Напоминание

"Деятельностный подход на уроках истории"

Автор: Кочнева Татьяна Владимировна

Должность: учитель истории и обществознания

Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 2 П.Г.Т.Суходол

Населённый пункт: П.Г.Т.Суходол

Наименование материала: статья

Тема: "Деятельностный подход на уроках истории"

Описание:

Описание своего опыта по применению системно-деятельного подхода на уроках истории.Это позволяет обучающимся самим добывать знания, выступая в качестве субъекта обучения

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_polnoe/index?nomer_publ=252

Опубликовано 21.08.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я

запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Системно-деятельностный подход в обучении истории отводит ученику роль не объекта, а субъекта учебного процесса и способствует формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций. Системно-деятельностный подход – это такой метод обучения, при котором обучающийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам, в процессе собственной учебно – познавательной деятельности. Наша задача – организовать процесс, чтобы это желание у ребенка появилось В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит
самой природе человека – только через

собственную деятельность каждый познает мир.
Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той, которую начинают требовать выполнять в школе, рождает актуальную социальную проблему: неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе. Задача школы — не дать объем знаний, а научить учиться . Многое зависит от таланта и мастерства учителя, его умение организовать «поиски» на уроке, умение управлять, и не натаскивать.
Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Уроки истории и обществознания, проведенные в рамках системно-деятельностного подхода к преподаванию, предполагают также формирование универсальных способов и практических навыков работы с разными источниками информации, умение работать с документами, с понятиями, проектировать монологический ответ по теме по алгоритмам, памяткам, самое главное умение проводить параллель истории с современностью. Грамотная организация начала урока позволит не только привлечь внимание учащихся к учителю, заинтересовать учащихся, но и включить детей в активную мыслительную деятельность с первых минут занятия.
Приём "Ассоциативный ряд"
К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации и терминологии.
Аграрная реформа П.А.Столыпина
Ассоциативный ряд Терминологический ряд 1. Тихая революция реформа Столыпина 2. Один в поле не воин реформатор – одиночка 3. Ломать – не строить разрушение общины 4. Лягушки – путешественницы переселенческая политика
Гражданская война и иностранная интервенция
Ассоциативный ряд Терминологический ряд 1. Стенка – на стенку красные и белые 2. Тройной удар комбинированный удар Колчака, Деникина, Юденича 3. Оборванная нить разрыв традиций
4. Кто в лес, кто по дрова раскол белого движения Смутное время в России к.XVIII – н.XVII века
Ассоциативный ряд

Терминологический ряд
1. Сильный царь войной, террором лепту внёс в это время лихое Иван Грозный 2. Оборванная нить не дала нормально жить пресечение династии Рюриковичей 3. Не всегда семь, счастливое число семибоярщина 4. “Большая” смерть маленькогочеловека смерть царевича Дмитрия в Угличе 5. Первый блин комом распад первого ополчения 6. Незваные гости хуже татарина самозванцы Лжедмитрий 1, Лжедмитрий 2 7. Лживый, мелочный, притворный, властью правил он недолго Василий Шуйский 8. Пётр Великий путь в Европу открывал, но он не первый кто это начинал Борис Годунов 9. Пригрели на шее двух змей и они начали кусать польская и шведская интервенция Оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть. Использую в своей работе на данном этапе работу с плакатами и карикатурами .Естъ несколько презентаций, в которых подобраны материалы .Это интересно ребятам и они активнее включаются в работу. Вводный урок по теме «Экономика» я начинаю с проверки домашнего задания «Экономика в профессии моих родителей ».В результате рассказов обучающихся мы узнаем, чем же мы будем заниматься на следующих уроках,
что изучает экономика. Так очень сложная тема превращается в увлекательную, а главное нужную. Дети делают вывод, что это нужно будет на всем протяжении жизни.
Второй этап урока актуализацию знаний учащихся
я провожу либо в виде опроса, либо в виде взаимозачета. Учащиеся работают в паре, отвечая по очереди на вопросы домашнего задания. Еще в начале года учащиеся получают памятки «КАК ОЦЕНИВАТЬ УСТНЫЕ ОТВЕТЫ ОДНОКЛАССНИКОВ», которыми они пользуются в данном случае. Очень часто я использую прием «Шаг за шагом» Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.
Пример.
В 7 классе на уроках по теме «Москва – центр объединения русских земель. Складывание централизованного государства» .Ученики шагают к доске. И каждый шаг сопровождают терминами, персоналиями и т.п. У них уже имеются знания по данной теме из курса истории Средних веков. На уроках по изучению культуры России ученики вполне могут вышагивать, называя картины, архитектурные стили, авторов. На уроках обществознания слова по теме «Семья» и так далее.
Прием «До и после»
Он может быть использован на двух этапах урока. В таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу. Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д. Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод. Такая таблица используется на уроках по теме «Февральская революция», «Индустриализация в СССР».
Ф
Изучение нового материала учитель организует через учебную деятельность школьников. На уроках истории и обществознания в старших классах я использую уроки-практикумы
Занятие в форме практикума предполагает решение серии познавательных задач (в группах и индивидуально), позволяющих охарактеризовать проблему, процесс, значительное явление или событие. При этом предусматривается изучение свидетельств из разных источников (документов, статистических данных, воспоминаний и др.), суждений историков, анализ разных аспектов проблемы. Важным компонентом школьного практикума является сопоставление и обсуждение результатов, полученных участниками работы. Для этого отводится заключительная часть урока. Пример. Тема урока «Политическая система СССР в 30-е годы», на уроках обществознания я провожу такой урок по теме «Социальное познание»
(
формируем исследовательские группы (4человека), организуем и проводим исследование источников (анкетирование, социологический опрос, изучение документов, СМИ ). Активно включаются в работу обучающиеся во время игры
“Три

