Напоминание

"Роль проектной технологии в воспитании учащихся"

Автор: Конкина Наталья Фёдоровна

Должность: учитель истории

Учебное заведение: ГБОУ СОШ№1 "ОЦ"им. В.И.Фокина с.Большая Глушица Самарской области

Населённый пункт: село Большая Глушица м.р.Большеглушицкий Самарской области

Наименование материала: статья

Тема: "Роль проектной технологии в воспитании учащихся"

Описание:

Опыт использования социального проектирования в формировании классного коллектива

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_polnoe/index?nomer_publ=3094

Опубликовано 26.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


РОЛЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ
АВТОР: Конкина Н.Ф., учитель истории и обществознанияГБОУ СОШ №1 «ОЦ»Им. В.И.Фокина села Большая ГлушицаБольшеглушицкого района Самарской области Содержание работы: 1.Обоснование основных идей реализуемой педагогической технологии 2.Определение проблем и перспектив в работе педагога 3. Описание достижений в опыте работы. Я это делаю через описание системы занятий в режиме проектной технологии.
РОЛЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ
Ценности современного общества – это ценности правового государства, коим, согласно Конституции, является Россия. Это – демократическое сознание, включающее в себя толерантность, активность в достижении цели, уважение каждой личности и её прав, её выбора, умение проявить себя, это любовь к Родине – патриотизм, гражданственность. В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.» патриотическое сознание российских граждан рассматривается как важнейшая ценность и одна из основ духовно-нравственного единства общества. Проблема воспитания патриота и гражданина своего Отечества рассматривается как одно из средств национального возрождения России. Гражданин и патриот – вот социальный заказ государства.
Цель моей воспитательной работы

в классе
- в оспитание высоконравственной, активной и свободной личности с сознательной дисциплиной, умеющей действовать самостоятельно во благо своей страны
Компетентностно-ориентированный подход к образованию потребовал внедрения новых методов обучения. Наиболее благодатной в этом плане является
проектная технология
или метод проектов 1 . Именно благодаря занятиям социальным, информационным, исследовательским проектированием, процесс воспитания и социализации личности идёт быстрее, успешнее. Предметом моего исследования является метод проектов как воспитательная технология
.
Цель, которую я преследую: Показать благотворное влияние метода проектирования на формирование личности школьников. Работу я основываю на своих педагогических наблюдениях.
1.Обоснование основных идей реализуемой педагогической технологии
Я рассматриваю проектную технологию как воспитательную технологию, оказывающую благоприятное воздействие на становление личности учащихся. Во время работы над проектами в процессе формирования ключевых компетентностей развивается личность школьника, формируются
деловые
качества, необходимые для формирования качеств современного работника, умеющего решать проблемы, способного сделать нравственный выбор, 1
Краткая характеристика технологии
: Проектная деятельность - это система совместных действий учителя и ученика по разработке проекта, это развивающее обучение, это инструмент развития самостоятельности старшеклассников. В центре внимания – ученик, а учитель способствует развитию его творческих способностей. Образовательный процесс строится в рамках избранных учеником тем для изучения. В основе избрания – интерес, потому что сама работа над темой, изучение её, исследование, консультирование у учителя по инициативе ученика, - всё это разговор "на равных", это высокая самооценка, прочные навыки и знания. Мотивация к учению повышается. Кроме того, это и индивидуальный темп работы, что позволяет выйти каждому ученику на свой уровень развития, приводит к сбалансированию основных физиологических и психических функций ученика. Ведь темп задаёт не учитель, которому вечно не хватает времени, а сам ученик. Ученик здесь превращается из объекта обучения в субъект обучения. Результатом проектной деятельности является какой-либо конечный продукт: выставка, сценарий, социальный объект, изделие и так далее.
оттачиваются
волевые
черты личности, формируются такие положительные черты личности как жизненная активность, ответственность, развивается
эмоциональная
сфера, приходит умение владеть собой, уходят черты эгоизма, появляется осознание важности и ценности жизни в обществе, наполняются жизненным содержанием
нравственные
понятия «долг», «память», «совесть», «честь класса».
2.Определение проблем и перспектив в работе педагога

