Напоминание

"СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ"

Автор: Кравченко Светлана Александровна

Должность: учитель физики

Учебное заведение: МКОУ Карымская СОШ

Населённый пункт: село Карымск Куйтунского района Иркутской области

Наименование материала: статья

Тема: "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ"

Описание:

Происходящие в современном обществе перемены требу¬ют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки ФГОС нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать условия для формирования УУД, которыми должны владеть обучающиеся. Таким образом, основная цель, которая стоит перед учителем - научить детей самостоятельно добывать знания.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_polnoe/index?nomer_publ=3208

Опубликовано 05.03.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАРЫМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И

РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Учитель физики МКОУ Карымской СОШ Кравченко С.А. т
Происходящие в современном обществе перемены требу ют ускоренного совершенствования образовательного про странства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие – выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни не успешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям. В связи с этим приоритетным направлением ста новится обеспечение развивающего потенциала новых обра зовательных стандартов. Системно- деятельностный подход, лежащий в основе разработки ФГОС нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспи тания и создать условия для формирования УУД, которыми должны владеть обучающиеся. Говоря о формировании универсальных учебных действий обучающихся, мы говорим об умениях и навыках, которые позволят им самостоятельно усваивать новые знания, а также навыков самоорганизации своей деятельности по их поиску. Знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащения опыта школьника, основой для получения новых знаний. Уровень самостоятельности обучающихся зависит от степени сформированности УУД. Таким образом, основная цель, которая стоит перед учителем - научить детей самостоятельно добывать знания. В качестве учебного предмета физика в школе формирует систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного на - учного мировоззрения. Для формирования ос нов научного мировоззрения, развития интеллектуальных спо собностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Значение физики как составной части обще го образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объектив ные знания об окружающем мире, позволяет наиболее эффективно формировать все виды УУД и тем самым дает учащимся возможность использовать полученные знания в повседневной жизни. Выделяют следующие группы УУД: личностные; регулятивные (включающие также действия саморегуляции); познавательные; коммуникативные .

