САМОАНАЛИЗ РАБОТЫ ДИРЕКТОРА МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЫ № 19 Х. ЛЕСНОЙ МАРТЫНОВСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЛАНЦОВОЙ ГАЛИНЫ НИКОЛАЕВНЫ.
В данной школе работаю с сентября 1991 г., с августа 2010 г. назначена директором . В
октябре 2015 года получила диплом о профессиональной переподготовке по программе
«Менеджмент в образовании».
По моему мнению современный руководитель школы – творческая личность, способная
находить нетрадиционные пути решения, стоящих перед школой задач, использовать
инновационные управленческие технологии. Управление школой – это планомерное,
организованное, научно-обоснованное, систематическое воздействие на коллектив школы с целью
обеспечения его оптимального функционирования.
Время, в которое мы живем, требует переосмысления того, что происходит вокруг, как
меняется жизнь, политическая обстановка в мире, расстановка сил в обществе, духовные
ценности , наука, школа и дети, учительский труд.
В связи с модернизацией образования, компьютеризацией, внедрением новых технологий в
образовательный процесс требуется изменить и подходы к управлению учебно-воспитательным
процессом.
Определяя приоритеты работы и управления школой , я понимаю , что образовательной
процесс – это к организованная деятельность педагогов, обучающихся, родителей с целью
достижения оптимальных для каждого ученика результатов обучения, воспитания, развития.
Управление школой – это совокупность внешних и внутренних факторов жизнедеятельности
нашей школы.
Школа, которой я руковожу, является на селе учебно-воспитательным , культурным ,
досуговым центром.
Моя работа, как директора, заключается в деятельности, направленной на выполнение
задач, вытекающих из социального заказа общества школе.
Школа работает в соответствии с Уставом и локальными актами . На основе анализа и
диагностики педагогическим коллективом была разработана и принята программа развития .
Цель работы школы:
усвоение обучающимися обязательного минимума содержания
общеобразовательных программ начального общего, основного общего
образования за счёт внедрения новых образовательных технологий;
выпуск творчески развитой, социально-ориентированной личности, способной к
самореализации и умению адаптироваться к изменяющимся условиям социума
через обязательный минимум образования;
установление отношений сотрудничества между руководителем школы,
учителями , родителями и обучающимися .
Планирование целей и задач работы школы строится с учетом мнения педагогического
коллектива, выводов методический объединений учителей – предметников, учителей начальных
классов и классных руководителей.
Образовательный процесс в школе строится на основе государственных программ,
обеспечивающих качественное усвоение образовательного стандарта и способствующих развитию
познавательной активности учащихся, комплексному овладению средствами мыслительной
деятельности.
Воспитательный процесс в школе строится в соответствии с государственной политикой
в области образования , которая предполагает воспитание у подрастающего поколения
гражданственности, причастности к своей Родине, и приоритетов школы.
Процесс управления в нашей школе строится на демократической основе, т.е. имеет место
делегирования управленческих полномочий с целью вовлечения членов коллектива в
управленческую деятельность. Например, учитель ОБЖ Яцкив Е.И. несет ответственность за
пожарную безопасность, учитель истории Дордюк О.И. вместе с членом родительского комитета -
1
за питание обучающихся, учитель информатики Казаченко В.А. - за школьный сайт, учитель
русского языка Гаврило Т.В. – за оздоровительную кампанию.
Обязательным является отчет директора перед коллективом о финансовой деятельности, о
награждениях.
Организована совместная работа администрации, общественных организаций и
ученического самоуправления на началах сотрудничества. В школе работает Совет школы, детская
организация «Спектр» , совет музея .
Школа работает в соответствии с нормативно-правовой базой, которая включает «Закон об
образовании», «Трудовой Кодекс РФ», «Конвенция о правах ребенка», «Трудовой договор» ,
«Устав» и т.д. , а также педагогическим коллективом разработаны и утверждены локальные акты.
В школе работают 4 ШМО, которые совершенствуют проведение открытых уроков,
психолого-педагогических семинаров, изучают инновационную деятельность и применяют ее на
практике .
При планировании работы на год учитывается то, чтобы в течение года каждый учитель
дал открытый урок или выступил с докладом, провел предметную неделю или тематический
вечер и т.п.
