Напоминание

"Читать и понимать: некоторые приемы работы с историческими источниками"

Автор: Косарева Ираида Викторовна

Должность: учитель

Учебное заведение: МБОУ-ООШ

Населённый пункт: с. Чиганак, Саратовская область

Наименование материала: статья

Тема: "Читать и понимать: некоторые приемы работы с историческими источниками"

Описание:

Автор показывает алгоритм извлечения информации из письменного источника для конкретизации исторического материала, реконструкции прошлого в таких масштабах, которые обычно не представлены на страницах учебников с опорой на краеведческий материал.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_polnoe/index?nomer_publ=3091

Опубликовано 25.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – основная общеобразовательная школа села Чиганак Читать и понимать: некоторые варианты работы с историческими источниками Косарева Ираида Викторовна. Должность: учитель. Преподаваемый предмет: история. 2016 год
Содержание. Введение. 1. Основная часть. 1.1. Атрибуция источника и карта анализа. 1.2. Крестьянская реформа в Саратовской губернии: «…одним концом – по барину, другим – по мужику» (Некрасов Н.А.) 1.3. Коллективизация. Наказание без преступления. Заключение. Библиография. Приложения.
Введение. Исторический источник выполняет разные функции. Он может дополнять текст учебника, может придавать тексту особую убедительность, но что наиболее важно – своим языком, своим стилем он создает неповторимый колорит изучаемой эпохи, позволяет понять жизнь, характеры людей того времени, их отношения с государством, их ценности и пр. Однако, чтобы это все понять, следует не просто уметь быстро прочитать текст и так же быстро его забыть. Следует обладать культурой чтения: читать вдумчиво, понимать прочитанное, выделять в нем главное, размышлять над ним. Таким образом, приобретаются навыки аналитической работы, что особенно актуально в связи с подготовкой к тем заданиям, с которыми ты столкнешься на экзамене. Одно дело, когда учебник рассказывает о прошлом, другое – когда вдруг открывается простая истина: история шла вот здесь, совсем рядом и подтверждение тому – исторические документы. Сегодня специалисты, занимающиеся проблемой культуры чтения, выделяют чтение активное и пассивное. Активное чтение, указывают они, предполагают проработку текста, анализ его структуры, выделение новой информации и понятий. Объект исследования: история села Чиганак. Предмет исследования: деловое письмо, архивная справка – документы по истории села. Цель: извлечение информации из письменного источника для конкретизации исторического материала, реконструкция прошлого в таких масштабах, которые обычно не представлены на страницах учебников. Одно дело, когда учебник рассказывает о прошлом, оперируя пространством, массами и свершениями, другое – когда вдруг открывается простая истина: история - совсем рядом, ее присутствие можно найти и в почтовой открытке, и в музейном экспонате, и в архивной справке. Так история приближается. Она реализуется через решение следующей задачи: составление алгоритма исследования, который учит активному чтению; Метод исследования: теоретический, анализ исторического источника 1. Основная часть.
В части С ЕГЭ выпускникам необходимо прочитать законченный фрагмент источника и ответить на вопросы. Первый вопрос, как правило, предполагает атрибуцию источника ( установление даты, события, авторства и др.), другие – анализ содержащейся информации, привлечения сведений, полученных в процессе обучения. 1.1.Составляю карту анализа документального материала. 1.Название документа 2.Вид документа 3.Авторство документа: 4.Историческая справка: 1) Год создания документа. 2)Событийная ситуация времени создания 5.Содержание документа. 1)Основные факты. 2)Анализ фактического материала. 6.Характеристика причин и поводов создания документа 7.Анализ значения документа для развития ситуации 8. Личное впечатление о роли документа в историческом процессе и его значение для собственного осмысления хода событий Анализирую источники, используя карту анализа (см. Приложения) 1.2.Крестьянская реформа в Саратовской губернии: «…одним концом по барину, другим – по мужику» (Некрасов А.Н) 1. Название документа. Донесение мирового посредника 6 – го участка Балашовского уезда в губернское по крестьянским делам присутствие об отказе крестьян с. Чиганак принять душевой надел по Уставной грамоте и о сопротивлении землемеру ( см. Приложение 1). 2. Вид документа. Деловое письмо – прошение. 3. Автор. Штаб – ротмистр Кувычинский, и. д. мирового посредника.