Личностные универсальные учебные действия.
Приоритетной задачей новых стандартов образования является развитие в личности способности к самореализации. Личностные УУД способствуют формированию: •жизненного, личностного, профессионального самоопределения; •способности к смыслообразованию, •ценностно-смысловой ориентации учащихся; •готовности к жизненному и личностному самоопределению; •знания моральных норм, умения выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, а также ориентации в социуме и межличностных отношениях. Цели урока физики, должны быть ориентированы, прежде всего, на развитие личности ученика, личного и ценностного отношения учащихся к окружающим, к физике, к себе. На уроке физики ученик начинает рассматривать причины открытия, происхождение изучаемого явления, постигать законы, лежащие в основе этого явления, учится предвидеть различные следствия, вытекающие из этих законов. При этом ученик видит закономерность изучаемого явления, целостную картины окружающего мира. Учитывая неоднородность класса, индивидуальные особенности, особенности обучения в конкретной школе и состояние здоровья детей, предусматривается дифференцированная работа учащихся на уроке физики, используется уровневый подход при отборе содержания учебного материала, а также дифференцированный подход при контроле знаний. Можно предложить обучающимся в начале урока решить задачу у доски по выбору на «3», «4», «5». Или при выполнении контрольной работы обучающиеся сами выбирают задачи из предложенных на ту оценку, какую они хотят получить. Личностными результатами обучения физике является приобретение познавательных интересов, творческих способностей, убежденность в возможности познания природы, ее законов, в необходимости использования достижений науки и техники для дальнейшего развития общества. Формируется самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений, готовность к выбору своего жизненного пути, ценностное отношение к себе и окружающим, к приобретению новых знаний, отношение к физике, как элементу общечеловеческой культуры, уважение к творцам науки и техники. Очень интересна в этом отношении книга А.В. Хуторского и др. «Как стать ученым» для занятий со старшеклассниками. При знакомстве с биографическими данными можно предложить задание «Интервью с учеными», т.е. придумать вопросы, которые хотелось бы задать данному ученому. Можно предложить обучающимся найти в интернете высказывания и афоризмы ученых на предложенную тему и проанализировать их и др. Личностные УУД можно сформировать, изучая, например, физику в 11 классе: она делится на 5 крупных разделов. Изучение всех этих разделов проходит в тесной связи друг с другом. Эрстед открыл существование магнитного поля вокруг электрического тока, М. Фарадей поставил вопрос о существовании магнитного поля вокруг электрического, обобщение работ
Эрстеда и Фарадея сделал Максвелл теоретически. Эксперимент поставил Герц, а применил А.С. Попов, создав радиоприемник. На стадии понимания ученик начинает рассматривать причины открытия, происхождение изучаемого явления, постигая законы, лежащие в основе этого явления, предвидит различные следствия, вытекающие из этих законов. При этом он видит закономерность изучаемого явления, целостную картину окружающего мира.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Регулятивные универсальные учебные действия - действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: •целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; •планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; •прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; •контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; •коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; •оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; •волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию, к преодолению препятствий. Регулятивные универсальные учебные действия лучше всего формируются на уроках физики при выполнении лабораторных работ, при решении экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач. При обучении физике, деятельность, связанная с проведением физического эксперимента, включает в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление и обобщение результатов. В конечном итоге можно говорить об усвоении экспериментального метода познания физических явлений. Решение экспериментальных, качественных и количественных задач формирует у обучающихся умение проводить наблюдения и описывать их, задавать вопросы и находить ответы на них опытным путем, т.е. планировать проведение простейших опытов, проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, представлять результаты измерения в виде таблиц, делать выводы на основе наблюдений, находить простейшие закономерности в протекании явлений и сознательно использовать их в повседневной жизни, соблюдая разумные правила техники безопасности и приблизительно прогнозируя последствия неправильных действий. Например, при обобщении темы «Электрические явления» можно дать экспериментальное задание, которое позволяет охватить повторение большого
количества учебного материала: собрать цепь из предложенных приборов, правильно их подсоединив, начертить схему цепи, снять показания приборов и найти все возможные физические величины.
Познавательные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия разделяются на общеучебные и логические УУД. 1)Общеучебные УУД включают в себя: •самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; •поиск и выделение необходимой информации, с применением методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; •структурирование знаний; •выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; •рефлексию способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; •смысловое чтение, при котором происходят процессы постижения учеником ценностно-смыслового содержания текста, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения текста смыслом; • умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи; • действие со знаково - символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование). На уроках физики ребята учатся воспринимать, перерабатывать предъявлять информацию в словесной, образной и символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить ответы на поставленные вопросы и излагать его, приобретают опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач. Знакомство с любой новой физической величиной предусматривает действие со знаково-символическими средствами. Большой опыт на уроке физике ребята приобретают в кодировании и декодировании приобретенной информации с помощью формул. 2)Универсальные логические действия. В рамках школьного обучения под логическим мышлением понимается способность и умение производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.). Совокупность логических действий представляет собой: • сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств), различия, определения общих признаков и составление классификации;