Наличие компьютерного класса и мультимедийного оборудования облегчает работа
учителей с оформлением кабинетов, созданием дидактического материала, проведением
современных уроков , кабинетная система в школе позволяет каждому учителю сделать
преподавание предмета интереснее и увлекательнее. Оборудован кабинет биологии, имеется
спортивный инвентарь для спортзала, но недостаточно химического и физического
оборудования и реактивов для лабораторных работ.
Квалификационный сравнительный анализ педагогических кадров по квалификационным
категориям
Квалификационная
категория
2012-2013
2013-2014
2014-2015
Всего педработников
22
21
19
Высшая категория
1
-
-
Первая категория
14
14
11
Вторая категория
(соответствие занимаемой
должности в 2014-2015 уч.г.)
7
7
8
Квалификационный сравнительный анализ педагогических кадров по образованию
Образование
2012-2013
2013-2014
2014 – 2015
Высшее образование
13
14
12
Среднее профессиональное
8
7
7
Учителя школы постоянно совершенствуют свой профессиональный уровень, работают над
самообразованием
№
п/
п
Ф.И.О.
учителя
Тема самообразования
Реализация темы
1
Алцыгина
О.П.
«Рациональная
организация режима дня
школьников – одно из
условий сохранения
здоровья»
1. Открытый урок русского языка «Правописание
частицы НЕ с глаголами»
2
Азизова
Л.В.
«Минутки Здоровья на
уроках математики –
значимый фактор
здорового образа жизни»
1. Выступления МО «Повышение тестовой
культуры обучающихся при сдаче ОГЭ и ЕГЭ».
2. Выступление на МО «Творческие задания на
уроках математики и во внеурочное время».
3. Внеклассные мероприятия по математике на
неделе математики и информатики.
3
Бугакова
Т.С.
«Рациональная
организация урока
1. Выступление на МС «Понятие «универсальные
учебные действия»».
2
русского языка – важная
составная часть
здоровьесберегающей
технологии»
2. Выступление на МО «Содержание ФГОС и
готовность учителей к введению ФГОС в основную
школу».
3. Открытый урок по литературе в 9 – 10 классах
«Что значит русский характер?» по рассказу М.
Шолохова «Судьба человека»».
4. Внеклассные мероприятия: конкурсы, викторины,
игры на неделе филологии.
5.Выступление на общешкольном родительском
собрании «Воспитание и ответственность»
6. Проведение мероприятий, посвящённых году
литературы
4
Бугакова
Т.Г.
«Использование
принципов
здоровьесберегающей
педагогики в
практической
деятельности учителя»
1. Выступление на МО «Роль игровой деятельности
в обучении младших школьников».
2.Выступление с обзором новинок методической
литературы и специализированных периодических
изданий.
3. Открытый урок по окружающему миру
«Путешествия по Москве».
4. Конкурсная программа «Весёлая математика» в
рамках Недели начальных классов.
5. Внеклассное мероприятие «Весёлые старты»
6. Подготовка обучающихся к конкурсу чтецов «Мои
любимые стихотворения» ( в
рамках Недели начальных классов)
5
Врембяк
Д.И.
«Рациональная
организация урока
английского языка –
важная составная часть
здоровьесберегающей
технологии»
1.Проект «Я и моя семья» 2 класс
2. Проект «Мой дом « 4 класс
3.Викторина «Достопримечательности Британии и
России» 5-6 класс
4. Подготовка и участие в конкурсе стенгазет,
посвящённых 8 Марта.
5. Разучивание песни к 9 Мая на английском языке 9,
11 класс.
6
Гаврило
Т.В.
«Реализация
здоровьесберегающих
технологий в сельской
школе»
1. Участие в районном конкурсе «Учитель года –
2015»
2. Выступление на МО «Эффективность работы
учителя по обеспечению качества образования».
3.Открытый урок-семинар по литературе в 11 классе
«Тихий Дон».
4. Внеклассные мероприятия: конкурсы, викторины,
игры на неделе филологии.
5.Подготовка обучающихся 5-7 классов к конкурсу
чтецов «Читаем стихи о войне»
6.Подготовка и участие к конкурсу чтецов «Живая
классика»
7. Проведение мероприятий, посвящённых году
литературы
7
Глотов В.В.
