Статья содержит размышления по поводу введения ФГОС в основной школе. Также приведены веские аргументы в пользу введения ФГОС в школах не только в начальном звене, но теперь уже и в среднем.
Ступакова Елена Алексеевна,
учитель русского языка и литературы,
высшей квалификационной категории,
муниципального казенного образовательного учреждения
Доволенская средняя общеобразовательная школа №1,
Новосибирской области, Доволенского района, с.Довольного
Нужно ли вводить ФГОС?
Образовательные стандарты в России существуют уже давно. И это
словосочетание для учителей средних школ стало уже привычным. Когда мы
впервые услышали понятие «образовательный стандарт», то это вызвало
много споров. У многих учителей образовательные стандарты вызывали
недоумение. Как учить? Сможем ли перейти от традиционного преподавания
к новым формам обучения?
На сегодняшний день самой главной задачей остается задача повышения
качества образования. Согласитесь, качество российского образования в
последние годы сильно упало. Можно ли определить качество образования
качеством сдачи ЕГЭ?
Мы считаем, что нет. ЕГЭ – это лотерея, в которой повезет или не повезет.
Тогда, может быть, качество образования – это соответствие его некому
набору требований?
В нашей школе ФГОС в начальной школе было введен три года назад, а в
этом году – в 5 классе. Наша школа по введению ФГОС в 5 классе в районе
считается пилотной.
Современное состояние педагогической деятельности характеризуется
переходом к работе по федеральным государственным образовательным
стандартам (далее - ФГОС), которые выдвигают новые социальные
требования к системе школьного обучения. Какой должна быть школа, чтобы
выполнить задачу, поставленную перед ней государством?
А.А. Фурсенко определил это словами: "Мы должны подготовить ребенка к
будущей жизни, чтобы он был успешным человеком, независимо от того, как
он учится".
Введение ФГОС - это новый, по сути, революционный этап модернизации
российского образования.
ФГОС - это нормы и требования, определяющие обязательный минимум
содержания основных образовательных программ, максимальный объем
учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основные
требования к материально-техническому, учебно-лабораторному,
информационно-методическому, кадровому обеспечению образовательного
процесса в школах.
Старые стандарты были ориентированы на сохранение единого
образовательного пространства страны и обеспечение доступности
образования в пределах минимального достаточного уровня его содержания.
Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
Отличительной особенностью нового стандарта является его
деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности
учащегося. Система образования отказывается от традиционного
представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков,
формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми
учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам
обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и
предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта
являются универсальные учебные действия.
ФГОС предусматривает введение пяти предметных областей: русская
словесность, иностранные языки, математика и информатика, общественные
науки, естественные науки. В выборе образовательной траектории активное
участие принимают сами учащиеся, родители и учителя. В основной школе,
то есть в средних классах, 70% времени обучения отдается обязательным
предметам, 30% - на дисциплины, выбранные учениками. В старших классах
на такие предметы отведено уже 60% от общей школьной нагрузки. Но это не
означает, что они могут пропускать занятия. Обязательную программу
школьного обучения никто не отменял. Просто выбор предметов, в том числе
профильных, у школьников станет больше.
Сейчас полное среднее образование в старшей школе — это 18 предметов,
которые учащиеся в обязательном порядке должны изучить. Авторы нового
стандарта предложили выделить 9-10 обязательных дисциплин. Шесть или
семь выбираются учениками из предметных областей в обязательном
порядке. Не менее трех изучаются на профильном уровне. Тем самым
определятся образовательная траектория школьника, где учитель выступает
не «говорящей головой», а скорее в качестве советника и эксперта.
И есть в новом федеральном стандарте главное, что в нем привлекает —
это попытка приблизить школьное образование к стремительно растущему
современному информационному потоку.
Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека
умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные
решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в
ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с
разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача современной
школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором
современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно
чувствовать себя в самостоятельной жизни.
По мнению многих специалистов, концепция ФГОС - удачная. Нужно
только с деталями окончательно разобраться.
Поэтому мы считаем, что введение ФГОС необходимо.