Влияние проектной технологии на формирование личности школьника
Каждому классному руководителю знаком «возраст непослушания» - 13-14 лет, когда у подростков активно идёт формирование мировоззрений человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. Подростки переосмысливают свои ценности. Подвергается сомнению всё и вся. Прежнего безоговорочного подчинения уже нет. Учёба уходит с первого места в ранге ценностей. Общественная работа в классе идёт с трудом. Самоуправление в классе начинает давать сбой. С такими проблемами столкнулась и я. Индивидуализм начал потихоньку разъедать классный коллектив изнутри. Класс делился на группки и группировки, все они распределялись по негласным рангам. Прежде они умели себя развлекать, любили проводить время вместе: вечера, поездки, походы – но только вместе. Теперь скучающий взгляд был мне ответом на предложения составить интересный план работы. Проявления эгоизма, безответственности не встречали единодушного осуждения как прежде. Неаккуратность и несобранность потихоньку стали входить в привычки нашего класса. Неумение и нежелание напрягаться для решения даже мелких проблем стали проявляться довольно часто. Вот какие проблемы поселились в нашем классе. . Именно в это кризисное для своего класса время 8А класс стал заниматься социальным проектированием.

3. Описание достижений в опыте работы. Я это делаю через описание

системы занятий в режиме проектной технологии

I.Первый этап – выявление проблемы
Во время работы над выявлением проблемы формируются такие качества личности как
ответственность
, то есть способность принять взвешенное решение и взять на себя ответственность за него, готовность проявить
активную жизненную позицию
, умение сделать нравственный выбор, формируется
умение выявить проблему
, развивается способность анализирования ситуации, определения своих приоритетов, развивается умение сопоставить свои цели с устремлениями других людей. Школа готовилась к своему юбилею, а написанной биографии у школы не было. При выборе проблемы мы обратили на это внимание. Постановка проблемы звучала очень притягивающе: написать «биографию» своей школы. Честолюбие моих ненаглядных детей желало это сделать, особенно им нравились слова: «Выполнить долг перед старшим поколением». Этот проект стал называться «
Книга воспоминаний о школе».
Активность ребята стали проявлять уже при разработке алгоритма деятельности. Он решили, что наша книга будет состоять из пяти глав. Следовательно, и работать над ней должны будут пять групп. Процесс формирования групп идёт по определённой методике, но жизнь всегда вносит свои коррективы. Вместе стали работать дети с разными характерами и привычками. Уже сложившиеся дружеские пары пополнялись, ребята открывали друг друга. Закрепляется навыки и умения продуктивно взаимодействовать с членами своей команды, уживаться, не конфликтовать, но и не упускать свои интересы. Уметь договариваться – вот чему предстояло научиться моим детям.
То есть шло

формирование толерантного поведения.

Мои наблюдения:
Я наблюдала, как группы рассыпались, хотя создавались добровольно и с большим желанием, как открывались такие качества в
одноклассниках, которые до этого не были заметны, появлялись лидеры совершенно не из «лидерствующих» до этого детей. Выдвигалась проблема и находилась тема, которую они заметили сами, без меня. Проект разрастался, работа кипела. Отступал эгоизм, формировались навыки взаимодействия друг с другом. Приходилось наблюдать выяснение отношений внутри групп, когда необязательность и безответственность ставили члена группы перед выбором: менять отношение к делу или оказаться вне группы.
II.Постановка целей и задач.
Желание сделать доброе дело, выполнить долг перед старшим и младшим поколением, то есть составить «биографию» школы - таковы благородные цели работы над проектом. Формулирование целей проекта, его задач несёт воспитательную нагрузку. Понятие «долг» наполнилось смыслом, основанном на личном жизненном опыте. Благородная цель рождала и благородные средства. По-новому для них открылись рядом живущие люди, родители, бабушки и дедушки, старшие соседи, учителя. В процессе формулирования цели и задач стала проявляться недостаточность умения сформулировать правильно свои мысли, выразить словами свои желания – вот в чём была трудность. Появилось желание подучиться. Расспросить другие группы об их опыте по этому вопросу. Определение задач работы над проектом постепенно выстраивало план действий каждой группы. Работа над проектом превращалась в
коллективное творческое