«Использование
принципов
здоровьесберегающей
педагогики в
практической
деятельности учителя»
1.Подготовка обучающихся и их участие в районных
спортивных мероприятиях: «Орлёнок», по
легкоатлетическому кроссу, по шахматам, шашкам.
2.Выступление на общешкольном родительском
собрании « Создание в семье условий для
укрепления здоровья подростков»
3
3. Внеклассные мероприятия на Неделе физической
культуры
4.Подготовка обучающегося и его участие в
областных соревнованиях по легкоатлетическому
кроссу.
5.Проведение конкурса «А, ну-ка, парни!».
Школьные соревнования по легкоатлетическому
кроссу, волейболу, баскетболу, шахматам, шашкам,
мини-футболу.
8
Дордюк
О.И.
«Рациональная
организация урока
истории – важная
составная часть
здоровьесберегающей
технологии»
1.Участие в районном конкурсе «Учитель года –
2015»
2. Участие в районном конкурсе «Защита прав
потребителей».
3. Выступление на педагогическом совете «Методы
критического мышления» (из опыта работы).
4. Участие в районном МО Открытый урок в 5
классе «Устройство Римской республики».
5.Подготовка обучающихся и их участие во
Всероссийской олимпиаде «Славные страницы
истории»
6. Подготовка обучающихся и их участие во
Всероссийском конкурсе эссе, посвящённому
равнопостольному святому князю Владимиру.
7. Внеклассные мероприятия по истории и
обществознанию на неделе географии, истории и
обществознания.
8. Открытый урок по истории в 5 классе «Древняя
Спарта».
9
Казаченко
В.А.
«Рациональная
организация уроков
географии – важная
составная часть
здоровьесберегающей
технологии»
1.Выступления на МО: «Интеграция предметов
ЕМЦ, как залог успешного усвоения ЗУН
обучающимся», «Интерактивные средства обучения
в образовательном процессе»
2. Внеклассные мероприятия по информатике на
неделе математики и информатики.
3. Внеклассные мероприятия по географии на неделе
географии, истории и обществознания.
4.Подготовка обучающихся и их участие в районной
экологической конференции «Природа родного
края»
5.Проведение Месячника «Мы за здоровое питание»
10
Ланцова
Г.Н.
«Пути преодоления
учебных перегрузок
учащихся на уроках
математики, приводящих
к состоянию
переутомления»
1.Внеклассные мероприятия по математике на
неделе математики и информатики.
2. Проведение педсоветов.
11
Сосина
Л.Н.
«Влияние процесса
обучения и его
интенсификации на
здоровье учащихся»
1. Внеклассные мероприятия по технологии и
искусству на предметной неделе.
12
Троханен-
ко Т.В.
«Рациональная
организация уроков ОБЖ
– важная составная часть
здоровьесберегающей
1.Доклад на МО « Развитие творческих качеств у
ребёнка через использование активных форм
учебной и внеурочной деятельности»
2.Выступление с обзором новинок методической
4
технологии»
литературы и специализированных периодических
изданий.
3.Доклад на МО «Воспитание личности школьников
как создание условий для её реализации»
4.Подготовка обучающихся к конкурсу чтецов «Мои
любимые стихотворения» ( в рамках Недели
начальных классов)
5.Урок математики» Случаи вычитания вида 11-* »
13
Хиркина
В.В.
«Влияние процесса
обучения и его
интенсификации на
здоровье учащихся»
1. Выступление на МО «Внеурочная деятельность в
начальной школе в аспекте содержания ФГОС
НОО».
2. Выступление с обзором новинок методической
литературы и специализированных периодических
изданий.
3. Доклад на МО « Проектная деятельность в
начальной школе»
4. Открытый урок по литературному чтению
«Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».
5. Проведение конкурса «Весёлые старты»
6. Подготовка обучающихся к конкурсу чтецов «Мои
любимые стихотворения» ( в рамках Недели
начальных классов)
14
Яцкив Е.И.
«Использование
секретов
здоровьесберегающей
педагогики в работе
учителя»
1. Выступления на общешкольных родительских
собраниях «Внимание – дети!», «Дорога жизни».
2. Внеклассное мероприятие по ПДД в начальной
школе «Посвящение первоклассников в
пешеходы»».
