Я учитель…
Учитель… Это особая профессия, которая направлена на формирование
личности ребёнка, что, в конечном итоге, даёт возможность человеку стать
счастливым в нашем непростом мире: реализовать себя и сделать мир хоть
чуточку добрее, ведь капли доброты, сливаясь воедино, могут превращаться в
ручьи, которые не дают возможности иссыхать морям и океанам.
Сегодня, когда мир наполняется агрессией и когда западные державы
пытаются унизить Россию, оболгать, мы, русские люди, можем
противопоставить этой агрессии только свой разум, свою добрую волю, свою
значимость и высокий уровень развития экономики, промышленности. Всё это
будет у России только тогда, когда в ней будут жить граждане соответствующего
высокого уровня. Обучаясь в школе, будущие граждане России берут разбег,
который, ускоряясь с каждым годом, должен привести их к финишу и победам.
Дистанция, которую проходят школьники, длинная и трудная, но именно она и
есть самая настоящая стартовая площадка жизни. Педагог – именно та ключевая
фигура, которая в период обучения занимает мысли ученика и играет в его жизни
важную роль.
Каждый день, входя в класс, преподаватель становится объектом внимания,
и от того, как учитель выполняет свою работу, зависит отношение ученика к
школе.
Вот выдержки из детских сочинений: «Учитель как человек старший
и более умный должен вести себя достойно, сдержанно, контролировать
перепады настроения…», «…чтобы был строгим и человечным, требовательным
и мягким», « Я хотела бы видеть учителя добрым, приветливым, всегда в
хорошем настроении», «Я думаю, что учитель должен быть строгим,
образованным, справедливым, умным, хорошо знать свой предмет, быть
внимательным к ученикам», «Я бы хотела, чтобы мой учитель был
доброжелательным, аккуратным, терпеливым, мог поддержать в любых
ситуациях, понять, общаться со всеми на одном уровне».
Начало школьного обучения становится стартом нового этапа в развитии
ребенка, на котором возникают новые взаимные формы сотрудничества со
взрослыми, со сверстниками. Взаимоотношения школьника с другими людьми
понимают как один из важнейших факторов его личностного развития,
объединение их усилий с целью достижения общего результата. Особая роль
этого взаимодействия принадлежит учителю. Педагог способствует сближению
детей, созданию атмосферы для общей работы, сотрудничества,
взаимопонимания. От того, какой учитель, во многом зависит успешность и
самореализация ученика в будущем.
Перед учителем стоит важная задача - пробудить в детских душах жажду
знаний, стремление к постижению законов жизни в современном мире,
радостное восприятие природы, потребность в дружбе и осознание
нравственных законов. Одним словом, учитель – это тот человек, который берёт
ребёнка из тёплых материнских рук и расширяет угол его зрения на всё, что
происходит в мире.
«Учительство - это искусство, труд не менее титанический, чем труд
писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель
обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с
помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает своими знаниями и
любовью, своим отношением к миру», - писал великий русский учёный и
публицист Д.С.Лихачев.
Тот, кто решил стать учителем, должен понимать всю великую долю
ответственности, которая возлагается на его плечи по воспитанию личности.
Брак в этом случае недопустим, потому что исправить его бывает очень трудно, а
иногда и невозможно. Учителя сравнивают с инженером человеческих душ, а я
бы назвала учителей духовными наставниками, которые дают правильные
ориентиры определения жизненного пути. Я думаю, прав Квинт Энний,
который утверждал: «Учитель - тот, кто с добротой выводит блуждающего на его
дорогу».
Чтобы этот путь был правильным, учитель должен быть профессионалом.
А что значит быть профессионалом? Думаю и уверена, что это – знание своей
профессии. Только тот, кто является профессионалом, не допускает брака в
работе, может находить выход в нестандартных ситуациях, как сделали это
русские лётчики, предотвратившие катастрофу и спасшие не только самолёт, но и
пассажиров. Профессионализм учителя заключается в его педагогических
принципах, таких как любовь к детям, знание предмета, интерес к детской
жизни и знание психологии каждой возрастной группы, уважение к личности
ребёнка, опора на положительное, мобильность,
широкая эрудиция,
преподавательское мастерство, любовь к профессии, умение доводить начатое
дело до конца, творчество в работе, доброта, терпимость, требовательность к
детям, коммуникабельность, использование нового, передового опыта в работе.