дело
с едиными целями группы, взаимозависимостью её членов, общими просчётами и общими победами. Продолжалось формирование ответственности, активности, аккуратности, духа товарищества.
III. Поисковый этап.
Это самый большой этап проекта. Каждая группа собирала материал по своей теме: «Учебная деятельность», «Трудовая деятельность», «Пионерские и комсомольские дела», «Военно-спортивная
деятельность», «Культмассовая работа». По-новому для них открылись рядом живущие люди, родители, бабушки и дедушки, старшие соседи, учителя. Здесь очень важно преодолеть стеснительность, составить вопросы для интервью, настроить респондентов на себя, записать и запомнить, уметь себя подать, произвести приятное впечатление, быть раскованными, но воспитанными, почувствовать свою значимость, проявить терпимость к чужим слабостям и привычкам – в силу того, что все респонденты принадлежат старшему поколению. Эта работа формирует чувство собственного достоинства, уверенности в себе, развивает самоуважение, появляется ощущение своей значимости. Идёт знакомство с новыми людьми, с людьми совсем другого поколения, других жизненных принципов, других ценностей. Ребята признают, что эти многочисленные встречи расширили круг общения, подняли его на новую ступень, оказали влияние на выбор профессии.
Мои наблюдения:
Мальчики стали степеннее себя вести. С ними, а не со мной, здороваются за руку уважаемые люди нашего села. Ребята стали лицом своего поколения для очень многих людей старшего поколения. И, судя по отзывам, это лицо понравилось их собеседникам. Неизгладимое впечатление произвели на ребят встречи с руководителями старой закалки – главы районной администрации и райкома партии.Сильные личностные качества этих мужчин оказали положительное влияние на ребят. Про встречу с ними, про их жизненный путь, их твёрдость и стойкость рассказывали с уважением и удовольствием. Вот такая оказалась прививка стойкости, мужественности и оптимизма. 2 По признанию девочек, мир их интересов стал шире, представления о работе администрации села, района изменились, мифы рассыпались 3 . Происходил на глазах процесс взросления учащихся. Чаще стали проявляться черты, присущие зрелой личности: целостность и 2 «История управления районом» 3 «История промышленности района».
иерархичность. Эгоистические черты нивелировались, чувство общественного долга облагораживало мысли и поведение учащихся. От распространённого настроения «зачем нам это 4 надо?» происходил переход к «это 5 выделяет нас от других. Мы без этого не можем». Они с интересом присутствовали на открытом обсуждении бюджета района. Находясь в актовом зале администрации, принимая участие в обсуждении бюджета, они демонстрировали модель поведения взрослых людей 6 . Не стесняясь, обращались к Главе районной администрации, Главе сельской администрации, Председателю собрания представителей. Изменилось отношение учащихся параллельного класса (там не было проектной деятельности) к нашей работе: «Мы тоже хотим 7 » А раньше они недоумевали и посмеивались над увлечённой работой ребят нашего класса.
IV. Анализ и обработка информации.
Тут тоже возникла трудность с тем, что и как написать из того, что услышали. Ребята столкнулись с тем, что, оказывается «беседовать» - это очень трудно и ответственно – ведь от тебя ждут результата, а он не всегда удовлетворительный. Оказывается на беседу надо приходить подготовленным по сути вопроса. Значит, надо было почитать о предмете беседы, а во время беседы расспросить непонятные места ещё раз, проявляя такт и терпение. В процессе всех этих открытий формировались
ответственность и внимательное отношение к людям.
Шла работа над собой. Учились создавать себе настроение, владеть собой, распределять время. Ребята учились анализировать, критически оценивать, систематизировать, структурировать, представлять в виде графиков и таблиц полученную информацию. Учились и совершенствовали навыки работы на компьютере, научились сканировать фотографии и делать электронные презентации. Шло формирование аккуратного отношения к печатному слову. Работа требовала совершенствования умений владения ПК. 4 работа над проектом 5 работа над проектом 6 «История управления районом» 7 Когда в 10 классе у них появился урок ПД, они отозвались на него со всей душой и нерастраченной энергией.
Формировались такие качества как усидчивость и терпение, развивалось внимание, развивались навыки
самообразования,
то есть волевые качества личности. Часть ребят впервые использовала ПК не как игрушку, а как рабочий инструмент, на котором надо уметь работать. Они учились друг у друга, открывая всё новые возможности ПК. К концу работы над проектом каждый мог делать презентацию и печатать, но с разной скоростью.
Мои наблюдения
