МКОУ
Доволенская средняя общеобразовательная
школа №1
Разработка урока литературы (внеклассное чтение)
в 11 классе
«Нравственный мир современника
в повести В.Тендрякова
«Ночь после выпуска»
учителя русского языка и литературы
МКОУ ДСОШ№1
Ступаковой
Елены Алексеевны
с. Довольное
2013 г.
Урок внеклассного чтения в 11 классе (Слайд №1)
Тема урока: «Нравственный мир современника в повести В.Тендрякова «Ночь
после выпуска»
Цель: 1) привить интерес к творчеству писателя;
2) выработать навыки анализа художественного произведения,
умение делать выводы и обобщения;
3) раскрыть внутренний мир юных героев повести
4) воспитать нравственные качества: доброта, порядочность,
забота о коллективе
Методы обучения –сообщение учащегося, чтение стихотворения наизусть, просмотр
презентации, фильма с помощью проектора и компьютера, анализ произведения.
Оборудование: мультимедийный проектор для показа презентации, фильма,
произведение.
Тип урока – комбинированный.
Ход урока
«В нравственности наше будущее»
В.Ф.Тендряков
I.
Орг. момент
II. Вступительное слово учителя:
Вам 16 лет. Возраст, когда уходит беззаботное детство, а мечтания и грезы сменяются
реальностями жизни. Возраст, когда вы довольно часто задумываетесь о смысле,
предназначении, о своем месте в жизни, о нравственности. Ведь безнравственное
поведение приводит к смятению души, к разрушению личности.
Сегодня проблема нравственности является ведущей темой нашей литературы. Многие
писатели, ставя своих героев перед проблемой нравственного выбора, “дают
кардиограмму души, высвечивают жизнь сердца и разума в их столкновениях, в
борении, жизненных испытаниях” (Н.Воробьева). (Слайд №2)
Одним из таких писателей является Владимир Федорович Тендряков. (Слайд №3)
- Давайте познакомимся с биографией писателя (видеофильм) – индивидуальное
опережающее задание
III.
В своих произведениях писатель обращается к истории нравственного
перерождения человека, корыстно использующего свое положение в обществе
(повесть “Падение Ивана Чупрова”, 1953 год), к утрате высоких нравственных
ориентиров (роман “Тугой узел”, 1956 год), к психологии морального и социального
перерождения (повесть “Кончина”, 1968 год) (Слайд №4)
Воспитание высокой души – одна из областей его неустанных художественных забот.
Писатель нередко обращается к школе, его интересует духовный мир подростков.
Сегодня мы обратимся к повести Владимира Тендрякова “Ночь после выпуска”,
вызвавшей после выхода в 1974 году яростные споры в критике и среди читателей,
споры, которые не затухают и сейчас. Это произведение не оставляет никого
равнодушным, оно волнует всех.
Итак, тема нашего урока: “Нравственный мир современника…”
(Слайд № 5)
Цель урока: (Слайд №6)
Эпиграфом нашего урока будут слова В.Тендрякова: «В нравственности наше
будущее». ( Слайд № 7)
Вы старшеклассники, вам по 15-16 лет, а кому уже и 17 лет, вы уже получили паспорт.
Учителя и родители вас считают почти взрослыми, больше стали от вас требовать.
- Как вы относитесь к тому, что вас считают взрослыми людьми?
- Какие изменения вы замечаете в своем поведении, а также в отношении к
окружающим вас людям?
- Жизнь всегда будет ставить перед вами свои задачи. Решать их с позиций уважения к
людям – значит, нравственно расти, взрослеть.
Послушайте, что хочет вам сказать писатель Ю. Яковлев в статье “Как стать
взрослым?”:
“В первый раз я почувствовал себя взрослым, когда пожалел маму. Многие годы я не
замечал ее усталости, ее переживаний, ее боли. А тут вдруг заметил и пожалел маму.
Она несла большую тяжелую сумку с картошкой, и я в первый раз в жизни подумал:
“Ей, наверное, тяжело”.
Я вцепился в сумку и понес ее вместе с мамой. Это было очень тяжело, но я вдруг
испытал радость от этой тяжести: раз мне тяжело, значит, я здорово помог маме!
Я стал внимательным к другим людям”.
Вывод: человек взрослеет не сразу. И каждый взрослеет в разное время, независимо от
возраста. (Слайд № 8)
Когда же мы станем взрослыми?
Какие считать года?
Себя атакуя вопросами,
Мы спрашиваем – когда?
Мы к будущему готовимся,
И сердце стучит: пора!
И взрослыми мы становимся
Сегодня, завтра, вчера!
Мы видим себя входящими
В грядущие времена,
Как клятву произносящими:
“Я твой гражданин, страна!”
IV.
Повесть В. Тендрякова "Ночь после выпуска" вызвала много споров. Она — о
воспитании чувств подростков и той роли, какую играет школа в этом сложном
процессе. Тендряков любит устраивать своим героям нравственную проверку на
человеческую подлинность.