предложения”.
Учитель зачитывает короткий рассказ или документ. Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа или документа тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание. Другой вариант игры – работа с печатным текстом. Это может быть отрывок из учебника. Три простых предложения ребята могут записать в тетради. В этом случае удобней выявить победителя. Эта игра помогает развивать очень важное умение – выделять главное, на котором основываются и навыки работы с прессой, и ориентирование в информационном потоке, а также умение составить план, конспект, реферат.внительно Развитию критического мышления способствуют вопросы. Формированию умения конструировать вопросы обращаю особое внимание. В5-6классах провожу игру “Самый внимательный читатель”. Учащиеся должны составить как можно больше вопросов к тексту.Нередко я
использую этот метод во время уроков- семинаров.Ребята не остаются равнодушными слушателями докладов, они активно составлют вопросы.А потом мы играем в «Вопросную перестрелку » В старших классах провожу пресс-конференции, когда по изученной теме ученику задает вопросы весь класс. Вопросы оцениваю: самые сложные, самые интересные, оригинальные. Учащимся очень нравится отвечать на вопросы. Ученики на таких уроках перестают быть пассивными слушателями и созерцателями, а превращаются в активных, творческих участников образовательного процесса, способных наблюдать, чувствовать, сопереживать. Дети получают огромное удовлетворение от проделанной ими самостоятельной работы, возможности высказать свою позицию, критиковать негативные явления в обществе.
Контроль знаний, обратная связь
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. Прием: Верные – неверные утверждения. Учитель заранее подготавливает высказывания или суждения и предлагает учащимся определить верно, оно или неверно. Пример:5класс 1. В Марафонской битве против персов сражались только афиняне и спартанцы. 1. В Марафонской битве греков возглавил Фемистокл.
2. В Марафонской битве греки построились фалангой. 3. Первый поход против Греции организовал Дарий I. 4. Первое сражение греко-персидских войн произошло у селения в 24 км от Афин. 5. Афинским флотом в Саламинском сражении командовал Мильтиад. 7.В борьбе с персами объединились тридцать греческих городов. 8.Первый поход против Греции совершен 490 г.дон.э 9.Греки создали свои корабли и назвали их Каравеллами. 10.Крик: « Вперед, сыны Эллады! Спасайте родину, спасайте жен, детей своих, богов отцовских храмы …» был произнесен в Фермопильском ущелье. 11.Саламинская победа стала решающей в ходе греко- персидских войн. 12.В битве при Платеях персы были окончательно разбиты. Возвращаемся к таблице "Посл
е»
Рефлексия. При использовании конкретной «шляпы мышления» следует учитывать цели, поставленные перед учащимися, характер предложенного текста, уровень развития мыслительных способностей и навыков у школьников. На уроке не обязательно использовать все предложенные позиции. Кроме того, возможно сочетание «шляп мышления». Например: сочетание «синей» и «зеленой шляп» позволяет выявить истоки изучаемого явления, а также его возможные последствия. Использование данной формы групповой работы позволяет реализовать на уроке принцип разноуровневого обучения. Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка. Желтая шляпа – позитивные суждения. Черная – отражает проблемы и трудности. Красная – эмоциональные суждения без объяснений. Зеленая – творческие суждения, предложения. Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.
Пример. Тема «Коллективизация» 9 класс
1 группа — «Белая шляпа» - учащиеся докладывают о ходе коллективизации в СССР; 2 группа — «Черная шляпа» - учащиеся критикуют политику
коллективизации; З группа — «Желтая шляпа» - школьники выдвигают аргументы в пользу необходимости проведения коллективизации; 4 группа — «Красная шляпа» - учащиеся дают нравственную оценку тем методам, с помощью которых проводилась коллективизация; 5 группа «Синяя шляпа» - учащиеся выявляют причины и истоки политики коллективизации в СССР; 6. группа — «Зеленая шляпа» - учащиеся составляют прогноз дальнейшего развития Советского Союза после проведения коллективизации.
Заключение.
Мой педагогический опыт показал, что, реализуя деятельностный подход: -активизируется познавательная деятельность учащихся на творческой основе, -учащиеся приобретают умение грамотно, аргументировано отстаивать свою позицию; -вырабатываются навыки критического анализа текста; - создается ситуации успеха для каждого школьника; -происходит присвоение новых знаний; -учитель получает возможность диагностировать уровень усвоения учащимися нового материала; -актуализируется мыслительной деятельности школьников


Яндекс.Метрика