3. Внеклассное мероприятие по ПДД с
выступлением ЮИД.
4.Проведение Недели Безопасности, Недели ОБЖ,
«День защиты детей», Всероссийской викторины
«АВС».
5. Подготовка и участие в районной игре «Орлёнок»,
«Безопасное колесо».
В школе все предметы ведутся специалистами.
.Учителя школы в течение нескольких лет принимают участие в районном конкурсе
«Учитель года». Это : Дордюк О.И. – учитель истории, Гаврило Т.В. - учитель русского языка и
литературы , Глотов В.В. – учитель физкультуры. Ранее в номинации «Молодой учитель»
участвовала Берестова Л.С..
Кроме того обучающиеся принимают активное участие в международных конкурсах:
«Русский медвежонок», « Кенгуру», « Олимпус», « Гелиантус».
В таблице показано участие обучающихся школы в интеллектуальных и творческих
конкурсах в 2014-2015 учебном году
Название конкурса
Уровень
Кол-во
уч-ся
Результат
ФИО
руководителя
ОЛИМПИАДЫ
Русский язык
муниципальный
3
Гаврило Т.В.
Бугакова Т.С.
Литература
2
Гаврило Т.В.
Бугакова Т.С.
Английский язык
2
Призёр (Болычев В.)
Врембяк Д.И.
Математика
2
Азизова Л.В.
5
Ланцова Г.Н.
Физика
3
Ситников Ю.М.
Химия
1
Призёр (Бормотова Т. -
участник Областного
тура олимпиады)
Семенякова А.М.
Биология
2
Семенякова А.М.
География
2
Казаченко В.А.
История
2
Дордюк О.И.
Обществознание
3
Дордюк О.И.
ОБЖ
2
Яцкив Е.И.
Физкультура
5
Призеры
(Бахриев М. Назимова С.
Бунечко О. Лемешко В.
Алисултанов И.)
Глотов В.В.
Всероссийская
олимпиада
«Олимпус» -
весенняя сессия г.
Калининград
всероссийский
2 – р.яз.
5 – мат
2 – геог
4 –биол.
6 – хим.
Диплом организатору
Дипломы участников
Семенякова А.М.
Всероссийская
олимпиада
«Славные станицы
нашей истории»
всероссийский
24
Дордюк О.И.
КОНКУРСЫ
Военно-спортивная
игра «Орленок»
муниципальный
11
1 место – бег на 2000 м
(Болычев Владимир)
2 место – «Боевой
листок»,
2 место –
«Познавательный»,
2 место – «На привале»
Общее итог – 7 место
Яцкив Е.И.,
Глотов В.В.
Смотр
художественной
самодеятельности
муниципальный
36
Грамоты в отдельных
номинациях
Зазулянская З.Ю.
Маркова С.Ю.
Всероссийский
конкурс эссе
«Равнопостольный
святой князь
Владимир»
всероссийский
4
Дордюк О.И.
Концерт к 70-
летию Великой
Победы
муниципальный
15
Грамоты за участие
Зазулянская З.Ю.
Конкурс чтецов
«Живая классика»
школьный
6
Дипломы победителям
(Троханенко М.,
Рамизова Ф.)
Гаврило Т.В.
Международная
игра-конкурс
«Русский
медвежонок –
языкознание для
всех»
всероссийский
48
Сертификаты об участии
Хиркина В.В.
Полупанова Н.И.
Гаврило Т.В.
Полупанова Н.И.
Бугакова Т.С.
Гаврило Т.В.
Международная
игра-конкурс
всероссийский
19
Диплом победителю
района (Линкевич К.),
Полупанова Н.И.
Хиркина В.В.
6
«Гелиантус»
дипломы об участии
Семенякова А.М.
Казаченко В.А.
Ситников Ю.М.
Экологический
слет
муниципальный
6
Грамота за 2 место
грамоты за выставку
Казаченко В.А.
Конкурс-фестиваль
«Патриотическая
песня»
муниципальный
1
Грамота Памятный
подарок
Казаченко В.А.
Соревнования по
легкоатлетическому
кроссу
муниципальный
3
2 место – Болычев
Владимир, 3 место –
Бунечко Олег Лемешко
Вадим
Глотов В.В.