: Отношение к этому этапу сначала у ребят как к более лёгкому. Они уже привыкают устраивать встречи, распределять время для встреч, составлять сценарий этих встреч. Эти хлопоты уже в прошлом. Теперь надо оформить всё собранное. Эти новые трудности закаляют характер. Идёт открытие новых возможностей ПК, доделка и переделка печатных материалов. Стенды надо оформить наглядно и ярко. Формируется понятие вкуса, мысли формулируются всё чётче. Эта работа над собой ставит личность ребёнка перед необходимостью проявлять терпение, аккуратность, использовать чужой опыт, проявить умение выразить свои идеи так, чтобы их поняли и услышали. Для учащихся открывается мир символов и наглядности, открываются психологические особенности восприятия. К началу этого этапа навыки работы командой уже заложены. Поэтому ребята сами распределяют обязанности. Непонимания здесь меньше.
V. Создание портфолио.
Так как у каждой группы было своё задание, то у нас получилось сначала пять портфолио. Сюда входили ксерокопии документов, фотографий, черновики бесед, дневник работы группы с фотографическим отчётом. Всё это небольшое, но очень важное хозяйство надо было держать в порядке: купить папу, бумагу, плёнку, отпечатать и оплатить фотографии, вести дневник работы. Все эти заботы тоже сильно влияли на ребят. У каждой группы появилась касса, выделился кассир. Здесь проявились такие качества как порядочность в расходовании денег,
аккуратность, ответственность, я бы даже сказала хозяйственный ум. Из пяти портфолио предстояло нам сделать одно. Эта папка должна была эстетично выглядеть и содержать весь отчёт о работе, а затем превратиться в конечный продукт – «Книгу воспоминаний о школе». Папку для этого решили купить особенную. Решили – сделали. За этими словами стоит способность соотносить свои интересы с интересами других людей, решать проблемы, встающие на пути выполнения проекта Ребята должны были проявить способность систематизировать, анализировать информацию, структурировать информацию, представлять её на разнообразных носителях. К каждой главе надо было написать, на основе собранных воспоминаний, рассказ, соответствующий названию главы. Вот здесь пришлось обратиться к старым книгам и справочникам, где ещё сохранились сведения о советской школе.
Мои наблюдения:
Работать с бумагами очень многие не умели, но они думали, что умели. Ребята должны были понять, что в оформлении документов тоже есть правила, есть требования к оформлению. Формировалось качество аккуратности, уважение к печатному слову. От причитаний: «Я не Лев Толстой…» перешли к точному описанию своей работы. Постепенно оттачивались навыки сочинительства, так как каждую главу надо было снабдить рассказом. Эта работа не такая яркая и требует определённого навыка и таланта, поэтому самые нетерпеливые уходят из проекта на этом этапе. Они согласны разрабатывать новую проблему, собирать материал, знакомиться с новыми людьми, то есть «кипеть», но не сидеть.
VI. Презентация.
Каждая группа готовилась к презентации. Умение правильно и чётко рассказать о своей длительной работе – таково было новое испытание для ребят. Нас обещали снимать на видеокамеру (так и было). Поэтому ребята очень волновались. Выход был один – хорошо подготовиться.
Они составляли и репетировали речь, оказалось, что это довольно трудно. Хотя волнение дало себя знать, но презентация прошла очень хорошо. Шла упорная работа над формированием
коммуникативной компетенции
. Ведь они должны были представить свою работу в публичном выступлении, суметь представить и отстоять свою точку зрения, уважительно относясь к ценностям других людей. Должны были представить электронную презентацию, отобрать материал для рассказа. То есть формировалась
информационная компетентность
. Проявив себя на школьном этапе, мы получили право представлять нашу школу на районном конкурсе социальных проектов «Гражданин», где заняли второе место.
Мои наблюдения:
На этом этапе особенно заметны изменения, которые происходят с ребятами. Необходимость публично выступать пугает очень многих. Во время работы над этим этапом происходят особенно заметные превращения. От ужаса в глазах с мольбой: «А можно мы не будем….» до желания выступать ещё и ещё. Во время составления речи выступления ребята решают много проблем. - кто будет защищать работу. Предстоит сделать нравственный выбор по типу: «Света моя подруга, но плохо выступает». Осознание того, что под угрозой общий труд, заставляет ребят, проявляя уступчивость и понимание, верно подобрать подходящие для этого кандидатуры. - Что говорить, чтобы жюри нас оценило высоко. Как составить убедительную речь выступления. - Как выглядеть и как произвести впечатление. Умение правильно говорить начинает цениться очень высоко. На этом этапе ребята, защищающие проект, много работают над собой. Формируются такие качества как упорство, закаляется характер. Эти труды дают результаты. Победа над собой рождает успешность. - Застенчивость уходит, человек открывается, меняется отношение к нему. - на этом этапе группа особо сплачивается. Это единомышленники, живущие общими интересами.