- Как вы понимаете слово “нравственность”? (Слайд № 9)
(Ответы: нравственность – это нормы поведения; это регуляция действий человека в
обществе с помощью норм; “нравственный мир” - это соблюдающий требования
нравственности человек.)
- Как видите, вы правильно понимаете значение этого выражения. Нравственность –
это правила, определяющие наше поведение.
V.
В повести "Ночь после выпуска" происходит нравственная проверка шести
юношей и девушек, только окончивших школу.
- Где и когда происходит действие повести?
(Ответы: действие в повести “Ночь после выпуска” происходит в далеком сибирском
городе, в школе идет выпускной вечер, директор произносит торжественную речь,
ответную речь держит лучшая ученица школы Юля Студенцева; всюду “…звон
стаканов, смех, счастливые лица…”)
Ночь после выпуска стала серьезным испытанием не только для учеников, но и для
учителей. (Слайд № 10). Поэтому, наверное, не зря, действие в повести развивается
по двум непересекающимся параллелям: после вечера в школе остаются учителя, их 6
человек, а в парке, на краю обрыва, - их недавние воспитанники, их тоже шесть.
Учителя ведут своеобразный диспут о недостатках школьного образования, который
сменяется разговором на речном откосе; и снова учителя, и вновь – береговой откос).
- Почему автор выбрал место для ребят у реки над обрывом?
С крутого берега, на котором собрались ребята, хорошо видно вокруг, манят к себе
дали дальние. Можно устремиться навстречу им. А можно полететь вниз, пачкаясь в
Гена Голиков
Игорь Проухов
Натка Быстрова
Вера Жерих
Сократ Онучин
Юля Студёнцева
Решетников П.П.
Иннокентий Сергеевич
Иван Игнатьевич
Ольга Сергеевна
Нина Семёновна
Зоя Владимировна
глине и ломая себе кости. Поэтому это место является неким символом будущей жизни
ребят.
Давайте охарактеризуем каждого из них.
Юля Студенцева- лучшая ученица, гордость школы, “украсит любой институт”.
Генка Голиков - городская знаменитость, рост 190 см, самбист.
Сократ Онучин – стильный, гитарист, непревзойденный исполнитель песен
Высоцкого.
Игорь Проухов – друг Генки, художник.
Натка Быстрова – красивая девушка.
Вера Жерих – подруга Натки, “компанейская девка”.
Личность – не просто сумма знания. Это сгусток убеждений. Желать быть личностью
и 6ыть ею – не одно и то же.
Ребята на берегу реки рассуждают о власти, о подчинении; много говорят о человеке,
о его жизненной позиции, об ответственности за то, что будут делать, как жить.
А ведь они, в сущности, не знают друг друга! Десять лет бок о бок, на виду, а
оказалось, что многое осталось в тайниках души.
«Давайте расстанемся, чтобы не было ничего скрыто»,- предлагает Генка Голиков.
- Почему Генка предлагает начать с него?
(Ответы: потому что он нисколько не сомневался в себе: в школе его все любили, перед
друзьями он был свят и чист; это защитник слабых и обиженных; “он сам поставил
себя против всех – им осуждать, ему – оправдываться”)
- Что же услышал Генка вместо ожидаемой похвалы?
(Ответы: он услышал обвинения в свой адрес.
Вера говорит: “Ты счастливый, но черствый”; однажды она вывихнула ногу, а Генка не
пришел ее навестить: “Умри я – слезу не выронишь”.
Когда Сократ ушел из дома, то пошел ночевать не к Генке, а к Игорю, хотя у того своя
комната, диван свободный. А почему? Да потому, что “нечесаного, немытого” Сократа
трудно представить гостем Генки.
Юля сказала, что все хорошие поступки Генка делает для самого себя, так как любит
всем нравиться, о других забывает. “Ты светлячок: красиво горишь, а греть не греешь”.
Игорь говорит о том, что ходили всегда вместе с Генкой в обнимку, а на комитете
комсомола за его спиной Генка выступил против того, чтобы послать картины Игоря в
Москву, мол “нож за пазухой держал”, “продал” Игоря.
Натка говорит, что Генка чистый, стерильный, что его все видят снаружи, а внутрь не
залезают, обливают растворчиком, а он упирается, так что жалко на него смотреть.)
- Что движет, на ваш взгляд, ребятами, когда они буквально сыплют обвинения в
адрес Генки?
(Ответ: зависть! Потому что они сами не обладают многими качествами Генки, а
Генка, в свою очередь, совершает все свои поступки бескорыстно.
Ребята судят о нем по себе. Не верят, что можно быть искренним, не прося ничего
взамен.)
Учитель:
Как видим, поначалу все воспринимается ребятами почти как веселая игра, шутка. Но
вскоре дело обретает нешуточное содержание. В хороших ребятах открывается
жестокость, способность больно ранить друг друга.
- Откуда она, эта жестокость, в юных сердцах?! Как же случилось, что эти чистые
и возвышенные юноши и девушки чуть не стали соучастниками Яшки Топора,
который замыслил расправу над Генкой?
