Напоминание

"Речевые упражнения"

Автор: Князева Зоя Григорьевна

Должность: учитель

Учебное заведение: МОУ СОШ №7 имени героя советского союза Орехова В.В.

Населённый пункт: Комсомольск-на-амуре

Наименование материала: дидактический материал

Тема: "Речевые упражнения"

Описание:

Подготовка к егэ, речевые упражнения, фонетическая зарядка, упражнения на преодоление трудностей в изучении английского языка.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_polnoe/index?nomer_publ=2600

Опубликовано 02.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнения на преодоление фонетических трудностей восприятия
1. Прослушайте следующие слова и поднимите руку, услышав слово со звуком 2. Прослушайте предложения и поднимите руку, услышав вопросительное (утвердительное, отрицательное) предложение 3. Прослушайте предложение и скажите, сколько в нем слов 4. Прослушайте ряд звуков, выделите и запишите заданные звуки, сначала наблюдая артикуляцию учителя, затем не наблюдая ее 5. Устно разделите услышанное слово на звуки и назовите их. 6. Определите количество гласных и согласных звуков в услышанных словах. 7. Определите количество слогов в услышанных словах. 8. Прослушайте фразу и скажите, сколько раз в ней употреблен заданный звук. 9. Определите количество долгих (кратких) гласных в услышанных словах 10. Отметьте в колонках соответствующими номерами услышанные слова в той последовательности, в которой они звучат. 11. Найдите и выделите в ряду написанных слов услышанное слово. 12. Определите количество слов в прослушанных предложениях. 13. Определите на слух омонимы и паронимы. 14. Определите на слух место ударения и его роль (смыслоразличительную, логико-выделительную, модальную) 15. Отметьте паузы в звучащем речевом потоке. 16. Определите на слух коммуникативный тип предложения в родном и иностранном языках, а также отметьте общее и различное в их интонационном оформлении. 17. Определите на слух дефект речи диктора (шепелявость, сюсюкание, картавость). 18. В списке русских слов подчеркните те, которым соответствуют услышанные иноязычные. 19. Прослушайте предложения и скажите, сколько вопросительных, утвердительных, отрицательных предложений вы услышали. 20. Прослушайте и попытайтесь понять словосочетания и группы, слов, обращая особое внимание на произношение звуков на стыках слов.
Упражнения на преодоление грамматических трудностей восприятия.
1. Прослушайте предложение и назовите подлежащее (сказуемое), 2. Прослушайте предложения и скажите, в котором из них действие уже произошло (происходит, будет происходить). 3. Прослушайте предложение и скажите, сколько, в нем членов предложения. 4. Повторяйте за диктором предложение. (Предложение постепенно удлиняется.) 5. Прослушайте предложения и укажите границу между главным и придаточным предложениями. 6. Прослушайте предложение и укажите элементы, которые исключаются из него при каждом сокращении. (Предложение постепенно сокращается.) 7. Прослушайте пары сходных предложений и установите, чем они отличаются друг от друга. 8.Прослушайте предложение, запишите слова, появляющиеся при каждом его повторении. (Предложение постепенно расширяется.) 9. Слушая диктора, записывайте новые звенья высказываний. 10. Повторите все предыдущие звенья высказывания и добавьте новые, услышанные с магнитофона. (Высказывание наращивается по принципу «снежного кома».) 11. Прослушайте и воспроизведите предложения с одной и той же грамматической структурой. 12. Повторяйте вслед за диктором или записывайте предложения с чередующимися в них двумя- тремя грамматическими структурами. 13. Повторяйте вслед за диктором или записывайте предложения с разными грамматическими структурами. 14. Напишите грамматический диктант.