Чтобы стать педагогом-профессионалом, учитель должен быть разносторонне
образованным человеком. Кроме важных профессиональных качеств, педагог
должен обладать и общечеловеческими качествами. Терпение и оптимизм –
важнейшие профессиональные качества педагога. Эффективность
педагогического воздействия во многом определяется волевыми свойствами
педагога, его настойчивостью, инициативностью, целеустремленностью.
Считаю, что в наше время, когда приоритетными являются такие качества
личности, как мобильность, активность, умение быстро налаживать контакты,
толерантность, перед учителем ставится еще одна
глобальная задача – научить
своих учеников адаптироваться в жизни.
Но
именно любовь - определяющее качество моей специальности: прежде
всего любовь к детям, и вряд ли без неё можно стать учителем, потому что всё
хорошее делается с любовью, и ребёнок только тому откроет свою душу, кто
полюбит его, кто сможет стать его другом. «
Чтобы быть хорошим
преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому
преподаешь», - утверждал В. Ключевский.
Любить ребёнка – это значит принимать его, понимать и умело воспитывать.
Я всегда вспоминаю слова, произнесённые в «Сказке о маленьком принце» А. де
Сент -Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». А мы, учителя,
приручаем детей, и тот, кому это удаётся, становится любимым учителем. А это
уже требует от него специальных знаний по педагогике и психологии, поэтому
учитель обязан постоянно учиться, быть в курсе современных требований,
педагогических методик - одним словом, «Учиться, учиться и учиться».
Настоящий учитель не только учит, он всю жизнь учится
сам. По моему
мнению, учитель XXI века отличается своей информированностью, готовностью
к общению на любом уровне. Современный урок невозможно представить без
применения информационно-коммуникативных технологий, и учитель должен
быть продвинутым в этом направлении.
Мы живём в сложном мире, и выпускник школы должен научиться, ещё
учась в школе, понимать этот мир, позитивно относиться к нему и стремиться к
самореализации. Именно школьный коллектив должен стать миром в
миниатюре, в котором будущий гражданин нашего общества поймёт основные
правила жизни успешного человека. Успешный человек – это счастливый
человек. Я помню об этом, входя в класс и начиная очередной урок, глядя в
широко открытые детские глаза. Поступки учителя, его жизненная позиция, его
компетентность, его любовь к своей профессии возвышают учителя в глазах
ученика. Быть рядом с учеником, нести свет и добро, формировать стремление к
движению вперёд – главная задача учителя. Учить адаптироваться в жизни – это
не значит давать советы, как жить, что правильно, а что нет. Своих учеников учу
тому, что можно развивая, совершенствуя
свои способности, «открывая»
знания, быть успешным в жизни. Это очень долгая,
сложная, кропотливая
работа, но она очень необходима для дальнейшей жизни.
« Учитель - это человек, который выращивает две мысли там, где раньше
росла одна», - сказал Э. Хаббард.
Педагог – это творческая личность, а это
значит, что он – хозяин своей судьбы. Он способен достигнуть успеха в том, что
любит. Он вносит свой конструктивный вклад в общее дело. Он строит свои
отношения с людьми на доверии. Он развивает свои творческие способности.
Каким же должен быть современный урок, чтобы говорить о
профессионализме учителя? Он должен показывать высокую результативность,
высокий уровень познавательной активности учащихся, развивать
познавательные способности и творчество учащихся, показывать, высокий
уровень культуры учебного труда, самостоятельность учащихся в
познавательной деятельности, иметь высокий организационно – методический
уровень занятий и учитывать индивидуализацию процесса обучения.
Школа – это почва, на которой вырастают не только плодоносящие
деревья и кустарники, но и сорняки. Удобрять почву, любить то, что растёт на
ней, добиваясь богатого урожая, - это задача, стоящая перед педагогом. Нужно
трудиться не покладая рук, нужно применять эффективные методы обучения и
воспитания, и тогда благодарная школьная земля родит то, что будет полезно
человеку и всему обществу в целом.
Быть учителем - это значит осознавать огромную ответственность перед
государством, обществом, родителями, и прежде всего, перед ребёнком.
Оправдать их доверие – вот настоящий итог работы учителя. Свои размышления
о роли учителя в современной школе мне хочется закончить словами из
стихотворения В.Малкова:
… тот, кто стал учителем, поймет:
Какое счастье быть полезным людям,
Учить Его Величество Народ!
Нести Ему дар мудрости и знанья,
И доброты своей сердечный свет.
Нет на земле ответственней призванья
Почётнее и радостнее нет.