Напоминание

"Нравственный мир современника в повести В.Тендрякова "Ночь после выпуска"

Автор: Ступакова Елена Алексеевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МКОУ Доволенская СОШ №1

Населённый пункт: с.Довольное

Наименование материала: конспект урока

Тема: "Нравственный мир современника в повести В.Тендрякова "Ночь после выпуска"

Описание:

Полная разработка урока по литературе в 11 классе. Подобранный материал для урока воспитывает в детях доброту, порядочность, заботу об окружающих.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_polnoe/index?nomer_publ=2630

Опубликовано 03.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

МКОУ Доволенская средняя общеобразовательная школа №1 Разработка урока литературы (внеклассное чтение) в 11 классе
«Нравственный мир современника

в повести В.Тендрякова

«Ночь после выпуска»

учителя русского языка и литературы

МКОУ ДСОШ№1

Ступаковой

Елены Алексеевны

с. Довольное

2013 г.


Урок внеклассного чтения в 11 классе (Слайд №1)

Тема урока: «Нравственный мир современника в повести В.Тендрякова «Ночь

после выпуска»

Цель:
1) привить интерес к творчеству писателя; 2) выработать навыки анализа художественного произведения, умение делать выводы и обобщения; 3) раскрыть внутренний мир юных героев повести 4) воспитать нравственные качества: доброта, порядочность, забота о коллективе
Методы обучения
–сообщение учащегося, чтение стихотворения наизусть, просмотр презентации, фильма с помощью проектора и компьютера, анализ произведения.
Оборудование:
мультимедийный проектор для показа презентации, фильма, произведение.
Тип урока
– комбинированный.
Ход урока

«В нравственности наше будущее»

В.Ф.Тендряков

I.

Орг. момент

II. Вступительное слово учителя:
Вам 16 лет. Возраст, когда уходит беззаботное детство, а мечтания и грезы сменяются реальностями жизни. Возраст, когда вы довольно часто задумываетесь о смысле, предназначении, о своем месте в жизни, о нравственности. Ведь безнравственное поведение приводит к смятению души, к разрушению личности. Сегодня проблема нравственности является ведущей темой нашей литературы. Многие писатели, ставя своих героев перед проблемой нравственного выбора, “дают кардиограмму души, высвечивают жизнь сердца и разума в их столкновениях, в борении, жизненных испытаниях” (Н.Воробьева).
(Слайд №2)
Одним из таких писателей является Владимир Федорович Тендряков.
(Слайд №3)
- Давайте познакомимся с биографией писателя
(видеофильм)
– индивидуальное опережающее задание
III.
В своих произведениях писатель обращается к истории нравственного перерождения человека, корыстно использующего свое положение в обществе (повесть “Падение Ивана Чупрова”, 1953 год), к утрате высоких нравственных ориентиров (роман “Тугой узел”, 1956 год), к психологии морального и социального перерождения (повесть “Кончина”, 1968 год)
(Слайд №4)