•анализ - выделение элементов, расчленение целого на части; •синтез - составление целого из частей; •сериация - упорядочение объектов по выделенному основанию; • классификация - отношение предмета к группе на основе заданного признака; • обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; • доказательство, установление причинно - следственных связей, построение логической цепи рассуждений; • установление аналогий. Для реализации формирования познавательных УУД можно использовать опорные конспекты, структурно-логические схемы или логические схемы- таблицы. Это позволяет систематизировать знания, учит ребят выделять основное, а задача учителя лишь направлять их мысли. Таблицы и схемы хорошо запоминаются и в дальнейшем используются как справочные материалы. Они могут быть полезны при решении задач, при выполнении тестовых заданий. Изучаемый материал связывается воедино, развивается логическое мышление, навыки самостоятельной работы с учебником, повышается активность обучающихся, растет интерес к предмету. Составить таблицу или схему можно на уроке или дать в качестве домашнего задания. Особую роль в формировании познавательных УУД играет работа ребят над проектами. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот вид работы органично сочетается с групповой деятельностью. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Этот метод позволяет ребятам приобрести коммуникативные навыки общения, практические умения, возможность использования широких человеческих контактов и знакомство с различными точками зрения. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет спланировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Данный метод может быть использован в любом классе начиная с 7-го, когда ребята начинают знакомиться с предметом. Цели, задачи, тема проекта должны формулироваться с учетом возрастных
особенностей детей. За этим методом будущее, недаром он отнесен к технологиям ХХI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека в постиндустриального общества. Нужно учить именно тому, что может пригодиться, тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения российского образования. А исследовательская деятельность формируют у обучающихся целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ответственности, что и обеспечивает современное качество образования и повышает качество преподавания предмета.
Коммуникативные универсальные действия.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми В состав коммуникативных действий входят: • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели; • постановка вопросов - сотрудничество в поиске и сборе информации; • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера; • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; •владение монологической и диалогической формами речи. В коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, владение определенными нормами общения, поведения. Такие способности наиболее эффективно приобретаются в групповой и коллективной работе, например, в исследовательской и проектной деятельности, в постановке экспериментов на уроке физики. Элементы формирования коммуникативных УУД можно рассмотреть на примере урока конференции. Урок – конференция - особая форма учебного занятия, сочетающая индивидуальную работу каждого ученика (подготовка сообщения и выступление с ним на уроке) с активной работой всего класса (конспектирование выступлений, обсуждение докладов, оценивание выступлений). На уроке - конференции ребята с одной стороны являются выступающими, с другой стороны оценивают труд своих товарищей, задают вопросы, участвуют в дискуссии, проводят самооценку своей работы.
В конце учебного года можно провести ежегодную научную конференцию. Конференция, являясь межпредметной, выходит далеко за пределы учебников и для раскрытия требует самостоятельного информационного поиска материала в Интернете, умения использовать ТСО. Название и тему конференции можно предложить выбрать самим обучающимся. Будет интересно, если тема вызывает резонанс мнений. Например, «Атомная энергетика: за и против», «Воздействие магнитных полей на организм человека». Таким образом, появляется возможность формирования у ребят умения активно защищать свою позицию, представлять свое мнение. Учащиеся хорошо представляют материал по каждому вопросу, с интересом готовят презентации. Таким образом, формируется и ИКТ-компетентность обучающихся. Результатом формирования универсальных учебных действий будут являться умения: – произвольно и осознанно владеть общим приемом решения учебных задач; – использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; – уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – уметь осуществлять синтез как составление целого из частей; – уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; – уметь устанавливать причинно-следственные связи; – уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; – владеть общим приемом решения учебных задач; – создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; – уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий. Поэтому обучение, в рамках которого возникает и развертывается учебная деятельность, обеспечивает развитие не отдельных психических процессов, а тех свойств школьника (в том числе и психических), которые необходимы для того, чтобы он мог стать субъектом данной деятельности, а в будущем – человеком, умеющим самостоятельно мыслить, принимать решения и реализовывать их. Главная задача учителя – максимально инициировать самостоятельный поиск учащихся. Учитель должен стремиться к минимальному вмешательству в их учебную деятельность, лишь в случае необходимости организационно влиять на ситуацию, помогая учащимся продвинуться в поиске нового. И в заключении хотелось бы напомнить, что каждый ребенок индивидуален. Нужно помочь найти в нем его индивидуальные личные особенности. Нужно помнить, что главным является не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. Нужно научить
ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавать ему наводящие вопросы. Ребенок должен научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки. Сегодня учащийся сам должен стать « архитектором и строителем образовательного процесса». Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы УУД. Список литературы. 1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова - М., 2008. 2. Болотова В.С. Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке физики. [Электронный ресурс] Режим доступа: profistartps/blog/12656.html 3.Ивашкин Д.А. Освоение метода познания на уроках физики: журн. Физика в школе / Изд. Первое сентября, № 14, с. 23-25, 2011. 4. Проектная деятельность в условиях обновления образовательных стандартов: методические рекомендации / авт.-сост.: Е.А. Антонова, И.И. Кацай – Челябинск: МБОУ ДПО УМЦ, 2012г 5. Реализация учебно-исследовательской деятельности учащихся общеобразовательной школы: методические рекомендации/под ред. Ильиной А.В. Маковецкой Ю.Г.- Челябинск: ЧИППКРО,2014г 6. Стандарты второго поколения “Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения” Основная школа. Москва “Просвещение”. 2011 г.


Яндекс.Метрика