(Ответы: наверное, от того, что каждый “думает только о себе… и ни в грош не ставит
достоинство другого. Где-то глубоко, не говоря об этом вслух, понимают, что они хуже
Генки,- и за это готовы убить, стать пособниками убийцы своим молчанием!
Становятся толпой, «как все». Вот и доигрались…” - говорит Юля).
- Кто из шестерки ребят хочет предупредить Генку о готовящемся на него
покушении?
(Ответы: Юля хочет пойти к нему, когда все другие отказались. А потом и Натка,
которую Генка оскорбил больше всех и которая категорически заставляла всех не идти
к нему с предупреждением. Она решилась: “Я пойду…”)
Учитель:
В.Тендряков устраивает своим героям проверку на их человеческую подлинность.
Путь к истине и добру протекает у писателя, как всегда, драматически, через
нравственный кризис. Мы видим, какой страшной бедой может обернуться
нравственная глухота. Героев потрясает подлость их одноклассника, когда в ответ он
цинично обнажает самое сокровенное.
- Осуждаете ли вы Генку?
(Ответы: нет, так как ребята сами убили в нем все человеческое, его веру в себя. Он с
мольбой смотрел на каждого из них, а они беспощадно раздевали его ради “правды до
донышка”)
Учитель:
Да, верно, и на этом донышке не оказалось самого главного – доброты, милосердия.
Но только ли дети в этом виноваты?
VI. Давайте посмотрим, что происходит в школьной учительской.
- О чем спорят учителя?
(Ответы: они обсуждают выступление Юли Студёнцевой, говорят о ее поведении и о
других школьных проблемах. Учителя винят себя, что не так учили, что их за труды
“очередной раз умыли”, а наказать они уже не могут. Выступление Юли – плевок в
сторону школы.)
Учитель:
Учителя винят себя. Но только ли в них дело? Вспомните ночной пейзаж в четвертой
главе, тот фон, на котором развернулись едва ли не ставшие трагическими события.
Чтение отрывка от слов “Мир за гребнем берега утопал в первобытной
непотревоженной тьме…” до слов “…огни, огни, огни, целая звездная
галактика”.
- Что скрывается за этим пейзажем?
(Ответы: пейзаж, в какой-то мере, является моделью душ ребят. Они прекрасно
разбираются в элементарных частицах, в сложных устройствах, но совершенно не
знают элементарных правил поведения, непросвещенны в области человеческих
отношений.)
Учитель:
Да, школа дала ребятам знания, но не воспитала чувства, не научила их любви и добру,
состраданию и милосердию.
В этой повести, кроме двух шестерок, есть еще, я бы сказала, один герой. Как вы
думаете, кто это или что это? (Слайд №11)
(Ответы: может быть, это обелиск в парке с именами погибших; он воздвигнут в
память тех, кто ушел из этого городка на войну и не вернулся.
Обелиск находится в центре городского сквера, на границе двух миров – “обжитого и
необжитого, света и тьмы”. (Слайд № 12)
Он как рубеж между светом и тьмой в человеческих душах. Никто так и не дочитал до
конца имена погибших. Они жизнь отдали, чтобы нынешние могли учиться, любить,
жить. А вместо жизни и любви шестеро ребят чуть было не пали до
человеконенавистничества.)
Учитель:
Как видим, социальное беспамятство могло обернуться преступлением. А ведь
человек с отключенным прошлым опасен и для других, и для себя.
Итак, ночь после выпуска кончилась. Расходятся по домам учителя и ученики. Одни
скоро опять войдут в классы. Другие отправятся, как вы, в новую самостоятельную
жизнь.
- Что же возьмете вы с собой в эту непростую жизнь? Чему учит нас эта повесть?
(Слайд №13)
(Ответы: повесть учит нас, как жить, какие решения принимать в экстремальных
ситуациях, до чего может довести эгоизм; повесть учит быть нас добрыми, чуткими,
разбираться в людях, различать добро и зло, правду и ложь, верность и предательство;
автор заканчивает повесть словами Игоря: “Мы научимся жить…”)
Вывод:
Да, действительно, это слова надежды. Ночь после выпуска для героев не пройдет
бесследно. Каждый из них пережил нравственное потрясение.
И мы вместе с героями тоже задумаемся о сущности человеческой души, о самих себе,
о друзьях и о коллективе, в котором учимся и живем.
Вам придется жить среди людей. А это значит, надо их понимать, разделять с ними их
участь, уметь находить общий язык, угадывать их состояние.
И мне хочется закончить урок словами из стихотворения Расула Гамзатова “Берегите
друзей” (читает подготовленный заранее ученик ):
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился-
Ты ему греха не поминай…
Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
VII.
Домашнее задание:
написать сочинение-эссе на тему “Мои размышления после прочтения
повести В.Тендрякова “Ночь после выпуска”.
Список используемой литературы:
1.
В.Тендряков. «Ночь после выпуска».