Воспитание высокой души – одна из областей его неустанных художественных забот. Писатель нередко обращается к школе, его интересует духовный мир подростков. Сегодня мы обратимся к повести Владимира Тендрякова “Ночь после выпуска”, вызвавшей после выхода в 1974 году яростные споры в критике и среди читателей, споры, которые не затухают и сейчас. Это произведение не оставляет никого равнодушным, оно волнует всех. Итак, тема нашего урока: “Нравственный мир современника…”
(Слайд № 5)
Цель урока:
(Слайд №6)
Эпиграфом нашего урока будут слова В.Тендрякова: «В нравственности наше будущее».
( Слайд № 7)
Вы старшеклассники, вам по 15-16 лет, а кому уже и 17 лет, вы уже получили паспорт. Учителя и родители вас считают почти взрослыми, больше стали от вас требовать. - Как вы относитесь к тому, что вас считают взрослыми людьми? - Какие изменения вы замечаете в своем поведении, а также в отношении к окружающим вас людям? - Жизнь всегда будет ставить перед вами свои задачи. Решать их с позиций уважения к людям – значит, нравственно расти, взрослеть. Послушайте, что хочет вам сказать писатель Ю. Яковлев в статье “Как стать взрослым?”: “В первый раз я почувствовал себя взрослым, когда пожалел маму. Многие годы я не замечал ее усталости, ее переживаний, ее боли. А тут вдруг заметил и пожалел маму. Она несла большую тяжелую сумку с картошкой, и я в первый раз в жизни подумал: “Ей, наверное, тяжело”. Я вцепился в сумку и понес ее вместе с мамой. Это было очень тяжело, но я вдруг испытал радость от этой тяжести: раз мне тяжело, значит, я здорово помог маме! Я стал внимательным к другим людям”. Вывод: человек взрослеет не сразу. И каждый взрослеет в разное время, независимо от возраста.
(Слайд № 8)
Когда же мы станем взрослыми? Какие считать года? Себя атакуя вопросами, Мы спрашиваем – когда? Мы к будущему готовимся, И сердце стучит: пора! И взрослыми мы становимся Сегодня, завтра, вчера! Мы видим себя входящими
В грядущие времена, Как клятву произносящими: “Я твой гражданин, страна!”
IV.
Повесть В. Тендрякова "Ночь после выпуска" вызвала много споров. Она — о воспитании чувств подростков и той роли, какую играет школа в этом сложном процессе. Тендряков любит устраивать своим героям нравственную проверку на человеческую подлинность. - Как вы понимаете слово “нравственность”?
(Слайд № 9)
(Ответы: нравственность – это нормы поведения; это регуляция действий человека в обществе с помощью норм; “нравственный мир” - это соблюдающий требования нравственности человек.) - Как видите, вы правильно понимаете значение этого выражения. Нравственность – это правила, определяющие наше поведение.
V.
В повести "Ночь после выпуска" происходит нравственная проверка шести юношей и девушек, только окончивших школу.
- Где и когда происходит действие повести?
(Ответы: действие в повести “Ночь после выпуска” происходит в далеком сибирском городе, в школе идет выпускной вечер, директор произносит торжественную речь, ответную речь держит лучшая ученица школы Юля Студенцева; всюду “…звон стаканов, смех, счастливые лица…”) Ночь после выпуска стала серьезным испытанием не только для учеников, но и для учителей.
(Слайд № 10).
Поэтому, наверное, не зря, действие в повести развивается по двум непересекающимся параллелям: после вечера в школе остаются учителя, их 6 человек, а в парке, на краю обрыва, - их недавние воспитанники, их тоже шесть. Учителя ведут своеобразный диспут о недостатках школьного образования, который сменяется разговором на речном откосе; и снова учителя, и вновь – береговой откос).
- Почему автор выбрал место для ребят у реки над обрывом?
С крутого берега, на котором собрались ребята, хорошо видно вокруг, манят к себе дали дальние. Можно устремиться навстречу им. А можно полететь вниз, пачкаясь в Гена Голиков Игорь Проухов Натка Быстрова Вера Жерих Сократ Онучин Юля Студёнцева Решетников П.П. Иннокентий Сергеевич Иван Игнатьевич Ольга Сергеевна Нина Семёновна Зоя Владимировна
глине и ломая себе кости. Поэтому это место является неким символом будущей жизни ребят.
Давайте охарактеризуем каждого из них.
Юля Студенцева- лучшая ученица, гордость школы, “украсит любой институт”. Генка Голиков - городская знаменитость, рост 190 см, самбист. Сократ Онучин – стильный, гитарист, непревзойденный исполнитель песен Высоцкого. Игорь Проухов – друг Генки, художник. Натка Быстрова – красивая девушка. Вера Жерих – подруга Натки, “компанейская девка”. Личность – не просто сумма знания. Это сгусток убеждений. Желать быть личностью и 6ыть ею – не одно и то же. Ребята на берегу реки рассуждают о власти, о подчинении; много говорят о человеке, о его жизненной позиции, об ответственности за то, что будут делать, как жить. А ведь они, в сущности, не знают друг друга! Десять лет бок о бок, на виду, а оказалось, что многое осталось в тайниках души. «Давайте расстанемся, чтобы не было ничего скрыто»,- предлагает Генка Голиков.
- Почему Генка предлагает начать с него?
(Ответы: потому что он нисколько не сомневался в себе: в школе его все любили, перед друзьями он был свят и чист; это защитник слабых и обиженных; “он сам поставил себя против всех – им осуждать, ему – оправдываться”)
- Что же услышал Генка вместо ожидаемой похвалы?
(Ответы: он услышал обвинения в свой адрес. Вера говорит: “Ты счастливый, но черствый”; однажды она вывихнула ногу, а Генка не пришел ее навестить: “Умри я – слезу не выронишь”. Когда Сократ ушел из дома, то пошел ночевать не к Генке, а к Игорю, хотя у того своя комната, диван свободный. А почему? Да потому, что “нечесаного, немытого” Сократа трудно представить гостем Генки. Юля сказала, что все хорошие поступки Генка делает для самого себя, так как любит всем нравиться, о других забывает. “Ты светлячок: красиво горишь, а греть не греешь”. Игорь говорит о том, что ходили всегда вместе с Генкой в обнимку, а на комитете комсомола за его спиной Генка выступил против того, чтобы послать картины Игоря в Москву, мол “нож за пазухой держал”, “продал” Игоря. Натка говорит, что Генка чистый, стерильный, что его все видят снаружи, а внутрь не залезают, обливают растворчиком, а он упирается, так что жалко на него смотреть.)