4. Историческая справка. Год создания 1862. событийная ситуация времени создания документа. В ходе аграрной реформы размеры крестьянских наделов определялись соглашениями между помещиками и крестьянами Уставной грамотой. Следить за осуществлением реформы на местах должны были особые мировые посредники. 5. Основной факт документа. Описание конфликта между землемером Чепуриным и крестьянами с. Чиганак при нарезке земли с платою по 2 рубля за десятину и не давали уполномоченных к обмериванию земли. 6. Причины и повод создания документа. Мировой посредник просит восстановить « через посредство воинской команды порядок в отношении повиновении исполнению крестьянами законных требований». 7. Анализ значения документа для развития ситуации. В ответ на донесение в село для усмирения крестьян было послано три роты Бутырского полка. Несколько крестьян подверглись исправительному полицейскому наказанию ( битье розгами), 5 человек, в том числе крестьяне Иван Косарев и Иван Краснощеков, были заключены в тюрьму. 8. Личное впечатление о роли документа в историческом процессе и его значение для собственного осмысления хода событий. Реформа 1861 года ликвидировала крепостничество. Крестьяне стали свободными людьми. Однако реформа сохранила крепостные пережитки, главным из которых было помещичье землевладение. Крестьяне не получили землю в собственность ( потому и сопротивлялись), а значит, не имели возможности перестроить хозяйство на капиталистический лад. 1.3 Коллективизация. Наказание без преступления. 1.Название документа. Архивная справка (см. Приложение 2). 2.Источник. Государственный архив Саратовской области. 3. 4.Историческая справка. 1929 год стал годом «Великого перелома» в жизни страны. Выступая на конференции аграрников-марксистов, Сталин поставил вопрос: «можно ли развить ускоренным темпом социалистическую индустрию, имея несоциалистическое сельское хозяйство, мелкое, не коллективизированное?» И отвечал: «Нет, нельзя… Где же выход? Выход в том, чтобы укрупнить сельское хозяйство». Таким образом, было решено построить сельское хозяйство по типу промышленности, при этом ликвидировать все типы кооперации и создать в сельском хозяйстве объединения по типу индустриальных предприятий.
5.Основной факт документа. Постановлением Балашовской окружной особой комиссии по раскулачиванию житель села Чиганак Мыскин Дмитрий Иванович был раскулачен и выселен за пределы края. 6.Причины и повод создания документа. Документ подтверждает порядок раскулачивания согласно секретной инструкции ЦИК СССР и Совнаркома от 04.02.1930 г.: зажиточные кулаки (2 категория) переселялись в пределах области; земля, скот, хозяйственные постройки передавались в колхоз, для этого создавались особые комиссии по раскулачиванию. 7.Анализ значения документа для развития ситуации. Документ свидетельствует о том, кого в 1930 годы считали кулаком. Есть описание его хозяйства. Он подтверждает то, что коллективизация сопровождалась репрессиями. Она тяжело отразилась на всем крестьянстве, т.к. из его среды была насильственно изъята наиболее грамотная, опытная, предприимчивая часть. 8.Личное впечатление о роли документа в историческом процессе и его значение для собственного осмысления хода событий. С одной стороны, сама коллективизация, как вариант укрупнения крестьянских хозяйств с одновременным повышением их эффективности, стране была безусловно нужна как часть программы модернизации экономики. Но как ее проводили?! Форсированно, стимулируя бедных крестьян на вступление в колхозы самым простым способом – землей и имуществом, отнятым у богатых односельчан. С другой стороны, к 1930 г. сельское хозяйство в СССР развивалось успешно, урожайность и поголовье скота росли. Никаких экономических предпосылок к тому, чтобы сгонять крестьян в колхозы, не было. И как следствие коллективизации – 2-3 млн. раскулаченных, сосланных в отдельные районы страны, арестованных и приговоренных к различным видам наказания вплоть до расстрела; массовый голод, жертвами которого стали 6-7 млн. человек… Цена слишком высока. Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 года признал раскулачивание незаконным. На основании этого закона Мыскин Д. И. реабилитирован.
Статья 16.1 Закона предусматривает за жертвами и их потомками право на имущественную компенсацию, но этот случай не имеет документального подтверждения. Заключение. Проведенное исследование дает право утверждать, что текстовый материал учебных пособий подтверждается фактами из исторических документов, таким образом, исторический источник содействует конкретизации исторического материала. Деловое письмо – прошение и архивная справка усиливают доказательность, убедительность изложенного материала. Работа с документами способствует более плодотворному усвоению знаний, ведь самостоятельно добытое и приобретенное знание сохраняется надолго. Данное исследование имеет и практическую значимость, оно может быть использовано при проведении уроков истории, при подготовке докладов учащихся по данной теме, а также при проведении тематических классных часов, так как в работе содержатся материалы местного характера, которые ранее не были изучены и освещены. Ссылки на информационные источники 1.Хрестоматия по истории Саратовского края 1590 – 1917гг. Издательство Саратовского университета. 1983 с.87 - 88. Историческими источниками для работы были документы из семейного архива жительницы с.Чиганак Киндер А.И.


Приложение.







Яндекс.Метрика