15. Прослушайте текст, используя визуальную опору, подчеркните выделенные диктором грамматические явления. 16. Прослушайте текст, в котором нечетко произносятся грамматические формы, (неправильные глаголы, окончания и другие показатели грамматической формы), и восстановите недослышанное. 17. Прослушайте предложения и попытайтесь догадаться по контексту о значении неизвестных слов в известной грамматической форме
Упражнения на преодоление лексических трудностей восприятия.
1. Прослушайте предложение и определите значение нового слова по контексту (словообразовательным элементам, на основе знания одного из значений, по этимологии, звукоподражательным элементам) 2. Установите на слух тождество в парах слов. 3. Прослушайте предложения и постарайтесь понять их смысл, не обращая внимания на определения, выраженные незнакомыми словами. 4. Прослушайте омонимы в предложениях и определите их значения. 5. Прослушайте синонимы в предложениях и определите их значения. 6. Прослушайте исходные предложения и различные варианты их лексико-грамматического перефразирования, определите выраженную в них мысль. 7. Прослушайте предложения, в которых употреблены полисемантичные слова, определите оттенки их значений. 8. Прослушайте предложения, которые отличаются друг от друга только одним новым словом в одной и той же позиции. 9. Прослушайте ряд предложений и обратите внимание на то, что они отличаются друг от друга только одним новым словом в одной и той же позиции. Установите смысл этих предложений. 10. В списке слов отметьте те, которые вы услышали в предложениях. Назовите их вслух. 11. В списке русских слов отметьте очередность воспринятых на слух иноязычных эквивалентов. 12. Прослушайте омонимы и найдите в списке соответствующие им слова на родном языке. 13. Определите на слух предложения на родном языке (предложения записаны на карточке или доске), которые являются полным и точным (неполным, приблизительным) переводом или полностью не соответствующим переводу предложения, произносимого диктором. 14. Прослушайте предложения на иностранном языке, укажите лексические ошибки, допущенные в процессе их перевода на русский язык. (Текст русских предложений предлагается на карточке или на доске.) 15. Прослушайте предложения, произнесенные в быстром темпе, и запишите их в тетради. Затем проверьте правильность своих записей при более медленном чтении предложений диктором. 16. Прослушайте предложения, произнесенные диктором в быстром темпе, и переведите их на родной язык. При повторном (таком же быстром или более медленном) прослушивании исправьте ошибки в переводе. 17. Отметьте в списке синонимы или антонимы слов, которые вы услышали в произнесенных диктором предложениях 18. Отметьте в списке слова, которые прозвучали в словосочетаниях, употребляемых в связных и цельных предложениях. 19. Отметьте в списке интернациональные слова, которые произносятся диктором в предложениях. 20. Отметьте в списке прозвучавшие в предложениях (тексте) имена собственные. 21. Отметьте в списке перевод на русский язык слов и словосочетаний, являющихся «ложными друзьями переводчика». 22. Запишите прослушанные цифры (номера телефона, даты).

РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
1. Прослушайте тексты, различные по содержанию, в нормальном темпе с опорой на наглядность, а затем в звукозаписи без опоры на наглядность и ответьте на вопросы 2. Прослушайте начало рассказа и постарайтесь догадаться о том, что произошло дальше 3. Рассмотрите рисунок, прослушайте начало рассказа, постарайтесь догадаться о последующем содержании. 4. Прослушайте рассказ и перескажите ту его часть, которая является описанием данного рисунка. 5. Прослушайте рассказ и ответьте на вопросы 6. Прослушайте два рассказа и скажите, что в них общего и разного. 7. Прослушайте текст и подберите к нему заглавие 8. Прослушайте текст и изложите его содержание двумя-четырьмя предложениями 9. Прослушайте текст и расположите пункты плана в нужном порядке 10. Прослушайте текст и определите его тип (сообщение, описание, повествование, рассуждение) 11. 11. Прослушайте диалог и кратко передайте его содержание. 12. Расскажите о .... прослушав текст. 13. Ответьте на вопросы, прослушав фрагмент текста. 14. Прослушайте фрагмент текста и используйте информацию из него в подготовке целевого высказывания (для определенного адресата). 15. Прослушайте несколько фрагментов текста, составьте план высказывания. 16. Составьте план высказывания к заданной ситуации общения и прослушайте несколько фрагментов текста для получения необходимой информации 17. Составьте план высказывания. Прослушайте предложенные материалы, отберите соответствующие плану, извлеките из них при повторном прослушивании необходимую информацию и оформите высказывание
Упражнения на обучение восприятию речевого потока
1. Разделите на слух сверхфразовые единства на предложения. 2. Скажите, что пропущено в сверхфразовом единстве. 3. После двукратного прослушивания группы предложений укажите предложение, пропущенное диктором при повторном чтении 4. Из ряда предложений выделите то, которое не соответствует теме 5. В процессе прослушивания предложений отметьте на карточках последовательность их произнесения диктором. (Предложения записаны в карточках в ином порядке.) 6. В процессе прослушивания предложений, связанных между собой по смыслу, произведите перестановку этих же предложений, записанных на карточке (доске), в соответствии с содержанием, логической последовательностью их предъявления на слух. 7. Сравните порядок одних и тех же предложений на карточке и в звукозаписи, укажите различия 8. Прослушайте фрагмент текста, расположите в нужном порядке пункты плана (пересказа) текста 9. Расположите ключевые слова в порядке их употребления в тексте, читаемом диктором 10. Отметьте в списке средства связности, использованные в прослушанном тексте. 11. Отметьте в списке названные в тексте цифры 12. Отметьте в списке имена собственные, названные в тексте диктором 13. Запишите названные в тексте числа 14. Запишите названные в тексте имена собственные 15. Запишите названные в тексте черты характера персонажа 16. Запишите названные в тексте слова и словосочетания, относящиеся к изучаемой теме. 17. Прослушайте фрагмент текста, скажите, какой из данных тем он соответствует 18. Прослушайте два фрагмента по одной теме и скажите, какая новая информация содержится во втором фрагменте по сравнению с первым. 19. Прослушайте фрагмент текста и запишите ключевые слова
20. Прослушайте фрагмент текста еще раз и nepeскажите его, используя записанные ранее ключевые слова. 21. Прослушайте фрагмент текста и найдите неточности в его русском письменном переводе. 22. Прослушайте фрагмент текста и, опираясь на содержание, назовите его тему и проблему, о которой идет речь. 23. Прослушайте фрагмент текста и найдите в нем ответы на поставленные вопросы. 24. Прослушайте фрагмент текста и найдите в нем слова и словосочетания, соответствующие дефинициям или описанию рисунков. 25. Прослушайте фрагмент текста и определите правильный вариант ответа на вопрос (Приводятся 5 вариантов.) 26. Прослушайте текст, а затем при повторном предъявлении (в определенный момент звук выключается) сами воспроизведите оставшуюся часть текста.
Упражнения для обучения антиципации, вычленению различных категорий смысловой

информации
1. Прослушайте предложение и составьте следующее собственное, сочетающееся по смыслу с прослушанным. 2. Прослушайте устное сообщение и скажите, о ком (о чем) идет речь. 3. Прослушайте ряд предложений в сверхфразовом единстве и определите предложение, которое выражает главную мысль. 4. Просмотрите план текста и дайте название тексту. 5. Просмотрите список ключевых слов и определите тему текста. 6. Прослушайте предложения из текста и попытайтесь определить его идею, тему. 7. Прослушайте начало текста и попытайтесь составить план продолжения текста. 8. Прослушайте фрагмент текста и попытайтесь продолжить его устно. 9. Прослушайте фрагмент текста при визуальной опоре на его сжатый пересказ на карточке и разверните этот пересказ устно, используя полученную смысловую информацию 10. Прослушайте фрагмент текста и найдите его место в графическом тексте. 11. Прослушайте фрагмент текста и найдите место его пропуска в соответствующем графическом тексте 12. Просмотрите ряд предложений, определите связующее смысловое звено и расположите предложения в логической последовательности 13. К каждому смысловому тезису подберите ключевые слова и, прослушав фрагмент текста, определите, насколько правильно подобраны слова.


Яндекс.Метрика