- Что движет, на ваш взгляд, ребятами, когда они буквально сыплют обвинения в

адрес Генки?
(Ответ: зависть! Потому что они сами не обладают многими качествами Генки, а Генка, в свою очередь, совершает все свои поступки бескорыстно. Ребята судят о нем по себе. Не верят, что можно быть искренним, не прося ничего взамен.)
Учитель:
Как видим, поначалу все воспринимается ребятами почти как веселая игра, шутка. Но вскоре дело обретает нешуточное содержание. В хороших ребятах открывается жестокость, способность больно ранить друг друга.
- Откуда она, эта жестокость, в юных сердцах?! Как же случилось, что эти чистые

и возвышенные юноши и девушки чуть не стали соучастниками Яшки Топора,

который замыслил расправу над Генкой?
(Ответы: наверное, от того, что каждый “думает только о себе… и ни в грош не ставит достоинство другого. Где-то глубоко, не говоря об этом вслух, понимают, что они хуже Генки,- и за это готовы убить, стать пособниками убийцы своим молчанием! Становятся толпой, «как все». Вот и доигрались…” - говорит Юля).
- Кто из шестерки ребят хочет предупредить Генку о готовящемся на него

покушении?
(Ответы: Юля хочет пойти к нему, когда все другие отказались. А потом и Натка, которую Генка оскорбил больше всех и которая категорически заставляла всех не идти к нему с предупреждением. Она решилась: “Я пойду…”)
Учитель:
В.Тендряков устраивает своим героям проверку на их человеческую подлинность. Путь к истине и добру протекает у писателя, как всегда, драматически, через нравственный кризис. Мы видим, какой страшной бедой может обернуться нравственная глухота. Героев потрясает подлость их одноклассника, когда в ответ он цинично обнажает самое сокровенное.
- Осуждаете ли вы Генку?
(Ответы: нет, так как ребята сами убили в нем все человеческое, его веру в себя. Он с мольбой смотрел на каждого из них, а они беспощадно раздевали его ради “правды до донышка”)
Учитель:
Да, верно, и на этом донышке не оказалось самого главного – доброты, милосердия. Но только ли дети в этом виноваты?
VI. Давайте посмотрим, что происходит в школьной учительской.