Соревнования по
легкоатлетическому
кроссу
региональный
1
3 место – Болычев
Владимир
Глотов В.В.
Соревнования по
шашкам, шахматам
муниципальный
5
2 место по шашкам –
Назимова С., Ширинов
М., Алисултанов Р.
2 место по шахматам -
Алисултанов Р.,
Алисултанов И.,
Ширинова З.
Глотов В.В.
Конкурс
«Безопасное
колесо»
муниципальный
4
Грамота: 1 место -
«Медицина»
Яцкив Е.И.
Конкурс «Защита
прав потребителей»
муниципальный
3
Грамота, памятные
подарки
Дордюк О.И.
Конкурс «Мой дед
– ветеран»
региональный
1
Диплом
Грамота обучающемуся
Сосина Л.Н.
Большая роль в целостном учебно-воспитательном процессе отводится внеурочной
деятельности. В 1-5 классах отводится по 5 часов на внеурочную деятельность. Большое внимание
уделяется региональному компоненту . На занятиях клуба «Дончата» учащиеся знакомятся с
донской историей, бытом и жизнью казачества. Учащиеся занимаются в различных предметных
кружках, спортивных секциях, музыкальной и художественной школах.
1. Кружок «Музыкальный теремок» - руководитель Маркова С.Ю. .
2. Кружок «В мире танца» - руководитель Зазулянская З.Ю.
3. Секция «Спортивные игры» - руководитель Глотов В.В.
4. Кружок «Эко-око» - руководитель Казаченко В.А.
5. Кружок «Искра» - руководитель Сосина Л.Н.
6. Кружок «Читалочка» - руководитель Дордюк Н.В.
7. ЮИД – руководитель Яцкив Е.И.
8. Детское объединение «Спектр» - (руководитель Казаченко В.А.
Воспитательная работа школы направлена на развитие ученических коллективов и развитие
личности ребенка, создание условий для побуждения ее к самореализации, самоанализу,
самооценке, самовоспитанию. А также на поддержание и укрепление школьных традиций.
Совместно с заместителем директора по ВР Казаченко В.А. и с классными руководителями
в школе создана и работает детская организация «Спектр», которая имеет свой Устав. Цель
создания такой организации – формирование сотрудничества и демократизации школьной жизни,
развитие школьного самоуправления.
Воспитательная работа в школе проводится педагогическим коллективом целенаправленно,
систематически, что является основой её результативности: формирование социально-значимых
норм поведения, контроль наличия сменной обуви, внешний вид, выполнение правил поведения
7
учащимися, проведение мероприятий, сплачивающих коллектив класса (классные часы,
тематические мероприятия, походы, экскурсии и т.д.). Особое внимание необходимо уделяется
индивидуальной работе с учащимися, в первую очередь в классах, где наиболее низкие показатели
качества знаний и наибольшее количество проблем с поведением и посещаемостью учебных
занятий.
Традиционно учебный год ежегодно начинается с Праздника Знаний , в котором
принимают участие учащиеся 1-11 классов. В этот день проходит урок «Мира».
Традиционными в школе стали следующие мероприятия :
1.
Линейка памяти жертв терроризма - Беслан.
2.
Праздник ко Дню учителя.
3.
Концерт на «День пожилого человека».
4.
Осенний бал.
5.
Новогодние праздники.
6.
Праздничная программа ко Дню Защитника Отечества.
7.
Праздничная программа к Международному женскому Дню.
8.
Праздничная программа, посвященная 70-летию Великой Победы. . Митинг у
памятного знака. Праздничный салют.
9.
Последний звонок.
10. Участие в конкурсах «Живая классика». «Диалог культур – языком танца», «Конкурсе
патриотической песни», краеведческой и экологической конференциях.
Особое внимание в школе уделяется работе с «трудными» детьми, результатом которой
является отсутствие детей, стоящих на внутри школьном учете (ВШУ).
В целях осуществления профилактической работы со школьниками, нарушающими Устав
школы, правила для обучающихся, разработано положение о «Совете профилактики
правонарушений». Итогом проводимой работы является отсутствие детей, стоящих на учете в
ИДН.