VII. Подведение итогов. Рефлексия.
Наступил этап подведения итогов работы. Мы выяснили, что у нас получилось, а что не очень получилось, а что совсем не так получилось. В чём мы - молодцы, а в чём не очень молодцы. Какие и у кого качества проявились. И главное – чему мы научились. А научились мы многому: - освоили новую технологию – работаем все вместе – это так интересно! - усовершенствовали навыки работы на ПК. - впервые проявили интерес к окружающим, и они ответили нам добром. - научились работать друг с другом - открыли для себя незнакомые положительные и не очень положительные качества своих одноклассников - познакомились с разными людьми - очень много узнали о своей школе и сохранили эти воспоминания для других поколений. - почувствовали уважение со стороны других людей, а хорошее мнение о себе - это тоже капитал. - все пришли к выводу, что за время работы над проектом класс сдружился. - научились продуктивно взаимодействовать с членами команды. - научились цивилизованно отстаивать свою точку зрения.
Мои наблюдения:
С работой они справились. Свой проект ребята защищали на районном конкурсе проектов «Гражданин». Заняли второе место. Успешность стала постоянным ориентиром ребят. Во время торжеств, посвящённых 70-летию школы, они встречали гостей, им понравилось знакомиться и разговаривать с людьми. Наступило осознание, что хорошее впечатление о себе – это большой дополнительный капитал Работа над проектами сильно повлияла на учащихся моего класса
.
Она подняла учащихся
на новую ступень, выделила их из общей массы учащихся нашей школы. Ребята изменились. Это было видно по тому духу, который царил в классе, по отношению к знаниям, к учёбе, друг к другу, к окружающим, ведь они могли многое преодолеть. Они освоили работу командой. И теперь, если предстояло какое-либо большое важное дело, то звучал призыв: «Давайте, как тогда…»Это значит, включались навыки владения проектной технологией. За свою школьную жизнь ребята подготовили много проектов. Даже над главным своим законом – классной конституцией они работали, используя проектную технологию. Последняя их работа – разработка проекта Новогоднего вечера. Этот проект они оформили, подробно описав свою работу над проектом и создав красочное портфолио «Лучший вечер в школе», а конечным продуктом стал сам вечер. В результате занятия проектной деятельностью в учащихся класса сформировались следующие черты личности:
Во время работы над проектами
сформировались следующие качества личности школьника: -
деловые
качества, необходимые для формирования качеств современного работника, умеющего решать проблемы, то есть ответственность, аккуратность, любознательность. -
волевые
черты личности, такие как жизненная активность, способность к преодолению самодостаточность, - развивается
эмоциональная
сфера, приходит умение владеть собой, уходят черты эгоизма, появляется осознание важности и ценности жизни в обществе, толерантность, уважительное отношение к людям - наполняются жизненным содержанием
нравственные
понятия «долг», «память», «совесть», «честь класса», формируется чувство общественного долга, способность делать нравственный выбор вот какие качества формировались у учащихся под влиянием работы над проектами. Это объясняет их успешность.

