывают, что чувства героев живы.(ПРОЧИТАТЬ)
-В чем причина разлада в отношениях героев?
(Прон Оглоблин задумал отобрать у Снегиных угодья, а для переговоров взял «важного», как он считал человека, столичного жителя. Приехали они совсем не вовремя: оказалось, что только что пришло известие о гибели мужа Анны. В горе она бросает обвинение Сергею: «Вы – жалкий и низкий трусишка./ Он умер…/А вы вот здесь…». Все лето герои не виделись). -Что хотел сказать Есенин, изображая несостоявшееся счастье героев?
VII.Беседа:

1.Как изображается в поэме новая власть?
(Октябрь 1917 года герой встречает в деревне. О перевороте он узнает от Прона, который «от радости чуть не помер», «Теперь мы всех раз – и квас! / Без всякого выкупа с лета / Мы пашни берем и леса». Мечта Прона отобрать землю у Снегиных сбывалась, подкрепленная новой властью,: «В России теперь Советы / И Ленин – старшой комиссар». Советская власть изображается иронически, даже саркастически. Во власть полезли первые бездельники и пьяницы, вроде брата Прона Лабути, который «хвальбишка и дьявольский трус», «Такие всегда на примете./Живут не мозоля рук./ И вот он, конечно, в Совете»).
2.Какие события происходят до следующего приезда героя в родные места?
(Проходит 6 лет: «Суровые, грозные годы!» Добро, отобранное у помещиков, не принесло крестьянам счастья: зачем «чумазому сброду» «рояли» и «граммофон» - играть «коровам тамбовский фокстрот»? «
Удел хлебороба

гас
» ).
3.Откуда узнает герой о событиях в Криуше?
(О событиях он узнает из письма мельника: Прон расстрелян дениковцами, Лабутя спасся – «в солому залез», а потом долго голосил: «Мне нужно бы красный орден / за храбрость мою носить», а теперь гражданская война утихла, «буря пошла в угомон»).
4.И снова наш герой в деревне. Какое впечатление произвело на него

письмо Анны?
(Герой получает письмо с «лондонской печатью». В письме ни слова упрека, ни жалобы, ни сожаления о потерянном имении, только светлая ностальгия.
ПРОЧИТАТЬ
.Сергей остается по-прежнему холодным и почти циничным: «Письмо как письмо./Беспричинно. /Я в жисть бы таких не писал.»)
5.Как меняется лейтмотив поэмы в заключительной ее части?
(Здесь проступает «второй план», глубинный. Герой как будто не задет письмом, как будто делает все по- прежнему, но все ему видится уже другим.

6.
Что изменилось? «По-старому» заменилось на «по-прежнему», «состарившийся» плетень стал «погорбившимся».)
СООБЩЕНИЕ.
-Поэт – герой поэмы – постоянно подчеркивает, что его душа уже во многом закрыта для лучших чувств и прекрасных порывов: «Ничто не пробилось мне в душу,/ Ничто не смутило меня.» И лишь в финале звучит аккорд – воспоминание о самом прекрасном и навсегда-навсегда утраченном. Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы – это разлука с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни. Но – главное в поэме – все человеческое прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда как память, как «живая жизнь»: Иду я разросшимся садом, Лицо задевает сирень. Так мил моим вспыхнувшим взглядам Погорбившийся плетень. Когда-то у той вон калитки Мне было шестнадцать лет, И девушка в белой накидке Сказала мне ласково: «Нет!» Далекие, милые были!.. Тот образ во мне не угас. Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и нас.
VII. Заключительное слово учителя. Возвращение к эпиграфу.
-«Далекие. милые» образы заставили душу помолодеть, но и пожалеть об ушедшем безвозвратно. В конце поэмы изменилось всего одно слово, но смысл изменился значительно. Природа, родина, весна, любовь – эти слова одного ряда. И прав тот человек, который прощает. (Чтение эпиграфа) VIII. Рефлексия.- Что нового вы открыли для себя на уроке? -Актуальна ли сегодня поэма Есенина? -Какие жизненные уроки вы взяли на этом занятие? IXI. Домашнее задание. Еще раз осмыслить поэму и написать сочинение- миниатюру о своих впечатлениях.


Яндекс.Метрика