Не остается в стороне и работа спортивно-оздоровительного направления. Ежегодно
проводятся Дни здоровья, работают спортивные секции: баскетбол, волейбол, футбол, легкая
атлетика. Ежегодно школа принимает участие в районных соревнованиях : легкоатлетический
кросс, соревнования по мини-футболу, волейболу, баскетболу, шашкам, шахматам, настольному
теннису, показывая хорошие результаты. Школьная спортивная команда неоднократно являлась
победителем этих соревнований.
Проводится большая оздоровительная кампания . В течение последних двух лет школа
перевыполняет разнарядку на летнее оздоровление детей (руководитель Гаврило Т.В.)
В школе успешно работает программа «Семья», цель которой активизация работы с
родителями. Хорошее знание детей и их родителей, уважительное отношение к личности каждого
из них, бережное сохранение школьных традиции в коллективе педагогов и обучающихся дают
школе возможность добиваться успехов в обучении и воспитании, несмотря на то , что
ученический коллектив очень разнородный . В школе 68% обучающихся дети не русской
национальности из малообеспеченных семей. Образовательный ценз родителей очень низок.
Доля учащихся школы, окончивших учебный год на «4» и «5» на каждой ступени обучения .
Учебный год
I ступень (%)
II ступень (%)
III ступень (%)
По школе
2013 – 2014
26
20,5
40
22,8
2014 – 2015
45,2
36,7
50
30
Результаты государственной(итоговой) аттестации в 9-х классах следующие:
Предмет
Кол-во уч-ся
Результаты года
Результаты экзаменов
5
4
3
2
% усп.
%
кач.
5
4
3
2
%
усп.
%
кач.
8
русский язык
19
1
5
1
3
-
100
32
5
9
5
-
100
74
математика
19
1
4
1
4
-
100
26
2
1
3
4
-
100
79
Сравнительная таблица результатов ЕГЭ за 2013-2014 и 2014-2015 уч. год
Русский
язык
Матема
тика
Физика
Химия
Биология
общество
ведение
история
2013-
2014
2014
-
2015
201
3-
201
4
201
4-
201
5
201
3-
201
4
201
4-
201
5
201
3-
201
4
201
4-
201
5
2013
-
2014
2014
-
2015
2013-
2014
2014-
2015
2013-
2014
2014
-
2015
56,67
59,6
4
26,6
7
15
41
-
51
33
-
35,5
38
44
67,23
-
72
В условиях школы разработаны программа «Здоровье» и «Здоровое питание» которые
предполагает работу по сохранению и укреплению нравственного, психического и физического
здоровья всех участников образовательного процесса.
Вся работа школы ведется согласно плану, утверждаемому на педсовете перед каждым
учебным годом.
Контролируется состояние предметов через фронтальный, персональный, классно-
обобщающий контроль.
Отслеживаются навыки чтения, счета. Контролируется выполнение программ, изучаются
РУВ учащихся и прогнозируется конечный результат успеваемости.
На педсоветах наряду с теоретическими вопросами подводятся и рассматриваются итоги
обученности и успеваемости обучающихся за каждую учебную четверть.
Ведется внеурочная работа, направленная на повышение качества знаний учащихся.
Анализ результатов итоговой аттестации показывает, что образовательные программы
успешно осваиваются учащимися. При сдаче ГИА и ЕГЭ за последние 2 года не было
неудовлетворительных результатов.
Все учащиеся получают аттестат. В 2014-2015 учебном году выпускница 9 класса
Щербатова Татьяна получала аттестат с отличием , а выпускница 11 класса Бормотова Татьяна
окончила школу с золотой медалью.
Учитывая выше изложенное и анализируя результаты работы школы, я поняла, что
современное управление – это не процесс, идущий сверху вниз, а целенаправленное
взаимодействие сторон, каждая из которых выступает и в роли субъекта и в роли объекта
управления.
Результатами своей работы считаю следующее:
1.
Созданы благоприятные условия для работы всех участников образовательного процесса.
2.
Сохраняется контингент учителей и учащихся;
3.
Вырос процент аттестованных учителей;
4.
Накоплен большой аналитический материал по учебно-воспитательному процессу;
5.
Сохраняется уровень успеваемости и обученности;
6.
Активно применяются учителями новые педагогические и информационные технологии .
Г.Н. Ланцова
9
10