Два года подряд(10-11) они становились победителями во

внутришкольном соревновании «Самый здоровый класс»
№ Наиболее значимые проекты, подготовленные учащимися под руководством учителя Конкиной Н.Ф. результативность 1. Основной закон нашей жизни Поднял самоуправление класса на новую правовую ступень 2. Книга воспоминаний о школе II место на районном этапе конкурс социальных проектов «Гражданин» 3. Проблемы водоёмов нашего села II место на районном этапе конкурса социальных проектов «Гражданин» 4. История Посёлка нефтяников I место на районном этапе конкурса социальных проектов «Гражданин» 5. Глушица туристическая Номинант на областном этапе конкурса социальных проектов «Гражданин» Работа над проектом «Книга воспоминаний о школе» - первый опыт использования проектной технологии. Эта работа оздоровила класс. Подняла отношения ребят на новый уровень. Так работать понравилось, хотя было трудно. Эта работа завершилась созданием научной работы «Жизнь и быт российской школы советского периода». Проснулся интерес к краеведческой работе. Появляются проекты: «Проблемы водоёмов нашего села», «Истоки русско-болгарской дружбы» на примере дружбы колхоза им. Ленина Большечерниговского района и АПК «Девятое сентября» Старозагорского округа Болгарии. Оба проекта стали основой для создания научно- исследовательских работ и завоевали призовые места на окружном этапе Всероссийской научной конференции. «История музыкальной школы Проект «Откуда мы приехали» показал, что село заселили переселенцы 17 губерний, об этом говорят старые названия улиц села – Курятка, Рязанка, Тулятка. Это исследование вызвало к жизни большой проект «История посёлка Нефтяников». Это - работа в районном Архиве, многочисленные беседы с людьми, посещение административных органов: архитектурного отдела, сельской и районной администрации. Ребята начинали с нуля. Ничего не было написано о создании Посёлка у нашего краеведа – Русяева П.Я. Встречи, рассказы, впечатления, работа в архиве –
всё это способствует формированию не только компетентностей, но и чувства патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, формирует личность. Пробуждение интереса к истории своего края, его природе, его людям – часть патриотического воспитания. К юбилею села(230 лет) и района (80 лет) учащиеся работали над проектами по истории села и района. Именно проектная деятельность позволила собрать богатый материал к 80-летию района. Ребята работали по направлениям: «История управления районом», «Промышленность района», «Сельское хозяйство района», «Знаменитые люди района», «Образование района», «Развитие здравоохранения района», «Спорт района» , и так далее. А это всё- знакомство со своим краем, и, самое главное, это уже не забудется. Интерес к родному краю, выразился в создании проекта – экскурсии «Глушица туристическая». Для того чтобы «пригласить» туристов, надо найти эти «туристические места» в нашем крае. Свою экскурсию ребята осуществили на практике. Именно это привело к посещению живописных и заповедных мест нашего района: колка Дубовенький, Боголюбского дола, балки Крутая. В экскурсионный маршрут вошло так же знакомство с прошлым улиц нашего села. Работа в архиве, встречи со старожилами села способствовали формированию целого рада компетентностей: коммуникативной, информационной, социальной. Развивали умение формулировать проблемы и навыки выстраивания алгоритма работы по решению этих проблем. Начальный вариант работы был опубликован в газете «Степные известия». Результатом этой работы стала разработка автобусного экскурсионного маршрута по улицам села. Создание электронного варианта экскурсий, проведение заочных и очной экскурсии. Конечно, такая работа требует очень большой подготовки. Сбор материала об улицах села показал ребятам, на сколько изменился его облик, нравы, быт, привычки, население. За каждой работой – встречи с людьми, опыт общения, умение настроить на себя собеседников, добыть информацию, решить проблемы. Работа над этим проектом принесла успех, преодоление
себя, развитие компетентностных навыков разных направлений. Как лучший проект округа, он представлял наше Южное управление образования на областном этапе конкурса социальных проектов «Гражданин» и стал победителем в номинации «
За приобщение к культурно-историческим