- О чем спорят учителя?

(Ответы: они обсуждают выступление Юли Студёнцевой, говорят о ее поведении и о других школьных проблемах. Учителя винят себя, что не так учили, что их за труды “очередной раз умыли”, а наказать они уже не могут. Выступление Юли – плевок в сторону школы.)
Учитель:
Учителя винят себя. Но только ли в них дело? Вспомните ночной пейзаж в четвертой главе, тот фон, на котором развернулись едва ли не ставшие трагическими события.
Чтение отрывка от слов “Мир за гребнем берега утопал в первобытной

непотревоженной тьме…” до слов “…огни, огни, огни, целая звездная

галактика”.

- Что скрывается за этим пейзажем?
(Ответы: пейзаж, в какой-то мере, является моделью душ ребят. Они прекрасно разбираются в элементарных частицах, в сложных устройствах, но совершенно не знают элементарных правил поведения, непросвещенны в области человеческих отношений.)
Учитель:
Да, школа дала ребятам знания, но не воспитала чувства, не научила их любви и добру, состраданию и милосердию.
В этой повести, кроме двух шестерок, есть еще, я бы сказала, один герой. Как вы

думаете, кто это или что это? (Слайд №11)
(Ответы: может быть, это обелиск в парке с именами погибших; он воздвигнут в память тех, кто ушел из этого городка на войну и не вернулся. Обелиск находится в центре городского сквера, на границе двух миров – “обжитого и необжитого, света и тьмы”.
(Слайд № 12)
Он как рубеж между светом и тьмой в человеческих душах. Никто так и не дочитал до конца имена погибших. Они жизнь отдали, чтобы нынешние могли учиться, любить, жить. А вместо жизни и любви шестеро ребят чуть было не пали до человеконенавистничества.)
Учитель:
Как видим, социальное беспамятство могло обернуться преступлением. А ведь человек с отключенным прошлым опасен и для других, и для себя. Итак, ночь после выпуска кончилась. Расходятся по домам учителя и ученики. Одни скоро опять войдут в классы. Другие отправятся, как вы, в новую самостоятельную жизнь. - Что же возьмете вы с собой в эту непростую жизнь? Чему учит нас эта повесть?
(Слайд №13)
(Ответы: повесть учит нас, как жить, какие решения принимать в экстремальных ситуациях, до чего может довести эгоизм; повесть учит быть нас добрыми, чуткими,
разбираться в людях, различать добро и зло, правду и ложь, верность и предательство; автор заканчивает повесть словами Игоря: “Мы научимся жить…”)
Вывод:
Да, действительно, это слова надежды. Ночь после выпуска для героев не пройдет бесследно. Каждый из них пережил нравственное потрясение. И мы вместе с героями тоже задумаемся о сущности человеческой души, о самих себе, о друзьях и о коллективе, в котором учимся и живем. Вам придется жить среди людей. А это значит, надо их понимать, разделять с ними их участь, уметь находить общий язык, угадывать их состояние. И мне хочется закончить урок словами из стихотворения Расула Гамзатова “Берегите друзей”
(читает подготовленный заранее ученик ):
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену И судом поспешным не греши. Гнев на друга, может быть, мгновенный, Изливать покуда не спеши. Может, друг твой сам поторопился И тебя обидел невзначай, Провинился друг и повинился- Ты ему греха не поминай… Люди, я прошу вас, ради бога, Не стесняйтесь доброты своей. На земле друзей не так уж много, Опасайтесь потерять друзей.
VII.

Домашнее задание:
написать сочинение-эссе на тему “Мои размышления после прочтения повести В.Тендрякова “Ночь после выпуска”. Список используемой литературы: 1. В.Тендряков. «Ночь после выпуска».


Яндекс.Метрика