ценностям родного края».
Российский патриотизм – чувство любви к своей малой родине – месту, где ты родился и вырос, к природе родных мест. Для каждого человека Отечество начинается с того места, где он родился и вырос. Малая Родина воплощает в себе образ Отечества. Активная познавательная краеведческая деятельность воспитывает причастность к родному краю. Они ведут себя не как квартиранты, а как хозяева, которым небезразлична судьба района. Когда велась работа над проектом «Откуда мы приехали», то ребята невольно задумались над вопросом, а почему наш заволжский район люди добровольно избирают местом своего жительства. Наверное, пришли мы к выводу, в нашем районе не всё так плохо, как мы привыкли думать. В своем проекте «Проблемы водоёмов нашего села» ребята написали, что относиться к реке Иргиз надо не как к малой реке, а как к самому большому притоку левобережья Волги. Работая над проектом «Глушица туристическая», ребята сравнивали освоение Дикого Запада в Америке и освоение Заволжья, ведь наше село лишь на три года моложе США(год рождения села – 1779). Они обратили внимание на то, с какой жестокостью осваивался американский Дикий Запад, когда уничтожались целые племена. Ребята прониклись симпатией к своим предкам, на которых такого греха нет.
Мои наблюдения:
За время работы над проектом они многое поняли и узнали, а так же познакомились с людьми разных профессий, с их взглядами и с их отношением к жизни. Работа над проектом свёла их с очень интересными, увлечёнными людьми. Это для них было открытием. Ближе стали проблемы
села. Проект помог раскрыться великому чувству патриотизма – любви к своей малой Родине. Ведь «там, где становится обидно за свою страну, или, наоборот, охватывает гордость за её прошлое, за её достижения в настоящем – там входит в сердце РОДИНА» Из радиопередачи Т.К. Маркушиной Как бы не сложилась их судьба, в их паспортах стоит место рождения село Большая Глушица. Я уверена, что на вопрос:«Откуда вы родом?», - Они и через много лет не стесняясь ответят: «Мы из Большой Глушицы» Теперь на вопрос: «Где вы живёте?», ребята с присущим им юмором отвечали: «В одном из самых больших селе Заволжья Самарской области, которое лишь на три года моложе США, которое лежит на самой извилистой реке нашего региона, которая является самым большим притоком левобережья Волги, Вот такая характеристика своего села сформировалась в головах наших учащихся в результате исследовательской проектной деятельности краеведческой направленности. Пусть любовь к своей малой Родине станет опорой для наших детей в жизни, тем нравственным стержнем, который составляет духовность Человека и Гражданина.


Яндекс.Метрика